протоиерей Пётр Смирнов

Похвальное слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм. Святителя Илии Минятия Кефалонитского35

И видех, и се полн славы дом Господень (Иезек. 44:4).

Вот величайшая жертва, какая только принесена Богу от сотворения мира. Мария, приснодевственная Дщерь, в трехлетнем возрасте приводится во храм иерусалимский на посвящение Творцу. Не было ничего более ценного, не оказалось никакой более дорогой и для Бога благоприятной жертвы. И когда благоговейным мысленным взором я представляю себе это торжественное введение, как будто вижу, действительно, славное и блестящее торжество на земле, во святом граде, но (вместе с этим) воображаю другое, более славное и блестящее там горе, на небе, в раю. Здесь я вижу, как идут впереди свещеносные девы, радостно прославляющие Приснодевственную, а там – как ликуют чиноначалия молниезрачных ангелов, светло прославляя во плоти Честнейшую бесплотных Сил. Здесь великий архиерей простирает благословляющую руку и, по божественному вдохновению, облачившись, – вводит во Святое святых одушевленный кивот освящения: и в это же самое время отверзает Свои блаженные объятия Предвечный Отец и принимает одесную престола божественного величия предопределенную матерь Сына Своего. Сугубо введение благодатной Отроковицы: одно – видимое здесь, во Святое; а другое – мысленное, там во светлости Святых. Поэтому, здесь сияет храм Соломонов, полный божественного светоявления, а там сугубо сверкает треблаженный свет трисветлого богоначального Сияния. Вероятно, это и созерцал Иезекииль, когда говорил: и видех, и се полн славы дом Господень, разумеется, дом Господень земной и небесный. Но, усердные слушатели, ныне я не хочу представлять себе ничего на земле или на небе, кроме Сей богоблагодатной Дщери и, видя Ее входящею во храм Божий, я воображаю поистине одушевленным храмом Божества, о котором совершенно удобно могу сказать: и видех, и се полн славы дом Господень.

И храм Соломонов, и все, что в нем было священного и чтимого, – все это было образом преимуществ Девы Марии, Которая, воистину, есть одушевленный храм Божий. Прежде всего сам Соломон, каковое имя означает «царь мира», создатель храма, на построение которого он положил все свое богатство и мудрость, чтобы совершить величественнейшее и прекраснейшее дело, какое только возможно на земле, есть образ небесного Мироздателя и Всецаря Бога, Который в писаниях называется «Князь мира» (Ис. 9:6), Который для создания Девы Марии приложил все богатство божественного Cвoeгo всемогущества, божественной мудрости и благости, чтобы произвести творение, совершеннейшее и благороднейшее во всей природе существ. Сотвори Мне величие Сильный, сотвори державу мышцею Своею (Лук. 1:49, 51): это значит, чтобы создать Ее, Бог сделал столько, сколько мог всемогущий Бог. Он создал Ее с таким телесным благолепием, котopoe при сравнении много превосходит даже благолепие бестелесных духов: с душою восприимчивою ко всем одновременно высочайшим дарованиям Духа, с разумом просвещенным всеми лучами Божественного сияния для познания истины; с волею возжженною стремлением к добру всей теплотой божественной любви, непрестанно действуемой и содействуемой Всесвятым Духом. Блаженный Августин творение Девы называет «делом вечного совета»... Необычайное дело произошло при построении храма, ибо (Писание) говорит: и храму зиждему сущу, камением краесекомым нетесаным создася: млат же, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему (3 Царств. 6:7...), и так далее... Но еще более необычайное дело произошло в Деве. поелику Она должна была, как воспевает Церковь, быть чистейшим храмом Спасителя, священной сокровищницей славы Божией, жилищем воплощенного Божества, одушевленной храминой Небесного Царя. Она была по телу и по душе предуготована, предочищена, совершенна, облагодатствована: Бог соделался человеком, зачавшись в Деве, душою и телом, предочищенной Духом. Таким образом, Дева Мария, созданная Богом, превзошла природу закона, а родивши Бога превзошла закон природы.

В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: во-первых, седмисвещник; во-вторых – трапеза с хлебами предложения, в третьих – золотая кадильница, в четвертых – золотая стамна, вмещавшая манну; в пятых – скрижали завета, на которых было начертано десятословие, в шестых – жезл Ааронов прозябший, в седьмых – ковчег, в восьмых – херувимы, осенявшие очистилище, и в девятых – Святое святых. Все они – прообраз, притча и сень преимуществ Богородицы. Она, воистину, была седмисвещным светильником, семи дарований Святого Духа, которыми сияла с первых же лет жизни. Она – золотая кадильница, ибо невоспламенившись вместила огонь Божества. Она – стамна златая, содержавшая небесную манну. Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово. Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления. Она – ковчег, спасший род человеческий от потопления греховного. Она – божественное очистилище, которое осеняли не херувимы, но сама сила Всевышнего. Это – богоприемное чрево, поистине, есть Святая святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью.

И вот, Дева Мария – одушевленный храм Божий, который преобразовательно представлял храм Соломонов. Поэтому та слава, которая по освяшении наполняла храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дѵх Святой пророчественно провозгласил: и видех. и се полн славы дом Господень. Почему Дева вошла во храм в трехлетнем возрасте? – На третьем году узнается высота человеческого роста: каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое – ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестодневе: «каков кто в трехлетнем возрасте, таков дважды будет потом». Дева была трех лет, и имела столько святости, что была признана достойною войти во Святое святых, куда входил только один архиерей, и то однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить Свою святость: то есть, как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить Свою святость чтобы еще настолько же превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных. Так что если в три года Она достигла Святого святых храма, то к концу достигнет Святого святых рая, то есть самого престола трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста Царица одесную Тебе (Пс. 44:10), – вот это и есть совершенное величие святости, которое прияла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь на земле, полный славы на небе: и видех, и се полн славы дом Господень.

Ты, прославленная Дево, входишь днесь во храм Божий. Ты, одушевленный храм Божий, входишь во Святое святых, освященное осенение Всевышнего; входишь в очистилище Господне, очищение душ наших; и мы, как свешеносные девы, с сердцем возженным благоговением мысленно дороносим Тебя и в духовном веселии торжествуем славное Твое Введение. Аминь36.

* * *

35

Сконч. в 1714 г.

36

См. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керникского и Калавритского). Новый перевод с греческого на русский язык. Издание Св.-Тр. Сергиевы Лавры. 1902 г., стр. 356–359.



Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Вторая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Введение во храм Пресвятые Богородицы профессор Александр Павлович Лопухин

2. Слово из вечности – Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

3. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле профессор Николай Никанорович Глубоковский

4. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

5. Церковь Божия во Христе – Две идеи вселенской церкви протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

6. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий – Библиография митрополит Иларион (Алфеев)

7. Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I – Глава третья Георгий Константинович Властов

8. Церковь. Мир. Миссия – VII. Обновление протопресвитер Александр Шмеман

9. Бытие как общение исследование о личности и Церкви – VII. Поместная Церковь в аспекте общения митрополит Иоанн Зизиу́лас

10. Пророк последних дней первого Иерусалима архиепископ Варфоломей (Ремов)

Комментарии для сайта Cackle