Глава XX. Новое монастырское училище; освящение храма в оном; акт открытия, речи, состав училища
Июня 3, 1873 года совершено освящение церкви в здании нового училища и открытие оного. Но прежде чем стану говорить об этом торжестве, расскажу о том, как началось у нас училище. Возвращаюсь к 1865 году. В то время в Московской Палате Государственных Имуществ служил советником Яков Иванович Попов, который неоднократно советовал мне открыть при Угрешском монастыре народное училище; но я нисколько не сочувствовал этому делу, не видя в нем пользы для обители и сомневаясь, чтобы и для окрестного населения оно оказалось полезным, и потому слушал советы Якова Ивановича, отнюдь не располагая им следовать. Однако Яков Иванович, нимало не смущаясь безуспешностью своих попыток, снова и снова с большими усилиями возвращался к тому, пока в 1866 году в апреле не достиг желаемого им. Он приехал 7 числа вечером, приступил ко мне и сказал, что не уедет без того, чтобы я не открыл училище. На этот раз я сделался уступчивее и согласился открыть училище в здании монастырского старого упраздненного постоялого двора в полуверсте от монастыря, думая про себя: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; когда еще что будет, и учеников не собрали, а что там выйдет – будет видно». Но я в своих соображениях обманулся. Якову Ивановичу недоставало только моего согласия, а все уже было им подготовлено, и едва успел он вымолить у меня согласие, как тотчас же разослал повестки по соседним деревням, чтобы все переписанные мальчики на следующее утро собрались в назначенный час. На другой день к поздней обедне в церковь собралось до 60 мальчиков, готовых поступить в наше училище. По окончании обедни понесли икону Святителя Николая, и я пошел с братией в будущее училище, где отслужили с водосвятием молебен. Итак, апреля 8 открылось монастырское народное училище. Но я сильно сомневался, чтобы это дело пошло успешно, потому что и самый преподаватель, которому поручалось училище, Дмитрий Байков, один из нашей братии, хотя и находился уже около двух лет в монастыре, и по характеру и по поведению человек был одобрительный, но я не знал, имеет ли он достаточно познаний и способности, необходимых для хорошего преподавателя.
Из числа 60 мальчиков, первоначально записанных в училище, осталось менее половины, но впоследствии снова все обратились и оставались уже в нем не по принуждению, а по желанию. Вот каковы были начатки нашего училища, принявшего потом такие размеры.
Открытие нашего нового народного монастырского училища и освящение в нем храма во имя Сошествия Святого Духа совершилось июня 3, 1873 года. Владыка наш, которого я просил почтить своим присутствием это сугубое торжество, отказался по нездоровью своему и вместо него прибыл преосвященный Леонид. Он совершал всенощное бдение и освящение храма и литургию. Кроме меня, с ним служили два бывшие наши угрешские казначеи: отец Сергий, архимандрит Новоголутвинский и отец Нил, строитель Берлюковской пустыни, отец Досифей, преподаватель училища, который по моей просьбе и был награжден в этот день набедренником.
С вечера прибыли к нам князь Трубецкой, князь Туркестанов, состоящие в училищном совете Московского Земства и Александр Васильевич Краснопевков, инспектор Народных училищ Московской губернии. А поутру июня 3 приехал московский генерал-губернатор, князь Владимир Андреевич Долгорукий, который дожидался в соборе того времени, когда преосвященный крестным ходом придет туда за святыми мощами, и при обратном шествии и он присоединился к нам и шел за крестным ходом. Погода была превосходная, и потому народное стечение было весьма многочисленно, так что весь путь от монастыря до самого училища, вся площадка около него, пригорки, дорожки – все это было усеяно народом и издали казалось пестрым ковром. По совершении литургии преосвященный, все духовенство и все наши почетные гости, все мы пришли в посетительские комнаты, где несколько отдохнули и, напившись чая, опять сошли в шатровую большую палату, где был поставлен длинный стол, покрытый сукном и расставлены кресла и стулья для присутствующих при акте открытия училища. Преосвященный первый сказал речь и от имени владыки нашего передал мне архипастырское благословение и признательность за основание училища. После того, приняв благословение преосвященного, я велел прочитать одному из братии составленный отчет о построении училища: 1) о стоимости зданий, 2) о подразделении учеников, 3) о предметах преподавания, 4) о преподавателях и 5) о целях устроения училища.
После прочтения отчета говорил речь господин Краснопевков, в которой высказал в прекрасных словах о заслугах обители в деле образования православного юношества. После того один из старших учеников, по имени Орлов, приблизившись к преосвященному, сказал ему речь, которую и переписываю вполне:
«ПреосвященнейшийВладыко, милостивейшийархипастырь!
Приходящие сюда просвещаться истинным просвещением, светом Христовым, всех просвещающим, мы просим благословения выразить Вам все, что у нас на сердце. Мы радуемся, что святый храм нашего училища освящен Вашим преосвященством.
Много благодетельствует обитель великого Угодника Божия и Чудотворца Святителя Николая: она дает приют немощным и престарелым, врачует недужных, питает странников и нищих и хлопочет еще о нас: вот уже восьмое лето, что она заботится о детях мирян, и как настоящая мать учит их, и питает, и одевает, и наставляет в Законе Божием. Мы должны чувствовать это благодеяние, а благодарность доказывать своим благонравием и прилежанием и стараться быть достойными нашего жилища, в котором храм во имя Святого Духа, чтобы нам и самим сподобиться быть живыми храмами Духа Святого, дабы Он обитал в сердцах наших. Но сколько бы мы ни старались сами по себе, мы ничего не сделаем, ежели не поможет нам великий Угодник, который пятьсот лет хранит свою обитель, созданную на месте, где чудесно явилась его святая икона.
Просим святых молитв Ваших, преосвященнейший владыко. Господь услышит их и призрит свыше на виноградник Свой, который насадила десница Его, и под кровом Святителя виноград процветет и умножится, и принесет изобильные плоды в возблагодарение обители за ее благодеяния, и все мы будем присно прославлять Господа за Его великие и богатые к нам милости».
После этой речи градоначальник Москвы пожелал сказать мне приветствие и слово поощрения, как он выразился, «на дело благое образования православного юношества». По окончании акта я просил преосвященного сойти в столовую училища, благословить ученическую трапезу. После того мы все возвратились в монастырь и собрались в Николаевском соборе. Сопровождаемый московским градоначальником и прочими именитыми посетителями, преосвященный, облаченный в мантию, с посохом в руке, в предношении Пречистой и святой иконы Сошествия Святого Духа, предшествуемый настоятелями и всей братией, при пении обычного псалма направился к большой монастырской трапезной палате, где и разделил с братией общую братскую трапезу.
После трапезы преосвященный и все мы ходили посетить князя Владимира Андреевича в архиерейские палаты, где он останавливался. Побыв еще не более часа у нас в обители, князь распростился со всеми нами и поехал обратно в Москву. При прощании я вручил ему в память посещения им нашей обители святую икону Сошествия Святого Духа.
На следующий день, по окончании литургии, в новоосвященной церкви преосвященный пожелал выйти на благодарственное молебствие, после которого он благословил меня святой иконой Казанской Божией Матери, и по своему ко мне архипастырскому благоволению говорил мне много назидательно отрадного и утешительного.
Так, по милости Божией, пришло к совершенному своему окончанию наше новое училище. Не могу не сознаться, что первоначально я нимало не сочувствовал этому предприятию, к которому и приступал весьма неохотно, потому что сомневался и в пользе, и в успехе, но время доказало мне ошибочность моего мнения. Окрестное население с самого начала открытия училища поняло, насколько учреждение оного облегчит для небогатых родителей заботу о научении детей их грамотности, и потому с сочувствием отозвалось к этому совершенно новому делу, дотоле не входившему в круг деятельности нашего монастырского управления. Видя постепенно возраставшее число учащихся и зная ветхостное состояние здания, в котором училище могло находиться только временно, я должен был подумать о будущем и позаботиться о построении нового здания, о чем сделал в 1868 году доношение владыке, и, получив разрешение, приступил к делу. Но прежде всего нужно было избрать удобное место для предполагаемого училища, не слишком приближенного, но вместе и не слишком удаленного от обители; ибо местность прежнего здания нимало не представляла удобств, в особенности же по значительности наводнения, бывающего там во время весеннего разлития. Самым приличным местом показалась мне одна из гор, влево от монастырских гостиниц; но так как земля принадлежала гремячевским крестьянам, то и надлежало оную от них приобрести, чего достигли мы не без затруднения по обычной несговорчивости крестьян.
Все здание, построенное на полугоре, от самого этого представляется издали обширнее, нежели каково оное в самой действительности, и устроено так, чтобы в оном было удобное помещение, приблизительно для 200 учеников. Внутренность училища мы распределили так, что в верхнем ярусе помещается: 1) храм, 2) большая шатровая палата со створчатыми дверями, сопредельная с храмом, предназначенная для учеников 3 старшего класса, 3) три приемные комнаты для посетителей, 4) библиотека и 5) спальная; а в нижнем ярусе: 1) учебные комнаты первых двух младших классов, 2) столовая, 3) поварня, 4) умывальная и рухлядная, 5) комнаты для надсматривающего над зданием, 6) кладовые и прочие принадлежности.
На построение училища израсходовано:
А именно:
на материалы 25 663 руб. серебром
за работу 12 829 рублей
на обзаведение, то есть учебную мебель,
посуду, одежду, белье и прочее 2 300 рублей
Итого: 40 792 руб. серебром
Ученики подразделены на 4 отдела:
I. Полные пенсионеры монастырские, число которых, по соображению нашему, до времени не предполагается увеличивать более 50 человек. Они бесплатно пользуются помещением, пищей, преподаванием, и кроме того, еще одежду и обувь имеют от монастыря.
II. Полупенсионеры, число которых предполагается иметь не более 70 человек, отличаются от пенсионеров-учеников тем, что одежду и обувь имеют свои.
III. Своекоштные, число которых не ограничено, но коих в настоящее время около 50 человек, живут в училище и за пищу взносят 2 рубля серебром в месяц.
IV. Вольноприходящими называются дети окрестных населений, которые приходят поутру, присутствуют при преподавании, во время трапезы получают бесплатно хлеб и квас, а вечером расходятся по своим домам.
Объем преподавания, с некоторыми небольшими изменениями, почти такой же, как в приходских уездных училищах, а именно: предметы преподавания суть следующие: 1) начальная грамота, 2) объяснение молитв, 3) чистописание, 4) начало черчения, 5) Священная История, 6) упражнение в чтении гражданском и церковном, 7) арифметика, 8) катихизис, 9) изъяснение Богослужений, 10) языковедение, 11) история, 12) линейное черчение, 13) разбор рукописей по сборнику Золотова.
Главным и первоначальным преподавателем с самого открытия училища был отец Димитрий Байков, ныне иеромонах отец Досифей, доказавший свои способности по части преподавания; помощников у него ныне два, оба постоянно избираются из числа монастырской братии.
Всех учившихся в училище с 1866 по 1874 г. было более 750 человек; из них 250 человек кончили полный курс преподаваемого учения; 330 человек вышли в разное время и 170 поступили в новое училище.
Вначале, весьма мало сочувствуя учреждению училища, я убедился впоследствии, что его польза очевидна и существенна: 1) для детей окрестных жителей, которые без больших пожертвований имеют возможность дать образование своим детям, 2) преподавание, находясь в руках монашествующих, будет проникнуто духом христианского благочестия, а не тем зловредным суемудрием и неверием, который все более и более овладевает миром, и добрые плоды, приносимые училищем нашим и теперь уже отчасти видимы, потому что те из наших учеников, которые поступили в Учительскую семинарию, находящуюся в ведений Московского земства, по отзывам своего начальства, не столько отличаются познаниями и успехами в науках, сколько духом христианского смирения и послушания.
Что же касается до существования училища при монастыре (но не в черте оного), то это нимало не есть отступление от устава монашеского жительства, потому что и в первые века христианства и зарождения монашества иноки, обращая мужей неверных в христианство, научали отроков и просвещали их светом Христовым. Мы видим, были и отцы Церкви, которые вместе с тем были и учителями юношества, как, между прочими, значится и в пространном житии Святителя Николая, имевшего попечение о научении детей грамоте; видим, что по примеру древнего христианского Востока и у нас в Отечестве в древности не миряне, но духовенство и монашество, как более грамотные, были наставниками, учителями и просветителями юношества.
Так как в числе преемников моих могут быть и такие, которые не будут сочувствовать училищу и Островской богадельне, и представлять, что они обременительны для монастыря, то, предвидя все это, обитель уже озаботилась достаточным для них обеспечением.
Успешность преподавания и состоятельность нашего училища с каждым годом все более подтверждается некоторыми учениками, которые, окончив курс учения, поступили уже в высшие училища, так: два ученика приняты в Учительскую семинарию, четыре в Духовное училище, четыре в Фельдшерскую школу, и два в Ломоносовскую семинарию, что при Катковском лицее.