В. Чернов

Источник

Сретение Господне

События праздника

«Сретение» по-церковнославянски значит «встреча». В этот день вспоминается первое принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и Его встреча со старцем Симеоном. Праздник Сретения совершается Церковью на сороковой день после Рождества, 2/15 февраля.

Исполнение Закона Моисеева

По закону Моисея, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой в течение сорока дней. На сороковой день она должна была принести в храм жертву всесожжения – годовалого ягненка, и жертву за грехи – молодого голубя или горлицу, в случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой

жертвы по одному. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим также и Младенца, чтобы заплатить за Него по закону пять сиклей. Закон этот существовал с давних времен, когда в ночь перед исходом

евреев из Египта ангел Господень истребил всех египетских первенцев, а все еврейские первенцы были посвящены служению при Скинии. С течением времени, когда на служение это было выделено только одно колено Левиино, первенцы были освобождены от служения за особый выкуп в пять сиклей серебра (Чис. 18:16). Из

евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и Иосиф принесли жертву людей бедных: двух голубей.

Старец Симеон и Анна-Пророчица

В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утешения Израиля,» то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам. Евангелист сообщает только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано

не увидеть смерти своей до того дня, пока он не сподобится узреть ожидаемого им «утешения», то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя

Птолемея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7:14). Тогда Симеону явился ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию. Старец взял Его на руки, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк.2:29–32) произнес старец, как бы желая сказать: «С этой минуты порвалась связь, державшая меня в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по слову Твоему» – по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, – «с миром». «Ибо видели очи мои спасение Твое», спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, «которое Ты уготовал пред лицом всех людей"». Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «Свет к просвещению язычников» и слава народа Божия, Израиля, как вышедшая из его среды. Иосиф и Дева Мария дивились, вероятно, тому,

что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце.

Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа по праву глубокого старца, Симеон в пророческом вдохновении предрек, что Младенец будет предметом споров и пререканий между Его последователями и врагами: «Да откроются помышления многих сердец» то есть, в зависимости от различности отношения людей к этому Младенцу, обнаружатся их сердечные расположения, настроения души: те, кто любит истину и стремится творить волю Божию, уверуют во Христа, а те, кто любит зло и дела тьмы, возненавидят Христа и будут в оправдание своей злобы всячески клеветать на Него. Для уверовавших в Него Он лежит «на восстание» или на вечное спасение, а для не уверовавших– «на падение» или на вечное осуждение их. Симеон прозрел духом и те страдания, которые придется претерпеть Богородице, видя жестокость людей к Своему Сыну: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».

Присутствовала при этом и Анна, «дочь Фануилова», которую евангелист называет пророчицей за особенные действия в ней Святого Духа и за дар вдохновенной речи, которым она обладала. Она тоже, подобно Симеону, восславила Господа и, видимо, в пророческом вдохновении повторила примерно то же самое, что сказал старец, всем, ожидающим избавления в Иерусалиме, то есть ждавшим пришествия Мессии.

Из богослужения праздника Сретения Господня

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихами, глас 1:

Глаго́ли, Симе́оне‚/Кого нос́я на руќу в церкви р́адуешися?/Кому зов́еши и вопи́еши: /ныне свобод́ихся, в́идех бо Спаса моего?/ Сей есть от Девы рожд́ейся,/ Сей есть от Бога Бог Слово,/воплот́ивыйся нас ради и спас́ый человека,/Тому поклон́имся.

Поведай, Симеон‚/Кого Ты в Храме носишь во объятиях и радуешься?/К Кому ты восклицаешь и взываешь:/"Ныне я освободился, ибо увидел Спасителя моего!»./Он от Девы рожденный‚/Он – от Бога Бог Слово‚/воплотившийся нас ради и спасший человека!/Ему поклонимся!

Приим́и, Симе́оне‚/Егоже под мраком Моисей законополага́юща пров́иде в Син́аи,/

Младенца бывша, закону повин́́ующася./Сей есть законом глаго́лавый‚/Сей есть во пророцех реч́енный,/воплот́ивыйся нас ради и спас́ый человека,/Тому поклон́имся.

Прими на руки, Симеон, Законодателя‚/Которого прозревал Моисей во мраке на Синае‚/ставшего Младенцем и повинующегося Закону./Он – через Закон говоривший‚/Он – пророками возвещенный‚/воплотившийся нас ради и спасший человека./Ему поклонимся!

При́идем и мы, п́есньми божественными Христа уср́ящем/ и при́имем Его‚/Егоже спас́ение Симеон в́иде./Сей есть, егоже Давид провозвест́и‚/Сей есть во пророцех глаго́лавый,/воплот́ивыйся нас ради и законом вещ́авый‚/Тому поклон́имся.

Давайте и мы песнопениями боговдохновенными/встретим Христа и примем Того‚/чье спасение Симеон увидел./Это о Нем Давид возвещает‚/это Он – говоривший через пророков,/воплотившийся нас ради и через Закон вещавший./Ему поклонимся!

Слава, и ныне, глас 6: Да отв́ерзется дверь небесная днесь:/Безнач́альное бо Слово Отчее, /начало при́им под л́еты,/не отст́упль Своего Божеств́а,/от Девы яко Младенец четыредесятодн́евен/М́атерию вольне приносится в церковь законную,/и Сего на руки приемлет старец‚/отпусти, зов́ый, раба, Владыко‚/ибо очи мои в́идеста спасение Твое./Пришедый в мир спасти род челов́ечь‚/Господи, слава Тебе.

Да отверзаются в сей день небесные врата,/ибо Безначальное Слово Отчее‚/принявшее во времени начало/не утратив Своего Божества‚/Девой-Матерью как Младенец сорокадневный/добровольно приносится в Храм подзаконный‚/и Его в объятия принимает старец‚/«Отпусти‚ – взывая, как раб Владыке – /ибо видели очи мои спасение Твое!»/Пришедший в мир спасти род человеческий, /Господи‚ слава Тебе!

На утрене тропарь, глас 1:

Радуйся, благод́атная Богородице Дево‚/из Тебе бо возси́я Солнце правды –Христос, Бог наш‚/просвещ́аяй сущия во тьме./Весел́ися и ты, старче пр́аведный,/при́емый во объятия Свобод́ителя душ наших,/д́арующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева‚/ ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение.

Величание:

Величаем Тя, /Живод́авче Христе, /и чтим Преч́истую Матерь Твою,/́Еюже по закону/ныне прин́еслся еси в храм Господень.

Величаем Тебя‚/Податель жизни Христе,/и чтим Пречистую Матерь Твою,/Которою Ты во исполнение Закона/ныне принесен во храм Господень.

Кондак, глас 1:

Утр́обу Девичу освят́ивый Рождеств́ом Твоим/и руце Симе́оне благослов́ивый‚/якоже подоб́аше, предвар́ив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бр́анех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, ед́ине Человекол́юбче.

Утробу Девы освятив рождением Твоим‚/ и руки Симеона благословив,/ заранее, как надлежало‚/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, кого Ты возлюбил‚/единый Человеколюбец.

Стихиры на хвалитех, глас 1:

Закон, иже в пис́ании,/исполняя‚ Человекол́юбец/в церковь ныне прин́осится,/и Сего при́емлет старыми руками Симе́он старец‚/ ныне отпущ́аеши мя, вопия‚/ ко ́оному блаженству:/ видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложеннаго,/живот́ом госп́одствующа/и смертию влад́ычествующа.

Закон, в Писании данный исполняя, Человеколюбец‚/ныне во Храм приносится‚/и Его принимает старческими руками Симеон старец‚/ «Ныне отпускаешь меня», – взывая, – к тамошнему блаженству:/ибо увидел я Тебя в сей день‚/смертной плотию облеченного‚/но господствующего над жизнью/ и над смертию владычествующего!».

Свет во откров́ение яз́ыков/явился еси, Господи,/на ́облаце с́едя л́егце,/ Солнце правды,/закона сен́овное исполняя/и начало изъявл́яя новыя благодати./Тем, Тя в́идев, Симеон взыв́аше:/из истления мя разреш́и,/яко видех Тя днесь.

Светом во откровение язычникам Ты явился, Господи‚/Солнце правды, носимое на легком облаке,/сокрытое в тени Закона исполняя,/ и приоткрывая начало новой благодати/Потому, созерцая Тебя, Симеон восклицал:/«Освободи меня от тления‚/ибо увидел я Тебя в сей день!»

Недр Род́ителя не отл́учься Божеством,/воплощься, якоже изв́олил еси,/объ́ятиями держ́им Приснодевы‚/на руки подался еси Богопри́имца Симеона,/рукою Твоею держай всяческая;/темже ныне отпущ́аеши мя,/радостно взыв́аше,/в мире раба Твоего‚/яко в́идех Тя, Владыко.

От недр Родителя не отлучившийся Божеством‚/воплотившийся‚ как Сам благоволил‚/Тот, Кого в объятиях держит Приснодева‚/Ты был передан на руки Богоприимца Симеона,/Держящий Своей рукою все./Потому он в восхищении взывал:/»Ныне отпускаешь Ты меня с миром, раба Твоего‚/ибо увидел я Тебя, Владыка!»

Слава, и ныне, глас 6: На рука́х ст́арческих во дн́ешний день‚/яко на колеснице херув́имстей,/восклонитися благоизволивый, Христе Боже‚/и нас, поющих Тя,/страстей мучительства призыв́аемый избави/и спас́и, яко Человеколюбец.

На старческих руках в настоящий день/как на херувимской колеснице вовлечь благоволивший, Христе Боже‚/и нас, воспевающих Тебя,/от владычества страстей, когда мы призовем Тебя, избавь/и спаси нас, ибо Ты Человеколюбец!

Слово Божие

Старец Симеон и пророчества о Христе

(В то время принесли родители Младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов

голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца

Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет‚ вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Мф. 2:22–40 (зач.7)

Пастырское наставление

Христос – исполнение пророчеств

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22–24).

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил(Исх. 13:2). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьмидесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Божий был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» (Лк. 2:25–27).

Все благочестивые патриархи и святые мужи Ветхозаветной Церкви со святым нетерпением ожидали пришествия обещанного Спасителя Израиля и больше всего желали видеть Его. Так же и праведный Симеон просил Господа, чтобы дожить ему до сего вожделенного часа, – и за благочестие его Дух Святой обещал исполнить желание его: прежде смерти своей увидеть Иисуса Христа. И вот, по внушению Святого Духа, праведный старец приходит в церковь в то самое время, когда Преблагословенная Мария и Иосиф принесли в нее Иисуса. Он встречает в ней Избавителя мира, почему и установленный Церковью в воспоминание сего праздник называется Сретение Господне.

«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога» (Лк. 2:27–28).

Тот же Дух Святой, Который привел праведного Симеона в церковь для сретения Иисуса Христа, указал ему Сего предвечного Младенца, Которого держала в объятиях Пречистая Дева Мария. И с какою неизреченною радостью святой

старец узрел Его и принял на руки свои! С какою беспредельною благодарностью Богу, удостоившему его сего несравненного счастья, воспел радостную песнь, благословив Бога. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Увидев Спасителя, Которого столь сильно желал видеть, святой Симеон,

уже не хочет более жить: все желания его исполнились. С миром духовным, с полным упованием улучить блаженную вечность верою в пришедшего Спасителя и с радостью оканчивает он временную жизнь. Очи его видели Спасителя всех людей, Просветителя не только иудеев, но и язычников, – Царя Израилева, прославившего избранный народ Свой Рождением Своим от него: чего еще оставалось ему желать? С таким миром, надеждою и радостью разрешаются от уз плоти души праведных!

Кому из нас, братия, не желательно улучить таковую блаженную кончину? Но блаженная кончина есть плод праведной, добродетельной и благочестивой жизни. Чтоб получить ее, надлежит, подобно праведному Симеону, прежде всего и более всего желать узреть Спасителя своего, хотя не плотскими, но умными очами сердца. Когда узрим Его, тогда и мы с миром и радостью возляжем на смертный одр и перейдем от смерти в жизнь (Ин. 5:24). Верно слово Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а

кто любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

Но обратимся к словам евангелиста: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лк. 2:33). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, что Он есть Спаситель мира, но по смиренномудрию своему и по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Такого Сына, а Иосифа – попечителем Его. И благословил их Симеон и сказал Марин, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34–35). Что глаголеши, старче праведный? Тот ли лежит на падение многих во Израиле, Который пришел восставить падшее естество человеческое? Но слова Симеона верны, ибо они – глаголы Духа Святого. Иисус Христос пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он не спасает нас без нас. Он пришел просветить всех и светит всем, но те только просвещаются, кто, во смирении сердца своего, признавая слабость и

заблуждение ума своего, веруют светоносным и спасительным словам Его. Он пришел избавить и спасти всех от грехов – но те только избавляются от греховного ига, кто с сердцем сокрушенным раскаиваются и исповедуют грехи свои

и с верою ищут прощения у милосердия Его. Он пришел восставить всех падших, даровать всем благодатные силы сделаться добродетельными, благочестивыми и святыми – но те только приемлют эти дары, кто, признавая немощь свою, неотступно просят у Него духовных сил, верно исполняя живоносные заповеди Его. Этим-то во смирении духа верующим, с сокрушенным сердцем кающимся Иисус Христос лежит на восстание из тьмы в свет, из неверия в веру, из греха в добродетель и святость, из немощи в силу, из смерти в жизнь Вечную. Но Он же лежит и на падение тем, кто, гордясь своим умом и темною земною мудростью, но верует светоносным словам Его и, любя тьму, не приемлет Его света; на падение тем, кто, при всей внутренней нечистоте и гнусности сердец своих, превозносясь ложными добродетелями своими, не признают своих грехов и не ищут у Него спасения от них; на падение тем кто, надеясь или на силу свою, или на славу свою, или на богатство свое, без страха нарушают заповеди Его и вместо того, чтоб исполнять волю Божию, святую и совершенную, следуют своей злой развращенной воле. Так Иисус Христос лежит на падение и восстание многим. И как верно исполнились эти слова праведного Симеона на иудеях! Гордые их законоучители и книжники, хвалящиеся ложными добродетелями фарисеи, превозносящиеся силою и славою своею архиереи и князья, ожидавшие видеть в Мессии царя победоносного и облеченного мирского славою и богатством, а истинного Мессию – смиренного и уничиженного Иисуса – отвергшие, – разве не пали они за неверие и гордость? Но восстали смиренные рыбари, кающиеся мытари, слабые жены, всею верою принявшие Его и всею любовью прилепившиеся к Нему. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8): и ныне, и всегда те же падают, и те же восстают. Верно слово Его: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… – продолжает Симеон, – да откроются помышления многих сердец». Иисус Христос лежит в предмет пререканий. То есть во всей Его жизни и делах ум человеческий, не озаренный светом веры, сердце наше, не привыкшее безусловно исполнять заповеди Божии, и самолюбие наше находят беспрерывные противоречия. Для ума человеческого непостижиме: как Спаситель наш есть и Бог, и вместе человек; безначальный Сын Бога Отца – и получивший начало бытия Сын Девы; невместимый небом и землею – и вмещающийся в тесных яслях; и Тот, Кто держит в руке Своей всю вселенную, – и Тот, Кого держит руками старец Симеон. Не постигая сего, ум без веры противоречит тайнам спасения и не верует им. Но при свете веры – эти противоречия исчезают: озаренные сиянием веры, мы веруем этим непостижимым тайнам, ибо знаем, что для Бога нет ничего невозможного (Мк. 10:27).

Для растленного сердца человеческого спасительные и живоносные заповеди Иисуса Христа кажутся весьма тягостными и невозможными к исполнению, потому оно беспрерывно им противоречит; но при надежде на всемогущую силу благодати Его, которая «совершается в немощи"(2Кор. 12:9), исчезает это противоречие: и для истинно верных сердец заповеди евангельские не тяжки (1Ин.5:3); иго Христово для них благо и бремя Его легко (Мф.13:30). Для развращенного самолюбия нашего последование крестной жизни Иисуса Христа представляется невыносимым. Нам бы хотелось, чтобы путь в Царствие Небесное мы могли совершать в беспрерывных радостях и удовольствиях и, не вкусив от горькой чаши Креста Христова` переселились на Небо для вечных наслаждений. Потому самолюбие наше беспрерывно противоречит пути Креста, единому вводящему в Вечную жизнь. Но противоречие это исчезает при излиянии в сердца наши истинной любви к Богу, для которой Крест Спасителя есть вожделеннее всех сокровищ света и слаще всех радостей мира. Так Иисус Христос лежит в предмет пререканий, которым испытываются и истинная вера, и истинное повиновение, и истинная любовь наша к Богу!

«И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35), – говорит праведный Симеон Деве Марии. Кому, кажется, более приличествовало в беспрерывной радости провождать жизнь, как не Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии – Матери Спасителя, Источника и Подателя вечной радости? Но Симеон предвещает Ей не удовольствия и веселие, а скорби, которые, подобно острому мечу, проникнут всю святую Ее душу: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». И чьи скорби и страдания могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Как же после сего мы, бедные грешники, оскверненные беззакониями, можем жаловаться, когда милующая десница Божия посещает нас бедствиями и скорбями, спасения ради душ наших? «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6; Притч.3:12).

Прилепимся, братие, всею силою веры и любви нашей к Богу и Спасителю нашему, да будет Он нам на восстание в жизни сей: от веры – в веру, от силы – в силу, а по кончине нашей – в жизнь Вечную. Аминь.

Святитель Амфилохий Иконийский

Наше сретение с Господом

Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!…

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть – Вот что сделайте и делайте.

Прежде всего, покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет

покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное.

Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.

Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким–либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие

исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: 6) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой йоты, без суемудрии и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.

Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление Всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем–нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня» – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! «Трезвитесь, бодрствуйте» (1Пет. 5.8). «Ищите горнего... и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3.1,3). Тогда, соделавшись «один дух с Господом» (1Кор. 6.17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и «радости вашей никто

не отнимету вас» (Ин. 16.22), ни в сей век, ни в будущий.

Святитель Феофан Затворник


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle