протоиерей Иоанн Скворцов

О видах и степенях родства

Содержание

О главных видах родства Ответы на вопросы: А. Степени в родстве однородном и их изображение посредством чертежей Б. Степени в родстве двуродном, и их изображение посредством чертежей В. Степени в родстве трехродном, и изображение их в чертежах  

 

1. Знать и определять виды и степени родства – обязанность пастыря не маловажная. Важность ее видна из того, что от определения вида и степени родства, во многих случаях, зависит определение браков, как запрещенных, так и дозволенных церковью, а такое определение возложено преимущественно на пастыря и в случае погрешности, он подлежит строгой ответственности пред судом духовным. Отчего могут происходить здесь погрешности? Возможны они по несовершенной определенности тех выражений, какими в разных странах России, означаются отношения родственные1. Но затруднения отсюда происходящие преодолеть не трудно, когда внимательно расспрашивать о родственном отношении тех или других лиц, и свидетельство о том одних поверять свидетельством других, преимущественно же церковными записями. Важнее затруднения те, которые основанием своим имеют самую многосложность и многоразличие видов и степеней родства, при чем иногда и для опытного глаза нельзя скоро различить один вид родства от другого и степень высшую от низшей.

Чтобы помочь малоопытным в делах этого рода, мы хотим представить здесь, сколько можем, яснее и определеннее отношения родственные, и для того сначала излагаем понятия о главных видах родства, известных в нашей церкви православной, объясняя их и названиями, какие у нас известны, и примерами, потом объясним, в тех же главных видах родства, степени его, и научимся изображать их посредством чертежей.

О главных видах родства

Из Кормчей книги известны у нас три главные вида родства: а) родство однородное, или кровное, которое есть в теснейшем смысле родство, б) родство двуродное, которое есть собственно свойство (affinilas) и в отличии от следующего, которое есть тоже свойство, именуется (в Кормчей) свойством, или сватовством во-первых, в) родство трехродное, иначе свойство, или сватовство во-вторых. Сами названия однородное, двуродное, трехродное указывают на существенное различие этих отношений родственных. Лица однородные разумеются те, которые принадлежат к одному роду, или имеют одного ближайшего родоначальника наприм. внуки одного деда, внук и дед также одного, который первому прадед, а второму отец. Лица двуродные принадлежат не к одному, а двум родам т. е. каждое происходит от своего родоначальника, а между собою связуются союзом брачным, заключенным, не между ними непосредственно (между супругами родство не считается), а либо между одним из супругов и родственным лицом другого, наприм. родство между мною и отчимом моего отца2, либо между родными одного и родными другого, наприм. родство между сестрою моею и сестрою жены моей3. Отношение двух лиц по родству трехродному предполагает между ними посредство уже двух союзов брачных; и таким образом представляет связь трех родов между собой, наприм. свойство между моею мачихою и братом жены моей4. Постараемся все это объяснить подробнее.

Всего удобнее узнавать и определять родство кровное, или однородное, и для различения всех почти частных видов его в языке существуют особенные названия. Вообще различаются здесь два вида: родство прямолинейное, и родство по линиям боковым. Первое опять делится на две линии: линию восходящую т. е. идущую от какого – нибудь лица к его родителям, деду и бабе, прадеду и прабабе и т. д. и линию нисходящую от одного лица к его детям, потом внукам, правнукам и т. д. Однородность лиц, между которыми полагается здесь родство, видно не только из того, что они имеют одного какого-либо высшего родоначальника, но и из того, что происходя одно от другого, низшее от высшего, в своей преемственности, представляют один ряд рождений. При чем не лишнее заметить, что однородность не уничтожается тем, что родство между двумя лицами можно проводить, как по мужской, так и по женской линии, наприм. от меня к деду как через отца моего, так и через мою мать, т. е. вести линию к деду по отцу и к деду по матери; ибо муж и жена, каждое лицо почитается равно виновником происходящих от них детей, и оттого всякая прямая линия рождений восходящая от меня к лицу высшему, через мужские ли то или женские лица, всегда есть одна непрерывная, т.е. представляет однородность5.

Другой вид родства кровного, родства по линиям боковым, отличается от прямолинейного тем, что два лица, между которыми полагается такое родство, не происходит одно от другого, а оба происходят от одного высшего, хотя не всегда одинаково близкого к тому и другому. Родные наприм. братья происходят непосредственно от отца, двоюродный дед и двоюродный внук происходят также от одного, но этот общий родоначальник их первому отец, а второму прадед. В своде законов6 это родство разделяется на боковые линии первую, вторую, третью и т. д. Первая исходит от первой восходящей степени прямого родства наприм. от моих родителей, и нисходит к моим братьям и сестрам, племянникам и племянницам, внукам и пр. Вторая исходит от второй восходящей степени прямого родства, т е. от деда или бабы и идет к их детям, внукам и т. д. которые все имеют ко мне соответственно более отдаленное отношение, нежели лица в первой боковой линии; ибо дети деда, или братья отца моего мне дяди и тетки, племянники того же деда мне братья двоюродные и пр. Третья линия боковая исходит от третьей восходящей степени того же родства прямолинейного, именно от прадеда или прабабы и т. д. Впрочем существующие в языке названия для родства бокового указывают на другое различие линий этого родства, именно указывают на различие боковых линий равных и не равных. Родственные лица по первым линиям все носят название братьев или сестер с прибавлением только родных, двоюродных, троюродных и пр. для обозначения, в первом случае, непосредственного рождения от родоначальника, во втором – рождений двух, в третьем трех и пр. В боковых линиях родства не равных сродники имеют особенный, также не равные названия, как-то по кратчайшей линии: сперва родных дяди и тетки, потом двоюродных деда и бабы, двоюродных прадеда и прабабы, а по длиннейшей – сперва родных племянника и племянницы, потом двоюродных внука и внучки, двоюродных правнука и правнучки. Таким же образом по первой линии после двоюродных дяди и тетки следуют троюродные дед и баба, троюродные прадед и прабаба, а по другой, после двоюродных племянника и племянницы, троюродные внук и внучка и проч7.

Два лица, состоящие в родстве двуродном, как уже сказано (выше 2), относятся к двум родам и родственное сближение их зависит от брака, связующего один род с другим. Эта связь вообще у нас имеет два вида. Она сближает или одно из супружеских лиц с родственниками другого, или родственников одного с родственниками другого. В том и другом виде можно находить, как и в родстве однородном, линии родства прямые и боковые. Так как в первом виде по закону брака (Еф. 5, 31), мы должны смотреть на два супружеские лица как на одно, то найдем для каждого из сих лиц теже случаи родства, как и в родстве кровном, ибо муж наприм. при единстве с женою, входит в одинаковые родственные отношения со всеми родными жены своей, как и жена с родными мужа своего. Так, по восходящей линии, родные жены моей – отец ее, дед, прадед и пр. занимают и для меня место отца, деда, прадеда и т. д., а подобным образом по линии нисходящей, если жена моя имеет детей от первого мужа, дети ее, внуки, правнуки также близки ко мне, как и к ней. Таковы же отношения моих родителей, моего деда, прадеда и пр. также моих детей, если я имею их от прежнего брака, внуков и пр. к жене моей (второй или третьей). Названия, усвоенные некоторым лицам в этом прямолинейном родстве двуродном, также выражают ближайшее сходство этого родства с однородным. Таковые названия отчим (муж матери) и мачеха (жена отца), также пасынок (сын мужа или жены от прежнего брака) и падчерица (дочь также от прежнего брака) – названия, в которых слышны теже звуки, в словах отец, мать, сын, дочь или дщерь. В именах свекор (отец мужа), свекровь (мать мужа), тесть (отец жены) и теща (мать жены), ныне трудно открыть отношение к названиям по родству кровному, но очень вероятно, что оно в древности было. Слово сноха (какбы сыноха) прямо указывает на жену сына8. Подобным образом и по линиям боковым в родстве двуродном найдем теже родственные отношения, как в родстве однородном, т. е. найдем нового брата для мужа в брате жены, который называется шурином, брата для жены в брате мужа или деверя: сестру мужу – в сестре жены т. е. свояченицу, и сестру жены – в сестры мужа золовку или свесть. Так и брат имеет нового брата в муже сестры или зятя, и сестру в жене брата своего т. е. невестку, а равно и сестра имеет брата в муже сестры своей (зятя) и сестру в жене брата (невестку)9. В дальнейшем родстве двуродном в отношении к каждому супружескому лицу названия заимствуем уже прямо от родства кровного. Наприм. дед жены есть и мой дед, племянник ее мой племянник (с прибавлением по жене) и т. д.10.

Умеющему разбирать свойство по одной стороне мужа или жены не много труда будет определить свойство обостороннее, т. е. между родственниками одного и родственниками другого супружеского лица11. Виды свойства здесь многочисленнее, нежели в рассмотренном свойстве одностороннем. Здесь уже найдем двуродное родство не только по одной, но и по двум как прямым, так и боковым линиям и даже по линиям смешанным. Так свойство между сватами, т.е. между моим отцом и отцом жены моей, также между отцами сих отцов представляет две параллельные линии восходящие, а свойство между вашими сведенными12 детьми, также между детьми сих детей – две линии нисходящие. Свойство между моим братом и сестрою жены моей образует два боковых родства, соединенные одно с другим, т.е. одно между мною и моим братом, другое между моею женою и ее сестрою. Наконец свойство между моими родителями, дедом и бабою и т. д. и между сестрою моей жены, племянницею, также теткою, двоюродною бабою и пр. составляет, линию смешанную; ибо родители, дед, баба в прямой линии родства со мною, а сестра жены, племянница и пр. с нею в боковой линии родства.

Впрочем, все это более объяснится, если научимся разбирать степени родства и свойства, и изображать все виды его посредством, чертежей.

В родстве трехродном между свойственниками составляют посредство два брачные союза (см. выше 2). Это бывает или так, что два брака соединены в одном лице, когда наприм. муж после первой жены вступил в брак с другою и тем сблизил родственников первой жены с родственниками второй; или так, что два брака существуют отдельно, но в одной линии свойственников, т. е. когда свойственники, посредством родственных связей с одним или другим мужем, с одною или с другою женою, составляют один ряд, который может иметь вид как прямолинейного, так и бокового родства.

Так если я, имея пасынка (сына первой моей жены), женюсь на второй жене, то между моим пасынком и между этою второю женою будет родство трехродное; ибо я из одного рода, пасынок мой с своею матерью из другого, а вторая жена моя из третьего рода. Здесь два брака соединены в одном лице.

В следующих примерах два брака отдельные, и связуют свойственников в одной прямой линии. 1) Свойство между мною и женою моего пасынка. Два брака посредствующие здесь: брак мой с матерью пасынка моего и брак его с своею женою. 2) Свойство между мною и мачехою тестя моего. Один брак здесь – брак отца тестя моего (с второю женою, которая есть мачеха последнему), другой брак – мой с дочерью сего тестя.

Вот примеры, в которых два брака соединяют свойственников по линиям боковым: 1) свойство между шурином моим и невесткою моею (по брате). В этом сродстве посредствуют два брака, один связующий меня с моею женою, другой – брата моего с его женою. Два боковые родства соединены здесь: родство между моею женою и ее братом, и родство мое с моим братом. 2) Между шурином моим и сестрою зятя моего (мужа сестры моей). В этом примере два брака соединяют три родства боковые – родство жены моей с ее братом, родство мое с моею сестрою и родство мужа этой последней с его сестрою. Два брака здесь посредствующие: брак мой с моею женою и брак сестры моей с мужем ее. Более этих трех видов бокового родства два брака соединить не могут, а могут быть (в трехродном родстве) многие соединения родства прямого с боковым13.

Названий особенных для означения трехродного родства знаем только два: 1) ятровь – жена деверя и 2) свояк – муж жениной сестры. Но последнее название употребляется и для двуродного родства: свояком называют еще брата жены.

Изъясним различие между двуродным и трехродным родством несколькими вопросами и ответами.

а)      Сестра мачехи моей в каком родстве со мною?

Отв. Несправедливо сказал бы кто, что в трехродном, и три рода считал бы так: мачеха с сестрою своею из одного рода; я и отец мой из другого, а родная мать моя из третьего. Мачеха сближена со мною через отца моего, а не через мать мою. Словом, родство здесь двуродное.

б)      В каком мне родстве пасынок тестя моего?

Отв. Этот пасынок может быть родной брат моей жены по матери, но не отцу (мать родила его в первом браке); может быть и не родной брат, т. е. если рожден он от прежней жены моего тестя с первым ее мужем. В первом случае родство двуродное, и вопрос обращается в следующий: в каком родстве со мною одноматерний брат жены моей14? Во втором случае – трехродное.

в)      Какое родство между мною и тестем моего тестя?

Отв. По-видимому трехродное; ибо один род мой, другой жены моей и ее отца (моего тестя) и третий тестя моему тестю. Но если тесть моего тестя есть родной отец моей тещи, то родство здесь только двуродное. Линия родства должна проводиться ближайшим путем, и здесь, не через тестя, а через тещу. Т.е. вопрос, предложенный, должен обратиться в следующий: какое родство между мною и отцом моей тещи? Трехродное родство было бы тогда, если бы тесть тестя моего был отцом мачехи жены моей, а не родной ее матери.

г)      В каком мне родстве пасынок моего пасынка?

Отв. В трехродном. Я одного рода, жена моя со своим сыном (моим пасынком) из другого, жена пасынка со своим сыном (пасынком пасынка) из третьего рода.

д)      В каком мне родстве тесть моего пасынка?

Отв. Тоже в трехродном. Я из одного рода, жена моя со своим сыном, а моим пасынком из другого, а тесть сего пасынка со своею дочерью, женою его – из третьего рода.

е)      Какое родство между невесткою моею по брату и невесткою по сыну?

Отв. Трехродное. Ибо я с сыном одного рода, жена его (моя невестка) другого, а жена брата моего (невестка моя по брату) третьего.

ж)      Какое родство между мною и тестя моего зятем по сестре его?

Отв. Трехродное, так как и между двумя зятьями тестя по дочерям.

з)      Какое родство между моим пасынком и моею падчерицею?

Отв. Разумеется, однородное, если оба они дети одной жены, но если от разных жен моих, то трехродное. Ибо в этом последнем случае: я одного рода, первая жена моя с сыном – другого, а вторая жена со своею дочерью третьего.

Следующие вопросы подобны прежним и подобно им разрешаются. Определить родство:

а)      между братом моим и моею падчерицею;

б)      между мною и пасынком моего зятя по сестре;

в)      между мною и зятем моего зятя (в обоих случаях по дочери);

г)      между мною и мачехою моей мачехи;

д) между мною и пасынка моего зятем по дочери;

е)      между зятем моим по сестре и зятем по дочери;

ж)      между мною и отцом второй жены моего зятя (мужа моей сестры);

з)      между моим тестем по первой жене моей и тещею по второй;

и) между тестем моим и моею падчерицею.

Ответы на вопросы:

а)      Родство двуродное. Один род брата моего со мною, другой падчерицы моей с ее матерью, а моею женою. Если кто укажет здесь на третий род, то есть, на род отца моей падчерицы (первого мужа жены моей), тот должен заметить, что родство между братом моим и падчерицею моею проводится не чрез отца ее, а только чрез мать, которая, ставши женою моею, сделалась невесткою брату моему.

б)      Между мною и пасынком зятя моего по сестре может быть родство однородное и трехродное. Первое тогда, когда пасынок есть родной сын моей сестры (мой племянник, родившийся от первого ее мужа); второе – если пасынок зятя моего происходит от первой жены его и ее первого мужа15.

в) Зять моего зятя есть или муж моей внучки, т. е. зять дочери зятя моего, рожденной ему от моей дочери (в таком случае прямее сказать: зять моей дочери), или муж падчерицы моей дочери. В первом случае родство двуродное, во втором – трехродное.

г) Трехродное. Ибо я из одного рода, мачеха моя из другого, а ее мачеха из третьего.

д) Также трехродное. Я одного рода, мой пасынок другого, а зять его третьего.

е) Опять трехродное. Я и сестра моя из одного, муж ее из другого, а муж дочери моей из третьего рода.

ж) Трехродное. Я и сестра моя из одного рода, зять мой по сестре – из другого, а второй тесть его, или отец второй жены его (которую он взял по смерти первой – т. е. моей сестры) – из третьего.

з) Трехродное.

и) Падчерица моя может быть родною внучкою моего тестя (дочь дочери его от первого ее брака), и тогда родство между моим тестем и моею падчерицею однородное; – может быть и дочерью первого тестя моего: в таком случае родство будет трехродное.

Заметим еще, как одно и тоже отношение родственное можно выражать или описывать различно, и потом уже перейдем к объяснению степеней родства и изображению их посредством чертежей, или фигур.

Возьмем родственное отношение между мною и братом зятя моего по дочери. Это такое же отношение, какое между моим отцом и моим шурином, между тестем и моим братом, между тестем одного моего сына и другим сыном моим, наконец между мною и тестем брата моего (или свекром сестры моей). Это пример из двуродного родства.

Вот пример из родства трехродного. Я и мачехи жены моей родная внучка.

Это отношение равно следующим:

Мой зять (по дочери) и пасынка моего дочь.

Моей падчерицы муж и моя внучка.

Сведенной сестры моей муж и моя дочь.

Я и деда моего падчерицы муж (или пасынка жена).

В этих примерах показано одинаковое отношение и между одними и теми лицами. Но можно различно выражать одно и тоже отношение и между двумя лицами одними и теми же. Так родство между мною и сестрою зятя моего по дочери можно изобразить так: родство между мною и золовкою моей дочери, или родство между мною и дочерью моего свата. – Родство между мною и мачехи жены моей родною дочерью тоже, что – между мною и падчерицею тестя моего. Родство между отцом моим и мачехою жены моей тоже, что между отцом моим и второю женою тестя моего, или между отцом моим и второю женою свата его16.

Большая или меньшая близость лиц по родству определяется числом степеней, или колен родства. Это число у нас17 всегда равно числу рождений, так что, сколько числится между одним лицом и другим рождений, столько полагается и степеней родства между ними. При этом нужно иметь в виду следующие три простые положения, изображеннае в нашей Кормчей (глава 50-я): 1) отец и сын составляют одну степень; ибо отец родил сына, и здесь одно рождение (разумеется тоже об отношении между матерью и дочерью, отцом и дочерью, матерью и сыном); 2) братья, сколько бы их ни было, состоят во второй степени между собою, потому что, определяя родство, имеем в виду только два лица, и находим, что каждый сын с отцом составляют одну степень, следовательно, два брата, как два сына одного отца, представляют, два рождения, потому и две степени (тоже должно сказать об отношении сестер между собою, а также между братом и сестрою); 3) муж и жена степени не составляют, так как они не происходят один от другого и не рождены одним отцом или одною матерью. Эти положения имеют силу при определении степеней во всех видах родства, то есть, как однородного, так двуродного и трехродного.

А. Степени в родстве однородном и их изображение посредством чертежей

Определение степеней однородного родства прямолинейного (см. выше § 3) не представляет никакой трудности. Сочти по прямой линии, сколько рождений от высшего лица к низшему, и найдешь число степеней родства. Так между дедом моим и отцом одно рождение (дед родил отца моего), и одно рождение между моим отцом и мною: следовательно, между дедом моим и мною два рождения, потому и две степени. Между прадедом и правнуком найдем три рождения, потому и три степени; между прапрадедом и праправнуком четыре рождения и четыре степени, и т. дал.18.

Также не трудно изображать прямолинейное родство на чертеже. Заметим только, что лица мужские обыкновенно означаются кружками, а женские малыми четырехугольниками19; рождение, или степень означается чертою, проведенною от знака одного лица к знаку другого, сверху вниз. Если нужно изобразить союз супружеский, то между знаками мужа и жены, поставленными один возле другого, проводится малая черта или дуга (смотр. черт. №1)20. Впрочем, для большей общности, можно употреблять одни кружки везде, а различие лиц мужских и женских подразумевать. Таким образом, если поставим два кружка один под другим, и соединим их чертою, то этим изобразим отца и сына, также мать и дочь, отца и дочь, мать и сына, – словом, одинаковое отношение между каждыми двумя лицами, состоящими в первой степени родства однородного (черт. №2). Отношение деда и внука (также бабы и внучки, бабы и внука, отношение между дедом по отцу и мною, дедом по матери и мною и проч.) изобразится тремя кружками и соединением их двумя отвесными линиями (черт. №3); отношение прадеда и правнука (прабабы и правнучки и проч.) четыремя кружками и тремя отвесными линиями, их соединяющими (черт. №4), и т. дал. Сколько отвесных линии, столько считаем степеней родства прямолинейного. Вообще изображение этого родства представляет вид висящей цепи, в которой звенья (кружки) изображают лица, а соединяющие их коленца (отвесные линии) – рождения, или степени (черт. №5)21.

Для исключения степеней в родстве боковом (между братьями родными, двоюродными, троюродными и пр., между дядями и племянниками, родными, двоюродными и пр., между дедами и внуками двоюродными, троюродными и пр.)22, Кормчая книга (в гл. 48 гр. 7) дает следующее наставление: надлежит нам не тотчас переходить от одного лица к другому (т. е. между которыми лицами определяется степень родства бокового, или, по выражению кормчей, от страны), но сперва восходит вверх (по рождениям) от одного лица, пока дойдем до того, от которого происходит и второе (дондеже представим оно повинное рождению сущему от страны); потом нисходит (тоже по рождениям) от сего общего родоначальника двух родственных лиц к другому лицу, и наконец сложить числа рождений по восходящей линии с числом рождений по нисходящей: сумма этих двух чисел и даст искомое число степеней родства бокового. Так, если кто спросит: брат твой в какой степени родства тебе? Говори: во второй; ибо, восходя от себя к отцу, ты имеешь одно рождение и одну степень, а сходя от отца к брату твоему, имеешь другое рождение, и эти два рождения составляют две степени. Спросим еще: дядя твой в которой степени родства тебе? Отвечай: в третьей; ибо нужно тебе восходить по рождениям к деду (который есть общий родоначальник тебе и твоему дяде), и говорить: меня родил отец, отца родил дед – вот два рождения, потом, нисходя от деда, говори: дед родил дядю, – вот всего три рождения, потому и три степени. По этому правилу найдем, что двоюродные братья состоят в 4-й степени, и в 4-й же дед и внук двоюродные, дядя и племянник двоюродные в 5-й, троюродные в 7-й степени родства и т. дал.23.

Изъясненный способ счисления степеней родства бокового дает следующий способ изображать теже степени в чертежах. По примеру прямолинейного родства (§ 13), изобрази линию степеней или рождений, выходящую от одного из двух данных лиц, между которыми ищется число степеней родства бокового, к общему этих родственников родоначальнику, потом проведи другую линию, от того же родоначальника нисходящую к другому лицу; число линий, означающих рождения или степени, по одной и по другой стороне, сложи: сумма покажет искомое число степеней. Так, если обозначу двоюродного дядю моего (см. черт. №9) кружком а, то восходя к его деду (кружок с), который мне прадед, составляю восходящую линию из двух линий ab и bс (означающих два рождения), потом, нисходя к кружку f (который означает меня), провожу три коленца cd, de и ef; таким образом получаю пять колен, или 5 степеней родства между мною и двоюродным моим дядею. Подобным образом, т. е. двойною цепью или двумя линиями, сходящимися в одном кружке изображаю всякое другое родство боковое, находя прежде общего родоначальника двух лиц и счисляя степени по обоим сторонам, по линиям восходящей и нисходящей.

Переведем на чертежи те случаи родства кровного бокового, которые в кормчей показаны в числе запрещенных для брака (гл. 50).

Таковы:

(Степень 2-я). Брат и сестра, черт. №6.

(Ст. 3-я). Дядя и племянница (подразумевается также тетка и племянник), черт. №7.

(Ст. 4-я). Двоюродные брат и сестра, – №8.

(Ст. 5-я). Двоюродные дядя и племянница (а равно также и племянник двоюродные), – №9.

(Ст. 6-я). Троюродные брат и сестра, – №10.

(Ст. 7-я). Троюродные дяди и племянницы (также и племянник), – №11.

Присовокупим следующие (остальные) случаи в степенях 4 – 7-й:

(Ст. 4-я). Двоюродные дед и внук, – №12.

(Ст. 5-я). Двоюродные прадед и правнучка, – №13.

(Ст. 6-я). Троюродные дед и внучка, – №14.

(Ст. 6-я). Двоюродные прадед и праправнучка, – №15.

(Ст. 7-я). Троюродные прадед и правнучка, – №16.

(Ст. 7-я) Двоюродный пращур и пращурная внучка, – №17.

В 8-й степени, в которой кормчая разрешает браки по родству боковому24, следующие случаи: брат и сестра четвертого рода, – №18.

Присовокупляем остальные два случая, возможные по теории, но едва ли возможные для браков на деле:

Прапрадед и праправнук троюродные, – №20.

Пращур и прапращурная внучка двоюродные, – №21.

Б. Степени в родстве двуродном, и их изображение посредством чертежей

17. Значение и способ счисления степеней родства между двуродными теже, как и в родстве однородном, с тем только различием, что в двуродном эти степени (или рождения) считать и числа их слагать должно не в одном роде, а большей частью в двух. Говорим: большей частью, а не всегда; ибо в тех случаях, когда определяется родство между одним из супругов и родственниками (однородными) другого, степени считаются только в роде другого супружеского лица, и полагается столько степеней, – например, между мужем и родственниками жены, сколько между женою и теми же родственниками ее (и обратно).

Так племянница жены моей мне в 3-й степени, как и жене, только мне по родству двуродному, а ей по однородному; двоюродный дед мой и мне и жене моей в 4-й степени, – мне в однородстве, а ей в двуродстве и т. д. Если же спрашивается о числе степеней между родными одного из супругов и родными другого, то счисляются степени как с одной стороны, так и с другой, потом числа складываются, и сумма их покажет искомое число степеней. Мой напр. брат мне во второй степени родства кровного, племянница жены моей ей в 3-й степени; следовательно между братом моим и племянницею жены моей 5 степеней (= 2 + 3); мой двоюродный дядя мне в 5-й степени, родная сестра жены моей во 2-й степени; значит, между двоюродным дядею моим и этою сестрою жены моей 7 степеней (= 5 + 2) и т. д.25.

Чтобы изобразить степени двуродного родства на чертеже, припомним, что союз супружеский представлять можно в виде двух кружков, соединенных малою горизонтальною черточкою (§ 13), а отношения родственные всегда означаются линиями, проводимыми между кружками, от низу вверх, или от верху вниз (иногда несколько в сторону, для родства бокового). Эти линии проводятся от того или другого кружка, или от обоих кружков, представляющих союз супружеский. Так, если я хочу изобразить родство между мною и дочерью пасынка моего (см. табл. II. фиг. 1), то провожу от кружка, означающего жену мою (b), одну отвесную черту к кружку, означающему ее сына (с) (моего пасынка), и другую – от сего кружка к кружку (d), дочери пасынка моего. Нахожу между мною (а) и сказанною дочерью (d) две степени двуродного родства. Тем же способом, в фигуре abcde (см. фиг. 2), изображу три степени двуродного родства между мною и племянницею жены моей, т. е. между а и е. Родственное отношение (см. фиг. 3) между дедом моим (а) и тещею моею (е) изобразится двумя коленами с b, b а, идущими от моего кружка (с) вверх, и одним коленом d e, идущим от знака жены моей (d) также вверх; отношение между племянником моим (а) и (g) сестрою жены моей представит Фигура 4-я a b с d е f g (пять колен), в которой ломанная линия abed (три колена) изображает отношение племянника моего (а) ко мне (d), другая ломанная линия е f g – отношение к жене моей (е) сестры ее (g) – (два колена).

19. Переведем на чертежи некоторые примеры двуродного родства, помещенные в 50-й главе Кормчей. Их там всего 43; но мы означим только те, в которых показано разрешение браков, и к ним приложим подобные примеры, которые хотя не означены в упомянутой главе, но подразумеваются26.

Представляем сперва примеры 6-й, потом примеры 7-й степени 27.

Примеры 6-й степени:

Отец и сын (а и b) одного рода могут жениться, первый на двоюродной тетке (с), второй на двоюродной племяннице (d) из другого рода28. Это дает два вида родства, т. е. или отец прежде женится на тетке двоюродной, или прежде сын женится на племяннице двоюродной. Отсюда два случая, которые означены в двух фигурах №№ 5 и 6.

Дед и внук (а и b) одного рода могут жениться, первый на двоюродной бабе (с), второй на двоюродной ее внучке (d) другого рода. Здесь опять два вида изображенные в двух фигурах №№ 7 и 8.

Прадеду и правнуку (а и b) одного рода разрешается вступить в брак, первому с теткою (с), второму с племянницею (d) из другого рода. См. два вида в фигурах 9 и 10-й.

Дяде и племяннику (а и b) одного рода разрешается вступать в брак с теткою (с) и племянницею (d) другого рода. См. фиг. 11 и 12-ю.

Из последнего примера и из 2-го заключаем, что прадед и правнук одного рода могут жениться на прабабе и правнучке из другого рода. См. фиг. 13 и 14-ю.

Примеры 7-й степени – Большая часть из них происходит из выше исчисленных примеров 6-й степени через прибавление по одной степени к каждому.

Из первого примера следует, что а) дед и внук одного рода могут жениться на двоюродной тетке и племяннице другого рода; б) отец и сын одного рода на троюродных бабе и внучке другого рода. См. фиг. 15, 16, 17 и 18-ю.

Из второго примера следует: а) прадед и правнук могут жениться на бабе и внучке двоюродных (подразумевается здесь и далее, в двух разных родах). (См. фиг. 19 и 20-ю); б) дед и внук – на прабабе и правнучке двоюродных (фиг. 21 и 22-ю); в) дед и внук – на тетке и племяннице двоюродных (этот пример выведен уже выше из 1-го примера 6-й степени, фиг. 15 и 16-я).

Третий пример (тойже 6-й степени) показывает, что а) прапрадеду и праправнуку разрешается жениться на тетке и племяннице родных (фиг. 23 и 24-я); б) прадеду и правнуку – на бабе и внучке двоюродных (фиг. 25 и 26-я).

Из четвертого примера заключаем, что а) деду и внуку двоюродным позволено вступать в брак с теткою и племянницею (фиг. 27 и 28-я); б) двоюродным братьям жениться на тетке и племяннице (фиг. 29 и 30-я).

По силе пятого примера возможен брак прапрадеда и праправнука с прабабою и правнучкою (фиг. 31 и 32-я).

Сверх того:

Разрешается мужу, по смерти жены своей, вступать в брак либо с ее троюродною племянницею (фиг. 33-я), либо с ее троюродною теткою (фиг. 33-я); разрешается брак двум братьям родным с теткою и племянницей двоюродными29. Фиг.35 и 36-я.

Почему в Кормчей некоторые браки в двуродном родстве не разрешаются не только в 6-й, но и 7-й степени, видно из следующих примеров и объяснена:

Запрещается мужу, по смерти жены своей, жениться на ее троюродной сестре: «како бо может, сказано в Кормчей, бывый иногда муж вторыя стрыйныя (т. е. троюродной) сестры и швагер вторыя, да ныне будет муж ея»? Т. е. называвшемуся швагером неприлично назваться мужем (фиг. 37-я).

Отцу и сыну запрещается жениться на сестрах троюродных (фиг. 38-я), хотя тем же отцу и сыну дозволяется жениться, первому на тетке, второму на племяннице двоюродных (фиг. 5 и 6-я), т. е. запрещается в 7-й степени, хотя разрешается в 6-й. Почему? Потому, говорит Кормчая, что отец и сын, вступив в брак, первый с теткою, второй с племянницею двоюродными, остаются на месте отца и сына, а если женятся на сестрах троюродных, то делаются шуринами30 между собою, т. е. как бы равными. Иначе сказать: в первом случае не сливаются имена родственные, во втором сливаются.

Дед и внук не женятся на сестрах двоюродных, «да не будут себе шурья». См. фиг. 39-ю.

Прадед и правнук не женятся на сестрах двоюродных – по тойже причине. Фиг. 40-я.

Два брата не женятся на сестрах двоюродных, тоже в избежание слития, или смешения названий родственных. Фиг. 41-я.

Два брата не женятся па бабе и внучке двоюродных, для того, чтобы брат не назывался внуком брата. Фиг. 42-я.

Впрочем в 7-й степени правило о слитии имен не строго наблюдается. Дядя, например, и племянник могут жениться на двоюродных сестрах (см. в Кормчей пример последний о двуродных и в нашей таблице фиг. 29 и 30-ю).

Предложим наконец несколько вопросов о степенях двуродного родства и попросим читателей, пусть, если угодно, сами они изобразят их в чертежах. – Сколько степеней свойства:

1) между мною и сестрою тещи моей? Теща мне в 1-й степени свойства, как в 1-й степени кровного родства к жене моей; теща и сестра ее во 2-й степени между собою: следовательно, между мною и этою сестрою тещи – 3 степени.

2) между пасынком моим и моею родною теткою? – Четыре, т. е. 3 между мною и теткою и одна между мною и пасынком.

3) между дедом моим и бабою жены моей? – Тоже четыре (две с моей стороны и две со стороны жены).

4) между мачихою отца моего и моим сыном?

5) между двоюродным дедом моим и моею тещею?

6) между братом моим и сестрою жены моей?

7) между двоюродным дедом моим и двоюродною бабою жены моей?

8) между двоюродным братом моим и двоюродною сестрою жены моей?

Заметим, что два последние случая относятся к числу тех, которые в Кормчей не запрещены для брака.

В. Степени в родстве трехродном, и изображение их
в чертежах

Счисление степеней того родства трехродного, в котором два союза брачные, требуемые для связи трех родов (см. выше § 7), соединены в одном лице (т. е. в лице мужа или жены второбрачных), во всем сходно с счислением степени в родстве двуродном. В таком случае и частных видов родства трехродного получаем столько же, сколько всех видов в двуродном. Ибо стоит только, в видах последнего родства, на место простого союза, изображаемого у нас двумя кружками, связанными черточкою, поставить везде двойной союз, который представляем тремя кружками, соединенными двумя горизонтальными черточками, и найдем все виды трехродного родства с двумя союзами брачными, соединенными в одном лице. Так во всей второй степени двуродного родства имеем видов 6, и столько же видов сказанного свойства получаем в родстве трехродном, как это можно видеть на приложенной таблице Ⅲ-й, в Фигурах №№ 9 – 14 и №№ 15 – 20. Здесь, при понимании значения чертежей для двуродного родства, не трудно уразуметь и значение видов трехродного, соответственных видам первого. Наприм., зная, что Фигура 10-я означает отношение между мною (а) и (b) падчерицею моего сына, узнаю, что фиг. 16-я представляет отношение между мною (а) и зятя моего (b) падчерицею (с); если фиг. 12-я значит родство между братом и его невесткою, то в 18-й найдем отношение между братом и зятя его второю женою (т. е. взятою по смерти его сестры), фиг. 14-я значит отца моего (а) и мою тещу (b), а фиг. 20-я отца (а) первой жены моей и (b) мать второй. И проч.

Но видов родства трехродного для каждой степени всегда более, нежели в родстве двуродном31; ибо, сверх двойного союза брачного, трехродное родство составляют и два отдельные союза брачные. В случаях родства этого последнего рода, степени исчислять должно по линиям, идущим как от одного, так и от другого союза, т. е. переходя от одного рода в другой и от другого в третий. Наприм. если представляю отчима (а) отцу моему и (b) сестру жены моей, то считаю от отчима отца моего до меня две степени родства двуродного; потом перехожу в третий род (т. е. род жены моей) и нахожу две же степени между женою моею и ее сестрою, словом между (а) и (b) всего нахожу 4 степени (см. фиг. 21) трехродства. Подобным образом между сведенным братом моим (а) и племянницею (b) жены моей, нахожу сперва одну степень в роде сказанного брата моего, т. е. до матери его, которая мне мачеха; потом перехожу в род мой и одну же степень замечаю от отца моего до меня; наконец перехожу в третий род т. е. род жены моей и от нее до ее племянницы считаю три степени: всего нахожу (от а до b) 5 степеней (см. фиг. 22) и т. дал. Впрочем, вместо продолжения наших примеров, думаем, полезнее описать те примеры трехродного родства, которые находим в Кормчей и в требнике Петра Могилы; причем заметим и разногласие сих книг относительно запрещения и разрешения браков в рассматриваемом здсь родстве32.

Примеров трехродного родства в Кормчей (гл. 50) представлено 12; десять из них относятся к 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени, один к 6-й и один к 7-й (из 5-й степ., не показано ни одного). Более примеров, в требнике Петра Могилы, именно 16, где находим и два примера 5-й степени, а из 6-й степени три. Замечательно, что в Кормчей запрещение браков в родстве трехродном простирается на 4-ю степень без всяких исключений, а у П. Могилы некоторые случаи разрешаются для брака не только в 4-й, но и в 3-й степени33. Изъясним сначала примеры родства в 4-й степени как по Кормчей, так и по требнику Петра Могилы.

Супруги Петр и Mapия, родной брат Марии Георгий, у которого жена Феодора, а у Феодоры родная сестра Анна. По Кормчей, Петр, по смерти Марии, женится на Анне не может, а по требнику Могилы, – может. Там сказано после примера: «степень 4-й не бывает», а здесь: «степень 4-й бывает» (см. фиг. 26).

«Имам сестры моея мужа, мне же зятя, не поемлю в жену себе брата его жену» т. е. Петр родной брат Ирине, имеющей мужа Георгия; Георгий имеет родного брата Иоанна, у которого жена Mapия: на этой Марии Петру жениться Кормчая запрещает, а требник Могилин дозволяет. Это родство объясняется тойже фиг. 26-ю; ибо оно равно предыдущему, если там на месте одного лица мужского (Петра) поставить женское (Mapию), а на место двух женских (Марии и Анны) – два мужские (Иоанна и Петра).

Последний пример в Кормчей следующий: «шурин и зять две сестры родные пояти себе в жены не могут». Этот пример 4-й степени изъясняется так: Петр родной брат Mapии, муж Mapии Георгий (зять Петра). Если Георгий, по смерти Mapии, женился на некоторой Ирине, имеющей сестру Анну, то он Петр (шурин Георгия) не может жениться на этой Анне. Не может, по Кормчей, но по требнику Могилы – может (см. фиг. 27-ю). Если представим, что прежде Петр женился на Анне, то Георгий, имевший жену Ирину (сестру Анны), по Кормчей, не может жениться на Mapии, сестре Петровой (в этом случае фиг. 27-я обратится в 26-ю). По требнику Могилы, тот и другой случай не препятствуют браку.

Вот четыре примера из 3-й степени родства трехродного, из которых только четвертый согласно запрещен для брака и в Кормчей и в Могилином требнике.

Павел и Петр родные братья; жена Петра Маpия, у которой есть сын Иоанн от прежнего ее брака, т. е. пасынок Петра, и женат на Анне; Павел, по смерти Иоанна, по Кормчей, не может жениться на жене умершего Анне, а по требнику Могилы – может. (Фиг. 28).

«Умершей моей жене, не могу пояти себе в жену бывшую иногда жену стрыя (дяди) жены моея умершия». Т. е. супруги Петр и Mapия, отец Mapии Иоанн, имеющий брата Георгия: этого Георгия жену Анну Петр не может взять в жены. Так по Кормчей; но иначе по требнику Могилы (фиг. 39).

Супруги Петр и Mapия, брат родной Марии Георгий, имеющий жену Анну, которая от прежнего мужа ее имеет дочь Ирину. Петр не может, по Кормчей, жениться на этой Ирине, а по требнику Могилы – может (фиг. 30).

Петр имеет дочь Ирину; муж Ирины Георгий, родной брат Георгия Иоанн, а жена Иоанна Mapия. На этой Mapии запрещает Петру жениться как Кормчая, так и требник Могилы34 (см. фиг. 31).

