П.В. Безобразов

Источник

Графу А. П. Толстому от 24 декабря 1858 г.

Ответив на мое письмо, вы утешили меня, но не успокоили, и я снова прошу вас содействовать совершенному успокоению моему окончанием двух последних дел о мне в св. синоде.

В одном деле изъяснено, что Государь Император благоволил пожаловать мне за особые труды и заслуги пожизненную пенсию из государственного казначейства и повелел производить мне жалованье из сумм духовно-учебного управления при св. синоде до определения меня к должности. Но я только получаю пенсию и жалованье, а к должности не определен и ожидаю ее давно.

В другом деле изложено постановление св. синода об отправлении меня на Восток сроком на один год, но не указано место, куда я должен возвратиться по исполнении данных мне поручений; и я не знаю, где приютиться с библиотекой моей, которую разрешено мне вывезти из Иерусалима.

Итак, благоволите, ваше сиятельство, motu proprio ускорить решение этих двух дел, каково бы оно ни было, и тем успокоить меня.

Благодушно ожидаю развязки просьбы моей. Признает ли меня св. синод способным и достойным продолжить священнослужение, или не признает; намерен ли он расширить круг моей деятельности для духовной пользы как моей, так и общей, или не намерен; предпишет ли он священно-архимандриту Александро-Невской лавры дать мне на время приличное и удобное помещение в ней, или не предпишет; это все равно для меня, уважающего законные приговоры духовного начальства, лишь бы обнаружилось мнение его о мне, и я знал бы, как мне надлежит впредь жить и действовать в дому Божием, т. е. в церкви. Ожидаю законного решения моей участи и немедленного извещения о нем, без которого я буду поставлен в неимоверное затруднение по возвращении из Иерусалима с книгами моими, коими пользовалась наша первая духовная миссия там в течение шести лет и четырех месяцев.

Искреннее участие ваше в судьбе моей, выраженное в письме вашем ко мне, вызывает совершенную благодарность мою вам и полную откровенность. Благодарю вас и свободно высказываю те помыслы и желания мои, кои угодно вам принять к соображению при суждении о моей будущности.

По возвращении из Иерусалима в Петербург в конце 1854 года я помышлял не о покое в Крыму, а о том, чтобы снова действовать в св. Граде на прежнем поприще моем, и это помышление было питаемо надеждой на меня прежнего министерства иностранных дел. Это министерство переменилось, а новый движитель дел его лично сказал мне, что не избрал меня начальником нашей второй миссии в Иерусалиме, потому что я (будто бы) не убежден в правоте российской церкви и потому не могу представлять ее на Востоке. Так сказано слишком много, опрометчиво и обидно! Однако невинность моя не требовала и не искала защиты против такой несправедливости. Я перестал думать об Иерусалиме и в ожидании должности, которую повелено было дать мне, занялся печатанием некоторых сочинений своих; кончил это дело, ждал обещанного помянутым министерством пособия при издании этих сочинений и, не получив его, уверился, что трудно мне, при забывчивости меценатов моих передать соотечественникам моим все плоды 29-летних ученых занятий моих, охладел к этим занятиям и помышлял лишь о том, как бы служить в дому Божием, говорить умам и сердцам и усовершаться в искусстве из искусств, т. е. в управлении душ по уставу царствия Божия. Но мне надлежало знать, каково воззрение на меня духовного начальства. Для сего я по житейскому благоразумию прикрыл эти помышления свои такими намеками в разговорах, какими искусно выведываются людские предубеждения, недоразумения и истинные мнения, и говорил иным из предержащих, что я желаю успокоиться в Крыму от сует и дел житейских, а другим, что деятельность есть потребность души моей, а покой – насилие стремлениям ее. Мне отвечали молчанием. Наконец обнаружилась воля Божия. Мне суждено было еще раз посетить Восток и поискать там духовных сокровищ. Я ищу их. Но мне должно возвратиться с ними в отечество. Где же там приют мой? Где рабочая храмина моя? И какое значение мое в иерархии? Какой будет союз моих способностей и моей опытности с современными потребностями той церкви, к которой я принадлежу и в правоте которой убежден основательно? Кто упрочил этот союз?

Вы пишете мне, что вам весьма желательно содействовать совершенному успокоению моему насчет будущего поприща моего, но для сего предварительно нужно знать, чего бы сам я пожелал.

Изъявление собственных желаний при выборе нового поприща есть дело самое щекотливое и затруднительное, особенно, когда боишься себялюбия и не знаешь воли Божией; и я решаюсь открыться вам только потому, что искренность мою вызывает ваше добродушие.

Я желаю, чтобы меня не посылали на служение в ведомстве министерства иностранных дел, потому что я уже выучился смотреть там на церковные дела с двух точек зрения, с религиозной и политической, и предоставляю другим понять эту задачу. Я желаю, чтобы мне не давали покоя, потому что боюсь бездействия, люблю трудиться и спасение свое поставляю наипаче в исполнении многочисленных обязанностей в отношении к ближним моим. Я желаю трудиться в дому Божием, т. е. в церкви Христовой, говорить умам и сердцам, искоренять ереси и расколы, приобретать Христу души и усовершаться в искусстве из искусств, т. е. в управлении этих душ по уставу царствия Божия, сознавая в себе дар слова, веруя в единую церковь, любя славу Христову и подчиняясь действиям Духа Божия, разделяющего благодатные дарования каждому по мере веры, т. е. по измерению стремлений души к Богу и к созиданию тела Христова, которое есть церковь.

Я желаю, чтобы по возвращении моем в С.-Петербург в Александро-Невской лавре не говорили мне по-прежнему: вам нет здесь места, ступайте, куда хотите, напротив, чтобы показали уважение, не ко мне, а к высшему начальству, призвавшему меня в столицу по видам своим, и чтобы поместили меня в опрятных и просторных покоях подле дома митрополита или в другом удобнейшем для меня отделении Лавры.

Довольно! Сущность этого письма заключается в трех глаголах: прошу, ожидаю, желаю.

Я прошу кончить два последние дела обо мне в св. синоде, ожидаю немедленно извещения об окончании их и желаю получить место и трудиться в дому Божием.

Благословение Господне на вас!


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle