свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Источник

Послание к галатам

Литература

Основная

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995.

Кассиан (Безобразов), en. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.

Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006.

Дополнительная

Творения святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Т. 8. Послания апостола Павла к галатам, ефесянам, филиппийцам / Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2005.

Ефрем Сирин, прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995.

Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж. 2004.

Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла / Он же. Творения. М.: Паломник, 2003.

Феофан Затворник, свт. Толкования на Послание апостола Павла к галатам. Реприпт. М., 1893. М.: Правило веры, 1996,

Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000.

Исследования, комментарии

Агафангел (Соловьев), архим. Объяснение Послания св. ап. Павла к галатам. СПб., 1854.

Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, колоссянам, филиппийцам и фессалоникийцам. USA. Всемирный союз баптистов, 1986.

Галахов И., проп. Послание св. ап. Павла к галатам. Казань, 1897

Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к галатам. СПб., 1902.

Коноплев. Н. Краткий обзор послания ап. Павла к галатам // БB. 1956. № 5.

Некрасов А. «Ходатай единого несть. Бог же един есть» (филологическое объяснение Гал. 3:20) // ПС. 1869. Т. II.

План Гал.

I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)

1. Свидетельства о призвании к апостольству (1:18 – 1:24)

2. Второе посещение Иерусалима (Апостольский собор) (2:1 – 10)

3. Апостолы Петр. и Павел в Антиохии (2:11 – 21)

II. Закон и обетование в истории спасения (3:1 – 25)

1. Верующие – семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (3:1 – 14)

2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (3:15 – 22)

3. Закон – детоводитель ко Христу (3:23 – 25)

III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (3:26 – 4:31)

IV. Свобода – основание нравственной жизни (5:1 – 6:18)

Семинар № 14. Автоапология ап. Павла. Закон и домостроительство спасения. Христианская свобода

Домашнее задание

1. Сформулируйте две основных гипотезы об адресатах Послания к галатам. Какие, исходя из каждой теории, можно сделать выводы о времени и месте написания этого Послания?

2. Против кого ап. Павел отстаивает свое апостольское достоинство в Гал.? Каковы его аргументы?

3. Какие сведения сообщает в Гал. о себе ап. Павел? Сравните их с материалом Деян.

4. Объясните, почему ап. Павел называет закон детоводителем ко Христу.

5. Какой ветхозаветный прообраз приводит ап. Павел для иллюстрации отношений рабов закона и усыновленных Богу?

План семинара

I. Общие сведения

1. Авторство (написано собственноручно) и адресаты Послания

а) «Северо – галатийская теория»

б) «Южно – галатийская теория»

2. Время и место написания Послания. Выводы, согласно каждой из теорий

3. Повод к написанию Послания

II. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства

1. Причины, вынудившие ап. Павла писать автоапологию к галатам

2. Доказательство апостольского достоинства

а) божественное происхождение благовестия ап. Павла: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:10 – 11). Обстоятельства обращения и жизни ап. Павла (1:15 – 24) подтверждают это

б) проповедь ап. Павла получила поддержку апостолов в Иерусалиме: «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам (идти к язычникам, а им к обрезанным» (2:9). В проповеди апостолу Павлу, как и прочим апостолам, содействует Бог: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (2:8). Сами Иерусалимские апостолы не принуждали язычников к обрезанию (см. 2:3)

в) ап. Павел и ап. Петр. Столкновение в Антиохии (Гал. 2:11 – 14)

3. Автобиографические сведения, содержащиеся в Гал. 1 – 2, их соотнесение с Деян.

а) обращение ап. Павла (Гал. 1:10 – 17; ср. Деян. 9:1 – 25)

б) первое посещение Иерусалима спустя три года (Гал. 1:18 – 24; ср. Деян. 9:26 – 30)

в) второе посещение Иерусалима через 14 лет (2:1 – 10). Параллели с рассказом об Апостольском Соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4 – 33)

III. Закон и домостроительство спасения

1. Значение закона и Обетования в истории спасения

а) Закон подводит всех под проклятие, «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26), не приводя к оправданию

б) искупление от проклятья закона крестной жертвой Иисуса Христа, сделавшегося за нас проклятием (3:13) – принявшего на себя наши грехи

в) это спасение Иисусом Христом для всех людей было обещано Богом еще Аврааму (Быт. 22:18)

г) через веру в непоколебимость этого Божиего обетования Авраам оправдывается (становится праведным). «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3:6). А все верующие становятся его детьми. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (3:7)

2. Значение понятия «оправдание» («праведность»)

а) однако Закон, данный спустя 430 лет после этого обетования, не противен (противоположен) ему

б) Закон – детоводитель ко Христу

«Греч. «педагогос» – « воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и на казывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегали наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась» (Новая Женевская Библия)

IV. Христианская свобода и ее соотношение с нравственностью

1. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:27). Свобода и единство во Христе

2. Усыновление Богу через Иисуса Христа

а) «детство» под рабством вещественным началам мира (4:3)

б) усыновление через Единородного Сына Божия, «Который родился от жены, подчинился закону» (4:4 – 5)

в) свидетельство Святого Духа о нашем богосынoвстве: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего. «Авва, Отче!"» (4:6).

3. Рабство закону и свобода сынов: Типологическое толкование истории двух сыновей Авраама (Быт. 21:8 – 12)

а) Агарь соответствует Синайскому закону и «нынешнему Иерусалиму», чьи чада продолжают быть рабами закона

б) свободная жена (Сарра) соответствует Вышнему свободному Иерусалиму, ее чада (христиане) – настоящие чада Авраамова обетования.

4. В чем состоит христианская свобода

а) свобода от идолослужения (4:8 – 20)

б) свобода от исполнения закона.

5. Предостережения апостола

а) «Только бы свобода ваша не была поводом к (угождению) плоти» (5:13)

б) от принуждающих обрезываться (6:12 – 16). Полемика с ними.

6. Нравственное учение. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (5:25). Связь нравственного учения с догматическим

7. Дела плоти и плод Духа

8. Несение бремени друг друга – исполнение закона Христова

9. Призыв делать добро (6:6 – 10). «Что посеет человек, то и пожнет»

Стихи для узнавания

Гал.

1:15 – 17

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал Тогда же советоваться с плотью и кровью,

и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

2:19 – 21

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

3:13,14

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

5:22 – 6:2

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Вопросы к зачету

1. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства.

2. Закон и Домостроительство спасения (3:1 – 25).

3. Христианская свобода и ее соотношение с нравственность.

Приложения

Приложение 1. Общие сведения о Послании ап. Павла к Галатам

Авторство Послания

Послание к галатам открывается приветствием ап. Павлом своих адресатов. Это Послание было написано апостолом собственноручно (см. Гал. 6:11), а не продиктовано секретарю.

«Из всех посланий Павла аутентичность Послания к галатам меньше всего вызывала сомнения. Она столь очевидна, что только самые радикальные критики подвергли ее сомнению» (Гатри).

Адресаты Послания

Послание адресовано «церквам Галатийским». Однако в науке нет однозначного ответа, кто именно те галаты, к которым ап. Павел обращает свое Послание.

Все комментаторы вплоть до XIX в. считали, что под Галатией здесь понимается страна Галатия, лежавшая в центре Малой Азии и граничившая с Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Ликаонией, Фригией и Вифинией и получившая название от своих обитателей – галатов (так греки называли восточных кельтов, переселившихся в эту область в III в. до Р.Х.). Впервые ап. Павел посетил эту область во время своего второго путешествия (Деян. 16:6). Второй раз ап. Павел проповедовал в этой области во время своего третьего путешествия (Деян. 18:23). Именно эту область и называет Галатий ев. Лука в книге Деяний. Этой так называемой «северо – галатийской теории» придерживается и подавляющее большинство исследователей (Аверкий, Кассиан, Лопухин).

Некоторые ученые высказывают предположение, что под Галатией здесь имеется в виду не только страна, где обитали галаты, но вся римская провинция Галатия, в которую входили собственно Галатия, а также страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те области, которые ап. Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия (Деян. 13:14 – 14:23). Так называемая «южно – галатийская теория» (см. Лопухин, Гатри).

Время и место написания

Определение места и времени написания Послания зависит от того, кого понимать под галатами, к которым обращено послание. В Послании к галатам ап. Павел пишет, что дважды посещал эту Церковь (см. Гал. 4:13). Северную область Галатии ап. Павел посещал во время своего второго (Деян. 16:6) и третьего (Деян. 18:23) путешествий. Таким образом, Послание было написано во время третьего путешествия.

Исследователи, придерживающиеся «южно – галатийской теории», первое пребывание ап. Павла в Галатии относятся к первому путешествию, а второе – к Деян. 16:6. Это позволяет перенести датировку Послания на более раннее время. «Но замечательно, что не только защитники «северо – галатийской теории», но и большинство защитников «южно – галатийской теории» считают, что Послание к галатам было написано апостолом в Македонии, в дни его третьего путешествия, на пути из Асии в Элладу (ср. Деян. 20:1 – 2)» (Кассиан).

Но и среди исследователей, относящих написание этого Послания к третьему путешествию» апостола, вопрос о времени и месте решается по-разному.

Послание написано во время пути из Ассии в Элладу (см. Деян. 20:1 – 2).

Аргументы: Несомненна близость между Посланием к галатам и Посланием к римлянам, что может свидетельствовать, что оба Послания были написаны в течение недолгого промежутка времени. Послание к римлянам было написано ап. Павлом в Коринфе, значит, Послание к галатам было написано незадолго до того, перед самым отбытием апостола из Македонии в Элладу, т. е. приблизительно тогда же, когда и 2 Кор. (Кассиан).

Послание написано во время пребывания в Эфесе.

Аргументы: Ап. Павел выражает удивление, что Галаты так скоро переходят к иному благовествованию от призвавшего их благодатью Христовой (Гал. 1:6). Из этого делается вывод, что Послание написано вскоре после второго посещения апостолом Галатии, т. е. из Эфеса (Аверкий).


Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle