Воспоминания архимандрита Пимена

Источник

Содержание

Читателям книги «Воспоминания архимандрита Пимена»

Предисловие

Глава I. Вологда. Описание ее; соборы; монастыри; белоризцы; церкви; крестные ходы; общественные здания; дома; образ жизни; торговля; мое семейство; одежда горожан; яства; брачные обряды; погребения Вологда Соборы Монастыри Церкви Церкви за рекой Крестные ходы Общественные здания Дома Мое семейство Глава II. Мое рождение; учительница; крестный ход в холеру 1830 года; строение нового острога; смешной случай; Машурин; намерение вступить в монастырь; знакомство с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым Глава III. Горицкий монастырь, исторические сведения об оном; игумения Маврикия Ходенева; слепая старица Феодосия; Феофания Готовцова; ее сестра Маврикия Щулепникова; Ангелина Кожухова; Агния Шилова Горицкий монастырь Глава IV. Кириллов Новоезерский монастырь: архимандрит Феофан Соколов, игумен Лука; братия: игумен Аркадий, отец Вениамин; казначей Авраамий, Комаровский – послушник, потом игумен; Чихачов; Яковлев; архимандрит Феофан, его жизнь и кончина Глава V. Хождение в Киев; Пешношский монастырь; Оптина пустынь; исторические сведения; отец Леонид; ученики его; старцы: Диомид, Вассиан; Гавриил-пустынник; свойства отца Леонида; действие умной молитвы: Матрона; Киев; Софрониева пустынь, порядок в оной; отец Иоасаф; отец Феодосии; Глинская пустынь; возвращение в Оптину пустынь. 1833 год Оптина пустынь Глава VI. Возвращение в Вологду; Молога; старец Иларий; Свирские старцы: схимонахи Феодор и Антиох; Торик; Брянчанинов; приезд в Москву; настоятели Московских монастырей: городских и загородных в 1834 году Глава VII. Угрешские игумены: Ионафан и Амвросий; Израиль и Аарон Глава VIII. Угрешский монастырь в 1834 году; состояние оного при поступлении отца Илария. Казначеи: Иоанникий, Филарет и Серафим; ксёндз Семашко; Макарий и разбойники, его два ученика. Кончина архимандрита Поликарпа. Поездка в Вологду в 1840 году; архимандрит Феофил; его рассказ; иеромонахи Глава IX. Обновление Николаевского собора; Авдотья Ивановна Рыбникова; две старые могилы; освящение собора митрополитом Филаретом в 1843 году Глава X. Поездка в Вологду в 1847 году; Сергиевский архимандрит Игнатий в отпуске живет в Бабаевском монастыре; мое пребывание в Вологде; архимандрит Вологодский Иона Глава XI. Начало знакомства с Александровыми, придел Марии Египетской; Успенская церковь; свидание митрополита Филарета с П.М. Александровым; освящение Успенской церкви; игумен Иларий просится на покой, уволен на Пешношу; мое последнее с ним свидание; рассказ его о послушнике Савваите; рассказ преосвященного Игнатия Глава XII. 1852–1853 гг.; я сделан управляющим монастырем; являюсь к владыке; его разговор со мной об учреждении общежития на Угреше; сочувствие этому преобразованию; П.М. Александров; приезд викария преосвященного Алексия; советы Троице-Сергиевского наместника – архимандрита Антония; открытие общежития и посвящение меня во игумена; продолжение рассказа об Александровых Глава XIII. Обновление Угреши; приезд владыки; Заиконоспасский архимандрит Леонид; мое посвящение во архимандрита; посещение мною Александрова; его подарки; покупка дома для монастыря; мое последнее свидание с Александровым; его кончина и погребение; его завещание Глава XIV. Освящение больничной Скорбященской церкви; начало скита; П.И. Куманин; закладка скитского храма и освящение; кончина Александровой и погребение; ее рассказ из прошлой жизни; 1 мая 1862 года, сильное наводнение на Угреше, повреждение плотины и прудов; поручение мне от владыки в 1863 перестроить Вознесенский Московский монастырь Глава XV. П.И. Куманин; его болезнь, кончина, погребение, пожертвования Глава XVI. Пятидесятилетнее празднование святительства владыки 5 августа 1867 года; внезапная кончина его и погребение Глава XVII. Приезд нового владыки, посещение им Угреши; первая моя поездка в Санкт-Петербург; назначение меня в должность благочинного; прежнее распределение монастырей, новое; численность монашествующих; вторичный приезд владыки; вторичная моя поездка в Петербург Глава XVIII. Архиерейский дом; освящение Казанской церкви; кончина Коломенского архимандрита Тихона; преобразование Ново-Голутвина монастыря в общежительный; приезд преосвященного Леонида в Коломну, торжество открытия общежития Глава XIX. Богадельня в селе Остров, освящение при оной храма, открытие; Московская Чернорабочая больница, игумен Антоний Бочков Глава XX. Новое монастырское училище; освящение храма в оном; акт открытия, речи, состав училища Глава XXI. Лето в Екатерининской пустыни; село Суханово; газетная обо мне сплетня; Берлюковская пустынь; письмо преосвященного Леонида Глава XXII. Приезд мой в Москву, опровержение газетной сплетни; операция, ход моей болезни: я близок к смерти; внезапная перемена; выздоровление; возвращение в монастырь Глава XXIII. Строение странноприимного дома; мое падение со стремянки; болезнь; письмо преосвященного Леонида; Саввин монастырь Глава XXIV Обозрение всех общежительных монастырей Московской епархии: 1) Старо-Голутвин; 2) Бобренев; 3) Белопесоцкий; 4) Давыдова пустынь; 5) Берлюковская пустынь; 6) Пешношский монастырь; 7) Екатерининская пустынь; 8) Гуслицкий монастырь; 9) Ново-Голутвин; 10) Угрешский монастырь Статистические таблицы всех общежительных мужских монастырей Московской епархии Статистические сведения мужских монастырях От всех общежительных Московской епархии Статические сведения мужских монастырях От всех общежительных Московской епархии Статические сведения мужских монастырях От всех общежительных Московской епархии Глава XXV. Женские монастыри: 1) Аносин; 2) Бородинский; 3) Зосимова пустынь; 4) Влахернский монастырь; 5)Крестовоздвиженская Лукинская община I. Аносино-Борисо-Глебский монастырь II. Бородинский монастырь III Зосимова пустынь IV. Спасо-Влахернская пустынь V. Крестовоздвиженская Лукинская женская община Статистические таблицы всех общежительных женских монастырей Московской епархии Статические сведения женских монастырях От всех общежительных Московской епархии Статические сведения женских монастырях От всех общежительных Московской епархии Глава XXVI. Вторичная моя болезнь и пребывание мое в Москве с ноября по март; посвящение отца Нила в игумена Берлюковского; освящение церкви Василия Парийского; известие о назначении Преосвященного Леонида в Ярославль Глава XXVII. Берлюковская дача – сельцо Кармолино; торжество в монастырском училище; отъезд преосвященного Леонида в Ярославль, моя поездка в Лавру и возвращение Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь Глава ХХIХ. Поездка в Вологду Глава XXX. Возвращение в Ярославль; вторичное посещение Ростова Глава XXXI. Последний приезд преосвященного Леонида в Москву; известие о его кончине; обстоятельства оной; погребение Прибавления I. Сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Святителя Николая, что на Угреше 1. Исцеление крестьянки Матроны, расслабленной ногами, 1858 год 2. Исцеление московского земского исправника Н. С. Василия Ивановича Муратова, 1859 год 3. Исцеление московского купеческого сына И. С. Ш., 1860 год 4. Исцеление крестьянской девицы от горячки II. Наказания за клятву и нарушение оной 1. Крестьянин деревни Кишкиной Михайло Коротков 2. Иеромонах Павел III. Очевидное наказание Божие за кощунство 2 3 4 IV. К воспоминаниям о Московском митрополите Филарете и о преосвященном Игнатии Брянчанинове 2 3. Известие о кончине преосвященного Игнатия Брянчанинова 30 апреля, 1867 года V. О видениях перед смертью 2. Иеромонах Акакий VI. Сведения о некоторых монастырях 1. Колоцкий монастырь 2. Лужецкий монастырь 3. Коже-Озерский монастырь 4. Барковская пустынь  

 
Читателям книги «Воспоминания архимандрита Пимена»

Дорогие братья и сестры !

На протяжении тысячелетнего бытия Русской Православной Церкви монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни. Немало таких духовных твердынь Православия расположено в пределах Московской земли. Среди них Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь занимает особое место.

Эта обитель была основана близ Москвы в 1380 году, на месте явления Святителя и Чудотворца Николая благоверному князю Дмитрию Донскому – великий святой духовно поддержал полководца и предрек победу на Куликовом поле. В память об этом знаменательном событии и была основана обитель.

Многое судил Господь пережить монастырю в минувшие годы. Но во все времена его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям.

Николо Угрешский монастырь прославился трудами и подвигами многих подвижников веры и благочестия. Но имя преподобного Пимена, архимандрита этой обители, уже при жизни было овеяно особой любовью. По свидетельству современников, его жизнь, облик и труды были исполнены ответственностью за монастырь, заботой о вверенном ему Винограднике Христовом.

Прославленный в лике святых, преподобный Пимен, верим, предстоит ныне перед Престолом Божьим, вознося свои молитвы о нас грешных и Отечестве нашем. На камне его веры утверждалась и утверждается ныне Николо-Угрешская обитель, согревая огнем веры всякого приходящего в монастырь за духовной поддержкой и утешением.

Ныне Николо-Угрешский монастырь переживает новый период своего бытия – в нем вновь возжена лампада, началось возрождение монашеской жизни, восстановление порушенных в прошлом святынь.

Слава Богу, и в наше непростое время этот монастырь по-прежнему остается местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая может обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной.

Надеюсь, что настоящее издание, предпринятое наместником монастыря епископом Люберецким Вениамином, будет вписано в церковную летопись, а также внесет достойный вклад в празднование знаменательного юбилея – 625-летия основания Николо-Угрешского монастыря.

Молитвами Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Пимена да хранит Господь обитель Николо-Угрешскую и вас, дорогие братья и сестры – читатели книги, на всех путях жизни вашей!

Патриарх Московский и всея Руси

Алексий

Предисловие

Эти записки составились совершенно незаметным образом и без всякого намерения написать что-нибудь для печати. Многие из моих знакомых, слушая мои рассказы о тех старцах, которых я знал на своем веку, и о тех, про которых знал понаслышке от покойного нашего игумена Илария, неоднократно советовали мне написать эти рассказы и сохранить их ради пользы как духовное наследство, полученное мной и которое следовало передать и другим. В особенности настоятельно сего требовал от меня один человек, ко мне весьма расположенный, который и сам, несмотря на свой высокий сан, великий подвижник и ревнитель монашества. Я все уклонялся, считая таковой труд не по моему умению и не по моим силам. Но случай дал мне возможность осуществить желание многих во время моего лечения водами, в Екатерининской пустыни летом 1873 года, где я имел много досуга, и так как со мной был один из братии нашей обители, который мог мне помочь в этом труде, то я и решился на это дело. Я стал ему сказывать все свои воспоминания с тех пор, как начал себя помнить, и таким образом, в два месяца было набросано наскоро то, что сохранила моя память.

После того я занялся пересмотром написанного и поручил привести в порядок. Так составилась эта толстая тетрадь, которую я назвал моими «Воспоминаниями». Я показал ее тем, на мнение которых я полагаюсь; были читаны отрывки, и меня стали убеждать, чтобы я отдал в печать. Не берусь решать, лучше ли было бы вовсе не печатать, или лучше сделал я, что сообщил все то, что, может быть, принесет и пользу читающему с рассуждением.

Ежели заключающееся в этих отрывочных рассказах принесет хотя малейшую кому бы то ни было пользу, я сочту это для себя наградой и возблагодарю тех, от которых слышал все, мною переданное, и им, а не мне, похвала и благодарение. Но ежели что соблазнит читателя, и он осудит меня, прошу заранее прощения, не за худой умысел или за недоброе намерение, но за недостаток памяти, за неверность слышанного мной и неумение передать. Впрочем, кто истинно внимает себе, тот везде извлекает для себя душевную пользу, и плохое писание окажется для него гораздо душеспасительнее, чем другому и самое мудрое и назидательное. Молю Господа, да не будет мое слово для брата моего душевредным, но благоприменительным.

Настоятель Угрешского монастыря

архимандрит Пимен.

1875 года, Октября 1 дня. Угреша.


Источник: Воспоминания архимандрита Пимена. - [Дзержинский] : Николо-Угреш. ставропигиал. монастырь, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 439 с. : ил., портр.; 27 см.; ISBN 5-7368-0271-6 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle