Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства покаяния
Содержание
Предисловие ко второму изданию
Часть первая Отделение первое 1. О качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых для духовника Качества ума и сердца и добродетели а) Знание б) Благоразумие Средства для приобретения благоразумия в) Ревность о спасении душ Свойства истинной ревности г) Святость жизни д) Усердие к молитве е) Любовь к богомыслию Способ упражнения в богомыслии Предмет богомыслия Пороки, которых особенно должен быть чужд духовник а) Холодность душевная б) Суетность в) Страх человеческий г) Пристрастие д) Корыстолюбие е) Неблагоразумие ж) Самомнение з) Слабость и строгость и) Упадок духа 2. О праве и власти совершать исповедь Кому принадлежит право исповедовать Ограничение права исповедовать Когда священник не имеет права отказаться от исповеди Недостоинство священников по отношению к Таинству исповеди 3. О ненарушимом сохранении тайны исповеди Необходимость хранить ненарушимою тайну исповеди со стороны: а) Духовника б) Со стороны других лиц в) Со стороны кающегося Открытие таин прямое и непрямое Правила осторожности относительно слышанного на исповеди Какое священник может сделать употребление из слышанного им на исповеди? Отделение второе Об общих правилах относительно совершения Таинства покаяния Глава первая. Об общих правилах касательно исповеди 1. Понятие об исповеди Необходимость её для каждого христианина Необходимость устной исповеди Разделение исповеди Качества исповеди а) Полнота Случаи, в которых нельзя требовать полной и подробной исповеди б) Простота в) Смирение г) Искренность д) Доброе намерение Недостатки, лишающие исповедь силы и действительности Как должен священник принимать исповедь Препятствия удерживающие от полной и подробной исповеди Когда священник должен принимать на исповедь? 2. О испытании кающихся Обязанность духовника испытывать или спрашивать кающихся Предмет вопросов О виде грехов О числе грехов Об обстоятельствах грехов О грехах опущения О чужих грехах О нравственном характере кающегося О расположении кающегося Об истинах веры Заключение вопросов О каких предметах не надобно спрашивать на исповеди Качества вопросов 3. О наставлении и увещании кающихся Обязанность духовника наставлять кающихся Разделение наставлений 1) Исправление кающегося а) Наставления касательно истин веры и обязанностей б) Касательно познания себя самаго в) Касательно познания грехов г) Об обязанности изглаждать грех с его последствиями д) Касательно врачевания болезней души е) Обличение с целью исправления Совет для духовников 2) Руководство к христианскому совершенству Предмет наставлений и увещаний Качества наставлений Разрешение сомнений Глава вторая. О сокрушении Понятие о сокрушении Необходимость сокрушения Свойства истинного сокрушения Признаки истинного сокрушения в кающихся Признаки отсутствия или недостатка сокрушения Причины и побуждения к сокрушению Выбор из них Способ предлагать их Совет для духовника Решимость впредь не делать грехов Ослабление и уничтожение твердой решимости ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О епитимии Понятие и нужда епитимии Цель епитимии Средства к исполнению епитимии Качества епитимии а) Соразмерность епитимии со свойством грехов б) Качеством грехов в) С душевным состоянием кающегося г) С внешним состоянием кающегося д) С доброю славою и другими отношениями кающегося О древних церковных правилах касательно епитимии Способ налагать епитимию на кающегося Перемена епитимии Глава четвертая. О разрешении Разрешение Лица, которым должно преподать разрешение и отказать в нём Умирающие, которым священник должен преподать разрешение, и отказать в нем Кающиеся, которых нельзя разрешить 1) Неоткрывающие на исповеди никакого греха 2) Незнающие истин веры 3) Глумящиеся над истинами веры 4) Непрощающие оскорбления и имеющие вражду против других 5) Обязанные сделать вознаграждение ближнему 6) Замышляющие бунт и измену 7) Приобретшие привычку ко греху Средства для обращения приобретших привычку ко греху 8) Нежелающие избегать случаев ко греху Советы духовнику относительно разрешения подвергающихся частым соблазнам 9) Неимеющие сокрушения и раскаяния во грехах Приложение Вопросы на исповедь по Заповедям десятисловия Первая заповедь Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Пятая заповедь Шестая заповедь Седьмая заповедь Восьмая заповедь Девятая заповедь Десятая заповедь Вопросы на исповедь высоких духовных особ2 Увещание Вопросы Вопросы на исповедь священников Часть вторая. Частные правила относительно исповедиI. По различию внутреннего состояния кающихся А) По различию умственного состояния кающихся Ученые и образованные люди Неверующие и колеблющиеся в вере Незнающии религии Люди необразованные Тупые Б) По различию качеств воли Исповедающиеся в грехах легких и простительных Лица истинно благочестивые и желающие преспеяния в духовной жизни Способ руководить их Краткое правило для благочестивой жизни Благочестивые по наружности Охладевшие к делам благочестия Находящиеся в опасности падения Случай ко греху Способ действования духовника Совет для духовника Исповедующиеся в грехах тяжких Падшие в первый раз Падшие по немощи Приобретшие навык ко греху Новообратившиеся от порочной жизни В) По различию особенных качеств сердца Меланхолики Флегматики Сангвиники Xолерики Находящиеся в печали Огорченные различными несчастьями жизни Огорченные несчастьями детей Общие наставления для утешения в скорби Страждущие сухостью душевной Правила относительно находящихся в душевной сухости Находящиеся в искушениях Советы, как вести себя после искушения Мнительные или страждущие смущением совести Признаки смущенной совести Причины Общие правила для духовника касательно действования с людьми смущенной совести Частные наставления, касательно обращения с мнительными Рассказывающие на исповеди чудесное и необыкновенное Признаки для различения видений Признаки для различения восторгов или восхищений II. По различию внешнего состояния кающихся Важность исповеди отроков Образ действования при исповедании отроков Юноши и молодые девицы Старцы Девицы, не располагающиеся вступить в брачную жизнь Вдовы Лица иноческого звания Общие наставления для жизни монашествующих Воспитанники духовных училищ Священники Желающие вступить в брак Супруги Родители О виновности родителей в грехах детей Родители незаконных детей Знатные и благородные Судьи Воины Ремесленники и купцы Господа Слуги Богатые Бедные Немые, глухие, глухонемые Наставления касательно исповеди больных Важность исповеди больных Способ располагать больных на исповеди Образ действования при самом принятии исповеди больных Необходимость со стороны больных сделать вознаграждение другим Об искушениях, которым подвержены больные Благочестивые упражнения, полезные для больных О завещании делаемом больным Больные отроки Образ действия священника, когда больной умирает или умер Преступники, находящиеся в тюрьме Осужденные на смерть Обязанность сделать удовлетворение или вознаграждение Правила отноcительно вознаграждения Вознаграждение за вред вещественный Участвующие в нанесении вреда ближнему Вознаграждение за вред нанесенный убийством, изувечением и ранами Вознаграждение по делу обольщения и прелюбодеяния Вознаграждение за безчестие злословием и клеветой Лишение духовных благ Когда, кому, где и в каком порядке должно делать удовлетворение? Причины, освобождающие от обязанности вознаграждения Связанные обетом Что должен делать священник после исповеди? Заключение
Аннотация
В книге архиепископа Костромского Платона (Фивейскаго, 1809–1877) «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния», представляющей собою, по сути, высший курс Пастырского богословия, отражен бесценный жизненный опыт знаменитого Святителя, чуткого пастыря и трепетного духовника, его знание как глубины богатства, так и глубины падения человеческих душ, и трогательное, бережное обращение с прибегающими под спасительный кров Таинства покаяния. Эта книга послужит незаменимым руководством для исповеди как священникам, так и мирянам, стремящимся глубже понять смысл Таинства покаяния и осознать всю свою ответственность перед Высшим Сердцеведцем.
Несколько слов об авторе
Высокопреосвященнейший Платон, архиепископ Костромской и Галичский (в миру Павел Симонович Фивейский), один из наиболее почитаемых архипастырей Костромской земли. Он родился 18 Июня 1809 года в селе Сидоровское (Звенигородского уезда Московской губернии) в семье священника. Отец его Симон Иванович Лосев1 был женат на дочери священника Воздвиженского, Матроне Лукьяновне. У Лосевых было четыре сына и три дочери. Дети воспитывались строго и благочестиво.
Первоначальное образование Владыка получил в Вифанской Семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, курс которой закончил в 1834 году со степенью магистра. Тогда же он был назначен бакалавром и библиотекарем Академии и в том же году 8 Сентября пострижен в монашество, а 16 Сентября рукоположен во иеромонаха. В 1841 году иеромонах Платон был возведен в сан архимандрита и назначен на должность Инспектора Московской Духовной Академии.
С 1842 по 1852 годы он исполняет должность Ректора поочередно в Казанской, Орловской, Тамбовской и Владимирской Семинариях, где преподает Догматическое и Пастырское Богословие.
Прежде всего в воспитанниках он стремился пробудить интерес к серьезному занятию науками. Будучи сам искренним монахом, но в то же время обладая живым и общительным характером, он, как вспоминает о нем его воспитанник протоиерей Н. Флоринский, жизнью своей «показал, в чем состоит истинный дух монашества». Неоднократно по состоянию здоровья (у Владыки была больная печень) и по своему душевному устроению он стремился уединиться в какую-либо отдаленную обитель, но церковное начальство не отпускало его. И вот 24 Мая 1856 года архимандрит Платон был хиротонисан во епископа Старорусскаго, викария Новгородской епархии, а 31 Июля 1856 года назначен епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии.
При наречении в сан епископа он сказал: «Меня не увлекают великие преимущества и честь епископского сана, а приводят в страх и трепет слова Духа Божия: «кому же дано будет много, много взыщется от него» (Лк.12:48). Помышляя о сей великой и тяжкой ответственности епископского служения и сознавая свою немощь и свое недостоинство, я давно желал и усиливался сойти с поприща, которое ныне приводит к сану епископа, и удалиться в тихую обитель, чтобы там думать и заботиться только о спасении собственной души. Не переменились и теперь мысли и желания мои... Но тяжкими опытами жизни научился я видеть в воле предержащей власти благую волю Божию».
С 15 Февраля 1857 года он назначен на Костромскую и Галичскую кафедру, которой управлял двадцать лет и на которой, 31 Марта 1868 года, был возведен в сан архиепископа. Это было время, когда вслед за крестьянской реформой открылась необходимость усилить образование в среде народа для того, чтобы он разумно мог пользоваться дарованными ему правами. И здесь, как нельзя, пригодился преподавательский опыт Владыки Платона. Он разъяснял духовенству его обязанности по народному образованию, требовал учреждения церковно-приходских школ и добился того, что школы были открыты почти при всех храмах епархии. Он также провел духовно-учебную реформу в епархии и особенно заботился об улучшении состояния училищ и Семинарии. Дисциплину среди епархиального духовенства Владыке удалось поднять до небывалой прежде высоты. Являясь защитником иночества, он озаботился обновлением древних и основанием новых обителей. На его особом отеческом попечении находились бедные духовного звания.
Имея пустынное жительство среди общества и редко оставляя свое келейное уединение, если только не для посещения глухих и отдаленных селений епархии своей, он тем не менее доступен был всякому приходившему в его дом в любое время дня. Его пастырская любовь находила для всех слово приветствия, входила во все духовные и житейские нужды. Сам же Владыка из столь тесного общения с паствой извлекал для себя уроки пастырской и житейской мудрости, чем потом щедро делился с прибегающими к его отеческой защите.
Каждодневно и неопустительно присутствовал Владыка при Богослужении в своем келейном храме. Также Владыка любил труд кабинетного ученаго. Немало вышло из-под его пера замечательных богословских трудов, таких как: «Православное нравственное богословие», «Изложение учения Православной Церкви о догматах веры Христианской», «Жизнеописание преподобного Даниила, Переяславского чудотворца», «Историческое описание Троицкого Козловского монастыря» и др.
Пламенная ревность о благоустроении паствы, всегдашнее хождение пред Богом в духе молитвы и страха Божия, любовь к Богослужению, защита иночества, заботливость об обращении заблудших братий на путь спасения в лоно Православной Церкви – вот немногие из многих светлые черты жизни и святительской деятельности архиепископа Платона.
Вообще, глядя на воодушевление, с каким трудился архипастырь Костромской на ниве Господней, приходят на память слова, сказанные об этом периоде времени (60-е и 1-я половина 70-х годов XIX в.) епископом Иоанном (Соколовым), который назвал его «утром Церкви». Это подтверждает и переписка Владыки Платона со своим младшим братом профессором П. С. Казанским, автором прекрасного исследования «История православного монашества на Востоке»2. Как непохожа она на переписку духовных лиц конца XIX века, свидетельствующую о нараставшей среди духовенства апатии, явившей, в конце концов, «сумерки» Церкви.
Не менее поучительна была и блаженная кончина архипастыря, соответствующая его добродетельной жизни. Ее он предчувствовал за несколько месяцев и готовился к ней спокойно. К духовенству, явившемуся приветствовать его в светлые Пасхальные дни, и также для поздравления с 20-тилетием служения на Костромской кафедре, он обратился с трогательной прощальной беседой, дышавшей любовью, благожеланием и всепрощением. Это торжественное спокойствие Святителя при прощании с земной жизнью чрезвычайно глубоко и благотворно подействовало на все духовенство епархии. Мирно отошел он ко Господу в ночь с 12-го на 13-е Мая 1877 года в загородном архиерейском доме в Солониково, куда уехал из Костромы вскоре после Пасхи. Останки архипастыря были торжественно перенесены в Кострому 15 Мая и погребены в усыпальнице, находившейся под главным алтарем Успенского кафедрального собора3.
Переиздаваемый ныне труд архиепископа Платона «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства покаяния» (в двух частях).4 Владыка считал главным трудом всей своей жизни, в котором он отразил собственный живой глубокий пастырский опыт и в который вложил всю силу любящего духовнического сердца. Сам он пишет об истории появления своего труда так: «Это плоды моего послушания меньшему моему брату священнику Михаилу».
При первом издании книги появились в печати рецензии на нее, одна из которых оказалась насмешливой. В своем письме духовному сыну протоиерею Н. Флоровскому Владыка, подготавливавший тогда второе издание книги, видя, как далеко отошло общество от понимания серьезности Таинства покаяния, с возмущением пишет о том рецензенте, который «имел дерзость насмеяться над вопросами Святителя Ионы, митрополита»: «Это был раб Божий, преисполненный дарами благодати и бывший сам много лет приходским иереем. В особенную заслугу для себя считаю то, что в моей книжке сохранились эти вопросы, которые легко могли потеряться».
Говоря о подготовке второго издания, Владыка указывал: «мною предпринято второе издание только вследствии настояния, что доселе нет другого руководства для исповеди священникам... До моей книжки не было ничего, кроме старинной книги, мало кому известной под названием: “Мир с Богом”».
Но и в наши дни потребность в этом замечательном руководстве, жизненном опыте знаменитого Святителя, его знании типов человеческих душ остается весьма ощутимой и может явиться серьезным подспорьем как для духовенства, стремящагося к отеческому окормлению паствы, так и для мирян, стремящихся глубже понять смысл Таинства покаяния.
Издатели
Предисловие ко второму изданию
Представляя вниманию отцов и братий второе издание предлежащего труда считаем долгом для правильного взгляда на него объяснить, что он в свое время был предпринят по настоятельной нужде дать новопоставленным священникам, при совершении Таинства покаяния, пособие для руководства душ ко спасению, для этой науки высочайшей всех наук, как изъясняет св. Григорий Богослов (том. 1. стр. 26); для этого искусства искусств, как говорит св. Григорий Великий, Папа Римский.
Новое издание значительно дополнено и исправлено.
Осмеливаемся думать, что труд сей не бесполезен и для опытных пастырей; он может напомнить им о многом. Ибо мы старались излагать сие напоминание священнику на основании Слова Божия, правил соборных и учения святых отцов и пастырей церкви.
Отцов и братий, до которых дойдет сия книжка, трудившийся в составлении её убедительнейше просит вспоминать его в святых молитвах.
1870 года, Августа 31 дня
Платон, Архиепископ Костромской.
Преосвященный Архиепископ Костромской Платон скончался в 1877 году, мая 12 дня.
Настоящее издание предпринимается по настоятельной просьбе лиц, нуждающихся в этом руководстве.
1895 года.
Таинство покаяния
Единородный Сын Божий, Иисус Христос, Господь и Бог наш, пришел в мир для того, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но все получили жизнь вечную; Он Своею смертью удовлетворил Божественному правосудию и даровал верующим в Него избавление от грехов и от вечной смерти. Все верующие через крещение делаются причастниками искупления, дарованного Иисусом Христом, сынами Божиими и наследниками вечной жизни. Но через грехи после крещения опять люди лишаются милости Божией. Милосердный Спаситель не оставляет людей в сем состоянии без помощи. Для очищения грехов, сделанных после крещения и для возвращения благодатных даров и милости Божией, Он установил Таинство покаяния, которое св. отцами называется вторым крещением.
В сем Таинстве через разрешение священника прощаются грехи человеку, который с сокрушением сердца исповедует их и дает твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь.
Священники, совершающие Таинство покаяния, называются от исповедующихся перед ними духовными отцами, духовниками, а исповедуемые ими духовными их детьми.
Не имеем нужды здесь раскрывать подробно учение церкви о сем Таинстве. Оно изложено в догматических Богословиях, и в нашем труде: Сокращенное изложение догматов веры. Изд. 2-е Моск. 1870 г.
Разделение исследования
Настоящее наше напоминание священникам об их обязанностях при совершении Таинства покаяния, или изложение требований, правил и советов, какие священникам нужно исполнять для полезного и благотворного совершения исповеди, разделяется на две части. В первой части предложены общие правила относительно исповеди всех вообще кающихся; во второй, правила, относящиеся к некоторым из приходящих на исповедь по различию их внутренних и внешних отношений.
Так как для священника, принимающего исповедь, необходимы особенные качества духа и добродетели, также особенное право принимать исповедь и исполнение обязанности, происходящей из исповеди, т. е. сохранение тайны исповеди, то общим правилам должно предшествовать изложение во 1-х, о качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых духовникам, во 2-х, о праве исповедовать, в 3-х, о ненарушимом сохранении тайны исповеди.
* * *
См. Беляев А.А., протоиерей. Профессор Московской Духовной Академии П.С.Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Сергиев Посад, вып. I, 1910; вып. II. 1916.
По традиции того времени детям в духовных учебных заведениях нередко меняли фамилию на более благозвучную. Так, младший брат Владыки Платона получил фамилию Казанский, а сам он – фамилию Фивейский.
См. Беляев А.А., протоиерей. Профессор Московской Духовной Академии П.С.Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. Сергиев Посад, вып. I, 1910; вып. II. 1916.
В 1934 году Успенский собор был уничтожен большевиками.
Всвязи с крайней нуждой в данном руководстве труд архиепископа Платона переиздавался трижды: в 1859 году в Костроме; и дважды в Москве (уже в дополненном и исправленном виде) – в 1861 г. и в 1895 г.