иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. Мефодию, патриарху Цереградскому219

(1юня 14-го).

Кондак, глас 2-й Подоб.: Твердыя и боговещанныя...

На земли ты подвизался, блаженне220, и в воздаяние получил в наследие себе небеса, Мефодие, как уяснивший (между верными) даже до конец земли догмат поклонения (προσκύνησιν) иконам; ибо, перенося величайшия труды и болезни, ты не престал с дерзновением обличать221 отвергающих икону Христову.

Икосы:

(’Αμαρτιῶν)222 Подаждь мне разрешение прегрешений, преблаженне Мефодие, да воспою достойно подвиги твои. Ибо ты ввержен был в глубокий ров, дабы, прежде погребенные во глубине неведения, души, изведши к осиянию божественным светолитием, научить тебе преславно всю подсолнечную покланяться истинно божественному и неизреченному изображению Христову, изобличая отметающих икону Христову.

(Νῦν)223 Ныне светозарная память твоя, как ясный день, просвещает сущих во тьме, прогоняя мрак нощи греховной (τοῦ σκτόυς). Ибо, сияя светом своих учений, ты как бы умертвил (ἀπενέκρωσας) всех отвергавших благолепное поклонение святым иконам, которое созерцая крепко уже утвердившимся, Ианний всецело посрамился, соделавшись вторым Иудою, отвергшимся лицезрения Христова. Ты, обличающей отметающих икону Христову.

(Ἀδιαλείπτως)224 Умоляй непрестанно Христа за прославляющих с верою тебя, отче, да избавятся от всякия ереси; а соплетшему для любящих Его песнь сию, блаженне, даруй оставление прегрешений, молитвами твоими, святый Мефодие; испроси же дароватися миру с небеси стаду твоему, и, укрепив благочестивейшаго царя на враги, сохрани ею до конца, изобличая отметающих икону Христову.

* * *

219

Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Тавринского кодекса; творение неизвестного песнописца. В служебной Минее ХШ XIV вв. Московской Синод. библиотеки на греч. языке есть кондак и еще один икос сему святому, которого (икоса) нет у Питры. В Минее XV в. помещен 1-й икос на древне-славянском языке (см. кондакарии архим. Амфилоxия, стран. 225 и 254). Св. Мефодий был родом из Сицилии; время жизни его, по славян, минее, определяется правлением 4-х царственных лиц, начинал от императора – иконоборца, Льва Армянина, и до умиротворения Церкви Христовой в правление благочестивой императрицы св. Феодоры, матери Михаила III-го (Косноязычного). С юных лет св. Мефодий посвятил себя иноческому житию; первоначально заведывал письменною должностию при святейшем блаженном патриархом Никифоре; свободное от служения своего время посвящал единственно делу ниспровержения распространившейся тогда ереси иконоборческой. По вниманию патриарха к благочестивой его ревности, был возведен в сан пресвитера, при чем усугубил свою ревность по благочестию, для защищена православная догмата иконопочитания, и по сей причине претерпел жесточайшие гонения и истязания от нечестивых царей иконоборцев, Михаила III-го и Феофила, и сына его, царствовавших (по «Поли. месяц. Востока») от 820 до 842 года. Особенно лютое мучение претерпел он от сего последнего врага иконопочитания, находившись, по повелению его, на одном из отдаленнейших островов в глубоком подземелье, даже до смерти сего мучителя, царствовавшего не малое время (от 829 до 842 г.). Посему-то, между прочим, св. Димитрий Ростовский, изображая пересенння св. Мефодием многочисленный гонения и страдания, называет его исповедником и мучеником. Повелением святыя Феодоры, освобожденный от мучилищного гробного затвора, он много претерпел еще оскорблений от лжепатриарха Иоаниа, или Анния, (имя которого по гречески означено словом: Ἱαννῆς – Ианний,– в 2-м икосе предлагаемого здесь творения). Св. Мефедию приписываются некоторые церковные каноны, почему он относится к числу церковных песнописцев, в ряду которых, по выражению Питры, он был последним из числа древних, написав каноны свои ямбическим стихосложением.

220

В Anal, sacra: μακὰριε,в Афон. конд,: ὡς ἅσαρκος.

221

Ελέγχων; в Аф. конд.: прибавлено: καὶ παύων.

222

Сего икоса на греч. языке нет в Афон. кондакарии.

223

Сего икоса также нет в Аф. кондакарии.

224

О Сего икоса в кондакаре Питры нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архим. Амфилохия, стран. 225).


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle