протоиерей Василий Михайловский
Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года

 Часть 52Часть 53

№ 52. Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице

1Тим. IV, 9–15

9. Чадо Тимофей, слово сие верно и всякого принятия достойно.

10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11. Проповедуй сие и учи.

12. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя. Заканчивать приходится мне такими увещаниями св. апостола, которые равно относятся и к учителям, и к ученикам, к самому проповеднику и к слушателям его. Послушайте же, что говорит апостол на закате своей жизни еще только начавшему епископское служение молодому Тимофею.

Гл. IV, 7. Негодных и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии.

Ст. 8. Благочестие на все полезно; оно имеет обетование, залог счастливой жизни настоящей и блаженной будущей.

Ст. 9. Слово сие верно и всякого принятия достойно. И действительно, что значат богатства, слава, почести, веселые пиры для нашего духа, если он от множества наших пороков не спокоен? Совесть ликованьем, поздравлениями и лестью не заглушишь. Она тревожит многих и среди шумных собраний, и в одиночестве. Если нет в душе мира, то и внешнее благополучие непрочно и неутешительно. Иное дело, как душа чиста, когда человек благочестив, богобоязнен и с покаянием живет. Средства жизни его, хотя и скромные, не опечаливают его; он и из них уделяет ближнему что может. Если он имеет богатство, тогда при благочестии он и свою семью благоустрояет, и с радостью будет жить, благотворя бедности щедрою рукою. Тогда на душе его всегда будет праздник. Но если Господь пошлет человеку благочестивому и скорби, болезни, бедность, семейные неудачи, он не падет духом. Он в сумрачных обстоятельствах своей жизни признает волю Божию, любовь Божию, покорится ей, веруя, что кого любит Бог, того наказует; что, значит, он, страдалец, приближен к Богу; ему остается только утешаться этим и веровать, что Господь его не оставит и небесными радостями. Благочестие, добродетельная жизнь человека сама дает отраду сердцу и служит ручательством за будущее блаженство на небе. И св. апостолы, перенесшие в жизни множество всяких скорбей, чем ободрялись и укреплялись? С одной стороны, смиренным сознанием своей доброй жизни, а с другой, тем, что Спаситель наш есть Бог вечный, всемогущий, правосудный и преблагий, особенно любящий верных Своих.

Ст. 10. И св. апостол говорит: и мы сами для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. В самом деле, из-за чего было бы апостолам иметь изнурительные подвиги путешествия, переносить побои, узы и даже мученическую смерть, если бы не ожидала их вечная слава, если бы не было у них веры в загробное правосудное награждение? Мы, говорит апостол, укаряеми, благословляем: гонимы, терпим: хулами, утешаемся (1Кор. IV, 12); потому, что апостолы ожидали неувядаемого венца славы, который уготован от Господа всем, возлюбившим явление Его (2Тим. IV, 8). Эти мысли о загробной благодатной участи утешительны для нашего духа, нередко скорбящего в жизни. Их всегда нужно помнить. Поэтому апостол и внушает св. Тимофею чаще напоминать верующим о благочестии на земле и блаженстве на небе.

Ст. 11. Проповедуй сие и учи людей, тебе вверенных, во всякое время наставляй, обличай благовремение и безвременне… со всяким долготерпением (2Тим. IV, 2). Говори правду, не обращая внимания на лицо.

Ст. 12. Твоя молодость пусть не будет основанием не слушаться тебя. Пусть никто не пренебрегает юностью твоею. Святой Тимофей посвящен был епископом, имея около тридцати лет, не по обыкновенному назначению, а по чрезвычайному указанию, по пророчеству кого-то из благочестивых христиан. Таких пророков при апостолах было немало. Самому апостолу Павлу пророк Агав предсказал узы и мучения (Деян. XXI, 10–11). Он же предсказал при апостолах голод в Палестине (Деян. XI, 28). Так и Тимофей, недавний обращенец в христианство (Деян. XVI, 1–3), скоро, к изумлению, а быть может, и к зависти других, сделался епископом. Апостол предчувствовал недостойное отношение к новому молодому епископу иных христиан; потому и предупреждает его. Чтобы никто молодостью лет Тимофеевых не возмущался, не соблазнялся, чтобы каждый уважал его служение и власть – жизнь Тимофея должна быть примерною.

Будь, чадо Тимофее, образцом для верных, т. е. христиан православных, в слове, в беседах, в речах, исполненных мудрости, назидательности и радушия; в житии, т. е. в обращении с другими, в общежитии – кротким, терпеливым, внимательным к нужде другого; в любви – постоянно благонамеренным и благотворительным; в духе, т. е. внутренне, – искренне благочестивым, а не по наружности только; в вере твердой, исповеднической, в здравом понимании и проповедовании Христова учения (2Тим. I, 13), в твердой защите его даже до мук; в чистоте– вообще безукоризненным, так, чтобы каждый твой взгляд, каждый шаг, слово и действие были назидательны для ближнего и послужили тебе на пользу.

Поймите же, православные, как трудно служение епископа и вообще пастыря. Не без причины многие высокие подвижники всячески старались уклоняться епископского и пастырского звания.

С другой стороны, из примера св. Тимофея видно, что благочестие сердца равно уместно как в юноше, так и в старце; и чем ранее человек становится набожным, тем легче ему бороться со своими страстями. Молодое деревце легче вырвать, чем уже устаревшее и пустившее корни глубоко. Так бывает и с пороком. Юноши и вообще молодые люди! Будьте благочестивы, уповайте на Бога и любите Его всем сердцем. Бог весть, доживете ли вы до старости, до которой обыкновенно откладывают набожную жизнь; а по смерти и молодым людям придется отдавать отчет пред Правосудным Богом в своей жизни. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, сказал Христос однажды юноше богатому, желавшему спастись (Мф. XIX, 17).

Если сами вы в деле религиозном малоопытны, не тверды, не знаете как стоять и устоять в добрых правилах – советуйтесь с людьми добродетельными, пожилыми; изучайте благочестие по примерам записанным, читайте больше и внимательнее добрые книги. Хорошая книга – лучшая подруга. Умерший или отсутствующий писатель, оставивший свои мысли в книге – лучший собеседник, гораздо более полезный, чем иногда собеседники живые в обществе.

Поэтому-то, между прочим, и св. апостол Павел, желая лично руководить молодого епископа, внушает ему до своего прибытия усердно заниматься чтением, размышлением и проповедничеством или назиданием других в обыкновенной беседе.

Ст. 13. Доколе я не приду, говорит он, ты занимайся чтением ветхозаветных книг для своего назидания и для просвещения других; занимайся наставлением и учением других. Как уже сказано выше, каждое слово христианина, а тем более епископа, должно давать благодать, назидание и утешение слушающим (Еф. IV, 29). В священных книгах сокрыта истина; ее нужно раскрыть людям, изъяснить. Это и лежало, и лежит на обязанности пастырей и учителей. Понятно, что сами пастыри должны с любовью изучать священные книги, вникать в их дух, сопоставлять мысли священного писателя в одном месте с его же мыслями в другом или сличать одного священного писателя с другим, чтобы выяснить какой-либо душеспасительный вопрос. Наука о Священном Писании – это поле обширное, разноцветное, разукрашенное богато памятниками Божия ведения и промышления о спасении нас грешных. Колодезь истин священных, религиозных глубок; умственное же черпало одного человека коротко, недостаточно. И действительно, не достанет жизни человека постичь, растолковать все Священное Писание. Поэтому и нужно пользоваться опытом и руководством других, богопросвещенных лиц.

Слово Божие укрепляет в нас веру. Оно дает нашему сердцу утешение, представляя дивные примеры Промысла Божия о притесняемых. Оно же есть зеркало для нашей души, свет стопам нашим (Пс. CXVIII, 105). Читая и изучая его, человек видит и чувствует, далеко ли он от Бога или близок к Нему. Слово Божие – Святое Писание – есть письмо к нам с нашей небесной родины. Кому же не желательны и не назидательны вести с родины?!

Ст. 15. О сем заботься, в сем изучении пребывай неослабно, дабы успех твой, твое развитие в понимании слова Божия и в благоплодном проповедании были для всех очевидны. Значит, не нужно скрывать свою богословскую образованность, не нужно держать ее только для себя. Следует делиться образованному богослову своими познаниями с обществом или чрез живое слово общественное, служебное, или чрез письменное изложение своих сведений. Не затем люди получают образование, чтобы жить в самоуслаждении. Нет, жизнь есть река быстротечная. Человек в жизни, как ладья на стремнине. Если он с постоянным вниманием и трудом не двигается вперед по стремнинам жизненным, тогда волны уносят его назад. Так и человек, образованный в школе для жизни, но покинувший в самом начале общественной деятельности свое самостоятельное развитие, отстает от современного движения в житейском море, тупеет, делается бесчувственным к насущным вопросам жизни и без малейшей борьбы уносится далеко вглубь прошлого, устарелого, непригодного для современности. Таким образом он данный ему талант, так сказать, зарывает в землю и уже не бывает таким общеполезным деятелем, каким готовила его школа и каким желало его видеть общество. Кто живет в жизни без борьбы и труда, тот, как бывает заметно, преждевременно стареет и по душе, и по телу. Не без особенной премудрой цели Господь назначил труд постоянный для тела Адаму еще в райской его жизни.

И апостол напоминает Тимофею – ни на минуту не ослабевать в труде, в занятиях. Он говорит:

(ст. 14) не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по особенному, сверхъестественному указанию, по пророчеству с возложением рук священства и при общих молитвах не только самого апостола Павла рукополагавшего, но и других священных лиц, участвовавших в рукоположении. Напоминаю тебе возгревать дар Божий (2Тим. I, 6). О сем Тимофею тем более нужно было заботиться постоянно, что он был епископом Ефеса, города, исполненного всякого суеверия, волшебства и философского суемудрия, города с жизнью шумною, обширно торгового и развращенного. Епископу в таком месте нужно быть и солью земли, придающей вкус и предотвращающей гниение, нравственное разложение жизни, и светом мира (Мф. V, 13–14). Он должен постоянно и освещать, и согревать окружающих его своим словом и своею безукоризненной жизнью.

Ст. 16. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, заканчивает апостол свой совет Тимофею о самообразовании, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим. IV, 16). О, Тимофей и всякий христианин! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания многих современных, противных христианству учений, которым предавшись, некоторые уклонились от веры (1Тим. VI, 21).

И я, православные мои слушатели, закончу мою последнюю в сем церковном году с вами беседу словами же апостола: Вникайте в себя и в учение, вам предложенное в слове Божием; занимайтесь сим постоянно (1Тим. IV, 16). Стойте и держите и православные предания, обряды и догматы, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Сол. II, 15), увещевает вас и апостол. Помните, что благочестие на все полезно (1Тим. IV, 8).

Прошу вас поминать в молитвах ваших и меня грешного.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет всегда со всеми вами; да утвердит Он вас во всяком слове и деле благом (2Фес. III, 18; II, 17). Аминь.


 Часть 52Часть 53

Требуется программист