П.В. Безобразов

Источник

Архимандриту Аввакуму, бывшему начальнику Пекинской миссии, от 25 октября 1843 г.

Добрый брат! Переправился я через несколько рек, переплыл четыре моря, реял по двум проливам, стоял в нескольких пристанях, наконец прибыл к берегам Сирии и стал твердой ногой на суше у подошвы высоких гор Ливанских и на короткое время поместился в доме бейрутского митрополита Вениамина. Вот куда занесла меня судьба, т. е. суд Божий, и вот где я сказал себе: «Пора же знать и честь и написать хоть что-нибудь доброму брату, старцу Аввакуму». Сказал и сделал. Итак, видишь, брате, я не забыл тебя. Доброе товарищество едва ли не крепче каменных гор Ливанских. Горы гром потрясает, горы молния рассекает, а для дружественного товарищества нет ни громов, ни молний. Добрые товарищи подобны луне и земле: на время скроются один от другого, а порой и сглянутся и ссудят друг друга светом и теплотой, т. е. мыслями, чувствованиями и понятиями. Вчера я помянул тебя, брате, в молитвах своих в митрополичьей церкви. Что тебе больше? А коль хочешь, так заставлю отслужить обедню на арабском языке о здравии и спасении твоем. Из Бейрута я отправлюсь завтра в Дамаск покушать винограду, особенного, дивного, сказочного винограду, который вырос из семян тех гроздий, кои ел Магомет вместе с Иисусом Христом. Не смейтесь, батюшка. Таково предание арабское. Мало ли чему верят арабы? Вот, напр., я видел в Бейруте несколько маленьких школьников, даром что все они православные, а головы их обриты наголо; только спереди, над самым лбом, оставлен клочок волос в виде небольшого полукружия, а у иных и хохол на самой маковке головы. Что бы это значило? спросил я, и мне отвечали, что это не просто мода, не прихоть, а истина: мы оставляем клок волос в подражание Иисусу Христу, яко Назорею. Вот каковы арабские головы! Один из бейрутских священников вчера за обедом уверял меня, что еще существуют кедры ливанские допотопные. Я возразил было ему: «Да как же они уцелели во время потопа?» Сначала он смешался и помолчал, а потом сказал: «Я не знаю, как они уцелели, а ведаю, что о них упоминается в Псалтири: в ней сказано, что Бог их насадил, а если Бог, стало быть они допотопные, древнее Адама». Я сдался. Вот, брате, какие у нас прения в Бейруте! Прощай, до свидания! Не поленись отозваться на мой голос. Помолись обо мне. Я имею нужду в молитвах любви! Съезди к любезным товарищам и облобызай их вместо меня. Скажи Тихику, что я был недалеко от Ефеса и получил его умное и приятное письмо. Буду отвечать ему. А подслепый книгочий Петр потешил меня своей бисерной и замысловатой писью. Пожалуйста, попроси преосвященного Афанасия, чтобы он исполнил мою просьбу.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle