Д.А. Заварицкий

Источник

Анафора на церковнославянском, русском и русском жестовом языках


Церковнославянский язык Русский язык
Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити. Станем хорошо, станем со страхом, будем внимательны к тому, чтобы в мире приносить святое Возношение.
Милость мира, жертву хваления. Милость мира, жертву хваления.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.
И со духом твоим. И с духом твоим.
Горе имеим сердца. К небу обратим сердца.
Имамы ко Господу. Они обращены к Господу.
Благодарим Господа. Возблагодарим Господа.
Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. Достойно и праведно [поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу – Троице Единосущной и Нераздельной].
Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего. Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего.
Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно Ибо Ты – Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый,

Русский жестовый язык

(ВЫ) ВСТАТЬ ПРИЛИЧНО ВСТАТЬ ПОЧЕТ, ВНИМАНИЕ

БУДЕТ, СВЯТОЙ ВОЗНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ ПОКОЙ.

ДОБРЫЙ, ПОКОЙ, ЖЕРТВА СЛАВА (АЛИЛЛУЙЯ) ВОЗНОШЕНИЕ.

ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАШ БЛАГОДАТЬ ЕГО, БОГ ОТЕЦ ЛЮБОВЬ ЕГО, СВЯТОЙ ДУХ ОБЩЕНИЕ(+ СВЯЗЬ) ЕГО, ВМЕСТЕ ВЫ БУДЕТ.

(ОДИНАКОВО)

ВМЕСТЕ ДУША ТВОЙ7.

СЕРДЦЕ ВОЗНОШЕНИЕ.

ГОСПОДЬ, СЕРДЦЕ ВОЗНОШЕНИЕ.

ГОСПОДЬ СПАСИБО.

ОТЕЦ СЫН СВЯТОЙ ДУХ, ТРОИЦА

ОДИНАКОВО + ВНУТРИ ОТДЕЛЬНО + НЕТ, ПОКЛОНЕНИЕ СООТВЕТСТВИЕ

ПРАВИЛЬНО.

ТЫ ПЕТЬ, ТЫ ХОРОШО + ГОВОРИТЬ, ТЫ СЛАВА, ТЫ СПАСИБО,

ВЕЗДЕ ПОКЛОНЕНИЕ ТЫ СООТВЕТСТВИЕ ПРАВИЛЬНО.

(ПОТОМУ ЧТО) ТЫ БОГ ОБЪЯСНИТЬ + НЕВОЗМОЖНО,

ПОНИМАТЬ + НЕВОЗМОЖНО, ВИДЕТЬ + НЕВОЗМОЖНО,


Сый, такожде Сый. Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Непостижимый, Вечный, Неизменный. Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой.
Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. Ты перевел нас из небытия в бытие и павших восставил, и не прекратил на этом Своего попечения о нас, но возвел нас на Небо и даровал Царство Твое будущее.
О сих всех благодарим Тя и Единородная) Твоего Сына и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. За все это мы благодарим Тебя, Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что знаем и чего не знаем, за все явные и неявные благодеяния, излитые Тобою на нас.
Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси. Благодарим Тебя также за это служение, которое Ты соблаговолил принять от наших рук.
Аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся пернатии. Хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылые, исполненные очей, парящие, быстрокрылые
Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славой Твоей! Осанна в вышних, благословен Приходящий во имя Господне! Осанна в вышних!

ВНИКАТЬ + НЕВОЗМОЖНО, (ТЫ) ВЕЧНЫЙ, МЕНЯТЬ + НЕТ.

ТЫ, ОДИНАКОВО ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН ТВОЙ, ОДИНАКОВО ДУХ

СВЯТОЙ ТВОЙ.

(ДАВНО) ТЫ ДЕЛАТЬ НАС ( НИЧЕГО МЕНЯТЬ ЖИЗНЬ ПОЯВЛЯТЬСЯ), ПОТОМ НАС ГРЕХ КРИЗИС КРИЗИС (ТЫ) ВОССТАНОВЛЕНИЕ СНОВА.

ТЫ НАС БРОСАТЬ ЗАБЫТЬ НЕТ, (ТЫ НАС) ЗАБОТА, НЕБО ВЕСТИ, БУДУЩЕЕ ЦАРЬ + НЕБО ТВОЙ НАМ ДАРИТЬ.

(ПОТОМУ) МЫ СПАСИБО ТЫ, ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН ТВОЙ (СПАСИБО), СВЯТОЙ ДУХ ТВОЙ (СПАСИБО).

ХОРОШО + ДЕЙСТВИЕ РАЗНЫЙ (МЫ) ЗНАТЬ НЕ ЗНАТЬ, ПОКАЗАТЬ СКРЫВАТЬ (ТЫ) БЫЛО ДЕЛАТЬ (НАМ) ДЛЯ8, СПАСИБО.

(ЕЩЕ) СПАСИБО ТЫ ЭТО (указать рукой в сторону Престола) РУКИ НАШ СЛУЖИТЬ, ТЫ (ХОТЕТЬ) СОГЛАСИЕ ПРИНИМАТЬ.

НАПРИМЕР ТЫ ВОКРУГ9 «АРХАНГЕЛЫ» ТЫСЯЧА (МНОГО), АНГЕЛ ТОЛПА, «ХЕРУВИМЫ», «СЕРАФИМЫ», КРЫЛО + ШЕСТЬ, ГЛАЗА + МНОГО, ЛЕТАТЬ (ВОКРУГ).

СТИХИ ПОБЕДА ПЕТЬ ШУМ ГОВОРИТЬ:

СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ГОСПОДЬ «САВАОФ».

НЕБО ЗЕМЛЯ СЛАВА ТВОЙ ПОЛНЫЙ. СПАСЕНИЕ + ПРОСИТЬ НЕБО.

ХОРОШО + СЛАВА ПРИШЕСТВИЕ

(ИИСУС ХРИСТОС) ГОСПОДЬ ИМЯ (ЕГО) ПОЧЕТ.


С сими и мы блаженными Силами. Владыко Человеколюбие, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя. И мы, Владыка, Человеколюбче, вместе с этими блаженными Силами воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят – Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя.
Иже мир Твой тако возлюбил еси. якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Ибо Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречи-стыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Придя и исполнив все, задуманное Тобою о нас, в ночь, когда Его предавали, или, скорее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благословив Тебя, Он освятил, преломил и дал его Своим святым ученикам и апостолам, сказав:
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». «Возьмите, ешьте, это – Тело Мое, ради вас преломляемое во оставление грехов».
Аминь. Аминь.
Подобие и Чашу по вечери, глаголя: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов». Также, после вечери, дал им Чашу, сказав: «Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, ради вас и ради многих проливаемая во оставление грехов».
Аминь. Аминь.
Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, – И теперь, вспоминая эту спасительную Его заповедь и все, совершенное Им для нас – распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение, сидение одесную Тебя, Его повторное пришествие во славе, –

МЫ АНГЕЛ ВМЕСТЕ ПЕТЬ ГОВОРИТЬ: ТЫ ВЛАДЫКО ЛЮДИ ЛЮБИТЬ, ТЫ СВЯТОЙ, СВЯТОЙ + ПОЛНЫЙ.

ТЫ, (ОДИНАКОВО) ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН ТВОЙ, (ОДИНАКОВО) СВЯТОЙ ДУХ ТВОЙ.

ТЫ СВЯТОЙ, СВЯТОЙ + ПОЛНЫЙ, СЛАВА ТВОЙ ВЕЛИКИЙ.

ТЫ МИР ЛЮБИТЬ ОЧЕНЬ, (ПОТОМУ) ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН ТВОЙ ОТДАТЬ (ЖЕРТВА), (ЧТОБЫ) КАЖДЫЙ (указать на присутствующих) ВЕРИТЬ ОН, СМЕРТЬ + НЕТ «НО» ЖИЗНЬ ВЕЧНОСТЬ ИМЕТЬ.

ОН (СЫН ТВОЙ) ПРИШЕСТВИЕ, ИСПОЛНЯТЬ

ВСЕ ТЫ (ОТЕЦ) ДУМАТЬ (МЕЧТАТЬ) НАС, ДАВНО НОЧЬ («ИУДА) ПРЕДАВАТЬ БЫЛО, (НАПРИМЕР) ГОВОРИТЬ ТОЧНО САМ СЕБЯ ОТДАТЬ ЖИЗНЬ МИРА (ДЛЯ), (ДАВНО НОЧЬ ОН) ХЛЕБ ВЗЯТЬ РУКИ СВЯТОЙ ЧИСТЫЙ ГРЕХ + НЕТ, СПАСИБО (ТЫ), ХОРОШО + СЛАВА (ТЫ), (ХЛЕБ) СВЯТОЙ, ПРЕЛОМИТЬ, УЧИТЬСЯ + ЛЮДИ СВОЙ СВЯТОЙ «АПОСТОЛЫ» ДАТЬ, СКАЗАТЬ: (образно «протянуть ученикам хлеб»)

ЕСТЬ, ЭТО (указательный жест) ТЕЛО МОЙ, ПРЕЛОМИТЬ ВЫ ДЛЯ, (СВЯЗЬ) ГРЕХ ОСТАВИТЬ (ПРОЩАТЬ).

ПРАВИЛЬНО.

ХЛЕБ ЕСТЬ, ПОТОМ ЧАША ДАТЬ, ГОВОРИТЬ: ПИТЬ (указательный жест ладонью перед собой) ВСЕ, ЭТО (указательный жест) КРОВЬ МОЙ, ЗАВЕТ НОВЫЙ, ВЫ ЛЮДИ + МНОГО КРОВЬ ДЛЯ ДЛЯ, (СВЯЗЬ) ГРЕХ ОСТАВИТЬ (ПРОЩАТЬ).

ПРАВИЛЬНО.

(МЫ) ПОМНИТЬ ТЫ ГОВОРИТЬ (СЛОВО ТВОЙ), ВСПОМИНАТЬ ВСЁ ТЫ ДЕЛАТЬ (БЫЛО) (НАС) ДЛЯ: РАСПЯТИЕ, ПОГРЕБЕНИЕ, (ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ) ВОССТАНОВЛЕНИЕ, (НЕБО) ВОЗНЕСЕНИЕ, СПРАВА СИ-ДЕТЬ,СНОВА ВТОРОЙ СЛАВА ПРИШЕСТВИЕ.


Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Твое из Твоего мы приносим Тебе повсюду и в благодарность за все.
Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молим Тебя, Боже наш.
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары Сия. Мы приносим Тебе также это словесное и бескровное служение, и призываем, и просим, и молим Тебя: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие пред Тобою дары.
И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. И соделай хлеб этот честным Телом Христа Твоего.
Аминь. [Аминь]
А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. А то, что в Чаше этой – драгоценной Кровью Христа Твоего.
Аминь. [Аминь]
Преложив Духом Твоим Святым. Преложив Духом Твоим Святым.
Аминь. Аминь. Аминь. [Аминь, аминь, аминь]

МЫ ВОЗНОШЕНИЕ (затем указать рукой в сторону Престола) ДАРИТЬ (по направлению к молящимся) ТВОЙ, ВСЕ ПОМНИТЬ, ВСЁ СПАСИБО.

Можно построить фразу по-другому:

ДАРИТЬ (по направлению к молящимся) ТВОЙ

(затем указать рукой в сторону Престола)

(МЫ) ВОЗНОШЕНИЕ, ВСЕ ПОМНИТЬ, ВСЁ СПАСИБО.

«О всех и за вся» можно перевести иначе:

ВЕЗДЕ ВОЗНОШЕНИЕ ВОЗНОШЕНИЕ, ВСЁ СПАСИБО.

(МЫ) ПЕТЬ ТЫ, ХОРОШО + СЛАВА (ГОВОРИТЬ) ТЫ, СПАСИБО ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ПРОСИТЬ ТЫ.

ЕЩЁ МЫ ВОЗНОШЕНИЕ (ТЫ) ЭТО (указать рукой в сторону Престола) СЛУЖИТЬ СЛОВО + ГОВОРИТЬ КРОВЬ + БЕЗ, ПРОСИТЬ, ПОКЛОНЕНИЕ, ПРОСИТЬ: СВЯТОЙ ДУХ ТВОЙ (НАС) НИСПОСЫЛАТЬ (показать образно, как нисходит Святой Дух на стоящих в храме), ОДИНАКОВО ЭТО (указать рукой в сторону Престола) ДАРИТЬ НИСПОСЫЛАТЬ (показать образно, как нисходит Святой Дух на лежащие на Престоле Дары).

ПРОСИТЬ, ХЛЕБ (указать рукой в сторону Престола) ДЕЛАТЬ ДОРОГОЙ ТЕЛО ХРИСТОС ТВОЙ.

ПРАВИЛЬНО.

ПРОСИТЬ, ЧАША ЭТО (указать рукой в сторону Престола) ДЕЛАТЬ ДОРОГОЙ КРОВЬ ХРИСТОС ТВОЙ.

ПРАВИЛЬНО.

СВЯТОЙ ДУХ ТВОЙ (НИСПОСЫЛАНИЕ) МЕНЯТЬ.

ПРАВИЛЬНО, ПРАВИЛЬНО, ПРАВИЛЬНО.


Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. Чтобы причастие этим Дарам послужило нам к бодрствованиею души, к оставлению грехов, к общению со Святым Твоим Духом, к достижению Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, а не к осуждению или наказанию.
Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех Также мы приносим Тебе это словесное служение о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, благовестниках, мучениках, исповедниках, воздержниках
и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся. и о всех праведниках, в вере скончавшихся.
Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Особенно же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Достойно есть яко воистинну бла- [Воистину, Богородице, Ты достой-

ПРОСИТЬ ПРИЧАСТИЕ НАМ (СВЯЗЬ как следствие) ДУША ЧИСТЫЙ10, ГРЕХ ОСТАВИТЬ (ПРОЩАТЬ), СВЯТОЙ ДУХ ОБЩЕНИЕ, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ЯВЛЯТЬСЯ.

ПРОСИТЬ ПРИЧАСТИЕ НАМ (СВЯЗЬ как следствие) МУЖЕСТВО (ПОДВИГ) ТЫ, СУД (ОБВИНЯТЬ) + НЕТ, НАКАЗАНИЕ + НЕТ.

ЕЩЁ МЫ ВОЗНОШЕНИЕ (ТЫ) ЭТО (указать рукой в сторону Престола) СЛУЖИТЬ СЛОВО + ГОВОРИТЬ, ПРОСИТЬ (ТЫ) ПОМНИТЬ СМЕРТЬ РАЗНЫЙ, ВЕРИТЬ ВЕЛИКИЙ: «ПРАОТЦЫ», «ОТЦЫ», «ПАТРИАРХИ» (можно добавить их имена: «АДАМ», «ЕНОХ», «НОЙ», «АВРААМ», «ИСААК», «ИАКОВ»).

То же самое можно сделать с со словами: «ПРОРОКИ», «АПОСТОЛЫ», «ПРОПОВЕДНИКИ», «ЕВАНГЕЛИСТЫ», «МУЧЕНИКИ», «ИСПОВЕДНИКИ», «ВОЗДЕРЖНИКИ» (хотя здесь можно применить и соответствующие жесты: СКВОЗЬ, УЧИТЬСЯ, АГИТАЦИЯ, БИБЛИЯ, МУЧИТЬСЯ, ОБЪЯСНЯТЬ, КРЕПКИЙ в сочетании с жестом ЛЮДИ),

ПРОСИТЬ (ТЫ) ПОМНИТЬ ВСЕ ПРАВДА + ЛЮДИ ВЕРА СМЕРТЬ.

ОСОБЕННЫЙ (ПРОСИТЬ ТЫ) ПОМНИТЬ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ ЧИСТЫЙ ОЧЕНЬ + ХОРОШО + ГОВОРИТЬ СЛАВА ВЛАСТЬ НАШ, ВСЕГДА (ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЕЧНО) ДЕВУШКА «МАРИЯ».

БОГОРОДИЦА, ТЫ11 СЛАВА СООТВЕТСТВИЕ ПРАВИЛЬНО. ТЫ


жити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. на того, чтобы прославляли Тебя – Присноблаженную, Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Чтимую превыше Херувимов и прославляемую превыше Серафимов, родившую Бога Слово и оставшуюся Девой, истинной Богородицей величаем Тебя]
О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (имя), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже. О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и всехвальных апостолах, о святом (имя), память которого мы сегодня празднуем, и о всех святых Твоих – по молитвам их посети нас, Боже.
И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (имена), и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. И помяни всех усопших с надеждой на воскресение в вечную жизнь (имена), и упокой их там, где сияет свет лица Твоего.
Еще молим Тя: помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины; всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин. Еще молим Тебя: помяни, Господи, всех православных епископов, хранящих неповрежденным, Твое учение истины; всех пресвитеров, во Христе диаконов и всех причисленных к клиру.
Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о святей, соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Также мы приносим Тебе это словесное служение о всей земле, о святой, соборной и апостольской Церкви, о живущих чистой и непорочной жизнью, о стране нашей, властях и воинстве ее.

ВСЕГДА + СЧАСТЬЕ, ВСЕГДА + ЧИСТЫЙ, БОГ НАШ (ТЫ) МАТЬ (ЕГО). ТЫ ПОЧЕТ ВЫСШИЙ12 «ХЕРУВИМЫ». ТЫ СЛАВА ВЫСШИЙ «СЕРАФИМЫ». ТЫ РОДИТЬ ИИСУС ХРИСТОС (БОГ СЛОВО) ДЕВСТВЕННОСТЬ ОСТАВАТЬСЯ, ПОТОМУ МЫ ТЕБЯ ИСТИННЫЙ (ПОДЛИННЫЙ) БОГ + РОДИТЬ ВЕЛИКИЙ + СЛАВА.

ЕЩЁ МЫ ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ СВЯТОЙ «ИОАНН ПРОРОК ПРЕДТЕЧА КРЕСТИТЕЛЬ» (можно использовать жесты: СКВОЗЬ, РАНЬШЕ, КРЕЩЕНИЕ), СВЯТОЙ СЛАВА «АПОСТОЛЫ», СВЯТОЙ (имя) СЕГОДНЯ ПАМЯТЬ ЕГО, ВСЕ СВЯТОЙ + ЛЮДИ ТВОЙ ПРОСИТЬ ПРОСИТЬ ТЫ НАС ПОСЕЩАТЬ.

ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ ВСЕ СМЕРТЬ НАДЕЖДА (РИСК, ВЕРИТЬ, ЖДАТЬ) ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ.

ПРОСИТЬ ВСЕ СМЕРТЬ УСПОКОИТЬСЯ ТАМ (указательный жест) ЛИЦО ТВОЕ СВЕТЛЫЙ.

ЕЩЕ МЫ ПРОСИТЬ (ТЫ) ПОМНИТЬ ВСЕ ЕПИСКОП ПРАВОСЛАВНЫЙ, (ИСТИННЫЙ) СЛОВО ТВОЙ УЧИТЬ (РАСПРОСТАНЯТЬ, ХРАНИТЬ) ВЕРНО. ПРОСИТЬ ТЫ ПОМНИТЬ ВСЕ СВЯЩЕННИК, ДИАКОН, ВСЕ СЛУЖИТЬ ТЫ.

ЕЩЁ МЫ ВОЗНОШЕНИЕ (ТЫ) ЭТО (указать рукой в сторону Престола) СЛОВО + ГОВОРИТЬ СЛУЖИТЬ, ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ МИР (земной шар). ПОМНИТЬ СВЯТОЙ, «СОБОРНАЯ», ТРАДИЦИЯ ЦЕРКОВЬ. ПОМНИТЬ ВСЕ ЖИТЬ ЧИСТЫЙ, ЧЕСТНЫЙ.

ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ (БОГ + БЕРЕЧЬ) СТРАНА НАШ (название), ПОМНИТЬ ВЛАСТЬ, ВОЕННЫЙ.


Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Даруй им, Господи, мирное правление, чтобы и нам при их спокойствии прожить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.
В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего (имя), святейшаго патриарха Московская) и всея Руси, и господина нашего преосвященнейшаго (имя), митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (название епархии). Прежде всего помяни, Господи, великого господина и отца нашего святейшего патриарха (имя), и господина нашего преосвященнейшего (имя епархиального архиерея).
Ихже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины. Даруй их святым Твоим церквам мирными, невредимыми, почтенными, здоровыми, долголетними, хранящими неповрежденным Твое учение истины.
И всех, и вся. И весь народ Твой.
Помяни, Господи, град сей, в нем же живем, (или: весь сию, в ней же живем; или: обитель сию, в ней же живем), и всякий град и страну и верою живущих в них. Помяни, Господи, наш город, в котором живем, всякий город, страну и живущих в них с верою.
Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страдающих, пленных и спаси их.
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих всякое доброе дело в святых Твоих церквах, помогающих

ГОСПОДЬ, ДАТЬ ИМ (указательный жест) УПРАВЛЯТЬ ПОКОЙ, ОДИНАКОВО МЫ ЖИТЬ СПОКОЙНО, ТИШИНА, ПРИЛИЧНО + ЧЕСТНЫЙ, ЧИСТЫЙ.

ГОСПОДЬ, ПЕРВЫЙ ПОМНИТЬ ПАТРИАРХ НАШ (имя), ЕПИСКОП (имя).

ИХ (указательные жесты) БЕРЕЧЬ ЦЕРКОВЬ ДЛЯ: ПОКОЙ, ВРЕД + НЕТ, ПРИЛИЧНО + УВАЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЖИТЬ ДОЛГО, (ИСТИННЫЙ) СЛОВО ТВОЙ УЧИТЬ ВЕРНО.

(ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ) ВСЕ, (ПОМНИТЬ) ВСЁ (ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ, ОБЩИЙ)13.

(ПРОСИТЬ) ГОСПОДЬ14, ПОМНИТЬ ГОРОД НАШ (название) МЫ ЖИТЬ, ВСЕ ГОРОД, ГОРОД, СТРАНА, СТРАНА, ВСЕ ВЕРИТЬ ЖИТЬ ВНУТРИ, ВНУТРИ.

(ПРОСИТЬ) ГОСПОДЬ ПОМНИТЬ (ВСЕ) КОРАБЛЬ (движение вперед), ПУТЕШЕСТВИЕ, БОЛЬНОЙ, МУЧИТЬСЯ, ТЮРЬМА (АРЕСТ). (ПРОСИТЬ) ИХ (указательные жесты) СПАСЕНИЕ.

(ПРОСИТЬ) ГОСПОДЬ ПОМНИТЬ ВСЕ ЯБЛОКО + РАЗНЫЙ ПРИНОСИТЬ (можно конкретно указывать что приносящих).

ПРОСИТЬ ПОМНИТЬ ВСЕ ЦЕРКОВЬ РАЗНЫЕ, ПОМОГАТЬ


на вся ны милости Твоя низпосли. бедным, и на всех нас излей милость Твою.
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. И даруй нам одними устами единодушно славить и воспевать пречестное и великолепное имя Твое, Отца, Сына и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков.
Аминь. Аминь.
И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. И да будет милость Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами.
И со духом твоим. И с духом твоим.

ПОМОГАТЬ (или: ДОБРЫЙ + ДЕЛАТЬ), ВСЕ БЕДНЫЙ (НИЩИЙ)

ЗАБОТА.

ПРОСИТЬ НАМ (ВСЕ) ДОБРЫЙ ТВОЙ НИСПОСЛАНИЕ.

ПРОСИТЬ (НАМ) ДАТЬ ДАТЬ ВМЕСТЕ + ОДИН РОТ, ВМЕСТЕ + ОДИН СЕРДЦЕ СЛАВИТЬ ПЕТЬ УВАЖЕНИЕ ВЕЛИКИЙ ИМЯ ТВОЙ: ОТЕЦ СЫН СВЯТОЙ ДУХ, СЕГОДНЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ (ТРАДИЦИЯ), ВЕЧНО.

ПРАВИЛЬНО.

ХОТЕТЬ (или ДА обеими руками) БОГ ВЕЛИКИЙ СПАСЕНИЕ НАШ ИИСУС ХРИСТОС ДОБРЫЙ ЕГО, ВЫ ВМЕСТЕ15 БУДЕТ.

(ОДИНАКОВО) ВМЕСТЕ ДУША ТВОЙ.

* * *

8

В данном тексте жест ДЛЯ соответствует жесту ПОЧЕТ. Для удобства работы с текстом жест ПОЧЕТ мы используем преимущественно по отношению к Богу и Деве Марии (жест в этом случае направлен вверх), а жест ДЛЯ – по отношению к людям и миру (в этом случае, – жест направлен книзу).

9

Жест ВОКРУГ лучше показывать там же, где и жест ТЫ (БОГ). Подробнее об этом см. в «Достойно есть».

10

По мнению профессора Хуана Матеоса, в литургическом тексте допущена ошибка, так как в греческом языке есть два слова с одинаковым произношением: nepsis, означающее трезвенность и nipsis, означающее омовение. Таким образом, читать следует не «трезвение души», а «очищение души». Свое утверждение Хуан Матеос подкрепляет ссылкой на подготовительную молитву ко святому Причащению, читаемую священником перед «Отче наш», в которой, практически теми же словами, перечисляются главные плоды Евхаристии: очищение души, оставление грехов, общение в Святом Духе, наследование Царства Небесного.

11

Очень важно сразу выбрать часть пространства (локус), в котором будет «размещаться» Богородица (референт). Таким образом, это и все последующие обращения к Деве Марии (референциальные высказывания) будут направлены в данный локус. То же самое относится к жестам БОГ, МЫ и т.д. Например: херувимы и серафимы – справа, Бог – вверху справа, Богородица – вверху слева или в направлении ближайшей Ее иконы, прихожане – перед вами. Пользуясь подобной пространственной (локативной) стратегией, вы без труда сможете переводить и такие молитвы, как «Достойно есть», и более сложные тексты, обеспечив тем самым понимание материала адресатом (глухими).

12

Можно показать жест СРАВНИВАТЬ, затем левую руку поднять выше и, не убирая ее, правой рукой продактилировать слово «херувимы». Или по-другому: показать жест ВЫСШИЙ, после чего указательным жестом обозначить локус для херувимов (который соответственно должен быть ниже локуса Богородицы) и продактилировать данное слово.

13

Лучше дать здесь подробную расшифровку: «Помяни всех братьев и сестер наших».

14

Если использовать жест ПРОСИТЬ, то жест ГОСПОДЬ вообще можно пропускать, так как направленность жеста ПРОСИТЬ подразумевает, что мы просим Господа. Это относится ко всем предыдущим и последующим фразам с обращением «Господи». На мой взгляд, это наиболее удачный вариант.

15

Здесь жест ВМЕСТЕ лучше показать в вертикальной плоскости, то есть правая рука совершает движение сверху (откуда изливается милость Божья), а левая снизу (там, где стоят верующие глухие).


Источник: Анафора на русском жестовом языке / Д. А. Заварицкий — СПб. : Издательство Политехнического университета, 2015. — 100 с.

Комментарии для сайта Cackle