Под конец прилагаем несколько примеров разного родства и разных степеней, которых изображения найдутся и на чертеже, после фиг. 31-й. Здесь цифрами фигур не означаем35 для того, чтобы имеющий нужду в распознании и определении случаев родства потрудился сам приискать соответствующие примерам фигуры.

Примеры 5-й степени из требника Могилы: а) брата моего тесть может жениться на сестре жены моей; б) первой жены моей дядя может жениться на сестре второй жены моей.

Примеры 6-й степени оттуда же: а) брата моего тесть женится на племяннице жены моей (см. и в Кормчей прим. 10); б) брат жены моей женится на сестре жены моего брата; в) брат первой жены моей может жениться на двоюродной сестре второй жены моей; г) племянница жены моей может выйти замуж за брата зятя моего (по дочери).

Пример 7-й степени (из Кормчей): брат жены моей может жениться на племяннице жены брата моего.

Вот еще разные примеры в виде задачь: определить родство и степень:

а)      между тестем моим и свекровью сестры моей;

б)      между дедом моим и двоюродною бабою жены моей;

в)      между дядею моим и женою племянника жены моей;

г)      между братом моего отчима и сестрою жены моей;

д)      между двоюродным братом моим и моею тещею;

е)      между тестем моим по первой жене моей и племянницею второй;

ж) между сестрою жены моей и мужем двоюродной бабы моей.

Примечание. В § 10 сказано, что можно изображать родственные отношения одинаковые разным образом. Посему можно каждый из вышепоказанных примеров применять к нескольким другим случаям однозначащим. Наприм. отношение, выраженное в ближайшем примере а), тоже, что между тещею моею и тестем брата моего, или свекром сестры моей; в примере г) тоже родство и таже степень, как между сестрою моего отчима и братом жены моей, а также между братом мачехи моей и сестрою жены моей; в последнем примере ж) тоже родство и таже степень, как между братом жены моей и женою моего двоюродного дяди, а равно между сестрою моею и жены моей двоюродной бабки мужем.

b d b d

a

* * *

1

Так слово немецкое швагер, употребляемое по местам в народе русском, значит не только то, что у нас шурин (брат жены), но и то, что зять (муж сестры), де­верь (брат мужа) и муж сестры жениной (свояк). Да и наши названия родства не всегда имеют одно значение. Например, слово свояк означает и брата жены и мужа сестры жениной; зятем называют и мужа дочери и мужа сестры; свахою обыкновенно зовут мать снохи или жены сына, а иногда и свояченицу или сестру жены.

2

Я, отец мой и мать его принадлежат к одному роду, а отчим отца моего или второй муж матери его – относится к другому роду.

3

Сестра моя и я одного рода, жена моя и ее сестра другого рода.

4

Я с отцом моим одного рода, жена моя и ее брат из другого, а мачеха моя из третьего.

5

Таких линий от меня можно провести на высоту деда 4, т. е. 1) через отца моего к его отцу, 2) через отца моего к его матери, 3) через мать мою к ее отцу, 4) через мать мою к ее матери. Нa высоте прадеда таких линий найдем 8, на высоте прапрадеда – 16, на высоте пращура 32 и т. д. И каждая из этих линий представляет сама по себе один род, так как она есть один ряд рождений.

6

T. X. Зак. Гр. кн. I разд. II гл. 3.

7

В древности вместо братья двоюродные говорили стрыйные первые братья (от стрый, дядя); вместо троюродные – стрыйные вторые и т. д. Стрый великий значит тоже, что брат родного деда, или дед двоюродный; стрый малый тоже, что двоюродный брат отца или матери, т. е. двоюродный дядя. Были различные названия и для отличения племянника и племянницы по брату и по сестре. Для первого родства употреблялись названия братанич и братанка, для второго: сестричищ – и сестрична. Слову стрый равносильно было слово тетка. Почему великая тетка тоже, что сестра деда или бабы т. е. двоюродная баба, малая тетка тоже, что двоюродная тетка. См. Кормч. гл. 50-ю. Троюродный братья ныне называются иногда внучатыми.

8

Свекор как и лат. socer сходно с греческ. (∑) έχνϱός, в котором слышно слово χνϱ или χνϱιος (господин). В слове тесть остается еще нечто от слова отец.

9

Не знаем происхождения слов шурин, золовка, зять (не тоже ли что взятый?). Деверь имеет сходство с devir вм. levir, от vir муж, свояченица сосвоенная как бы через жену мужу, свесть сведенная, невестка очевидно происходит от невесты, по примеру греч. νυμφη, что в Библии означает не только невесту, но и невестку (напр. Мате. 10, 35).

10

Впрочем, в Кормчей (гл. 48, грань 7-я) замечено: «не токмо отца, но и деда и прадеда моего жена (разумеется вторая) мачеха мне глаголется, также и мать и баба и прабаба жены моей теща ми есть». Ныне эти названия не имеют столь обширного значения.

11

Наша церковь не подражает западной, которая признает только то родство двуродное, в каком состоит одно супруже­ское лицо с сродниками другого, а между родственниками одного и родственниками другого никакого родства не полагает (см. на­прим. Dictionaire de Theol. par Bergier sub v. Affin:te). Ho из нашей кормчей книги видно, что в церкви восточной издревле полагается двуродное родство с обеих сторон. Так, при ис­числении видов свойства, запрещенных для брака, примеры показывают, что близкие сродники мужа не могут сочетаться браком с близкими сродниками жены. К таким случаям от­носится и один из тех, которые упомянуты в правиле 54-м вселенск. собора 6-го, именно: два брата родные не могут же­ниться на двух родных сестрах (когда один брат из од­ного рода женится на одной сестре из другого рода, то другой брат и другая сестра будут между собою в двуродном родстве).

12

Сведенными братьями называют и тех, из которых один общий сын мужа и жены, а другой сын или мужа от первой жены, или жены от первого мужа. Мы здесь разумеем братьев или сестер, имеющих обоих родителей разных, но сближенных между собою браком отца одного с матерью другого.

13

Возможно еще родство четырехродное, пятиродное и т. д. Наприм. между моим зятем по дочери и женою па­сынка моего (четырехродное), между отчимом того же зятя и жены пасынка моего (пятиродное) и т. д. Но ни в кормчей, ни в кодексе Юстиниановом об этих видах родства не ска­зано ни слова, а потому и мы не говорим об них. В них возможны такие соединения видов родства, какие не возможны и в трехродном.

14

Родство кровное не изменяет своей силы, будут ли два лица рождены от одной матери, но от разных отцов, или от одного отца, но от разных матерей.

15

Здесь я и сестра моя из одного рода, муж ее – мой зять из другого, а пасынок его и мать сего пасынка – из третьего.

16

В вопросах §§ 8 и 9-го одинаковые родственные отношения можно видеть под буквами а, в, г, е.

17

О счислении степеней родства в западной церкви см. примечание ниже к § 14-му.

18

Выше прапрадеда ныне полагается у нас пращур (см. словари). Но в Кормчей книге (см. гл. 48, грань 7) пращур полагается ниже правнука.

19

Так принято у нас в своде законов. Иные для означения женских лиц употребляют малые треугольники.

20

Таблица чертежей приложена в конце предлагаемой статьи о видах и степенях родства.

21

Разумеется, что можно считать степени по нисходящей и по восходящей линии, от прадеда напр. ко мне 3 степени, как и от меня к прадеду; от пращура ко мне 5 степеней, как и от меня к пращуру.

22

Деды и внуки родные, прадеды и правнуки родные и пр. составляют родство прямолинейное (см. выше, § 4).

23

Заметим, что иначе считают степени бокового родства в церкви западной. Там не складываются числа рождений с той и другой стороны, а счисляют рождения только с одной стороны, именно или с большей, или с равной в отношении к другой. По сему счислению братья родные в 1-й степени, а не во 2-й, как у нас; дядя и племянник во 2-й степени (у нас в 3-й), двоюродные братья тоже во 2-й (у нас в 4-й), братья троюродные в 3-й степени (у нас в 5-й), и т. д.

24

Известно, что по прямолинейному родству брак ни в какой степени не разрешается. «Восходящих и нисходящих до конца брак возбраняется», сказано в кормчей, (гл. 48 гр. 7-я).

25

Таким образом найдем между дедом мужа и бабою жены 4 степени, и столько же между моим внуком и дочерью моего пасынка. Между прадедом мужа и прабабою жены 6 сте¬пеней, и столько же между прадедом мужа и племянницею жены, и проч.

26

Эти примеры такого рода, что дают право священнику венчать браки не испрашивая разрешения архиерейского.

27

В Кормчей сказано: «еже от двоюродных, в некиих запрещается в седьмом (степени) и разрешается в шестом; в некиих же разрешается в седьмом и запрещается в ше­стом». См. в той же гл. 50-й.

28

Но не обратно. Если сын женится на тетке, то отец (по Кормчей) не может жениться на племяннице. Подобно сему понимать должно и следующие примеры.

29

Во всех изложенных примерах должно подразумевать, что когда разрешается брак двум родственникам одного рода и вида с двумя родственницами другого рода и вида, то разрешается и между родственницами первого и родственниками второго вида, а также между родственником и родственницею первого вида с родственницею и родственником второго. Наприм., когда дед и внук родные могут жениться на бабе и внуке двоюродных, то могут баба и внучка родные выйти замуж за деда и внука двоюродных, и проч.

30

Здесь и в следующем примере видно, что Кормчая называет шурином не только брата жены, как ныне, а и мужа сестры жены моей.

31

Вот табличка, в которой можно видеть для каждого родства число видов в каждой степени и вместе зависимость низшего рода числ от высшего.

степень

1

2

3

4

5

6

7

8

9…

число видов в родстве

однородном

1

2

2

3

3

4

4

5

5…

двуродном

2

6

10

19

28

44

60

85

100…

трехродном

3

12

28

66

126

236

396

631

1001…

Каждое число в строке двуродных имеет известное отношение к числу предыдущему в тойже строке и к числам однородных, а каждое число трехродных имеет известное же отношение к своему числу предыдущему и к числам двурод­ных. Так в каждой степени четной число видов = (равно) числу своему предыдущему, сложенному с суммою всех чисел, стоящих в строке ближайшей высшей до тойже степени чет­ной (включительно) и + 1. Наприм. в 4-й степени двуродных число 19 = предыдущему числу 10 и + 1 + 2 + 2 + 3 (числа в 1-м ряду) + 1; в тойже степени трехродных число 66 = предыдущему 28 и + 2 + 6 + 10 + 19 (числа во 2-м ряду) + 1. Для нечетных степеней находим не­сколько отличное от вышеуказанного правила.

32

Примеры для однородных и двуродных, как в Кормчей, так и в требнике Могилы одни и теже и в одинаковом порядке изложены. Но относительно родства трехродного усматри­вается большое различие примеров в той и другой книге.

33

В Кормчей сказано: «еже от трехродных, cиe в первом точию степени запрещается по закону; обычай убо запрещаете и прочее». Из примеров видно, что это прочее заключает в себе все первые 4 степени. – Закон, о котором упоминает Кормчая, разумеется тот, который зна­чится в кодексе имп. Юстиниана. Digestorum L. XXIII tit. 15 сказано: Uxorem quondam privigni conjungi matrimonio vitrici non oportet, nec in matrimonium convenire novercam cjus, qui privignae maritus fuit. T.e. отчиму не должно жениться на бывшей жене его пасынка и мачехе вступать в брак с тем, кто был мужем ее падчерицы. Эти два случая изобра­жаются у нас фиг. 23-ю. Прибавим к этому еще два вида, относящиеся тоже к 1-й степени трехродного родства: фиг. 24 и 25. Первая представляет родство между мною (а) и отчима моего второю женою (b), или между мною (b) и жены моей падчерицею (а), рожденною первым мужем ее с его прежнею женою. Вторая фиг. означает родство между моим тестем (по первой жене) и второю женою моею (b). Полагаем, что Петр Могила следовал тем правилам, какие находим Syntagma alphabeticum Матвея Властаря (законоведца греческого в 1361г.). См. там слово Τάμος.

34

Спрашивается: чему должны следовать наши священники в случае браков в трехродном родстве, – Кормчей или треб­нику Петра Могилы? Отвечаем: Кормчей, – так впрочем, чтобы не совсем отказывать браку в 4-й и 3-й степени, а испра­шивать в таких случаях решения своего архипастыря.

35

И не в том порядке ставим фигуры, в каком примеры.


Источник: О видах и степенях родства / Соч. покойного прот. Ивана Михайловича Скворцова. - 4-е изд. - Киев : Унив. тип., 1864. - [2], 38 с., 1 л. табл.

Вам может быть интересно:

1. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах протоиерей Иоанн Скворцов

2. Воспоминания архимандрита Пимена архимандрит Пимен (Благово́)

3. Собрание слов и речей. Том 3. Книга 1 архиепископ Арсений (Брянцев)

4. О передаче брачных дел из духовного суда в светский Николай Васильевич Елагин

5. Митрополит ростовский Арсений Мацеевич и его указ по поводу пожара в Ярославском успенском соборе 1744 г. Андрей Александрович Титов

6. Слово при погребении ординарного профессора Московской Академии Ивана Николаевича Корсунского профессор Николай Александрович Заозерский

7. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом Константин Никанорович Плотников

8. Кафедра дидактики нужна ли при духовных академиях? профессор Иван Дмитриевич Андреев

9. Старина русской земли. Историко-археологические исследования, биографии, учено-литературная переписка, заметки и дневник воспоминаний Иван Михайлович Снегирев

10. Собрание слов, речей и других статей епископ Гавриил (Голосов)

Комментарии для сайта Cackle