иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. великомученику Феодору Тирону113

(Февраля 17-го).

Кондак глас 8-й самогласен114

Прияв сердцем своим Христову веру, как щит, ты попрал вражеския силы, многострадальне, и увязился венцем небесным во веки, как непобедимый.

Икосы:

(Ὁ ἐν θρόνω) Ты, носимый (ἐποχούμενος) на престоле света, – поскольку ты дарован нам как велики дар Божий, то, посему, мы благодарственно, с верою, воспеваем тебя, Феодора, в борениях храбраго, в жизни преблаженнаго, необоримаго (ύπέρμαχον) воина истины, приобретшаго115 Христа благочестивым разумом, сильнаго победителя116 на лукаваго, и непобедимаго117.

(῾Υπομένει) Бурю претерпевает святый118, гонение идольской лести, как написано (2Тим. 3:12–13), (когда, во дни Максимина, царила эта смертоносная язва, и вся тварь (говорится о людях) утешалась идолами. Почему емлется к судилищу муж преславный, отвергая повеления мучителя, покланяясь же с верою пречистому119 Богу, и тщася претерпеть за Него жестокия муки, как непобедимый.

(Μέσον οὖν) Посему этот муж праведный, быв приведен в среду беззаконных, не устрашился мучении, и на все увещания к нему (παραινούμενος), принести жертву демонам, отнюдь не склонился·, почему даже выражал гнев свой, став на судилище пред мучителем, укрепляя взятых вместе с ним, и усердно воюя с ними ко Христу, как непобедимый.

(Νικηθεὶς) Побежденный судия (ὁ ἐτάζων) повелел дать льготу промедления (διωρίαν) мученику, ища же, на самом деле, только случая обольстить каким либо образом праведника. Все пошли приносить жертвы демонам: он же (Христов мученик) тотчас зажег храм Артемиды, сокрушив в нем нечестивыя чтилища (σευάσματα), – этот, укрепляемый Духом Божиим, святый борец (ὁ αθλητὴς), как непобедимый.

('Ότε) Когда Максимин услышал о сем от воинов, то, воскипев гневом, громко возгласил, повелевая привести друзей мученика, сам же созерцая опустошение идолов. А когда привели их к судилищу, сей нечестивец возглаголал к ним прикровенною (лукавою) речью (ζοφεροὺσ λογισμοὺς λέλεχεν ὁ πλάνος), желая привлечь их к непотребному размышлению (πρὸς ἀδόκιμον νοῦν): но мужественно противостали оному льстецу – судии, сии непобедимые.

(Σύννους) Мрачен был, во гневе своем, беззаконный мучитель и сильно печалился о том изумительном для него случае (ἐπὶ τῷ δράματι), как (их, языческая), богиня вдруг погибла – вместе с прочими бездушными идолами. Тогда, пред всеми явно, приведен был боговдохновенный святым муж (Феодор), обладающий твердым разумом, узрев котораго, противник сильно (πικρῶς) смутился, познавая в нем силу Иисусову (ἐννοῶν ἐνισχύοντα τὸν Ιησοῦν); ибо святым пребыл непобедим.

7) ('Υμνῶ σε) Воспеваю тебя, славный святый мучениче как всегда скораго предстателя на помощь; призри на мое уничижение; ибо, как знаю, ты поспешно внемлешь молитвенному призыванию тебя. Итак не отрини мя, всехвальне; но, молю, яви мне, преблаженне, скорое и теплое заступ лете твое, и воспевающим тя буди всегда стеною, как непобедимый.

* * *

113

Переведено из Anal, sacr, к. Питры, который, заимствуя из Корзинскаго кодекса (f. 62, in die febr. XI, 2 loco приводить следующее надписание: Ετερον κονδάκιον (sic) τοῦ άυτοΰ (Θεοδώρου). Но февраля 11-е число показано Питрою ошибочно: в сей день совершается память свщ. – мученика Власия; сам же Питра нисколько выше замечает: Colitur. S. Μ. VIII febr. и VIII iunii, указывая сими словами на св. великомуч.: Феодора Стратилата. Может быть Питра, как и вся Западная церковь, почитают прославляемаго в сем и следующем песнопениях Страстотерпца за одного и того же св. великомуч. Феодора Стратилата: ио с этим мнением нельзя согласиться, потому, что в повествовали Ч.-Миней о страданиях в. муч. Феодора Стратилата ни слова не говорится о сожжении храма языческой богини, как здесь в икосе 4-м; о сем именно говорится в житии и страданиях св великомученика Феодора Тирона, в похвалу которому мы и относим cиe песнопение. Самое первоначальное слово надписания: ἔτερоν – становится понятным, если обратиться к порядку чтения постной триоди XII в., где настоящее кондак и икосы, положенные в субботу 1-ю В. поста, на память св. великомуч. Феодора Тирона, занимают место после следующих за ними (по Корзинск. кодексу) кондака с икосами тому же святому, как cиe можно видеть в кондакарие архимандрита Амфилохия (см. стран. 141–193). В конце повествования о житии и страданиях св. великомуч. Феодора Стратилата, св. Димитрий Ростовский ясно различает двух великомучеников с именем Феодора, из которых именуемый Феодором Туроном пострадал в 289 г. по Р. Христове, тогда как Феодор Стратилат – в 312 г., в царствование Константина Великого, от нечестивого зятя его Ликиния. В первую субботу В. поста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, в благодарность ему за чудесное избавление Христиан от идоложертвенных снедей. Нечестивый император Июлиан, богоотступник, кипя злобою на весь род христиански, возъимел хитрое намерение осквернить христиан идоложертвенною пищею, для каковой цели повелел продавать в Константинополе съестные припасы не иначе, как предварительно смешав их с кровию жертв идольских. Св. великомученик Феодор Тирон пришел взяв к apxиepeю онаго града, и открыв ему себя и лукавый замысел богопротивного царя, в тоже время предложил епископу средство избавить себя и всех христиан от идоложертвенной пищи приготовлением полива, т. е. вареной пшеницы с медом. Так как злой умысл богоотступника должен был быть приведенным в исполнение к великим дням 1-й седмицы св. Великого поста, когда, в особенности в первыя времена христианства, верующие наиболее себя очищали: посему с того времени и установлено совершать память св. Феодора Тирона в 1-ю субботу В. поста, и совершается повсеместно в христианской Церкви благословение коего в пяток 1-я седмицы В; поста, в конце литургии, починоположению церковному с древнеиших времен, дабы верующие, постившиеся в течете всей оной седмицы, по причащении св. Таин, не осквернились употреблетем идоложертвенных снедей.

114

Кондак означен смогласным, что прямо указывает на творца его и следующих икосов, св. Романа Сладкопевца, который, как древнейший из всех церковных песнописцев, составлял кондаки и икосы без подражания другому какому либо песнописцу. В Афонском кондакарии помещены кондак и первые три икоса. Акростих икосов: о ὕμνος.

115

В Афонск. конд.: κεκτημένος.

116

В Аф. к.: νικήτηος.

117

В Аф. к: άήττητς.

118

В Аф. к. δίκαιος.

119

В Аф. конд. αφθάртω θῶ (sic)


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle