священник Николай Антонов

Источник

4. Изъяснение Всенощного Бдения

91. Вечернее богослужение

Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, т.е. о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека. Это первоначальное воспоминание дополняется новозаветными воспоминаниями, относящимися к жизни Иисуса Христа и святых. Поэтому в состав Вечерни, помимо псалмов, входят также изменяющиеся молитвословия седмичного и годового круга богослужения.

Второю вечернею службой является «Повечерие». По переводу с греческого языка это есть служба, совершаемая после вечери (ужина). Она содержит в себе моления о даровании мирного, безмятежного сна. Так как сон есть подобие смерти, то на службе Повечерия вместе с тем делается молящимся несколько напоминаний о памятовании дня смерти и последующего за ним воскресения119.

Третьею вечернею службою является «Полунощница». Название ее показывает, что это есть служба, которая должна совершаться в полночь; но Полунощница может совершаться и в другие ночные часы. Входящие в состав ее молитвы побуждают верующих всегда быть готовыми ко дню Страшного Суда, который может прийти внезапно, как «жених в полунощи». Вместе с тем совершение Полунощницы должно напоминать верующим о Господе, грядущем на вольную Страсть, и о молитве Его в саду Гефсиманском120.

Наконец, к числу вечерних служб надо отнести и «Всенощное бдение», называемое обыкновенно просто «Всенощной» и «Бдением». Из всех вечерних служб Всенощная более всех известна молящимся, потому что она совершается накануне воскресных и праздничных дней, когда православные христиане имеют больше возможности посещать храм. Между тем, Вечерня, Повечерие и Полунощница совершаются в будничные дни, когда не все имеют возможность посещать храм. Всенощная является составной службой из Вечерни, Утрени и Первого часа.

92. Общий очерк Вечерни

Всенощная начинается возгласом диакона: «востаните, Господи благослови». Священник, воздавая от лица молящихся славу Господу, также возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» (рис. 233, л. 59) и приглашает молящихся поклониться Господу, возглашая – 3 раза: «приидите, поклонимся Цареви нашему Богу». Затем начинается пение избранных стихов величественного 103 псалма, художественно изображающего сотворение мира и человека:


Благослови, душе моя, Господа; Благословен еси, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреде гор пройдут воды, дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Благословен Ты, Господи, по Твоему слову стоят на горах воды. Между горами станут воды. Дивны дела Твои, Господи, все сделал Ты премудро, Слава Тебе, Господи, сотворившему вся вселенную.

Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма; фимиам изображает веяние Св. Духа над сотворенным веществом (Бытия 1:21).

Торжественное начало всенощного бдения, помимо сотворения мира, напоминает нам вместе с тем и невинное состояние прародителей в раю, когда они, еще не согрешившие, не знали ни страданий, ни мучений совести, блаженствовали, наслаждаясь красотою лицезрения Божия и прославляя Его бесконечные совершенства. Но не продолжительно было их блаженство. После грехопадения они были изгнаны из рая и проводили остальную жизнь в раскаянии и сожалении о своих грехах. Закрытие входа в рай для наших прародителей изображается закрытием Царских врат. После пения «предначинательного псалма» и закрытия Царских врат читается Великая ектения, чтобы показать, как и на Литургии, сущность наших просьб и характер нашей молитвы к Господу121. Стоя перед закрытыми Царскими вратами молящиеся изображают положение наших праотцов Адама и Евы, которые стояли перед дверьми рая, оплакивая свою горькую участь. Такое чувство сожаления об утраченном блаженстве и обращение к Богу за помилованием выражается в следующем моменте всенощного бдения…

Поется несколько выборных стихов из 1, 2 и 3 псалмов, в которых слышится раскаяние грешника и надежда на помощь Божию.


Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. Блажен человек, который не ходит на собрания нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Блаженны все надеющиеся на Него (на Бога). От Господа спасение и благословение Его над народом Его.

Эти стихи вносятся в состав Вечери Св. Церковью с тою целью, чтобы после напоминания молящимся о грехопадении Адама и Евы напомнить им о том, что спасение и блаженство посылаются людям только за исполнение ими воли Божией, за «хождение по заповедям Божиим, а не по стопам нечестивых».

Сделав перерыв малой ектенией, Св. Церковь еще дальше, еще глубже изображает покаянное чувство первых людей, наших праотцев, и надежду на Божию помощь. Поется молитва:


Господи, воззвах к Тебе услыши мя, услыши мя, Господи, воззвах к Тебе услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи (пс. 140). Да исправится молитва моя; яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя, Господи (ст. 2). Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли гласу моей молитвы, когда взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да направится молитва моя к Тебе, как фимиам, а воздеяние (поднятие) рук моих, как жертва вечерняя.

В изложенных молитвах и песнопениях вспоминается о ветхозаветных событиях, а дальше слышатся иные молитвы, несущие отраду и утешение христианскому сердцу и говорящие о том, что молитва людей услышана, «жертва» принята и что теперь мы имеем выход из греховного состояния через веру в Искупителя, Иисуса Христа и через исполнение Его Божественного учения.

Эти мысли содержатся в стихирах, поемых после «Господи воззвах». Последняя стихира из ряда воскресных стихир «на Господи воззвах» называется «догматиком-Богородичным»; п. ч. в ней содержится догмат или учение о воплощения Иисуса Христа от Божией Матери и соединении в Нем двух естеств – Божеского и человеческого122. В стихирах под праздники в честь Святых изображаются и прославляются высокие качества и добродетели воспоминаемых Святых, к подражанию которым приглашаются молящиеся. Стихиры на «Господи воззвах» поются на такие же напевы, как и «Господи воззвах» и также разделяются на 8 гласов, чередующихся между собою. Догматики также поются на 8 гласов, но каждый глас имеет особый догматик.

Во время пения догматика Царские врата, бывшие закрытыми с окончания пения предначинательного псалма, снова открываются. Открытие Царских врат означает открытие входа в Царство небесное людям с пришествием Иисуса Христа на землю, а также и то, что Свет Неба, знаменуемого алтарем, снова откроется людям. Священник с диаконом выходят из алтаря на солею, означая этим явление Иисуса Христа для спасения людей (рис. 231, л. 58). Выход священнослужителей, составляя особый торжественный момент всенощной, называется «вечерним входом» (с кадилом). Получив на солее благословение от священника на Святой вход, диакон кадилом делает в Царских вратах знамение креста и возглашает: «премудрость, прости». Возгласом «премудрость», как и на Литургии, возбуждается особенное внимание верующих к воспоминаемому моменту. Молящиеся, созерцая свет, льющийся из алтаря, и представляя Иисуса Христа, грядущего к людям, в благоговении встречают Его пением Следующего гимна:


Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: темже мир Тя славит. Тихий Свет (сияние) святой славы Бессмертного Небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, доживши до заката солнца, и видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Достойно, воспевать во все времена благоговейными голосами, Тебя, Сыне Божий, дающего жизнь. Потому мир и прославляет Тебя.

Сравнение Иисуса Христа со светом показывает, что Иисус Христос Своим учением вывел Людей из состояния душевного мрака и неведения и привел их к правде Божией.

Вслед за тем поется прокимен, или стих, заимствованный из псалмов. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются «дневными» прокимнами. В них обыкновенно содержится сущность дневного священного воспоминания. Так, под воскресенье поется прокимен123:


Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцарился. Он облечен величием (пс. 92).

Под большие праздники после прокимна читаются «паремии», или избранные места из Свящ. книг Ветхого (а иногда и из Нового)124 Завета, в которых излагаются пророческие предсказания сущности праздника, или же высказывается похвала празднуемому Святому125. За паремиями следует сугубая ектения, после которой читается молитва:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. – Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. – Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе Слава подобает: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

В этой молитве мы просим Господа, чтобы нам безгрешно провести вечер. Затем произносится просительная ектения. После нее верующие со смирением преклоняют головы в то время, как священник тайно читает молитву, прося Господа Иисуса Христа ниспослать молящимся небесную помощь и сохранить верующих в Него от всякого врага и от действий дьявола в наступающую ночь.

Затем под Великие и храмовые праздники в состав всенощной включается ряд молитв и действий, совершающихся посредине храма и увеличивающих торжественность богослужения. Это так называемая лития и благословение хлебов. Слово «лития» означает общее усердное моление («Господи помилуй» поется до 50 раз). При пении «стихир на литии» священник и диакон с кадильницею в преднесении светильников исходят из алтаря Царскими вратами и идут в притвор для молитвы. Лития иногда совершается вне храма, на площади, под открытым небом. На литии Церковь обращается с молитвою к Господу Богу о всех православных христианах, в особенности же о Государе Императоре и о всем Царствующем Доме, о Св. Синоде, о всех пастырях церковных, о всякой душе христианской скорбящей и озлобленной (т.е. озабоченной, страждущей), милости Божией и помощи требующей, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Певчие поют многократно «Господи помилуй», а именно: 40, 30 и 50 раз и, наконец, два раза по трижды (рис. 234, л. 59). Литию священник оканчивает молитвой к Богу («Владыко Многомилостиве»), которую молящиеся выслушивают с наклоненными головами. Затем священнослужители подвигаются вперед, ближе к алтарю, к приготовленному столику с хлебцами, при пении новых стихир, называемых «стихирами на стиховне»126. Эти стихиры называются так потому, что соединяются не с постоянными стихами, заимствованными из псалмов (как напр. стихиры «на Господи воззвах» и стихиры «на хвалитех»), а со стихами, изменяющимися и берущимися из разных книг Священного Писания. В этих стихирах, в подкрепление надежды молящихся на Спасителя, прославляются и раскрываются искупительные заслуги Спасителя, или добродетели воспоминаемых Святых. Стихиры на стиховне, подобно другим стихирам, разделяются и поются на 8 гласов.

За стихирами на стиховне читается или поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»… Чтением этой молитвы Св. Церковь желает примером Св. Симеона Богоприимца расположить к такому времяпровождению, чтобы мы во всякое время готовы были явиться на Суд Божий и в спокойствии совести, с сознанием исполненного долга и веры в Спасителя, подобно Симеону Богоприимцу, окончить свою земную жизнь. Читаемая в конце вечерни молитва «Ныне отпущаеши» личностью Праведного Симеона художественно изображает конец ветхозаветного периода, преисполненного ожиданиями Мессии Христа. Затем, в воскресные и обыкновенные, непраздничные дни поется песнь Богородице. В великие праздники поются тропари праздника или дня. Пением молитвы «Богородице Дево», содержащей в себе приветствие Архангела Гавриила в момент Благовещения Ей, изображается это священное событие, служащее переходом от Ветхого к Новому Завету. Пением же тропарей вообще обозначается, что если вера в грядущего Спасителя доставляла ветхозаветным праведникам (как напр. Симеону Богоприимцу) тихую, безмятежную смерть, то вера в пришедшего Спасителя вдохновляла новозаветных праведников даже на мученическую и подвижническую жизнь. Во время пения тропаря диакон или священник трижды кадит находящийся перед солеею столик с хлебами, пшеницею, вином и елеем. После пения тропаря священник, взяв один хлеб, делает им изображение креста над прочими хлебами и читает молитву, в которой, вспоминая о чудесном насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек, просит Господа, чтобы Он благословил «хлебы сия, пшеницу, вино и елей», при этом он указывает рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом знамение креста. Благословение хлебов напоминает о древнем обычае предлагать освященные хлебы, вино и елей молящимся для подкрепления их в течение «всенощного» молитвенного бдения (рис. 235, л. 60).

Затем певчие поют «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века»… (трижды) и читается 33 псалом: «благословлю Господа на всякое время», после чего священник, как и на Литургии, преподает Божие благословение: «благословение Господне на вас Того, благодатию и человеколюбием: всегда, ныне и присно, и во веки веков» (рис. 238, л. 60).

Затем начинается вторая часть Всенощной – «Утреня». Когда же не бывает большого или храмового праздника, а бывает воскресная Всенощная, то после просительной ектении опускается лития и все относящееся к ней, т.е. стихиры на литии, выход священнослужителя на средину храма, провозглашение усиленных молений, благословение хлебов. В таком случае после просительной ектении следуют «стихиры на стиховне», «Ныне Отпущаеши»…, «Богородице Дево» и «Буди Имя Господне». Таким образом на обыкновенной, воскресной вечерни изображение Ветхого завета дано яснее и последовательнее.

93. Схема вечерни на всенощном бдении

1. Возглас диакона и священника.

2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».

3. Великая ектения.

4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».

5. Малая ектения.

6. «Господи воззвах» на очередной глас.

7. Стихиры на «Господи воззвах»…

8. Догматик или Богородичен.

9. Вечерний вход (с кадилом).

10. Пение гимна: «Свете тихий».

11. Прокимен дне.

12. Чтение паремий (3 паремии). (Накануне великих и храмов. праздников).

13. Сугубая ектения.

14. Молитва: «Сподоби Господи»…

15. Просительная ектения.

16. Стихиры на литии.

17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).

18. Стихиры на стиховне,

19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое и «Отче наш».

20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».

21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмов. праздн.).

22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.

23. Благословение священника.

94. Символическое значение вечерни

Начинательными возгласами священника и диакона молящиеся приглашаются воздать хвалу Господу. – В псалме 103 изображается сотворение мира и человека и Божий Промысел о тварях. Каждение означает благодать Св. Духа. – Закрытие Царских врат – закрытие дверей Рая для согрешивших людей. – Великая ектения читается с тою же целью, как на Литургии. – Псалом «Блажен муж» поется для напоминания, что счастье и блаженство людей зависят от исполнения заповедей Божиих. – Словами «Господи воззвах» напоминается о покаянных чувствах, пережитых нашими праотцами после потери райского блаженства. – Стихиры «на Господи воззвах» поются с целью показать молящимся, что через веру в Спасителя и Его воскресение и подражание добродетелям Святых мы можем освободиться от греха и получить доступ в Царство небесное. Открытие Царских врат перед вечерним входом означает открытие входа в Царство Небесное с Пришествием Иисуса Христа. – Пением гимна «Свете тихий» художественно изображаются радостные чувства в предчувствии грядущего в мир Господа Иисуса Христа для спасения и просвещения людей. – Воскресный прокимен пророчески изображает перемену, произведенную Светом Иисуса Христа в жизни природы и в жизни людей. – Паремии читаются только под Великие праздники. В них содержатся ветхозаветные пророческие предизображения празднуемых христианских событий. – В молитве «Сподоби Господи» испрашивается Божия помощь сохранить нас в наступающую ночь. – В стихирах на литии и на стиховне изображаются искупительные заслуги Иисуса Христа и добродетели празднуемых Святых. – Молитва «Ныне отпущаеши» читается с целью: примером и личностью Симеона Богоприимца показать твердое ожидание в конце В. З. Мессии Христа, проливавшее в души всех чающих спасения душевный мир и спокойную смерть. – Пением «Богородице Дево» изображается граница между Ветхим и Новым Заветом: Благовещение Божией Матери. – Пением тропаря прославляются Святые верою в пришедшего Христа, совершившие высокие христианские подвиги. Благословение хлебов напоминает древний обычай освящать хлеб, вино и елей для подкрепления молящихся в течение Всенощного бдения. Вообще первая часть Всенощной – Вечерня – изображает ветхозаветный период домостроительства Божия о спасении людей, а вторая часть – Утреня – новозаветный период.

95. Общий очерк Утрени

Часть 1

Утреня на Всенощном бдении начинается тотчас после благословения священником народа. Чтец произносит песнь, воспетую ангелами в ночь на Рождество Христово: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (трижды). Раздаваясь при закрытых Царских вратах, в полумраке (в некоторых церквах есть обычай уменьшать в это время свет), эти слова напоминают о Рождении Иисуса Христа, а по связи основной мысли предыдущей Вечерни (ветхозаветное ожидание И. Х.) напоминают мир, который проповедовал Господь на земле, и благоволение, принесенное Им людям. Далее начинается отдел Всенощной, называемый чтением «шестопсалмия» (Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142). В этих псалмах говорится о вражде, которой был окружен Пр. Давид, но под Давидом прообразовательно разумеется Иисус Христос, а под его бедствиями – бедствия ожидаемого Мессии127. По прочтении первых трех псалмов священник выходит из алтаря на солею и тайно читает перед Царскими вратами 12 молитв, называемых «утренними», в которых молится, между прочим, за предстоящих в храме и за всех православных христиан, просит Господа дать утро и день видеть в радовании, оставить им грехи, даровать искреннюю веру, твердую надежду и нелицемерную любовь, благословить все их дела, слова и помышления и удостоить Царства небесного (рис. 236, л. 60).

За шестопсалмием следует Великая ектения, после которой раздается торжественная песнь Христу Богу, сошедшему на землю нашего ради спасения: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». – Эти слова напоминают нам, помимо пребывания Иисуса Христа на земле вообще, – торжественный Его вход в Иерусалим на вольные Страдания. К пению «Бог Господь»… присоединяется пение тропаря на тот же глас. Поется тропарь праздника или дня, а затем начинается чтение псалмов или «кафизм» (называемое в священных книгах «стихословием Псалтири»). Кафизма есть отделение Псалтири. Вся Псалтирь содержит в себе 150 псалмов, которые разделяются на 20 отделов или кафизм. Кроме того, каждая кафизма делится еще на три части или «славы», так как по прочтении всякой такой кафизме читается «слава и ныне», «Аллилуиа» (трижды). Чтение кафизм в церкви распределяется по особому плану128.

На воскресной утрени всегда читается 2 и 3 кафизмы, потому что в них заключаются 15, 21 и 23 псалмы, где пророчески говорится о Страданиях, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа129. Чтение воскресных кафизм, таким образом, изображает страдания Спасителя. После чтения кафизм бывает малая ектения; затем Царские врата отверзаются и священнослужители выносят на средину храма Евангелие130.

Светильники увеличиваются светом, а на клиросе начинается пение следующих стихов из 134 и 135 псалмов:


Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век миеость Его. Аллилуиа.

Эта часть Всенощной носит название полиелея, что значит «многомилостие» (от греческого слова «поли» – много, и «елеос» – милость, или многоосвещение (от слова «поли» и «елей» – масло), в знак того, что в этом псалме часто встречается слово «милость», или в знак того, что, как сказано выше, в этот момент особенно обильно возжигали елей и свечи. Открытие Царских врат и вынос Евангелия напоминает Воскресение Иисуса Христа. Пением полиелея обозначается бесконечная милость и слава Иисуса Христа, явленная людям в чуде Воскресения Его из мертвых. Словами полиелейного псалма верующие приглашаются хвалить Бога Отца за послание Сына Своего Единородного для нашего спасения. Для прославления же Самого Воскресшего Господа Иисуса, а равно для изображения Его явлений поются (под воскресные только дни) следующие высоконазидательные стихи, называемые «воскресными непорочными»:


Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня Твоим заповедям.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша. Сонм ангелов был изумлен, видя Тебя, Спасителя, мертвым, но разрушившего крепость смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада.
Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Зачем вы, ученицы (т.е. мироносицы) смешали мир вместе со сердобольными (сострадательными) слезами? Блистающий Ангел приветствовал при гробе мироносиц словами: «видите (пустым) вы этот гроб и узнайте, что Спаситель воскрес из мертвых».
Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи. Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят, Ты, Господи.
И ныне. Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси: Падшие же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. Жизнодавца родивши, Ты, Дева, избавила Адама от греха: Еве же радость вместо горя даровала; падших же (уклонившихся) от жизни к ней направил от Тебя Воплотившийся Бог и Человек.

В двунадесятые праздники и в праздники великих святых перед вынесенною на середину храма иконою праздника или святого поется сначала священнослужителями, затем певчими «величание» в честь Господа, Божией Матери или святого. После выноса Евангелия, во время пения «Хвалите имя Господне» совершается каждение священнослужителями храма и молящихся, продолжающееся и при пении «Благословен еси, Господи», или «величания», если священнослужители не успеют обойти храм. После следующей за величанием или воскресными тропарями малой ектении поются «степенны» или «антифоны», которые поются попеременно то на правом, то на левом клиросах131. Под Великие праздники поются следующие антифоны 4 гласа:


От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. От самой моей юности обуревают мою душу многие страсти, но Ты, Боже, защити и спаси меня.
Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем
будете изсохше. Устыдитесь ненавидящие Церковь Божию! ибо вы как трава от огня – иссохнете.
Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. Святым Духом оживляется всякая душа и возвышается чистотою и священно-таинственным образом просвещается Единством Св. Троицы.

В этих словах содержится мысль о благодатной помощи, которая подается молящимся через Иисуса Христа и Церковь Божию, названную в антифонах «Сионом» (рис. 237, л. 60).

После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.

По прочтении Евангелия поется певчими молитва:


Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидев воскресение Христово, поклонимся Св. Господу Иисусу, единому безгрешному! Поклоняемся Твоему Кресту, Христе, воспеваем и прославляем Твое воскресение, потому что Ты – наш Бог и другого, кроме Тебя, мы не знаем, имя Твое призываем. Приидите все верующие поклониться Св. Христову воскресению: потому что вот через крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать Воскресение Его, п. ч. Он, претерпев распятие, Своею смертью разрушил смерть.

Верующие начинают лобызать Евангелие или же икону праздника, причем если бывает лития, священник помазует молящимся чело освященным (на литии) елеем с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Этим выражается желание, чтобы верующие были плодовитою духовною маслиною, чтобы они имели елей любви к Господу, проявившему Свои милости к верующим в празднуемом событии. Затем диакон произносит такое же моление, как и на литии: «Спаси, Боже, люди Твоя»… и начинается пение «канона». Величественным пением и чтением канонов, в которых говорится то про Воскресение Господа, то про верных Его слуг (Святых), как бы дается ответ на приглашение предыдущей молитвы «воспеть воскресение Его». Святые люди прежде всего величественно Его воспевают (см. выше § 63 п. 10). После 3, 6 и 9 песни произносится Малая ектения132.

Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон, стоя с кадильницей перед иконою Божией Матери, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Певчие ублажают Богородицу пением: «Величит душа моя Господа и возрадовался Дух мой о Бозе Спасе моем» с припевом: «Честнейшую Херувим».

После канона поется: «Свят Господь Бог наш» (трижды) и читается или поется «светилен» или утренний «экзапостилларий». Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии. После «светильна» или «экзапостиллария» поются «хвалитны», в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.

Часть 2

«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: Тебе подобает песнь Богу».

«Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его: Тебе подобает песнь Богу» (См. 148, 149 и 150 псалмы).

К «хвалитным» псалмам присоединяются стихиры воскресные (во дни воскресные), или в честь празднуемого события или Святого, которые называются стихирами «на хвалитех».

После стихир на «хвалитех» поется Богородичная песнь:


Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплощщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. В высшей степени благословенна Ты, Богородица Дева, п. ч. Воплотившийся из Тебя пленил ад, Адам вызван (из ада), проклятие уничтожено, Ева освобождена, смерть умерщвлена, и мы ожили. Поэтому, воспевая, взываем: «благословен Христос Бог благоволивый так, слава Тебе».

Во время этой песни Царские врата, бывшие закрытыми во время чтения канона, снова открываются в знак того, что Матерь Божия открыла нам вход в Царство небесное. Затем священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Слава Тебе, Господи, что Ты открыл нам свет истинного Богопознания). Слова этого возгласа переносят нас в глубокую древность христианства и лучше других молитв напоминают о том, что эта служба (всенощное бдение) продолжалась до восхода солнца. Видя утреннюю зарю, священник от лица верующих благодарил Господа за то, что Он, Милосердный, сподобил нас дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Под видимым светом христиане подразумевают теперь свет веры, свет истинного Богопознания, возвещенный нам Господом Иисусом Христом. Поэтому, возводя мысль свою от света дневного, естественного, к свету духовному, верующие отвечают на возглас священника Великим славословием:


Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю. Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас: вземляй грехи мира, приими молитву нашу, седяй о десную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един свят, Ты еси един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей бех греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Таким образом, к Царству Славы, к Царству Святых присоединяется для прославления Господа и Царство Благодати, т.е. живых людей. Великое славословие оканчивается Трисвятою песнью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». После Великого славословия и Трисвятой песни в праздничные дни поется тропарь праздника, а в воскресные дни поются «отпустительные тропари», называемые так потому, что поются перед отпустом, или окончанием утрени (См. Учебн. Часосл.).

Отпуст. троп. 1, 3, 5 и 7 гласа следующий:


Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо Смертию смерть, победу даде нам и велию милость. Ныне совершилось спасение мира, воспеваем Воскресшего из гроба и Начальника нашей жизни, п. ч. Он разрушил своею Смартью смерть, доставил нам победу и великую милость.

Отп. троп. 2, 4, 6 и 8 гласа следующий:


Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада: разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же себе Апостолом Твоим, послал еси «я» на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве. Господи, Ты воскрес и разорвал оковы ада. Ты разрушил осуждение смерти и избавил всех от сетей дьявола. Явившись Своим Апостолам, послал их на проповедь, и через них, мир даровал вселенной Ты, Единый многомилостивый.

В отпустительных тропарях говорится о воскресении Иисуса Христа и о трудах Св. Апостолов по распространения христианства. Затем следуют ектении сугубая и просительная, после которых происходит «отпуст» (рис. 238, л. 60)133 Утрени, в обычное последование которого вставлены некоторые дополнения. Вставлена, напр. следующая молитва: «утверди, Боже, Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича и Святую православную веру, и православных христиан во век века».

После окончания Утрени читается Первый час, на котором вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. В заключение Первого часа священник перед Царскими вратами читает следующую молитву:


Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих Святых. Аминь. Христос, истинный свет, просвещающий и освящающий всякого, вступающего в мир человека. Пусть обнаружится в нас свет Лица Твоего, чтобы через него мы могли созерцать неприступный (т.е. Высший) Свет (Самого Бога). Утверди нашу жизнь в Твоих заповедях молитвами Пречистой Твоей Матери и всех Святых.

После этой молитвы певчие поют:


Взбранной Воеводе победительная, – яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная. Богородица! Мы, рабы Твои, воспеваем победные песни Тебе, как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные, п. ч. Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе – радуйся Невеста, не вступившая в брак.

После этого делается отпуст (рис. 239, л. 60).

96. Схема утрени на всенощном бдении

1. Шестопсалмие (пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

2. Великая ектения.

3. «Бог Господь и явися нам» (3 – 4 раза).

4. Тропарь воскресный (на очередной глас) или празднику или Святому.

5. Чтение кафизм.

6. Малая ектения.

7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).

8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).

9. Величание (под великие праздники).

10. Малая ектения.

11. Седальны или ипакои.

12. Степенны антифоны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…

13. Чтение Евангелия.

14. «Воскресение Христово видевше».

15. Чтение диаконом «Спаси, Боже, люди Твоя»…

16. Канон (ирмосы; тропари; катавасия) – с малыми ектениями.

17. «Величит душа моя Господа».

18. Экзапостилларий или «Светилен».

19. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.

20. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).

21. Великое славословие.

22. Воскресный отпустительный тропарь (Часосл.). или тропари праздника.

23. Сугубая ектения.

24. Просительная ектения.

25. Отпуст.

26. Первый час.

97. Символическое значение Утрени

Малое славословие перед шестопсалмием напоминает о Рождении Иисуса Христа и сущности учения Его; шестопсалмие изображает земную жизнь Иисуса Христа и, в частности, вражду людей к Нему. – Пение «Бог Господь»… напоминает пребывание Иисуса Христа во плоти и особенно шествие Его на вольное Страдание. – В тропаре говорится о празднуемом событии или прославляется святой дня. – В воскресных кафизмах содержится предзнаменование Страданий, Смерти и Погребения Иисуса Христа. – В полиелее изображается величие и слава Воскресения Иисуса Христа. – Выносом Евангелия на середину и пением воскресных непорочных тропарей изображаются явления Иисуса Христа по воскресении. – В величании прославляются празднуемые священные лица и события. – В антифонах указывается на благодатную помощь, подаваемую верующим через Св. Духа и Церковь Божию. – Евангелие читается для ознакомления молящихся с празднуемым событием. В воскресные дни читаются по очереди 11 Евангелий, заимствованных из 4 Евангелистов. – Молитвой «Воскресение Христово видевше»… молящиеся приглашаются поклониться Воскресшему Господу. – Провозглашением молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»… испрашивается милость Божия к людям, которые через воскресение Иисуса Христа сделались «достоянием Божиим». – Через каноны выражается хвала Воскресшему Господу от лица царства славы, т.е. святых. – Светилен или экзапостилларий, – обыкновенно не поющийся, – изображает свет христианской души, полученный через Иисуса Христа. – Через «хвалитны» выражается хвала Воскресшему от царства природы. В стихирах «хвалитных» воспевается праздник. – Богородичен поется для прославления Божией Матери, которая открыла нам вход в Царство Небесное. – Великим славословием выражается хвала Господу от царства благодати, т.е. Церкви земной. – Воскресными отпустительными тропарями изображается проповедь Св. Апостолов о Воскресшем Христе. Таким образом, общий смысл второй части всенощного бдения или Утрени состоит в изображении христианских, новозаветных событий.

98. Внешние признаки Вечерни и Утрени

Для более отчетливого запоминания составных частей Всенощного бдения можно указать внешние признаки главнейших частей его. Так, признаком пения предначинательного псалма служит каждение всего храма и молящихся священником и диаконом; призн. – «Господи воззвах» – новое каждение одним диаконом иконостаса; призн. – догматика – открытие царских врат и совершение вечернего малого входа; призн. – «Свете Тихий» и прокимна – стояние диакона и священника за престолом, на горнем месте; призн. – паремий – чтение их на середине солеи, причем чтец постепенно возвышает голос (сходно с чтением Апостола); призн. – стихир на литии – торжественный выход священнослужителей, иногда многих, в среду молящихся; призн. – литийных молений диакона – близкое сходство их с ектениями и многократное пение певчими «Господи помилуй»; признакстихир на стиховне – обратное шествие священнослужителей к столику с приготовленными хлебцами; призн. – Буди имя Господне и 33-го псалма – остановка священнослужителей на солее и вход их в алтарь после благословения народа. Из составных частей утрени: призн. шестопсалмия– выход священника после трех псалмов из алтаря и чтение (про себя) молитв перед царскими вратами по служебнику; призн. кафизм – неоднократное попеременное повторение то певчими, то чтецом – «аллилуиа» и «Слава и ныне» (трижды) и «Господи помилуй»; призн. полиелея – открытие царских врат, усиленное возжигание свечей и люстр и новое каждение священнослужителями всего храма; призн. величания – это почти единственный момент пения священнослужителей; призн. степенных антифонов: «От юности моея» – удаление диакона в алтарь для выноса Евангелия на середину и затем появление его в конце антифонов на амвоне солеи и произнесение отсюда стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; призн. возглашения диаконом: «Спаси, Боже, люди Твоя» – сходство этой молитвы по содержанию и по тону произнесения диаконом и по напеву «Господи помилуй» с литией; призн. канона – лобызание молящимися или Евангелия, или иконы и помазание под большие праздники освященным на литии елеем; призн. «Величит душа моя Господа» – провозглашение диаконом предшествующих сему пению слов: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» на солее, у иконы Божией Матери; призн. «Богородична» перед великим славословием (Преблагословенна еси, Богородице Дево), и самого Великого Славословия – отверстие царских врат и иногда воздеяние рук священнослужителя; призн. Первого часа – задергивание завесы и появление священника в конце часа для чтения молитвы: «Христе, Свете истинный»… на солею в одной епитрахили.

99. Время появления Всенощного бдения

Подобно вопросу об историческом развитии Литургии (§ 86), при изучении богослужения уделяется внимание и вопросу об историческом развитии Всенощной. Однако, заключая в своем содержании больше подвижности, более личного творчества церковных писателей и, наконец, больше сложности, чем Литургия, Всенощная по сравнению с Литургией, представляет и более сложности и трудности для исторического объяснения. Попытки ученых уяснить историческое развитие Всенощной пока касаются более общих и главнейших вопросов о времени возникновения и развития: Вечерни и Утрени и времени и условий появления главнейших составных частей той и другой службы, как напр. антифонов (псалмов), канона, входа, литии, благословения хлебов, кафизм, полиелея, 1-го часа и т. п. При этом исследователями обращается внимание на то, что возникновение Всенощного бдения и последующая история его, а равно общий характер его находится в связи с историей Литургии. Уже в древние, первобытные времена христианства существовал обычай продолжительной, ночной молитвы (Деян. 12:12; 16:25).

В период гонений христиане совершали моления также ночью, причем первоначальной общественной службой у христиан была Евхаристия или Литургия в соединении с агапами. Эти братские трапезы, сопровождавшиеся Евхаристией, в ряду ежедневных частных молитв являлись высшим завершительным моментом молитвенного воодушевления первых христиан; начинаясь с вечера, они продолжались иногда целую ночь. Поэтому древнейшая Литургия была не только первой общественной службой, но вместе с тем службой, удовлетворявшей названию «всенощного», молитвенного бодрствования. Но такие собрания не были ежедневными; большею частью они происходили в дни воскресные. Между тем, в жизни первохристианского общества уже крепли обычаи, давшие начало составным частям Всенощной в собственном смысле – Вечерни и Утрени. Это были обычаи – освящать молитвою различные части дня, а потом и ночи, как напр. «утренний», вечерний, при заходе солнца, и ночной, при пении петухов (ср. § 48). Содержание этих домашних молитв состояло, помимо чтения «Отче наш», еще и в чтении псалмов, соответствовавших моменту. Так напр. вечернему часу весьма соответствовал псалом 140, в котором находятся, между прочим, слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою… Жертва вечерняя… Услыши мя, Господи». Утреннему часу соответствовал псалом 62: «Боже, Боже мой… к Тебе утреннюю». Эти псалмы сохранились на последующие времена и вошли в состав Вечерни и Утрени, когда они явились общественными службами. Исконное присутствие указанных псалмов за этими службами отмечается самыми разнообразными памятниками по истории богослужения. Итак, первоначальным составом вечерней и утренней молитвы были псалмы. Чтение Св. Писания в I веке – по недостатку Св. книг едва ли было еще распространенным в домашнем быту. Но между тем, как Вечерня и Утреня находилась пока в скрытом, только зародышевом состоянии, Всенощная-Литургия цвела, заключая в своем содержании полновесные зерна: и Св. Писание, и проповедь, и вдохновенные молитвы, и пение гимнов. Однако, к концу I века в истории такой Литургии произошел перелом. Правительственной римской властью, враждебно относившейся к христианству, издан был указ, воспрещавший тайные общественные собрания христиан. Вследствие сего, во многих местностях греко-римской империи Евхаристическое ночное богослужение было приурочено, вместо вечера и ночи, к утренней или дневной половине суток. Так было положено начало утреннему общественному богослужению, содержание и молитвенные действия которого на первых порах могли оставаться одинаковыми с Евхаристическими собраниями.

Но расстаться совершенно с вечерним богослужением, весьма поэтическим по обстановке и глубоко назидательным по содержанию, нелегко было христианскому чувству. Поэтому в тех местностях, которые были удалены от враждебного и иногда жестокого взора римских властей, а равно в те времена, когда гонения на христиан ослабевали и христиане даже получали возможность строить собственные храмы, вечерние собрания не только оживились снова, но продолжали обогащаться новым молитвенным содержанием. Поэтому сохранившиеся исторические памятники дают основание исследователям утверждать, что во II веке были двоякие собрания христиан в праздничные дни – одно глубоким утром, другое днем или вечером. Состояние Литургии во II веке повлияло на состояние Всенощной и в другом отношении. Подготовляя постепенно отделение Евхаристий от агап и укрепляя все более и более благочестивый обычай принятия Евхаристии ранее вкушения всякой другой пищи, церковное сознание выработало вместе с тем обычай освящать простые хлеб и вино для подкрепления сил молящихся во время вечернего или утреннего богослужения. Так образовался обычай освящения хлебов на современной Всенощной.

Но та же ранняя эпоха христианства – эпоха мученичества дала начало и другой составной части Всенощной, тесно связанной с «благословением хлебов» – именно литиям или, по первоначальному названию, литаниям, т.е. торжественным религиозным процессиям из одного молитвенного места в другое. Вначале эти процессии предназначались для перенесения Св. мощей или других останков мучеников, а также для молитвенного паломничества на места их мучений. Отмечая молитвенным или просто благочестивым паломничеством места страданий мучеников, христианское чувство естественно спешило отметить молитвенным обозрением и священные места, связанные с различными событиями из земной жизни Иисуса Христа, где, с течением времени, построены были храмы (напр. на месте пещеры гроба Господня, на Голгофе, на месте обретения креста Господня, на Елеонской горе, в Вифлееме). Поэтому торжественные литии для посещения всех этих церквей сделались необходимою принадлежностью богослужения в Иерусалиме. Наконец, молитвенные переживания эпохи мученичества и памяти мучеников дали толчок для развития особой составной части Всенощной – чтения житий святых. Эти чтения явились естественным результатом воспоминаний о подвигах святых мучеников, которые сделались дорогими не только для окружных мест их страданий, но и для других, более отдаленных мест. «Памятные записи» о мучениках и стали читаться за богослужением, приурочиваясь к Вечерне и Утрени, так как к Литургии уже в III в. относимы были чтения только из Св. Писания.

Неприметно и медленно возраставшие зерна вечернего и утреннего богослужения, посеянные в I веке в III – IV веках настолько уже окрепли, настолько приобрели прочный рост и определенную окраску и настолько сделались распространенными, что сохранились от этих веков не в виде каких-то случайных воспоминаний, но в виде стройных описаний в различных памятниках церковной письменности134.

На основании разнообразных сочинений ученые рисуют порядок (схему) и содержание Вечерни и Утрени в IV веке. Вечерня состояла прежде всего из чтения псалмов; причем основным, начальным, являлся псалом 140, около которого группировались другие (6-й, 12-й). Но число псалмов в различных местах было неодинаково (4, 6, 12 и даже более). Псалмы исполнялись или нараспев (отсюда и ведет начало характер чтения в православных церквах, называемый псалмодическим), или к каждому псалму присоединялся какой-нибудь припев, напр. «Услыши мя, Господи». После каждого псалма или в промежутках между псалмами читались пресвитером или епископом молитвы, и притом вслух, а не тайно, как теперь135. За псалмами и молитвами следовали чтения из Св. Писания – в будни из Ветхого и Нового Завета, а в праздники – из Нового Завета. Эти-то чтения перешли потом в «Паремии». Кроме псалмов, молитв и чтений на Вечерни пелись гимны, какими являются «Свете тихий», «Сподоби Господи», а также «Ныне отпущаеши». Что же касается стихир на «Господи воззвах», то за период III – IV веков этого названия в составе «Вечерни» не встречается, хотя остается несомненным, что стихиры в то время уже существовали, появившись едва ли не одновременно с припевами псалмов. Стихиры составили дальнейшее развитие припевов в виде полных и округленных строф, которые исполнялись в промежутках между стихами псалмов и служили антифонным припевом.

Порядок и содержание Утрени были сходны с Вечерней: псалмы, молитвы, чтения и песнопения (ветхозаветные гимны и «Слава в вышних Богу»). Однако, число, порядок, последовательность и нормальная полнота всех этих частей еще не определилась и не получила устойчивости. Зерном, из которого развилась служба Утрени, был утренний псалом 62136. Другие же сопроводительные псалмы были различные и в различном количестве: 18, 20 (и даже более 50), другие держались числа 12, которое считалось более авторитетным. Молитвы, как и на Вечерне, чередовались с псалмами. (Здесь и лежит начало современных вечерних и утренних молитв, читаемых ныне тайно священником). Исполнение псалмов было песенное. Псалмы исполнялись не подряд, а с известными промежутками, и замыкались Чтениями (во время которых сидели). В течение недели прочитывалась вся псалтирь. Вследствие многократно продолжавшегося исполнения псалтири за повседневным богослужением выработался постепенно и определенный порядок, чтобы в известный день и за известной службой в течение недели читались определенные псалмы. Так возникли деления псалтири на кафизмы. И так как недельно-седмичный круг начинался с воскресной Вечерни, то и укоренился обычай исполнения в начале ее 1 и 2 пс. входящих в состав первой кафизмы. В промежутках между переменяющимися псалмами полагались Чтения из Ветхого и Нового Завета, поучения и сказания о святых (определить с точностью положение их в составе Утрени невозможно по недостатку точных сведений и по разнообразию практики).

В то время, как Вечерня и Утреня складывались и отливались в форму в. близкую к современной, – оформлялась и Всенощная. Всенощные называли в начале словом άγρυπνία (т.е. «неусыпныйщая», бессонная служба) и vigilia, т.е. бодрствующая служба и «панихида» (всенощная). Эти Вигилии и Панихиды совершались под воскресенья, накануне больших праздников, в дни памяти мучеников, а также в дни освящения храмов. Вигилии обнимали вечернюю, ночную и утреннюю службу, между которыми допускался более или менее краткий перерыв (для ужина).

Составом же своим Вигилии ничем не отличались существенно от обыкновенных служб, которые в него входили, но они отличались лишь только количеством составных частей. Чтобы растянуть службу на целую ночь, нужно было ввести большее число псалмов, чтений из Св. Писания и библейских песен и более протяжно исполнялись псалмы и песнопения137. Большой интерес всенощные приобрели после покровительных к ним отношений Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста; но наибольшее применение всенощные бдения нашли в VI – VII веках в палестинских обителях и главнейшей из них – Лавре Св. Саввы Освященного († 532), близ Иерусалима, у потока Кедронского. С именем Св. Саввы Освященного, как устроителя богослужения, соединяется воспоминание, что он: ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как то было на практике других церквей и хранил и заповедал хранить правило совершать каждодневно установленные службы часов, как то и надлежало быть в Иерусалиме, на родине повседневного богослужения. Одной из причин укрепления обычая Всенощных бдений в отшельнической Лавре Св. Саввы было то обстоятельство, что монахи жили в далеком расстоянии от монастырского храма и им неудобно было расходиться и снова собираться по нескольку раз в Церковь в течении суток, тогда как в монастырях, где монашеские кельи были расположены поблизости к церквям, такого неудобства не представлялось, и поэтому здесь не прививался долго обычай Всенощных бдений.

Итак, из периода IV – VI веков видно, что характерные черты этих веков: развитие монашества и борьба с ересями наложили несомненный отпечаток на богослужение и, в частности, на Всенощное бдение, подобно тому, как гонения за первые три века также повлияли на развитие богослужения. Влияние монашества, проникнутого стремлением к неусыпному попечению о спасении души, глубоким сознанием человеческой греховности и напряженным выражением в молитвах покаянных чувств, сказалось на широком, иногда исключительном, применении псалтири к богослужению. Борьба же с ересями, сопровождавшаяся развитием богословской науки и совпадавшая в течение IV – VI веков с развитием церковного искусства (архитектуры, живописи и пения) дала толчок к развитию и словесного, начиная с VI века поэтического творчества – к развитию и увеличению собственных христианских гимнов и других песнопений.

Так образовался второй обширный материал для богослужебного исполнения: стихиры, кондаки, каноны и т. п. Весь этот новый материал естественно стремился быть приуроченным к составу повседневных служб (Часов и особенно Вечерни и Утрени), а не к Литургии, которая все более и более получала печать однообразия, замкнутости и священной неприкосновенности благодаря священному авторитету своего первоначального происхождения (от Иисуса Христа и Апостолов). Но новому материалу не без борьбы и затруднений пришлось занять достойное место за богослужением, ибо и место, и время церковных служб давно уже были заняты. В сочинениях по истории богослужения единогласно и с большою выразительностью отмечаются случаи проявления нерасположения к новозаветно-поэтическому творчеству со стороны некоторых виднейших представителей монашеской жизни. Таково, напр. было отношение аввы Памвы, отшельника Нитрийской обители (в Египте около г. Александрии). Один из монахов этой обители, будучи по делам своего монастыря в Александрии, познакомился с укоренившимся уже в александрийских церквах обычаем исполнять за богослужением тропари.

Вернувшись в обитель и испытывая тоску за однообразным монастырским богослужением, он поведал авве Памве причину своей тоски – отсутствие в его обители «тропарного» элемента за богослужением. Но Памва высказал порицание и этому монаху, и вновь возникшему обычаю. «Горе, наступили дни, что иноки оставляют твердую пищу (псалмы), Святым Духом реченную, и последуют песням и гласам. Какое умиление и слезы рождаются от тропарей?» И только через несколько веков общежительные монастыри ввели у себя тропарное пение. В рассказе из жизни другого подвижника, преподобного Нила Синайского, открывается более подробный строй Утрени – и притом трех видов: монастырского синайско-египетского; монастырско-палестинского и приходского. Самым суровым и однообразным, с подавляющим большинством псалмов – это было богослужение синайско-египетское; умеренно псалмопевным – палестинское; с заметным, наконец, преобладанием новозаветного материала – это богослужение приходских церквей138 больших городов.

В результате умеренного употребления псалмов за службами повседневного богослужения был особый строй службы, который называется «трех-антифонным» строем. Сущность трех-антифонного строя состоит в том, что каждая из служб суточного круга слагается из трех псалмов, которые поются по стихам и замыкаются общим припевом, а потому называются антифонами и сопровождаются таким же количеством молитв между ними, и трех конечных. В состав древней Вечерни и Утрени включались молитвы об оглашенных и верных и все последование заканчилось молитвами главопреклонения и отпуста139. Наиболее блестящее применение трех-антифонный строй нашел в Константинополе, в храме св. Софии. Так как в этом храме процветало пение и было большое число клириков, то службы, особенно Вечерня и Утреня, исполнялись сплошь через пение, и в истории богослужения сохранилось воспоминание об особых торжественных совершавшихся здесь Вечернях и Утренях, называемых: «Песненной Вечерней и песненной Утреней».

Особенно сильное присутствие новозаветной церковной поэзии за богослужением сказалось со времени появления канонов, ведущих свое начало от преподобного Андрея Критского († 712) и нашедшего ярких творцов в лице уже ранее упоминавшихся устроителей греческого церковного осмогласия: Иоанна Дамаскина и Косьмы Мюамского († 773). Результатом пышного развития в VI – ІX веках богослужебной церковной поэзии и церковного пения было постепенное сокращение в века VIII – X ветхозаветного материала в тех церквах, которые располагали специальными певцами («ликами»). Так начинается новый период в истории Вечерни, Утрени и Всенощной: сначала псалмы вводятся до нормы 6 или 3 за каждым богослужением или же исполняются псалмы не полностью, а только отрывками и стихами, наиболее характерными. Результатом такого уменьшения за Вечерней и Утреней псалмопения и являются различные отрывочные части из псалмов. Так, из Вечерни – первый номер Всенощного «Благослови, душе моя, Господа» – является только отрывком 103 пс.; «Блажен муж» – отрывком из 1 и 3 пс. которые прежде исполнялись полностью; «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» и вводные стихи перед стихарями на «Г. В». – отрывками из 140, 141, 129 и 116 пс. Прокимны со стихами – также отрывки из целого ряда псалмов. Из песнопений Утрени – «Бог Господь и явися нам» и следующие стихи – отрывки из 117 пс.; «Полиелей» («Хвалите имя Господне») – отрывок из пс. 134 – 136; «Помилуй мя, Боже» – отрывок из 50 пс. издавна употреблявшегося за Утреней; Хвалитные стихи: «Всякое дыхание да хвалит Господа» – отрывки из 148 – 150 пс140..

Несмотря на отрывочность, эти стихи из псалмов все-таки были достаточно выразительны для выяснения цельной картины и смысла Вечерни и Утрени. Последний период Всенощного бдения заключается в том, когда эта служба сокращается не только в ветхозаветных элементах, но и в новозаветных, и когда, вследствие произвольных сокращений, не создается молитвенного настроения и не развертывается пред молящимися глубокое символическое значение Всенощного бдения и составных частей его141.

100. Отличие Вечерни и Утрени будничной от воскресной и праздничной

Вечерня и Утреня совершаются каждый день в отдельности, но имеют некоторые отличия от Вечерни и Утрени, входящих в состав Всенощного бдения. Отличие это состоит в уменьшении торжественности богослужения. Так, на будничной Вечерни Царских дверей не открывают. Псалом начинательный (103) не поется, а читается. Стихир на «Господи воззвах» поется меньше (не на 10, а на 4). Вечернего входа не совершается; ектения сугубая произносится в конце Вечерни – после тропарей. На будничной Утрени не бывает полиелея и всех воскресных молитв, Евангелие не читается, Великое славословие не поется, а читается. Впрочем, в некоторые будничные дни, если в них случится память какого-нибудь наиболее чтимого святого, церковный Устав предоставляет петь, а не читать Великое славословие, а также увеличивает число стихов. После Великого славословия читается молитва «Сподоби, Господи» и другие молитвы, уже встречавшиеся на Вечерни: просительная ектения, стихиры на стиховне, молитва «Благо есть исповедатися Господеви» (эта молитва на Вечерни не встречается, но ее весьма удобно сопоставить с молитвой «Ныне отпущаеши»), тропари и сугубая ектения. Таким образом, если Утреня соединяется непосредственно с Вечерней (как это часто бывает в городах), то для молящихся должно ярко обозначиться повторение одних и тех же молитв в конце Вечерни и Утрени.

Те же отличия, как увидим впоследствии, свойственны Вечерни и Утрени великопостной, по сравнению с воскресной.

* * *

119

Для разъяснения этих мыслей приведем из множества молитв следующие: 1) День прешед, песнословлю Тя, святый, вечер, прошу, с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя. 2) Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепихся на него.

120

Для доказательства и разъяснения такого смысла «полунощницы» приведем, напр. следующие слова: 1) «День он страшный помышляющи, душе моя, побди (пободрствуй), вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси (не знаешь) бо, когда приидет к тебе глас глаголющий: се жених; Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодренно пожди, да узрящеши Христа елеем маститым, и даст ти чертог Божественныя славы Своея». 2) «Господи Вседержителю…даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию вся настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына».

121

Во время ектении священник читает тайно семь молитв, называемых «Светильнычными», в которых содержится между прочим обращение к Богу о просвещении наших сердец и о мирном, безгрешном оставшемся конце дня.

122

Для более ясного и правильного запоминания Всенощного бдения необходимо принять во внимание следующее замечание относительно этого момента: 1) Пение стихов «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» служит только началом других стихов, заимствованных из псалмов 140, 141, 129 и 116, которые в общей сложности сделали бы очень продолжительным этот момент. 2) Конечные стихи из ряда этих положенных стихов (но в большинстве церквей не исполняющихся) служат преддверием к пению новозаветных стихир на «Господи воззвах». Перед каждой стихирой полагается читать или петь ветхозаветный стих. Всего таких конечных вводных стихов 10, начиная со слов «Изведи из темницы душу мою». Они напечатаны в Учеб. Часослов. 3) Количество вводных стихов к пению стихов на «Господи воззвах» и название начальных стихов бывает неодинаково в зависимости от характера праздника и свойственного ему числа стихир. Чем больше праздник, тем больше нужно взять вводных стихов из Часослова (в большие праздники начинают читать со стиха «Изведи из темницы душу мою». 4) Указание на то, сколько нужно взять стихов из Часослова и с какого именно стиха надо начать, дается в Октоихе или Минее перед началом вечерней службы каждого дня. 5) Исполнение стихов (из Псалмов В. З.) и стихир (Нов. Зав.) на «Госп. Воззв». в некоторых церквах, и особенно монастырских, сопровождается чтением «канонарха». Чтением с канонархом называется громкое чтение чтецом стиха на солее, а затем повторение того же стиха хором. 6) Эти замечания существенно необходимы для правильного совершения Вечерни и пользования богослужебными книгами.

123

Вечерние прокимны остальных дней следующие: В воскресенье – на понедельник: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни». Во вторн. – на среду: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вси дни живота моего». В среду – на четверг: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми». В четв. – на пятн.: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». В пятн. – на субботу: «Боже, защитник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя». Воскресному вечернему прокимну и следующим за ним стихам придается еще и следующий смысл: «Господь славен в красоте своего царскаго одеяния и грозен в своем величии. Под державною рукою Его не только вся вселенная, но и Дом Его, т.е. Церковь Его. И эту святыню Он сохраняет в долготу дний». И еще далее – следующий смысл: «Господь воцарился… Пришло Царство Божие и вся природа – (мир и человек) облеклась в красоту, обновилась и переродилась.

124

В день памяти Св. Апостолов, напр. Иоанна Богослова, Петра и Павла.

125

О характере и содержании паремий подробно говорится в Отд. Шестом (См. напр. §§ 122, 123, 124 и др.).

126

Стихиры на стиховне поются непременно на каждой Всенощной или после литии (если Всенощная бывает с литией), или после просительной ект. (если Всенощная бывает без литии).

127

Подобно псалмам из «Часов» и псалмы шестопсалмия богаты не только нравоучительным вообще содержанием, но и мыслями пророчески- прооброазовательными. В I пс. шестопсалмия: «Господи, что ся умножиша стужающии ми» изображается обилие врагов, окружающих Мессию – Христа. Во II пс.: «Господи, да не яростию Твоею обличиши Мене» – изображается сила тех оскорблений и поруганий, которым подвергался Мессия Христос, а с другой стороны глубина тех беззаконий и грехов человечества, которые Мессия понес на Своих «раменах» и вследствие которых Он пострадал. В III пс.: «Боже, Боже мой к Тебе утренюю» и пс. IV: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою» – изображается молитвенное успокоение Страждущего Мессии в воле Отца Небесного. В V пс. «Благослови, душе моя, Господа» – изображается тайна искупления и очищения людей от грехов долготерпением Мессии-Христа. Наконец, в VI пс.: «Господи, услыши молитву мою» выражается надежда на помощь Божию и на Воскресение Христа. Таким образом в шестопсалмии дана яркая картина земной жизни Иисуса Христа.

128

Слово «кафизма» значит «сидение» (происх. от греч. слова χαθιςω = кафтизо, сижу; ср. со словом кафедра – место для сидения). На основании такого значения долгое время думали, что во время чтения «кафизм» в древности дозволялось сидеть, на самом же деле было наоборот. В древности во время исполнения псалмов (большею частью через пение, а не чтение) молящиеся стояли (отсюда самые части псалтири назывались «стасиями» или стояниями (по слов. статьями). После псалмопения следовало чтение жития Святых или поучение, во время чего, действительно, разрешалось для подкрепления сил сидеть, что было естественно ввиду продолжительности (иногда более 5 часов) службы.

129

Таковы след. стихи: «Ты не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истление»… (пс. 15), «Боже мой, вонми ми, всякую мя оставил еси… Вси видящии поругаша мя…, покиваша главою… Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя… ископаша руце и нозе моя» (пс. 21), «Кто взыдет на гору Господа… Неповинен рукама и чист сердцем»… (23 пс.).

130

Относительно выноса Св. Евангелия замечается разнообразие практики: в некоторых местностях и церквах Евангелие выносится на середину храма после кафизм и там читается, а в некоторых местах оно читается в алтаре, а затем выносится на середину во время пения: «Воскресение Христово видевше»…

131

Степенными называются песнопения, которые составлены применительно к 15-ти псалмам (119 – 133), называвшимся у евреев песнями степеней и певшимся на ступенях храма Иерусалимского двумя хорами левитов. В то же время «степенные антифоны» ведут молящих как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой.

132

Кроме этих общих замечаний о каноне следует принять во внимание и следующие более частные: 1) В состав каждой песни канона положено включать стихи их ветхозаветных гимнов (см. § 13) в качестве особых припевов перед тропарями канона и в количестве, соответствующем характеру праздника. 2) Как и раньше было сказано (в § 63, пункт 10), на Утрени положено петь не только ирмосы в начале песней канона, но и в конце их; в таком случае повторные ирмосы, исполняемые иногда соединенными хорами или ликами певчих, называются катавасией (от греческого слова χαταβάσια – схождение.). 3) В будничные дни катавасия берется большею частью из очередного канона дня; в воскресные и праздничные дни для катавасии берутся ирмосы из других канонов: а именно – для большинства воскресных дней катавасией служит канон Богородицы, наиболее известный молящимся: «отверзу уста моя». За частое употребление в церкви этот канон называется «рядовой» катавасией и его положено исполнять, как катавасию, в следующие сроки: а) с 22 Сент. по 20 Ноября, б) с 10 Февраля до 1 Августа, за исключением периода от Великого Поста до Троицы, но включая воскресенье Мытаря и Фарисея, 2-ое и 5-ое воскресенья Великого Поста и первое воскресенье после Троицы, какого бы числа и месяца оно ни случилось. 4) В промежуточные же периоды между означенными сплошными сроками пения «Отверзу уста моя» для катавасии берутся каноны двунадесятых праздников, а именно с 1-го Августа по 22 Сент. канон Воздвижения Креста Господня – «Крест начерта Моисей». С 20 Ноября по 31-ое Декабря канон Рождества Христова – «Христос рождается, славите». С 1-го по 14-е Января – канон Крещения Господня: «Глубины открыл есть дно». С 15-го Янв. по 10-е Февраля – канон Сретения Господня – «Сушу глубородительную землю». Кроме того, в ближайшие дни к праздникам Преображения, Успения Божией Матери, Вознесения – для катавасии берутся каноны этих Праздников. Начиная с первого дня Пасхи до Вознесения, для катавасии берется Пасхальный канон «Воскресный день». Следовательно, помимо катавасии «Отверзу уста моя», другие катавасии составляются из канонов, имеющих отдельные каноны. 5) Помимо малой ектении, после 3, 6 и 9 песней канона положено петь еще некоторые краткие стихи, а именно – после 3-й песни – ипакои и седальны, после 6-ой – кондаки и икосы, после 9-ой – светильны и экзапостилларии. Из этих молитвенных названий обращают на себя особое внимание «седальны» потому, что исполныть их полагается три раза в течение Всенощной. Первый раз – после кафизм; второй раз – после полиелея, и третий раз – после третьей песни канона. Происхождение названия седальна указывает на то, что в эти сроки всенощной в древности полагалось чтение или же жития святых, или же поучений и позволялось, ввиду длительности службы, молящимся сидеть. 6) Экзапостилларии – происходит от греческого слова εξαποστέλλω = посылаю и указывает на то, что в древности для исполнения их высылался один певец на середину церкви. 7) Следовательно, составными элементами канона являются: Ирмосы; Тропари; Стихи ветхозаветных песен; Праздничные припевы; Кондаки, седальны и ипакои; Ектении и возгласы; Катавасии и Чтение (иногда) прологов, т.е. житии святых и поучений. Если раньше канон мы называли «духовной поэмой», то теперь его можно назвать как бы «Службой в службе», весьма величественной и продолжительной, если бы сполна прочитывать и петь все входящее в состав канона.

133

После просит. ектении Священник благословляет молящихся (рис. 238).

134

Из этих памятников особенное значение для истории Вечерни и Утрени получили следующие: Сочинение под названием «Апостольские Постановления», Описание «Путешествия к Св. местам», составленное одной благочестивой паломницей (по предположениям) Сильвией Аквитанской (открыто в 1884 г.), Сочинение под назв. «Завещание Господа Нашего Иисуса Христа» (издано одним Катол. Учен. в 1899 г.).

135

В «Постановлениях Апостольских» в состав Вечерни входила молитва диякона (сходная с нынешней Просительной Ектенией) и три молитвы епископа: в первой содержится прошение о даровании мирной и безгрешной нощи и вечной жизни во Христе (сходна с просит. ектенией); во второй – о призрении на молящихся милостивым оком и принятии утренних благодарений (сходна по выражениям с молитвою на вечерни Праздника Троицы); в третьей– о призрении на преклонивших главы и сохранении их как зеницу и (сходна с современ. молитвой вечерни главопреклонения).

136

Утреня, вероятно, имела и предварительную часть: Псал. «Боже, в помощь мою вонми», после чего настоятель трижды произносит: «Господи, устне мои отверзеши», и передавал продолжение службы очередным лицам; затем читались 3 и 94 псалмы.

137

Библейские песни в некоторых местах следовали за кафизмами и чтениями из Нового Завета, занимая приблизительно то же место, что и теперь. Сколько их было числом, прямо не говорится, но упоминаются третья, шестая, восьмая и девятая. После двух первых полагались какие-то добавочные песни, после восьмой – тропари, а после девятой – «всякое дыхание». (Вот первоначальная основа теперешнего канона).

138

Вот этот рассказ. Два палестинских инока, Иоанн и Софроний, перед воскресеньем пришли к авве Нилу, на гору Синайскую; пришли к вечерне, и старец начал: «Слава Отцу, и прочее»; и после того, как сказали «Блажен муж» и «Господи воззвах» без тропарей и «Свете тихий» и «Сподоби», начали «Ныне отпущаеши» и прочее. По окончании Вечерни препод. Нил предложил пришельцам трапезу. После трапезы начался канон (правила) и после шести псалмов, сказавши «Отче наш», начали псалмы нараспев. «Когда сказали, говорится в рассказе, первую статью в 50 псалмов, старец начал «Отче наш», «Господи помилуй» и, когда сели, один из учеников его прочитал Соборное послание Иакова. Вставши, начали вторую статью в 50 псалмов, и, по исполнении 50 псалмов, старец дал другому брату и тот прочитал из той же книги соборное послание Петрово. И, вставши, начали 3-ю статью. По исполнении 150 псалмов и после того, как сказали «Отче наш» и «Господи помилуй», сели, и было чтение из Соборного Послания Иоаннова. Снова вставши, начали песни (οδάς) Моисеевы (тихо) на распев без тропарей, и ни на третьей песни, ни на шестой не делали междопесния (μεσώδιον), но по «Отче наш» и «Господи помилуй», сказавши хвалитные без тропарей, начали «Верую во единого Бога» и «Отче наш» и «Господи помилуй». (Старец же прибавил: Сыне и Слове Божий Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и помоги и спаси души наши). И когда мы сказали» «аминь», сели. Наблюдательные палестинские иноки говорили далее старцу: «почему, авва, не сохраняете чина кафолической и апостольской церкви. Как же ты не говоришь на Вечерни св. недели ни на Господи воззвах тропарей, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи, тропаря, ни на каноне «Бог Господь», ни на стихословиях псалмов кафизм воскресных, ни на песнях трех отроков тропарей, ни на Величит, Всякое дыхание, ни на славословии Воскресение Спасово?» На вопросы посетителей старец ответил, что причиною таких отступлений от общего церковного устава в его молитвенном правиле является отсутствие в их обители лица со священным саном.

139

Так как число псалмов, читаемых на молитве, было неодинаково, то и число молитв колебалось (от 5 –9, и даже 3). Число псалмов уменьшалось и изменялось, но число молитв оставалось прежнее благодаря тому обстоятельству, что они записывались в Евхологиях (т.е. служебниках) молитвословах отдельно от псалмов.

140

Очень возможно, что эти отрывочные стихи из перечисленных псалмов писались в Часослове отрывочно за трудностью переписки книг и служили напоминанием, что брать целиком нужно псалмы из Псалтири. Эти псалмы так же не вносились в Часослов, как и священнические молитвы не вносились сюда, а помещались только в Евхологиях. С течением времени уже перестали (что также возможно) обращаться к Псалтири и ограничивались отрывками из Часослова.

141

Таким образом, по времени появления самыми древними составными частями Всенощной являются псалмы «Отче наш», «Свете тихий», «Спаси Господи», «Ныне отпущаеши», «Великое славословие»… Время появления новозаветных песнопений определяется разнообразно, в зависимости от времени жизни многочисленных их составителей.


Источник: Храм Божий и церковные службы : Учеб. богослужения для сред. шк. / Сост. священник Н. Р. Антонов. – СПб. : Тип. М.А. Александрова. 1912. / 2 изд. Свято-Троиц. монастырь, Джорданвилль, США 1983. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle