Минея

***

Мине́я (от греч. μηνιαῖος (мини­эос) — месяч­ный) – бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая тексты изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий непо­движ­ного годо­вого бого­слу­жеб­ного круга.

mineja - Минея

Раз­ли­чают Минею месяч­ную, Минею празд­нич­ную и Минею общую.

Минея месяч­ная содер­жит службы святых празд­ни­ков (рас­по­ло­жен­ные в соот­вет­ствии с меся­це­сло­вом) одного из две­на­дцати меся­цев.

Минея общая содер­жит службы, посвя­щен­ные опре­де­лен­ному типу святых (напри­мер, муче­нику, свя­ти­телю и т.п.), и исполь­зу­ется, когда совер­ша­ется бого­слу­же­ние в память свя­того, отдель­ной службы кото­рому нет.

Минея празд­нич­ная содер­жит службы наи­бо­лее важных празд­ни­ков: дву­на­де­ся­тых и неко­то­рых других.

***

Что такое Минея?

Это книга, содер­жа­щая изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния служб непо­движ­ного годич­ного круга. Дру­гими сло­вами, Минея содер­жит службы на каждый день цер­ков­ного года, «при­вя­зан­ные» к датам цер­ков­ного кален­даря (причем даты берутся по юли­ан­скому кален­дарю).

Какова эти­мо­ло­гия слова «Минея»?

Назва­ние книги про­ис­хо­дит от древ­не­гре­че­ского при­ла­га­тель­ного μηναίος («месяч­ный»), кото­рое, в свою оче­редь, явля­ется про­из­вод­ным от суще­стви­тель­ного μήν (род. п.— μηνός) — «месяц». Таким обра­зом, бук­вально гре­че­ское слово Μηναία явля­ется при­ла­га­тель­ным мно­же­ствен­ного числа сред­него рода (слав.: «месяч­ная»); сред­ний род здесь появ­ля­ется оттого, что под­ра­зу­ме­ва­ется суще­стви­тель­ное βιβλία – «книги». Μηναῖα βιβλία = «Месяч­ные книги» (так как Минея сразу воз­никла как мно­го­том­ное про­из­ве­де­ние – каждый том соот­вет­ство­вал опре­де­лён­ному месяцу).

Полу­ча­ется, что гре­че­ское при­ла­га­тель­ное мно­же­ствен­ного числа сред­него рода стало в сла­вян­ском языке суще­стви­тель­ным жен­ского рода един­ствен­ного числа?

Да, именно так.

Какие суще­ствуют виды Минеи в насто­я­щее время?

В совре­мен­ный корпус бого­слу­жеб­ных книг входят 4 вида Минеи: Минея месяч­ная (это – основ­ная книга, потому часто мы ее назы­ваем просто «Минея»), Минея Общая, Минея Празд­нич­ная и Минея допол­ни­тель­ная.

Когда и почему появи­лась Минея?

Минея появи­лась в Кон­стан­ти­но­поле при­мерно в сере­дине – 2‑й поло­вине IX века. Ранее была одна книга Тро­по­ло­гий, кото­рая содер­жала сразу все службы и пес­но­пе­ния годич­ного круга. Однако тогда пес­но­пе­ний было немного и в Тро­по­ло­гии нахо­ди­лись только службы избран­ных (празд­нич­ных) дней. В сере­дине IX века воз­никла идея запол­нить служ­бами все дни цер­ков­ного года: понятно, что в одной книге все изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния уме­стить было невоз­можно. В итоге Тро­по­ло­гий раз­де­лился на Минею и Триодь, а Минея в свою оче­редь – на отдель­ные тома в соот­вет­ствии с меся­цами года.

Первые Минеи были устро­ены ана­ло­гично совре­мен­ным?

Нет. Их отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью было пожан­ро­вое рас­по­ло­же­ние пес­но­пе­ний: сна­чала сти­хиры, потом седальны, далее каноны. При этом, если в службе было 2 канона, они не сме­ши­ва­лись, а выпи­сы­ва­лись отдельно (можно в каче­стве понят­ной ана­ло­гии при­ве­сти те молит­во­словы, в кото­рых каноны ко при­ча­ще­нию раз­ме­ща­ются обособ­ленно друг от друга, а не в соеди­не­нии). Такая прак­тика сохра­ня­лась до XII (местами – до XIII) века. После этого рас­по­ла­гать пес­но­пе­ния стали в порядке бого­слу­жеб­ного упо­треб­ле­ния (как и сейчас).

Всегда ли Минея упо­треб­ля­ется за бого­слу­же­нием?

Минея поется почти во все дни года, за исклю­че­нием всех недель пери­ода Пост­ной и Цвет­ной Триоди, пери­ода от Лаза­ре­вой суб­боты до Анти­пасхи, а также отдель­ных дней пери­ода пения Пост­ной Триоди (Суб­бота мясо­пуст­ная, суб­бота сырная, суб­бота 1‑й сед­мицы, среда и пяток 4‑й сед­мицы, чет­верг и суб­бота 5‑й сед­мицы) и Цвет­ной (Среда 4‑й сед­мицы по Пасхе (Пре­по­ло­ве­ние Пяти­де­сят­ницы), среда 5‑й сед­мицы (отда­ние Пре­по­ло­ве­ния), среда 6‑й сед­мицы (отда­ние Пасхи), чет­верг 6‑й сед­мицы (Воз­не­се­ние Гос­подне), пят­ница 7‑й сед­мицы (отда­ние Воз­не­се­ния), суб­бота 7‑й сед­мицы, поне­дель­ник и суб­бота Тро­иц­кой сед­мицы.). Впро­чем, если в любой из этих дней слу­чится дву­на­де­ся­тый празд­ник (Сре­те­ние Гос­подне или Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы), а также в боль­шин­ство из ука­зан­ных дней при­лу­чится пре­столь­ный, бден­ный или поли­е­лей­ный празд­ник, то поется и Минея.

Какие есть совре­мен­ные изда­ния Минеи Месяч­ной?

В насто­я­щее время исполь­зу­ются два раз­лич­ных изда­ния Минеи месяч­ной:

1. «Зеле­ные» Минеи, назы­ва­е­мые так по цвету обложки – самое попу­ляр­ное на теку­щий момент изда­ние. Это изда­ние впер­вые было осу­ществ­лено в 1978–1989 гг. при Пат­ри­архе Пимене (иногда назы­ва­ются «Пиме­нов­ские Минеи»), его прин­ци­пи­аль­ная осо­бен­ность (в срав­не­нии с доре­во­лю­ци­он­ными) – исполь­зо­ва­ние граж­дан­ского шрифта и добав­ле­ние в основ­ную часть новых служб. Самое первое изда­ние сен­тябрь­ской Минеи 1978 г. имело суще­ствен­ные недо­статки: было одно­цвет­ным (без исполь­зо­ва­ния крас­ного шрифта) и не имело уда­ре­ний; в после­ду­ю­щих изда­ниях эти изъяны были устра­нены. Боль­шая часть томов в изда­нии «Зеле­ных» Миней раз­де­лены на несколько частей:
  • сен­тябрь, октябрь, фев­раль – 1 часть;
  • ноябрь, декабрь, январь, март, апрель и июнь – 2 части
  • май, июль и август – 3 части.

Содер­жа­ние томов регу­лярно попол­ня­ется за счет добав­ле­ния новых служб.

2. Минеи на цер­ков­но­сла­вян­ском выхо­дят в Изда­тель­стве Сре­тен­ского мона­стыря и пред­став­ляют собой рас­ши­рен­ный вари­ант доре­во­лю­ци­он­ных Миней. Здесь нет раз­де­ле­ния томов на части, исполь­зу­ется цер­ков­но­сла­вян­ский шрифт, для каждой даты руб­рика всегда начи­на­ется той служ­бой, кото­рая ука­зана в Типи­коне, за ней уже сле­дуют службы рус­ским святым и Бого­ро­дич­ным иконам (тогда как в «Зеле­ной» Минее зача­стую бывает наобо­рот: сна­чала рас­по­ла­га­ется служба тому рус­скому свя­тому, кото­рый более почи­таем в при­ход­ской прак­тике, нежели гре­че­ский, ука­зан­ный в Типи­коне). Службы ново­про­слав­лен­ным святым печа­та­ются в При­ло­же­нии.

Что за книга Минея Общая и когда она исполь­зу­ется?

Эта книга полу­чила свое назва­ние потому, что в ней содер­жатся службы общие для каж­дого лика святых (напри­мер, служба общая апо­столу, общая муче­ни­кам и др.). Этой книги нет в гре­че­ских пра­во­слав­ных Церк­вах, она явля­ется чисто рус­ским изоб­ре­те­нием, и ее состав­ле­ние отно­сится к началу XVII века. В насто­я­щее время кроме соб­ственно Общей Минеи, данное назва­ние при­ме­ня­ется к еще одной книге – «Минея общая ново­му­че­ни­ком и испо­вед­ни­ком рос­сий­ским».

 В насто­я­щее время Общая Минея исполь­зу­ется в основ­ном в одном из двух слу­чаев:

1) В случае совер­ше­ния служб святым, кото­рым нет отдель­ного бого­слу­же­ния в месяч­ной Минее (в част­но­сти, ново­про­слав­лен­ным святым), все изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния можно пол­но­стью взять из Общей Минеи из службы свя­того или святых дан­ного лика. Точно так же можно взять общую службу Бого­ро­дице, если совер­ша­ется празд­ник в честь одной из Ее мно­го­чис­лен­ных икон, если в Минее нет отдель­ной службы в честь данной иконы.

2) Если тре­бу­ется совер­шить малому или шесте­рич­ному свя­тому поли­е­лей или все­нощ­ное бдение (на пре­столь­ный празд­ник, а также в дни памяти особо почи­та­е­мых святых, напри­мер, 17 сен­тября), то необ­хо­ди­мые пес­но­пе­ния, отсут­ству­ю­щие в месяч­ной Минее, можно взять из Общей. В част­но­сти, в службе святой муче­нице Тати­ане (12 января) в Минее име­ются только 3 сти­хиры на «Гос­поди, воз­звах…» и канон на утрене. Если же необ­хо­димо совер­шить поли­е­лей в честь данной святой, то недо­ста­ю­щие молит­во­сло­вия и пес­но­пе­ния (паре­мии, сти­хиры на сти­ховне, тро­парь, седальны по кафисмам и поли­е­леи, про­ки­мен и Еван­ге­лие, сти­хиры на «Хва­лите…») сле­дует взять из службы одной муче­нице в Общей Минее.

Что за книга Минея Празд­нич­ная?

Само наиме­но­ва­ние ука­зы­вает на то, что в данной книге содер­жатся выбран­ные из месяч­ной Минеи после­до­ва­ния на празд­ники Гос­под­ские, Бого­ро­дич­ные и святых, осо­бенно чтимых Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В неко­то­рых изда­ниях Празд­нич­ной Минеи поме­щены еще после­до­ва­ния Недели ваий, служб Страст­ной сед­мицы, Пасхи и важ­ней­ших празд­ни­ков пери­ода Пяти­де­сят­ницы. Это просто неза­ме­ни­мая книга для неболь­ших и ново­от­кры­тых при­хо­дов, кото­рые в силу мате­ри­аль­ных причин не могут себе поз­во­лить при­об­ре­сти доро­го­сто­я­щий ком­плект из 12 томов месяч­ной Минеи (тем более что по отдель­но­сти тома месяч­ной Минеи почти не про­да­ются). Такие храмы могут огра­ни­читься покуп­кой одной книги — Минеи Празд­нич­ной, где содер­жатся службы всех важ­ней­ших празд­ни­ков, тем более что зача­стую в неболь­ших храмах бого­слу­же­ние только на эти празд­ники и совер­ша­ется.

Что можно ска­зать о книге под назва­нием «Минея допол­ни­тель­ная»?

Как ясно по самому наиме­но­ва­нию, данная книга явля­ется допол­не­нием к Минее месяч­ной и содер­жит отно­си­тельно новые службы, состав­лен­ные в XIX – начале XXI века. Как пра­вило, эти службы посвя­щены святым, кано­ни­зи­ро­ван­ным недавно. Потреб­ность в такой книге обу­слов­лена двумя фак­то­рами эко­но­ми­че­ского харак­тера: 1) ново­со­став­лен­ную службу проще вста­вить в спе­ци­аль­ную книгу, содер­жа­щую ана­ло­гич­ные службы, и потом только одну эту книгу издать, нежели доба­вить в полное изда­ние Минеи месяч­ной и потом заново изда­вать все ее тома; 2) многие храмы уже имеют ком­плекты Минеи месяч­ной более ранних изда­ний и новые полные изда­ния Минеи они, есте­ственно, из-за одной или несколь­ких служб поку­пать не будут. Им выгод­нее купить Минею допол­ни­тель­ную.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки