Д.А. Заварицкий

Источник

Словарь религиозной жестовой лексики

Прежде чем вы приступите к изучению представленного ниже словаря религиозной жестовой лексики, позволим сделать небольшое отступление и коротко рассказать о том, как такие жесты появляются, и что с ними может происходить с течением времени.

Все жесты, в том числе и религиозные, можно разделить на три группы:

1. Иконичные жесты, передающие внешний образ предмета или явления: ДОМ, ХОДИТЬ, КРОВАТЬ, МОЛИТВА).

2. Опосредованно иконичные жесты, которые можно разделить на две подгруппы:

• метафорические жесты, демонстрирующие конкретный образ (метафору), через который выражается абстрактное (не имеющее внешнего признака) понятие: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕЛОЖЕНИЕ, ИСПОВЕДЬ, ГРЕХ;

• метонимические жесты, которые выражают абстрактное понятие через конкретную черту представителя, представленную иконично: НАУКА, СВЯТОЙ, АНГЕЛ.

3. Неиконичные жесты:

• связанные с формой слова, а не объекта: АВГУСТ, ЧЕТВЕРГ, АПОСТОЛ;

• утратившие иконичность: МАТЬ, ОТЕЦ (этимология таких жестов – тема отдельного исследования).

К жестам первой группы относится большинство известных жестов. С давних пор не владеющие словесной речью глухонемые пытались общаться с помощью «пантомимы» или «мимики». Именно так называли в прошлом жестовую речь. Но пантомима глухих не была языком в полном смысле слова, так как глухие не были собраны в группы и не имели возможности общаться между собой. В каждом конкретном случае глухонемой пытался выражать мысли, чувства и желания с помощью собственных (придуманных им самим) образных жестов.

После открытия первых учебных заведений для глухонемых, происходит бурное развитие мимического языка. Появляются общие для каждого коллектива глухих жесты, которые, в связи с открытием новых образовательных учреждений для глухонемых и связей между ними, распространяются.

Помимо этого, глухие начинают изучать словесную речь (дактилологию, письмо, а впоследствии устную речь) и в целом получать систематические знания. Это не могло не повлиять и на мимику. Глухонемые стали проникать в суть многих предметов и явлений, научились обобщать, находить причинно-следственные связи, систематизировать свои знания об окружающем мире. Возможно, именно после этого стали появляться опосредованно иконичные жесты. Словесная речь вошла в состав мимики, существенно обогатила ее, что, свою очередь, привело к появлению неиконичных жестов, связанных с формой слова, а не предмета.

Постепенно пантомима глухонемых утратила свою первоначальную образность, яркость. В жестовом языке стали происходить изменения (и происходят до сих пор), вызванные необходимостью быстрой передачи информации (экономичностью жестов). Многие жесты упростились (так как отпала необходимость в передаче полного образа предмета или явления) и утратили прежнюю иконичность.

Тем не менее образность все же является главной отличительной особенностью любого жестового языка. Большинство жестов по своей природе иконичны (обладают той или иной степенью иконичности). Благодаря иконичности жестов и особенностям грамматической структуры, во многом схожей для всех жестовых языков мира, глухие из разных стран очень быстро устанавливают контакт между собой и без труда общаются, хотя лексический состав этих языков различен.

Религиозные жесты, представленные в данном словаре, активно используются на практике. Многие из них – иконичные жесты, передающие внешний признак объекта или явления, например, ИИСУС ХРИСТОС, ЧАША, ВОЗНЕСЕНИЕ, ПРЕЛОМИТЬ. Однако большая часть религиозных жестов – это метафорические жесты, являющиеся образами (метафорами), через которые осознаются и выражаются абстрактные понятия: АМИНЬ (показывается жестом ПРАВИЛЬНО), ВОСКРЕСЕНИЕ (показывается жестом ВОССТАНОВЛЕНИЕ), ЕДИНОСУЩНЫЙ (жесты ОДИНАКОВО + ВНУТРИ).

Некоторые жесты могут являться как иконичными, так и опосредованно иконичными (метонимическими). Например, жестом АНГЕЛ можно обозначить не только конкретного ангела, явившегося к Деве Марии в образе юноши с крыльями за спиной, но и невидимый мир духов, ангельский мир. Таким образом, иконичные жесты могут использоваться и неиконично (через конкретную черту представителя, представленную иконично).

Многие русские религиозные жесты практически не изменились за 200 лет существования образовательных учреждений для глухих. Это обусловлено в первую очередь тем, что богослужение Русской Православной Церкви оставалось неизменным. Сюда можно отнести жесты: ПРИЧАСТИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СОБОРОВАНИЕ, СВЯТОЙ. С незначительными изменениями эти жесты сохранились до наших дней. Все они напоминают собой внешние действия: причащение Дарами с помощью лжицы, погружение креста в воду, помазание елеем лба верующего, «лучи славы» над головой святого. Хотя, например, жест СВЯТОЙ теперь не показывается над головой как нимб на иконах святых, а показывается перед собой. Это объясняется экономичностью жеста (новая локализация жеста позволяет быстрее передавать информацию).

Придумывая тот или иной жест, глухие выделяют наиболее яркий, характерный признак предмета: для жеста АНГЕЛ – это крылья; для жеста БОГОРОДИЦА – это младенец на руках; для жеста ИИСУС ХРИСТОС – это раны от гвоздей. Благодаря этому, многие религиозные жесты в разных странах похожи и с течением времени практически не меняются.

Когда передать характерные свойства предмета с помощью внешнего образа не удается, глухие используют метафору (конкретный образ, за которым стоит абстрактное понятие). Так появились жесты БОГ, ТРОИЦА, ВОСКРЕСЕНИЕ, ЕДИНОСУЩНЫЙ и другие.

Для обозначения некоторых церковнославянских слов, часто используемых в богослужебных текстах, глухие подбирают наиболее подходящий по смыслу жест из имеющегося у них запаса жестовой лексики. Так «достойно» показывается жестом СООТВЕТСТВИЕ, «паки» – жестом НОВЫЙ, «присно» – жестами ПО-ПРЕЖНЕМУ ВСЕГДА. В случае отсутствия подходящего жеста, слово дактилируется. Но следует понимать, что сначала у глухого должно быть сформировано само понятие о предмете или явлении. В противном случае он не сможет подобрать жест или продактилировать слово.

Жесты, обозначающие абстрактные понятия, могут вводиться в практику искусственным путем, как например, произошло с жестом ИСПОВЕДЬ в Санкт-Петербургской общине глухих. Первоначально жест ИСПОВЕДЬ выглядел следующим образом: кисть левой руки подносится к левой стороне рта ладонью вправо, а правой рукой показывается жест ГОВОРИТЬ. То есть жест указывал на внешнюю сторону исповеди, которая совершается тайно, чтобы никто не слышал. В дореволюционной России этот жест был, по сути, таким же, за исключением того, что правая рука изображала «знак креста», который делает священник над покрытой епитрахилью головою исповедующегося. В Санкт-Петербурге старый жест ИСПОВЕДЬ был заменен другим жестом: кисти обеих рук ладонями подносятся к сердцу, затем поворачиваются вперед и расходятся в стороны, как бы «открывают сердце». Так, иконичный жест был заменен метафорическим, что позволило более точно выразить понятие «исповедь». Жест был введен в богослужебную практику, а глухие, в свою очередь, стали использовать его в общении друг с другом. Более того, с течением времени, некоторые глухие стали показывать этот жест одной рукой (экономичность жеста), что подтверждает успешное его внедрение в русский жестовый язык.

Так, в общих чертах, можно судить о происхождении и изменении религиозных жестов.

Конечно, предлагаемый вашему вниманию словарь не содержит все религиозные жесты. Основная цель словаря – проиллюстрировать и описать русские жесты, необходимые для сурдоперевода текста Анафоры литургии Иоанна Златоуста. Но и этих жестов вам будет достаточно, чтобы начать помогать глухим в их церковной жизни. Надеюсь, изложенные в начале книги принципы сурдоперевода богослужения с помощью русского жестового языка и комментарии к данному словарю помогут вам в этой непростой работе.

АЛЛИЛУЙЯ – (евр. «славьте Яхве») – существует специальный жест, когда обе руки широко и плавно «хлопают в ладоши». Этот же жест используется для перевода таких понятий как «хвала», «хваление», «восхвалять».

Аллилуйя 116

Аллилуйя 217

АМИНЬ – (евр. «исполнитель», арам, «правда, «истина», «да будет так») – показывается жестом ПРАВИЛЬНО (ВЕРНО). У евангельских христиан-баптистов существует иной жест. Жест ПРАВИЛЬНО используется и для перевода таких слов как «воистину», «истинный».

АНГЕЛ – (греч. «вестник, посланец») – характерный жест, изображающий крылья ангела. Чаще всего используется жест, когда обе руки складываются в дактилеммы «Л» и совершают одновременные быстрые похлопывающие движения в области плеч.

АПОСТОЛ – (греч. «посол, посланник») – принято показывать две начальные буквы этого слова: «АП», а во множественном числе: «АПП» или УЧИТЬСЯ + ЛЮДИ. Глухие часто обозначают апостолов жестом УЧИТЬ, который показывают широко, обеими руками, начиная от губ).

Апостол 1

Апостол 2

БЛАГОДАРЕНИЕ – (греч. «благодарить») – широко, плавно показывается жест СПАСИБО. Существует старинный жест СПАСИБО, когда правая рука, сжатая в кулак, ладонной стороной подносится сначала ко лбу, а затем к груди. Иногда этот образ этимологически связывают с тем, как русский мужик приветствует барина: снимает шапку, прижимая ее к груди, и кланяется. Однако Флери считает этот жест производным двух жестов: ПАМЯТЬ и СЕРДЦЕ, ссылаясь на глухонемого Масье, который утверждал, что «благодарность есть память сердца». В настоящее время в конечной точке жеста рука прикладывается не к сердцу, а к подбородку.

Благодарение 1

Благодарение 2

БЛАГОДАТЬ – (греч. «радость, милость, благодеяние») – жесты ХОРОШО + ДАТЬ. Такой перевод уместен при сурдопереводе ектений. В случае, когда имеется в виду «благодать Святого Духа» лучше показывать жест НИСПОСЛАНИЕ.

Хорошо 1

Хорошо 2

Дать

БЛАГОЧЕСТИЕ – (греч. «благочестие, благоговение») – ХОРОШО + ПОЧЕТ. Иногда показывается жестом ПРИЛИЧНО. В основном это относится к слову «благочестивый».

Прилично 1

Прилично 2

Почёт

БЛАЖИТИ – (слав, «славить») – жест СЛАВА обеими руками.

Блажити 1

Блажити 2

БОГ – (греч. «Божество») – существует несколько жестов для выражения этого понятия, схожих в своем пространственном положении. В Санкт-Петербурге этот жест принято показывать следующим образом: кисть руки, сложенная в дактилемму «Б», движется вверх. Жест встречается в словаре И. Ф Гейльмана с 1957 г. и является его (Гейльмана) авторским жестом. Иногда жест БОГ показывают движением дактилеммы «Б» ото лба вверх вправо. Получается интересный вариант, так как жест в начальной позиции соответствует жесту ЦАРЬ, когда рука, сложенная в дактилемму «Б» прижата ко лбу. Получается, что Бог – это Царь Небесный. В старых, дореволюционных словарях жест БОГ описывается как указательный палец, направленный в небо. В Москве жест БОГ представляет собой кисть руки, поднятую вверх и обращенную ладонью вперед; рука при этом делает небольшие вращательные движения. В евхаристических молитвах переводчику можно воздевать обе руки «горе», тогда жест становится очень ярким и выразительным.

Бог (вариант 1)

Бог (вариант 2)

БОГОРОДИЦА – (греч. «Богородица») – показывается двумя жестами: БОГ и «младенец на руках». В случае перевода молитвы «Достойно есть» уместно сначала показывать БОГ и «младенец на руках» (внешний образ, к которому обращаемся), а затем – БОГ + РОДИТЬ, акцентируя внимание именно на то, что Дева Мария родила Бога-Слово.

Богородица 1

Богородица 2

ВОЗДЕРЖНИК – (греч «самообладание») – показывается жестом КРЕПКИЙ.

ВОЗНЕСЕНИЕ – (греч. «возвращение в дом, вознесение») – образный жест: кисть правой руки, сложенная в дактилемму «Л» и поставленная на ладонь левой руки (жест СТОЯТЬ) медленно поднимается вверх.

Вознесение 1

Вознесение 2

ВОЗНОШЕНИЕ – (греч «восхождение, подъем») – ладони обеих рук обращены к верху; руки делают плавное и широкое движение вверх.

Возношение 1

Возношение 2

ВОИСТИНУ-(греч. «истина») – принято показывать жестом ПРАВИЛЬНО, как и жест АМИНЬ.

ВОНМЕМ – (слав, «будем внимательны») – используется жест ВНИМАНИЕ.

ВОСКРЕСЕНИЕ – (греч. «воскресение») – показывается жестом ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

Воскресение 1

Воскресение 2

ГОСПОДЬ – (греч. «господин») – кисть правой руки, сложенная в дактилемму «Г», только указательный палец направлен вверх, поднимается как в жесте БОГ. В церкви ЕХБ наоборот, – рука спускается, а пальцы раскрываются: Господь приходит на Землю. Форма руки «Г» связана с дактилеммой «L» от английского слова «Lord» – Господь.

ГРЕХ – (греч. «промах, ошибка») – кисти обеих рук сжаты в кулак, кроме больших пальцев, кончики которых поочередно прикасаются к груди, в области сердца. Существует старый жест ГРЕХ, когда кулак правой руки, стороной большого пальца два раза прикасается к правой стороне лба. В настоящее время этот жест лучше использовать для передачи понятия «раскаяние».

Грех

Раскаяние

ГРЯДЫЙ – (греч. «грядущий») – жесты ПРИШЕСТВИЕ или ИИСУС ХРИСТОС. Можно дактилировать это слово.

Иисус Христос 1

Иисус Христос 2

ДЕВСТВЕННОСТЬ – (греч «девство») – кисть правой руки сложена в дактилемму «Ц», ориентация ладони «к себе»; рука делает одно или два движения вниз.

ДЛЯ – см. жест ПОЧЕТ.

ДОБРЕ – (слав, «хорошо») – жест ХОРОШО.

ДОСТОЙНО – (греч «достойный, заслуживающий») – жест СООТВЕТСТВИЕ. В ином контексте можно добавить жест УВАЖЕНИЕ.

Уважение 1

Уважение 2

Соответствие 1

Соответствие 2

ДУХ (СВЯТОЙ) – (греч «дыхание, веяние») – кисти обеих рук сложены в дактилеммы «Ж» (стороной ладони от себя), кончики пальцев поднесены ко рту; руки расходятся вперёд и в стороны, пальцы при этом раскрываются. Встречаются варианты, когда руки не сложены в дактилеммы «Ж», а подносятся ко рту ладонной стороной с сомкнутыми пальцами, а затем таким же образом расходятся вперёд и в стороны. Дореволюционный жест тоже был связан с дыханием, пальцы правой руки подносились ко рту. Также можно показывать жест НИСПОСЛАНИЕ.

Дух 1

Дух 2

ЕВАНГЕЛИЕ – (греч «сообщать радостную весть») – показывается жест КНИГА, затем правая рука, сложенная в дактилемму «П», кончиками указательного и среднего пальцев «рисует» на тыльной стороне кисти левой руки крест. Следует помнить о конкретности этого жеста (книга с крестом на обложке), поэтому в случаях, когда, например, говорится «евангелие Иисуса Христа», следует показывать жесты ХОРОШО + ИНФОРМАЦИЯ (СООБЩЕНИЕ, НОВОСТЬ), а лучше всего дактилировать это слово.

Сообщить 1

Сообщить 2

Книга

Хорошо 1

Хорошо 2

ЕВАНГЕЛИСТЫ – (греч. «возвещающий благую весть») – широко показываем жест ПИСАТЬ. В контексте Анафоры добавлять жест ЛЮДИ необязательно. Лучше всего дактилировать это слово.

ЕДИНОРОДНЫЙ – (греч «единственный, единородный») – показывается жестом ЕДИНСТВЕННЫЙ.

ЕДИНОСУЩНЫЙ – (греч «сходный по сущности») – жесты ОДИН + ВНУТРИ. Этим подчеркивается, что у всех лиц Святой Троицы одна (единая) Божественная Сущность. Можно показать жестами ОДИНАКОВЫЙ + ВНУТРИ. Это более точный перевод. Жест ОДИН чаще встречается в практике сурдоперевода, благодаря сходству произносимого слова и названия жеста.

Единосущный 1

Единосущный 2

Единосущный 3

ЕПИСКОП – (греч. «надзиратель, смотритель») – рука, сложенная в дактилемму «Е», прикладывается к груди. По тому же принципу показывается жест МИТРОПОЛИТ, при этом к груди прикладывается рука, сложенная в дактилему «М». Оба жеста являются производными от жеста ОРДЕН и были введены автором этой книги в практику более 10 лет назад. В других случаях ЕПИСКОП показывается жестом ОРДЕН (кисть правой руки, сложенная в дактилемму «С», только пальцы не соприкасаются, прикладывается к груди) или большим и указательным пальцами обрисовывается панагия епископа. Так или иначе все эти жесты указывают на наличие у архиерея панагии.

Орден

Митрополит

Епископ

ЖЕРТВА – (греч. «жертвоприношение, жертва») – кисти рук сложены в дактилеммы «Ж» и обращены ладонями вверх; затем руки делают движение вперед как бы «кладут жертвенное на алтарь». Существуют различные варианты этого жеста, например, такой: руки сложены в дактилеммы «Е» и прижимаются сложенными кончиками пальцев к груди; затем руки выносятся вперед, а пальцы при этом раскрываются.

Жертва 1

Жертва 2

ЗАВЕТ – (греч. «завещание, соглашение, договор») – можно было бы показать жест ДОГОВОР, но предпочтительней использовать более яркий, подходящий по значению жест ДРУЖБА.

Дружба

Договор 1

Договор 2

ЗАПОВЕДЬ – (греч. «поручение, указание, приказание») – жесты ПРИКАЗ, ЗАДАНИЕ. Часто показывается жестами ЗАКОН или СПИСОК.

Задание

Закон 1

Закон 2

Список 1

Список 2

Приказ

ИЗРЯДНО – (греч. «особо, главным образом») – показываем жест ОСОБЕННЫЙ.

Особенный 1

Особенный 2

ИОАНН ПРЕДТЕЧА КРЕСТИТЕЛЬ – после имени можно показать жесты ПРИХОДИТЬ РАНЬШЕ КРЕЩЕНИЕ, но, на мой взгляд, лучше всего полностью дактилировать все три слова, являющиеся, по сути, одним именем.

ИИСУС – (евр. «Яхве спасает» или «спасение от Яхве») ХРИСТОС (греч. «помазанный») – общепринятый в мире жест: средним пальцем правой руки прикоснуться к ладонной поверхности левой, а затем наоборот.

Иисус Христос 1

Иисус Христос 2

ИСПОВЕДНИК – (греч «признавать, исповедовать») – жест ВЕРИТЬ. Можно добавить жест ПОКАЗЫВАТЬ (ОБЪЯСНЯТЬ, ГОВОРИТЬ). Лучше всего дактилировать это слово.

Верить 1

Верить 2

Объяснять 1

Объяснять 2

ИСТЛЕНИЕ – (греч «гибель, разрушение, уничтожение») – сложно подобрать соответствующий жест, поскольку ситуация связана с сохранением девственности, а контекст не позволяет подробно останавливаться на данном вопросе. Существует, например, жест РАЗБИТЬ, который может являться вариантом передачи значения «дефлорация». Есть также жест УНИЧТОЖИТЬ, РАЗРУШИТЬ. Иногда сами глухие показывают «истление» как БОЛЬНО, что не соответствует правильному переводу слова. Та же ситуация наблюдается с жестом ИСЧЕЗАТЬ. Можно перестроить фразу и сказать, что Богородица родила Бога-Слово девственно, но тогда нужно показать жесты ДЕВСТВЕННОСТЬ и ОСТАВАТЬСЯ или ЧИСТО. Справедливости ради, следует отметить, что в составе Анафоры этой молитвы («Достойно есть») не должно быть.

Разбить 1

Разбить 2

МИЛОСТЬ – (греч. «сожаление, сострадание, сочувствие») – общепринятый у православных сурдопереводчиков жест ДОБРЫЙ.

Добрый 1

Добрый 2

МИР – (греч. «мир, спокойствие») – в данном случае показывается жест СПОКОЙНО. Когда имеется в виду мир как планета (слав, «вселенная»), нужно показывать соответствующий жест.

Планета Земля

Спокойно

МУЧЕНИК – (греч. «свидетель, засвидетельствующий своей кровью») – жест МУЧЕНИЕ.

Мучение 1

Мучение 2

НАДЕЖДА – (греч. «ожидание, надежда, упование») – жест НАДЕЖДА или ВЕРИТЬ.

Надежда 1

Надежда 2

НИСПОСЛАНИЕ – (греч. «посылать») кисти обеих рук делают движение сверху вниз, а пальцы при этом перебираются. Этим жестом показывается ниспослание Святого Духа, благодать Святого Духа, а также ниспослание различных милостей Божьих.

Ниспослание 1

Ниспослание 2

ОДЕСНУЮ – (греч. «справа, правая сторона») – можно показать жест СПРАВА, а можно использовать классификаторную конструкцию: наверху, там, где мы показываем жест БОГ и там, где заканчивается жест ВОЗНЕСЕНИЕ, кисти рук, сложенные в жест СИДЕТЬ, совершают небольшое движение вправо.

Сидеть

ОСАННА – (евр. «спаси, мы молим» – жест ПРОСИТЬ + СПАСЕНИЕ. В том, случае, когда слово используется в контексте праздника Входа Господнего в Иерусалим, еще показывают образно, как еврейские дети приветствовали Иисуса, размахивая пальмовыми ветвями.

Спасение 1

Спасение 2

В ВЫШНИХ – (евр. «в вышних», «в высотах», «на высотах») – жест НЕБО. По мнению А. П. Лопухина, «в вышних» означает, что возглас обращен к Богу, живущему в вышних, в отличие от самого возгласа «осанна», являющегося своеобразной формой еврейского приветствия. Таким образом, «осанна в вышних» – это просьба о спасении, обращенная к Господу.

ОСТАВЛЕНИЕ (ГРЕХОВ) – (греч. «прощать, отменять, прекращать, оставлять») – общепринятый жест ОСТАВИТЬ, хотя можно использовать жесты КОНЕЦ, ПРОЩАТЬ.

Оставить

Конец 1

Конец 2

Прощать 1

Прощать 2

ПАТРИАРХ – (греч. «родоначальник, патриарх») – кистями обеих рук, обращенных ладонями к себе, обрисовывается патриарший куколь.

ПОГРЕБЕНИЕ – (греч «похороны, погребение») обе руки сложены как при показе жеста ГРОБ. Руки делают движение вперед, как будто полагают гроб в пещеру. Хотя во времена Иисуса Христа гробов в нашем понимании не было, этот жест наиболее быстро и точно передает смысл слова.

ПОКЛОНЕНИЕ – (греч «падание ниц, благоговейное приветствие») – кисти обеих рук находятся в районе головы, пальцы сжаты в кулак, ладонные поверхности кистей направлены вниз; кисти рук сгибаются в запястье как бы «совершая поклон».

Поклонение 1

Поклонение 2

ПОМИНОВЕНИЕ – (греч «вспоминать, помнить, заботиться») – жесты ПОМНИТЬ или ВСПОМНИТЬ.

Вспомнить 1

Вспомнить 2

ПОЧЕТ (ДЛЯ, РАДИ, УДОСТОИТЬ) – кисти обеих рук сложены в дактилему «У»; ладони обращены друг к другу; кончики мизинцев направлены в сторону объекта уважения (вверх: почитание Бога; вниз: Бог жертвует Собой ради людей) и делают резкое движение в его сторону.

ПРАВЕДНО – (греч. «право, справедливость») – показывается жестом ПРАВИЛЬНО.

Правильно

ПРАВОСЛАВНЫЙ – (греч «правильное суждение», «иметь правильное мнение») – показывается жестами ПРАВИЛЬНО + СЛАВА. Встречается другой жест, когда обеими руками, кисти рук которых сложены в дактилеммы «П», обрисовываются края головного убора монахов. Иногда носители передают понятие «православный» (а также «церковь» или «религия») жестами, изображающими крестное знамение или благословение священника.

Слава 1

Слава 2

ПРЕЛОЖЕНИЕ (ДАРОВ) – (греч. «поворачивать, переделывать, изменять, изменяться») – лучше всего использовать жест МЕНЯТЬ.

Менять 1

Менять 2

ПРЕ (СВЯТАЯ, ЧИСТАЯ, НЕПОРОЧНАЯ) – приставка ПРЕ показывается жестом ОЧЕНЬ или жестом ВЫСШИЙ.

Высший 1

Высший 2

Очень 1

Очень 2

ПРЕЛОМИТЬ – (греч «ломать, отламывать») – образный жест: обе руки, сложенные в дактилеммы «Ж» и обращенные ладонной стороной вверх, подносятся кончиками пальцев друг к другу; затем руки делают движение, напоминающее как ломают хлеб.

Преломить 1

Преломить 2

ПРИСНО – (слав, «постоянно, всегда») – принято показывать жестами ПО-ПРЕЖНЕМУ, ВСЕГДА, ТРАДИЦИЯ. Можно использовать любой из этих жестов или их сочетание.

Всегда

По-прежнему

Традиция

ПРИШЕСТВИЕ – (греч «прибытие, приход») правая рука сложена в дактилемму «Ф» и расположена вверху справа, там, где обычно показывается жест БОГ; ладонная сторона повернута к себе; затем рука медленно опускается. Можно (сверху) широко и плавно показывать жест ПРИХОДИТЬ.

ПРИЧАСТИЕ – (греч. «принимать участие, быть причастным») – общепринятый жест, показывающий внешнюю сторону священнодействия: указательный палец правой руки огибает большой (в других случаях они просто соединены кончиками), остальные пальцы прижаты к ладони; кисть руки находится у рта и совершает движение похожее на то, как священник причащает верующего с помощью лжицы.

Причастие 1

Причастие 2

ПРИЧАСТИЕ (СВЯТОГО ДУХА) – (греч. «взаимоотношение, соучастие, общение, связь») – показываем жестами ОБЩЕНИЕ, СВЯЗЬ.

Связь

Общение 1

Общение 1

ПРОПОВЕДНИК – (греч «сообщать, возвещать») – показывается обычно жестом АГИТАЦИЯ, обозначенным так в учебниках советского периода.

Проповедник 1

Проповедник 2

ПРОРОК – (греч. «выразитель воли Бога») – жест СКВОЗЬ. Существует другой жест, используемый в протестантских церквях: кисть правой руки, сложенная в дактилемму «П» (или «Л», так как имеется в виду жест ВИДЕТЬ), подносится к глазам, а затем, проходя под ладонью правой руки, устремляется вперед вверх. И тот и другой жест указывают на способность пророков видеть будущее, хотя правильнее представлять пророков как людей, возвещающих волю Бога. Лучше всего дактилировать это короткое слово.

Сквозь 1

Сквозь 2

РАСПЯТИЕ – (греч. «крест») – кончиком указательного пальца правой руки прикоснуться к ладони левой руки (образ гвоздя); затем эта же правая рука, сложенная в кулак резко опускается на ладонь левой (забивает гвоздь). Можно широко показать жест ИИСУС ХРИСТОС или кистью руки, сложенной в дактилемму «С» обрисовать форму креста.

Распятие 1

Распятие 2

СВЯТОЙ – (греч. «священный, святой») – кисти обеих рук сложены в дактилеммы «Е» и расположены на уровне груди; руки делают плавное движение по кругу вниз; пальцы рук раскрываются.

Святой 1

Святой 2

СВЯЩЕННИК – (греч «священнослужитель, священник») – кисть правой руки, сложенная в дактилему «Н», совершает крестообразное движение, имитирующее благословение священника.

СЕРАФИМ – (евр. «пылающий, огненный») – кисти обеих рук сложены в дактилеммы «С». Кисти рук делают плавные одновременные движения вниз-вверх. Можно показывать различные варианты жеста АНГЕЛ, уточняя понятие дактильным словом.

СОБОРНАЯ (И АПОСТОЛЬСКАЯ) – (греч. «всеобщая») – лучше всего дактилировать это слово или показывать жест ОБЩИЙ. В сознании большинства верующих понятие «соборная» (евхаристическая община во главе с епископом) и понятие «кафолическая» (обладающая полнотой Истины) тождественны, хотя в оригинальном греческом тексте стоит именно «кафолическая». Вследствие этого при переводе часто используется жест ГРУППА, что по существу является ошибкой. Жест АПОСТОЛЬСКАЯ можно показывать как ТРАДИЦИЯ, подразумевая, что истинная Церковь берет свое начало от апостолов.

Группа 1

Группа 2

СТРАХ – (греч. «страх, ужас, боязнь») – жест УВАЖЕНИЕ или жест СТРАХ.

ТРОИЦА – (греч. «Святая Троица») – три пальца правой руки (большой, указательный и средний) совершают круговое движение у лица как в жесте ГОД, затем рука поднимается вверх, а средний и указательный палец сжимаются в кулак. Этот старый, дореволюционный жест наглядно отражает троичность Единого Божества. Поскольку жест ОДИН показывается теперь не большим пальцем, а указательным, можно немного изменить жест, чтобы вверх поднималась рука с открытым указательным пальцем, а средний и большой сжимались в кулак.

Троица 1

Троица 2

ХЕРУВИМ – (возможно, из аккадск. «милосердный, милостивый». Этимология до конца не ясна. Аккадское слово «karabu» обозначает промежуточное существо между человеком и Богом. Херувимы в своем самом раннем символическом значении представляли собой тучи зимнего, ненастного неба, на которых Яхве [в ту пору, Бог грозы] объезжал землю. «Летящий на облаке» – старая мифологема, известная в Ханаане с XIV в. до н.э., в угаритских мифах это – эпитет Ваала) – кисти рук сложены в дактилеммы «X» и делают движения как в распространенном жесте АНГЕЛ. Можно показывать различные варианты жеста АНГЕЛ, уточняя значение с помощью дактилологии.

ЦЕРКОВЬ – (греч. «народное собрание») – в значении здания показывается жестом ХРАМ. Если же имеется в виду собрание верующих, к жесту ХРАМ добавляется жест ГРУППА.

ЧАША – (греч. «чаша, кубок») – две руки как будто бы держат Чашу с Дарами и совершают небольшое движение вперед.

ЧЕСТНЫЕ (ДАРЫ) – (греч «дорогой, ценный, уважаемый, высоко чтимый, почитаемый») – жесты ДОРОГОЙ, УВАЖЕНИЕ, ПОЧЕТ.

Дорогой 1

Дорогой 2

* * *

16

Условные обозначения, используемые в названиях фотографий жестов: 1 – начальная точка жеста, 2 – конечная точка жеста.

17

Условные обозначения, используемые в названиях фотографий жестов: 1 – начальная точка жеста, 2 – конечная точка жеста.


Источник: Анафора на русском жестовом языке / Д. А. Заварицкий — СПб. : Издательство Политехнического университета, 2015. — 100 с.

Комментарии для сайта Cackle