Источник

22-й день

Преподо́бнаго отца́ на́шего Фео́дора Сикео́та

На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 5.

Подо́бен: Преподо́бне о́тче:

Преподо́бне о́тче, свяще́нный Фео́доре,/ из ложе́сн освяти́лся еси́/ и позна́н был еси́ Бо́гови,/ я́коже дре́вле Иереми́я:/ твое́ провозвести́ рождество́ звезда́,/ твоего́ сия́нием жития́ просвети́ся вселе́нная/ я́ко вои́стинну,/ и де́монская тьма́ исчезе́,/ я́зи отгна́шася от вся́каго во́зраста,/ благода́ть истече́ вся́ких исцеле́ний./ Те́мже вопие́м ти:/ Христа́ моли́ всегда́/ дарова́ти ми́рови мир и ве́лию ми́лость.

Преподо́бне о́тче, досточу́дне Фео́доре,/ кре́пким воздержа́нием и моли́твы огне́м/ ве́щь попали́в грехо́вную всю,/ восприя́т Боже́ственную зарю́./ В тя Тро́йческую благода́ть всели́л еси́/ и ве́сь яви́лся еси́ светови́ден,/ лучи́ исцеле́ний облиста́я,/ ви́дя пре́дняя, я́коже дре́вле Елиссе́й,/ ре́ша непло́дствия у́зы,/ и прогоня́ де́монския полки́ си́лою Боже́ственнаго Ду́ха,/ и моля́ся вселе́нней дарова́ти мир и ве́лию ми́лость.

Преподо́бне о́тче, всечестны́й Фео́доре,/ со́лнце, всю уясни́вый зе́млю в де́лех и зна́мениих неисче́тных,/ дар че́стен Христу́ Бо́гу,/ свяще́нства изве́стный степе́нь,/ мона́шествующих о́браз,/ утвержде́ние ве́рою к тебе́ притека́ющих,/ ка́мень честны́й и дом Тро́ицы,/ окри́н, источа́ющий исцеле́ний пучи́ну,/ Христу́ моли́ся всегда́/ дарова́ти вселе́нней мир и ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Кому́ уподо́билася еси́, душе́,/ успева́ющи в го́рших всегда́/ и прилага́ющи безу́мно твои́м я́звам стру́пы мно́жайшия,/ я́ко всетеле́сней бы́ти я́зве,/ не помышля́ющи, я́ко Судия́ приближа́ется,/ Ему́же предста́неши восприя́ти по дея́нием вины́ и томле́ния?/ Но, обра́щшися, припади́ к Де́вей, зову́щи:/ Влады́чице, Влады́чице,/ не пре́зри мя, прогне́вавшаго Бо́га Благоми́лостиваго,/ из Тебе́ на спасе́ние челове́ком ро́ждшагося/ и распе́ншагося пло́тию.

Крестобогоро́дичен:

Егда́ Грозд, ненасажде́н сущ,/ я́ко лоза́, отрасти́ла еси́,/ узре́вши на Дре́ве пове́шена,/ прободе́на же копие́м в Боже́ственная ре́бра:/ что сие́,– глаголаше,– Сы́не и Бо́же Мой?/ Ка́ко, и́же неду́ги вся и стра́сти исцеля́яй,/ стра́сти терпи́ши,/ безстра́стен сый по естеству́ Боже́ственному?/ Что Ти безблагода́тнии лю́дие, Благода́телю,/ сия́ возда́ша вме́сто благодея́ний? –/ вопия́ше Пречи́стая./ Но Того́ страстьми́ страсте́й мя свободи́ти/ моли́ непреста́нно, я́ко да сла́влю Тя.

Тропа́рь, глас 2:

Позна́н быв от пеле́н освяще́н/ и я́влься благода́тей испо́лнен,/ чудесы́ мир озари́л еси́/ и де́монов мно́жество отгна́л еси́,/ священноде́телю Фео́доре,/ те́мже о нас моли́ся Го́сподеви.

Кано́н, творе́ние Ио́сифово, глас 4.

Песнь 1

Ирмо́с: Наста́вльшему дре́вле Изра́иля,/ бежа́щаго от рабо́ты фарао́новы/ и в пусты́ни пита́вшему,/ пои́м Изба́вителю Бо́гу на́шему,/ я́ко просла́вися.

Богосия́нную тя звезду́ Мы́сленное Со́лнце тве́рди, прему́дре, церко́вней показа́,/ лучи́ чуде́с испуща́юща всегда́/ и страсте́й мглу потребля́юща.

От ма́терних тя ложе́сн Творе́ц, преподо́бне, я́коже Иереми́ю пе́рвее, освя́щ,/ соде́ла сосу́д Ду́ха благопотре́бен,/ ду́хи отгоня́ща лука́выя, о́тче Фео́доре.

По́том воздержа́ния пла́мень страсте́й погаси́л еси́/ и одожде́нием моли́тв струи́ чуде́с источи́л еси́,/ боле́зней разжже́ние, преподо́бне, погаша́юща я́ве, Фео́доре.

Богоро́дичен: Невозде́ланный Грозд от Твоея́ утро́бы процвете́, Де́во Ма́ти,/ сла́дость источа́я оставле́ния и весе́лие безсме́ртно, Чи́стая,/ от пия́нства лю́тых объюроде́вшим.

Песнь 3

Ирмо́с: Утвержда́яй гром и созида́яй дух,/ утверди́ мене́, Го́споди,/ да Тя пою́ и́стинно/ и творю́ во́лю Твою́,/ я́ко не́сть свят, я́ко Ты, Бо́же наш.

Я́ко чу́дно житие́ твое́, Богому́дре, я́ко стра́шна чудеса́,/ я́ко высо́ко твое́, е́же к Бо́гу, и присвое́ние, и манове́ние,/ и неукло́нно восхожде́ние, всесла́вне Фео́доре.

Стремле́ние страсте́й возрази́л еси́, преблаже́нне, боле́зненными отда́нии/ и де́монов лука́вая потреби́л еси́ ловле́ния/ Пресвята́го Ду́ха кре́постию, Фео́доре.

И́же к честне́й притека́юще ра́це твое́й,/ от сея́ почерпа́ем исцеле́ний сокро́вища,/ и чуде́с пучи́ны, и дар незави́стный,/ пою́ще тя, Фео́доре.

Богоро́дичен: Зако́ни естества́ в Тебе́, Де́во, обновля́ются,/ ражда́еши бо па́че естества́ Соде́теля, па́че сло́ва Влады́ку./ Его́же приле́жно моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Седа́лен, глас 8.

Подо́бен: Прему́дрости:

От Бо́га тезоимени́т дар дан быв челове́ком, на избавле́ние боле́зней мно́гих,/ вели́ка и ужа́сна сотвори́л еси́ чудеса́,/ я́зю вся́ку и неду́г исцеля́я/ и де́монов полки́ отгоня́я сло́вом./ Те́мже и досто́йно Христо́ву Це́рковь упа́сл,/ единожи́тель апо́столов был еси́, святи́телю Фео́доре,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

В напа́сти многоплете́нныя впад от враг ви́димых и неви́димых,/ бу́рею одержи́м безчи́сленных согреше́ний мои́х,/ и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая,/ ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости./ Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ воплоще́нному без се́мене моли́ся приле́жно о всех рабе́х Твои́х,/ непреста́нно моля́щих Ти ся, Богоро́дице Пречи́стая,/ моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

Крестобогоро́дичен:

А́гнца и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́,/ восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше:/ мир у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние,/ утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости./ Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый,/ умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние/ ве́рою пою́щим Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Песнь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Бо́же, слух Твой и убоя́хся,/ разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся, Го́споди,/ я́ко Твоего́ хвале́ния испо́лнь земля́.

Пото́к сый я́ве, испо́лнен вод Боже́ственных,/ дарова́ний Ду́ха напоя́еши всю Це́рковь, о́тче Фео́доре.

Удави́л еси́ врага́ жи́лами боле́зней твои́х, преблаже́нне,/ и того́ потреби́л еси́ лука́вая во́инства/ моли́тв твои́х мече́м, Фео́доре.

Поуча́яся в зако́не Бо́жий,/ при исхо́дищих воздержа́ния Боже́ственное дре́во возрасти́л еси́,/ благопло́дие дея́ний доброде́тельных принося́, Фео́доре.

Богоро́дичен: Блаже́нна от родо́в всех показа́лася еси́, Христа́ ро́ждши,/ блаже́нны содева́ющаго тому́ рабо́тающия,/ Де́во Ма́ти Чи́стая Влады́чице.

Песнь 5

Ирмо́с: Возсия́й ми, Го́споди, свет повеле́ний Твои́х,/ я́ко к Тебе́ дух мой у́тренюет и пое́т Тя,/ Ты бо еси́ Бог наш,/ и к Тебе́ прибега́ю, Царю́ ми́ра.

Неусыпа́ющую свещу́ тя и све́щник неугаса́ющ Свет Безле́тный показа́/ мра́ком держи́мым страсте́й, Фео́доре,/ очерне́нием мно́гих грехо́в.

До́бре на стезю́ тя наставля́юща му́ченика Гео́ргия от млады́х ногте́й име́л еси́/ и сему́ уподо́бился еси́ вся́ким усе́рдием/ и ко Го́споду, о́тче преподо́бне, любо́вию.

Непоро́чно воздержа́ние, терпе́ние несосу́дно,/ ве́ру, и наде́жду, и смире́ние,/ любо́вь же и стоя́ние име́л еси́ па́че челове́ка./ Те́мже премно́гую благода́ть обре́л еси́ от Бо́га.

Богоро́дичен: Кропле́нием ми́лости Твоея́ напо́й, Пречи́стая,/ иста́явшую мою́ мы́сль пла́менем греха́/ и уга́сший се́рдца моего́ возжзи́ свети́льник, две́ре Све́та.

Песнь 6

Ирмо́с: Бу́ря мя помышле́ний, пости́гши,/ во глубину́ низвлачи́т мя безме́рных грехо́в:/ но Ты, Упра́вителю Благи́й,/ предвари́в, упра́ви, я́ко проро́ка, и спаси́ мя.

Печа́ль земны́х оттря́сл еси́ и все истощи́л еси́ жела́ние ко Влады́це,/ наслажда́яся Сего́ добро́тами/ и истека́ющими отту́ду, о́тче, светлостьми́.

Растопи́л еси́ мраз грехо́вный, сту́дению напоя́емь,/ стоя́ посреде́ ве́тренника, я́ко безпло́тен, о́тче,/ прило́ги претерпе́л еси́ возду́шныя, Боже́ственною согрева́емь благода́тию.

Ра́це твое́й свяще́нней приступа́юще,/ благово́ния Боже́ственнаго ра́зума исполня́емся, святи́телю,/ смра́да избавля́ющеся страсте́й,/ любо́вию тя чту́щии, чудотво́рче о́тче преподо́бне.

Богоро́дичен: Страсте́й мя треволне́ние смуща́ет,/ глубина́ отча́яния, обурева́ет мое́ се́рдце./ Ко́рмчию ро́ждши Христа́, Де́во, и Спа́са,/ изба́ви мя и спаси́ моли́твами Твои́ми.

Конда́к, глас 3.

Подо́бен: Де́ва дне́сь:

Я́ко на о́гненную колесни́цу доброде́тельми, Богоно́се, возше́д,/ восте́кл еси́ на Небе́сная жили́ща,/ я́ко А́нгел, с челове́ки пожи́л еси́/ и, я́ко челове́к, со А́нгелы о́крест ликовству́еши,/ Сего́ ра́ди показа́лся еси́/ чуде́с Боже́ственное прия́телище, Фео́доре преподо́бне.

Песнь 7

Ирмо́с: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей,/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Я́ко нело́жен святи́тель, же́ртву безкро́вную прине́сл еси́ ду́хом/ и страсте́й умерщвле́нием, же́ртву благово́нну, преблаже́нне,/ тебе́ Влады́це прине́сл еси́ ве́рою.

О́гнь сласте́й воздержа́ния по́том погаси́л еси́/ и бездо́ждие земли́ уста́вил еси́ туч пролия́нием, чудотво́рче,/ я́коже Илия́, Небеса́ затворе́на моли́твами твои́ми отверза́я.

Освя́щся от младе́нства, моли́твенною до́блестию непло́дныя сотвори́л еси́ утро́бы многоча́дны,/ слепы́м по́дал еси́ прозре́ние и хромы́м благотече́ние,/ Фео́доре треблаже́нне.

Богоро́дичен: Добро́ту Иа́ковлю Тя Бог избра́, и в Тя всели́ся,/ и Тя соблюде́ по рождестве́ Де́ву, я́коже бе пре́жде рождества́,/ Де́во Богороди́тельнице.

Песнь 8

Ирмо́с: Земля́ и вся, я́же на ней,/ мо́ре и вси исто́чницы,/ небеса́ небе́с,/ свет и тьма́, мраз и зной,/ сы́нове челове́честии, свяще́нницы,/ благослови́те Го́спода/ и превозноси́те Его́ во ве́ки.

На ка́мени терпе́ния утверди́в твоя́ восхожде́ния душе́вная,/ не победи́лся еси́ прило́ги сопроти́вными,/ не поколеба́лся еси́ наве́ты вра́жиими,/ но к высоте́ Боже́ственней восте́кл еси́,/ о и́же в ве́ре чту́щих тя моля́.

Струя́ происхо́дит от ра́ки твоея́ исцеле́ний вся́ких,/ и омыва́ет скве́рны страсте́й, и гное́ние лю́тых очища́ет,/ и ве́рных напая́ет, Фео́доре, всех сердца́, любо́вию чту́щих тя.

Даро́в Боже́ственных тезоимени́т и таи́нник Христо́в,/ по́стников добро́та, свяще́нников красота́,/ чуде́с исто́чник, честна́я мирополо́жница Ду́ха,/ ны́не да восхва́лится Фео́дор вели́кий.

Богоро́дичен: Свяще́ннии Тя проро́ков пропове́дуют гла́си обра́зно,/ две́рь, и го́ру, и се́нь, зе́млю святу́ю,/ све́та о́блак, из него́же су́щим во тьме́ и се́ни седя́щим/ возсия́ Со́лнце, Де́во,/ Христо́с светода́вец.

Песнь 9

Ирмо́с: Я́ко сотвори́ Мне вели́чия Си́льный,/ и свя́то И́мя Его́,/ и ми́лость Его́/ в род и род боя́щимся Его́.

Я́ко у́тро, я́ко де́нь све́тел,/ твой пра́здник яви́ся, просвеща́ющ на́ша сердца́,/ ве́рно восхваля́ющих честны́я боле́зни твоя́, о́тче Фео́доре.

Собесе́дник А́нгелов, апо́столов, страда́льцев,/ преподо́бных и пра́ведников быв, о́тче, и святи́телей,/ на Небесе́х о нас Христа́ мо́лиши при́сно.

Де́нь спасе́ния, пра́здник весе́лия яви́ся,/ стеце́мся, ве́рнии, очи́стивше ду́ши,/ святи́тель созыва́ет нас Фео́дор.

Богоро́дичен: Стра́шно Твое́ рождество́, Богоро́дице, Ма́ти Христо́ва,/ те́мже Тя ублажа́ем, Чи́стая, и прославля́ем че́стно,/ ро́дове родо́в во ве́ки, ами́нь.

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот родился в середине VI века в селе Сикее, недалеко от города Анастасиополя (Малая Азия), в благочестивой семье. Когда его мать Мария зачала святого, ей было во сне видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорливый старец, к которому она обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого ею младенца.

Когда мальчик достиг шестилетнего возраста, мать подарила ему золотой пояс, так как хотела, чтобы сын стал воином. Ночью в сонном видении ей явился великомученик Георгий (память 23 апреля) и приказал не помышлять о военной службе сына, потому что младенец был предназначен служить Богу. Отец святого Косма, служивший скороходом у императора Юстиниана Великого (527–565), скончался рано. Мальчик остался на попечении матери, вместе с которой жили его бабушка Елпидия, тетка Диспения и маленькая сестра Влатта.

В школе святой Феодор обнаружил большие способности к учению, а главное – недетский разум и мудрость: он был спокоен, кроток, умел всегда успокоить товарищей, не допускал ссор и злобы среди них. В доме его матери жил благочестивый старец Стефан. Подражая ему, святой Феодор с 8 лет начал в Великий пост съедать лишь небольшой кусок хлеба по вечерам. Чтобы мать не принуждала его обедать вместе со всеми, мальчик возвращался из школы только к вечеру, после того как он в церкви причащался Святых Тайн вместе со старцем Стефаном. По просьбе матери учитель стал отпускать его на обед во время перерыва в занятиях. Но святой Феодор уходил в церковь великомученика Георгия, где покровитель храма являлся ему в виде юноши и вводил в храм.

Когда святому Феодору исполнилось 10 лет, он смертельно заболел. Его принесли в церковь святого Иоанна Крестителя и положили пред алтарем. Мальчика исцелили две капли росы, упавшие с лика Спасителя, написанного на своде храма. В это время мальчику по ночам стал являться великомученик Георгий, который водил его молиться в свой храм до утра. Мать, боясь опасностей ночной дороги в лесу, уговаривала сына не ходить по ночам. Однажды, когда мальчик все же ушел, она в гневе пошла за ним в церковь, за волосы вывела оттуда и привязала к постели. Но в ту же ночь ей в сонном видении явился великомученик Георгий и грозно повелел не запрещать отроку ходить в храм. Такое же видение было Елпидии и Диспении. Женщины убедились в особом призвании святого Феодора и больше не препятствовали ему совершать свой подвиг, а маленькая сестра Влатта стала подражать ему.

В двенадцать лет святой удостоился в тонком сне увидеть на Престоле Царя Славы Христа, Который сказал: «Подвизайся, Феодор, чтобы принять в Царствии Небесном совершенную награду». С того времени святой Феодор начал трудиться еще усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Великого поста он проводил в совершенном молчании. Диавол задумал погубить его. Он явился святому мальчику в образе одноклассника Геронтия, стал уговаривать спрыгнуть в пропасть и даже сам показал в этом пример. Но мальчика спас его покровитель – великомученик Георгий.

Однажды мальчик отправился за благословением к пустыннику старцу Гликерию. В это время в стране была страшная засуха, и старец сказал: «Чадо, преклоним колена и помолимся Господу, чтобы Он послал дождь. Таким образом мы узнаем, угодны ли Господу наши молитвы». Старец и отрок, преклонив колена, стали молиться – и тотчас пошел дождь. Тогда старец сказал святому Феодору, что на нем покоится благодать Божия, и благословил его стать иноком, когда придет время.

В четырнадцать лет святой Феодор ушел из дома и жил при церкви великомученика Георгия. Мать приносила ему еду, но святой Феодор все оставлял на камнях при церкви, а сам съедал в день лишь одну просфору. В таком юном возрасте преподобный Феодор был удостоен дара исцеления: по его молитве выздоровел бесноватый юноша. Преподобный Феодор избегал людской славы и удалился в полное уединение. Под большим камнем, недалеко от церкви великомученика Георгия, он выкопал пещеру и уговорил одного диакона засыпать вход землей, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Диакон приносил ему хлеб с водой и никому не говорил, где скрылся преподобный. Два года провел преподобный Феодор в затворе и полном молчании. Родные оплакивали святого и думали, что его съели звери. Но диакон открыл тайну, так как боялся, что преподобный Феодор умрет в тесной пещере, и жалел рыдавшую мать. Преподобного Феодора извлекли из пещеры полуживым. Мать хотела взять сына домой, чтобы восстановить его здоровье, но святой остался при церкви великомученика Георгия и через несколько дней совершенно исцелел.

Весть о подвигах юноши дошла до местного епископа Феодосия. В церкви великомученика Георгия он посвятил его в сан диакона, а затем – во священника, хотя преподобному было всего 17 лет. Через некоторое время преподобный Феодор отправился на поклонение святым местам в Иерусалим и там, в Хозевитской Лавре, близ Иордана, принял монашество. Когда он вернулся на родину, то продолжал жить при церкви великомученика Георгия. Его бабка Елпидия, сестра Влатта и мать по советам преподобного удалились в монастырь, а тетка скончалась в добром исповедании. Подвижническая жизнь молодого иеромонаха привлекла к нему людей, ищущих спасения. Преподобный постриг в иночество юношу Епифания, затем благочестивая женщина, исцеленная святым от болезни, привела к нему своего сына Филумена. Пришел и добродетельный юноша Иоанн. Так постепенно около преподобного собралась братия.

Преподобный Феодор продолжал нести тяжелые подвиги. По его просьбе кузнец сделал для него железную клетку без крыши, такую узкую, что в ней можно было только стоять. В этой клетке в тяжелых веригах преподобный стоял от Святой Пасхи до Рождества Христова. От Крещения Господня до Святой Пасхи он затворялся в пещере, откуда выходил только для совершения богослужения в субботу и воскресенье. Во всю святую Четыредесятницу святой вкушал лишь овощи и яровой хлеб по субботам и воскресеньям. Подвизаясь таким образом, он получил от Господа власть над дикими зверями. Медведи и волки приходили к нему и брали пищу из рук. По молитве преподобного исцелялись прокаженные, из целых областей изгонялись бесы. Когда в соседнем селении Магатии появилась саранча, уничтожавшая посевы, жители обратились с просьбой о помощи к преподобному Феодору. Он отправил их в церковь. После Божественной литургии, которую совершал преподобный Феодор, жители возвратились к себе и узнали, что за это время вся саранча вымерла.

Когда воевода Маврикий возвращался в Константинополь после персидской войны через Галатию, преподобный предсказал ему, что он станет императором. Предсказание исполнилось, и император Маврикий (582–602) исполнил просьбу святого – присылал каждый год в монастырь хлеб для множества людей, кормившихся там. Маленький храм великомученика Георгия не вмещал всех, кто хотел молиться в нем. Тогда стараниями святого был построен новый прекрасный храм. В то время скончался Анастасиопольский епископ. Жители города упросили Анкирского митрополита Павла поставить им епископом преподобного Феодора. Как ни противился святой, посланцы митрополита и жители Анастасиополя силой вывели его из кельи и увезли в город.

Став епископом, святитель Феодор много трудился на благо Церкви. Душа же его искала уединенного общения с Богом. Через несколько лет он отправился на поклонение святым местам в Иерусалим. Там, не открывая своего сана, он поселился в Лавре преподобного Саввы, где жил в безмолвии от Рождества Христова до Пасхи. Затем великомученик Георгий велел ему вернуться в Анастасиополь. Тайные враги пытались отравить святителя, но Божия Матерь дала ему три зернышка. Святитель съел их и остался невредим. Святой Феодор тяготился бременем епискоства и испросил у Константинопольского патриарха Кириака (595–606) разрешения уйти обратно в свой монастырь и совершать там богослужение.

Святость преподобного была столь явна, что во время совершения им Евхаристии благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнял дискос со Святым Агнцем и провозгласил «Святая святым», Святой Агнец поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос.

Вся Православная Церковь почитала преподобного Феодора святым еще при его жизни. Когда в одном из городов Галатии случилось страшное происшествие – во время крестного хода деревянные кресты стали сами собой колебаться и разбиваться, то Константинопольский патриарх святой Фома (607–610; память 21 марта) призвал к себе преподобного Феодора, чтобы от него узнать тайну этого страшного чуда. Наделенный даром прозрения, преподобный Феодор объяснил, что это является предвестием грядущих бед для Церкви Божией (так он пророчески указал на будущую ересь иконоборчества). Опечаленный святой Патриарх Фома просил преподобного молиться о своей скорейшей кончине, чтобы не видеть ему бедствия. В 610 году святой Патриарх Фома преставился, испросив благословения у преподобного Феодора. В 613 году отошел ко Господу и преподобный Феодор Сикеот.

Пренесе́ние честны́х моще́й свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Все́волода Гаврии́ла, Пско́вскаго чудотво́рца

(Слу́жбу зри 27 ноября́)

Тропа́рь, глас 4:

Наста́ дне́сь всечестны́й но́вый пра́здник,/ пренесе́ние честны́х моще́й/ блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла,/ веселя́щи изря́дно всех благочести́вых мно́жества,/ те́мже, вси ве́рнии,/ соше́дшеся во святы́й храм Живонача́льныя Тро́ицы, возопие́м:/ блаже́нне кня́же Гаврии́ле,/ име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ моли́ спасти́ся пра́зднующим любо́вию па́мять твою́.

Конда́к, глас 8.

Подо́бен: Взбра́нной:

Возвесели́ся, Христо́ва це́рковь,/ иму́щи в себе́ исто́чника чудесе́м оби́льна./ Дне́сь, любо́вию соше́дшеся в тя, лю́дие твои́,/ в пренесе́ние честны́х моще́й блаже́ннаго кня́зя Гаврии́ла,/ воспое́м пе́снь еди́ному Бо́гу в Тро́ице, ра́дующеся,/ сподо́бльшаго нас ви́дети пречестно́е сокро́вище, мо́щи его́,/ от мног лет сокрове́нны, напосле́док же нам явле́ны./ Я́ко да моли́твами его́ к Бо́гу от всех находя́щих зол изба́вимся/ и ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца/ благода́рная воспое́м, глаго́люще:/ ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Свято́й благове́рный кня́зь Все́волод, в Свято́м Креще́нии Гаврии́л

Святой благоверный князь Всеволод, в Святом Крещении Гавриил, родился в 1092 году. Он был сыном святого благоверного князя Мстислава-Феодора Великого и внуком Владимира Мономаха. Князь Всеволод родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде Великом, где княжил его отец. В 1117 году князь Мстислав получил в удел Белгород Киевский и стал соправителем своего отца великого князя Киевского Владимира Мономаха. Святой Всеволод остался в Новгороде наместником отца. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. В его княжение в Новгородской земле было построено много храмов, в том числе знаменитый собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Юрьевом монастыре и храм на Опоках во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Небесного покровителя сына-первенца святого князя Всеволода Иоанна, умершего в младенчестве. Благоверный князь Всеволод даровал льготные грамоты собору в честь Святой Софии, Премудрости Божией и другим новгородским храмам. Милосердный князь помогал бедным и больным. Во время голода в 1126 году он истратил всю свою казну на пропитание неимущих. Когда его средства кончились и люди вынуждены были питаться соломой, корою и мхом, святой князь вместе с народом терпел лишения. Он не роптал и не унывал, но утешал страждущих словом, убеждал их со смирением переносить испытания, с верой покоряться воле Божией. Святой князь Всеволод был доблестным воином, он присоединил к новгородским землям город Юрьев, неоднократно успешно ходил в походы на чудь и ямь, способствовал духовному просвещению этих тогда еще языческих племен. В 1132 году святой князь Всеволод, по завещанию скончавшегося отца князя Мстислава, наследовал Переяслав Южный, старший после Киева город. Это возбудило недовольство младших братьев князя Мстислава Юрия Долгорукого и Андрея Доброго, опасавшихся, что Всеволод станет преемником великого князя Киевского. Святой Всеволод, узнав об этом и не желая междоусобиц, вернулся в Новгород. Последние годы жизни князь Всеволод провел в изгнании. В 1135–1136 годах он, по настоянию новгородцев, предпринял поход на Суздаль, который окончился неудачей, за что своевольные новгородцы осудили князя с семьей на изгнание. Святой Всеволод вынужден был вернуться в Киев к великому князю Ярополку, своему дяде. Ярополк дал ему во владение Вышгородскую волость под Киевом, где в X веке жила святая равноапостольная княгиня Ольга († 969; память 11 июля). Через год князь Всеволод был избран псковичами на княжение во Псков. За короткое время княжения в Пскове – всего один год – святой князь Всеволод-Гавриил на месте деревянного храма времен святой равноапостольной Ольги воздвиг каменный храм во Имя Живоначальной Троицы. Это был первый каменный храм в Пскове. Поэтому на иконах благоверного князя Всеволода часто изображают держащим в руке храм. Святой благоверный князь Всеволод скончался в 1138 году, в четверг Сырной седмицы. Весь Псков оплакивал любимого князя. Новгородцы, раскаявшиеся в своей несправедливости, прислали гонцов, чтобы перевезти тело святого в его родной город, но гробница с усопшим не сдвинулась с места. Тогда новгородцы стали молить благоверного князя даровать им частицу святых мощей. По их молитвам, от руки святого отпал ноготь. В Прощеное воскресенье святой князь Всеволод-Гавриил был погребен в созданном им храме во имя святого мученика Димитрия Солунского. У гробницы святого происходили многие исцеления болящих. 27 ноября 1192 года были обретены нетленные мощи благоверного князя Всеволода, которые благоговейно положили в новом приделе Троицкого собора, освященном во имя святого Всеволода. Святые мощи почивали открытыми до времен Петра I, затем их скрыли под спудом. Общероссийское прославление святого состоялось на церковном Соборе в 1549 году. 22 апреля 1834 года нетленные мощи благоверного князя Всеволода вместе с прежней дубовой гробницей были положены в новую серебряную и перенесены из правого придела в главный собор. Житие святого князя Всеволода Гавриила написано в 1550–1552 годах пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. В Иконописном подлиннике о святом сказано: «Рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого, пошире и подоле, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица».

Литература:

1. Новгородская летопись. Псковская летопись. – Полное собрание русских летописей. Т. 4. СПб., 1848.

2. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

3. Бухарев И. Жития всех святых, празднуемых Православной Греко-Российской Церковью... 6-е изд. М., 1916.

4. Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местно чтимых. Вып. III. Март–май. Тамбов, 1880.


Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том. / Минея апрель. - 2002. / Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с.

Комментарии для сайта Cackle