Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков

Источник

Кафизма четырнадцатая

1 Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое, 101.545

2 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да вознесется!

3546 Не отвращай лица Твоего от меня; в день, когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призову Тебя, вскоре услышь меня!

4 Ибо исчезают, как дым, дни мои, и кости мои, подобно хворосту, высохли.

5547 Срезан был я, как трава, иссохло сердце мое, и даже забывал я вкушать хлеб мой.

6548 От непрестанных стенаний моих присохла кость моя к плоти моей.

7549 Уподобился я птице пустынной, был я как филин в ночи на развалинах.

8 Бодрствовал я и был как птица одинокая на кровле.

9550 Всяк день поносили меня враги мои и те, кто прежде хвалили меня, клятвенно от меня отрекались.

10551 Пепел ел я с хлебом и воду пил со слезами,

11552 Удрученный гневом Твоим и яростью Твоей, ибо Ты вознес меня, но затем низверг.

12553 Дни мои, словно тень, канули, и я, будто сено, иссох.

13 А Ты, Господи, вовеки пребываешь, и помнят Тебя из рода в род.

14554 Ты восстанешь и явишь милость Сиону, ибо время явить милость, уже пришло время!

15555 Ибо возлюбили рабы Твои камни Сиона, и даже прах его дорог сердцу их.

16556 И устрашатся народы имени Господа, и цари земные – славы Его;

17557 Ибо Господь воздвигнет Сион и явится в славе Своей.

18 Услышал Он молитву смиренных, не отверг моления их.

19 Да возвестится это поколениям грядущим, и потомки наши восхвалят Господа;

20 Ибо Он приклонился с высоты святой Своей, Господь с Небес на землю воззрел;

21558 Услышит Он воздыхания пленников, развяжет узы сыновей убитых отцов.

22 И возвестится на Сионе имя Господне, прославят Его в Иерусалиме,

23559 Когда соберутся воедино народы и цари служить Господу.

24 Говорил я Богу, когда был в полноте сил своих: «Поведай мне, много ли еще осталось дней жизни моей.

25 Не отними жизнь мою на половине лет моих!» Неисчислимы годы Твои!

26560 В начале Ты, Господи, сотворил землю, и дело рук Твоих – небеса.

27561 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся;

28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут.

29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде.

Псалом Давида, 102.562

1563 Благослови, душа моя, Господа, благослови, сердце мое, имя святое Его!

2564 Благослови, душа моя, Господа и не забывай даров благих Его!

3565 Очищающего от беззаконий тебя, исцеляющего все недуги твои,

4 Избавляющего от погибели жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами,

5566 Исполняющего благие желания твои. Обновится, подобно орлиной, юность твоя!

6567 Творит милость Господь и правый суд всем обиженным;

7568 Открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – веления Свои.

8569 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив,

9 Не вечно гневается Он и неприязни Своей полагает конец.

10 Не по беззакониям нашим сотворил Он нам и не по грехам нашим воздал нам.

11 Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его;

12 Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.

13570 Как милует отец сыновей, так помиловал Господь боящихся Его.

14571 Ибо Он знает творение Свое, помнит, что мы прах земной.

15572 Человек! Как трава, дни его, как цветение полей, отцветет он;

16 Ибо дух отлетит от него, и не станет его, и уже не узнает он селения своего.

17573 Милость же Господня во все века на боящихся Его,

18574 И правда Его на сыновьях сынов, тех, что хранят завет Его, помнят заповеди Его и соблюдают их.

19575 Господь на Небесах воздвиг Престол Свой, И Царству Его все подвластно.

20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силой Его, внемлющие гласу Его и творящие волю Его!

21 Благословите Господа, все Небесные силы Его, слуги Его, творящие волю Его!

22 Благослови Господа, все, сотворенное Им, повсюду, где владычествует Он! Благослови, душа моя, Господа!

Слава:

Псалом Давида, о бытии мира, 103.576

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, безмерно величие Твое! Великолепием и славою облекся Ты.

2577 Одеваешься Ты светом, словно ризою, простираешь небо, как шатер кожаный;

3578 Покрываешь водами высоты Свои, на облаках совершаешь восхождение Свое, шествуешь на крыльях ветра;

4579 Ты сотворил духов Своих – Ангелов, и облек слуг Своих в пламя огненное.

5580 Незыблемо утвердил Ты землю; не уклонится от пути своего вовеки.

6581 Бездна, словно риза, одеяние ее; на горах станут воды.

7582 От угрозы Твоей побегут, гласа грома Твоего убоятся;

8 Вздымаются волны горами и падают вниз, куда предназначил Ты им.

9 Ты положил предел, воды не перейдут его, не затопят они землю.

10583 Направляешь потоки в дебри, среди гор текут воды.

11584 Напоют они зверей полевых, утолят онагры жажду свою.

12 У воды птицы небесные обитают; среди скал подают голос.

13 Напояешь Ты горы с высот Своих; плодами дел Твоих насытится земля.

14 Произрастает трава для скота, и злаки на пользу человеку, да принесет ему хлеб земля;

15 И вино веселит сердце человека, и лицо его сияет, как помазанное елеем, и хлеб сердце человека укрепит.

16 Напьются влаги деревья среди полей, кедры ливанские, насажденные Тобой;

17585 Там птицы обитают, гнездо аиста высится над ними.

18 Горы высокие – прибежище оленей, скалы – приют зайцев.

19586 Сотворил Ты луну для указания времен; солнце знает час захода своего.

20 Простираешь мрак, и настает ночь, и во тьме бродят звери дубравные;

21 Молодые львы рычат, алчут добычи и просят у Бога пищи себе.

22 Воссияет солнце, и возвратятся они, в логова свои залягут.

23 Выйдет человек на дела свои, на деяния свои до вечера.

24 Как величественны дела Твои, Господи! Как премудро Ты все сотворил! Населили землю создания Твои.

25587 Вот море великое и пространное; там гадам нет числа, рыбам малым и великим;

26 Там корабли плавают, там змей, сотворенный Тобой, чтоб веселился в море.

27 Все ждут от Тебя, что даруешь им пищу во время свое.

28 Подаешь Ты им, и принимают; простираешь руку, и все насыщаются благами;

29588 Отвратишь лицо Твое, и придут в смятенье; отнимешь дыхание у них, и исчезнут, и в прах земной возвратятся;

30589 Пошлешь Духа Твоего, и возникнут иные твари, и Ты обновишь лицо земли.

31590 Да будет слава Господу вовеки! Возрадуется Господь о делах Своих.

32 Взирает Он на землю, и сотрясается она; прикоснется к горам, и дымятся.

33 Воспою Господу во все дни жизни моей; пою Богу моему, доколе я есть.

34 Да будет угодна Ему молитвенная беседа моя, а я возвеселюсь о Господе!

35 Да исчезнут грешники с лица земли и беззаконники, да не будет их! Благослови, душа моя, Господа!

Слава:

Аллилуиа, 104.591

1592 Прославляйте Господа и призывайте имя Его, возвестите народам деяния Его!

2 Воспойте Его и пойте Ему; поведайте чудеса Его!

3 Хвалитесь именем святым Его! Да возрадуется сердце ищущих Господа!

4 Ищите Господа и укрепляйтесь, ищите Его непрестанно!

5593 Вспоминайте чудеса, сотворенные Им, знамения Его и приговоры уст Его!

6 Потомство Авраама – верные рабы Его, сыны Иакова – избранники Его.

7 Он Господь Бог наш; вершит Он суд по всей земле.

8594 Вовеки помнит Он завет Свой, слово, что заповедал Он тысячам родов,

9595 Что завещал Он Аврааму, в чем клятву давал Исааку;

10 И вменил Он клятву Свою Иакову в повеление, Израилю – в завет вечный,

11596 Говоря: «Тебе дарую землю Ханаанскую, удел и наследие твое!»

12597 Когда были они еще в малом числе, в малых силах, были пришельцами на той земле,

13 И переходили от племени к племени, от одного царства к другому народу,

14598 Никому не давал Он их в обиду и обличал царей, угнетателей их:

15 «Не прикасайтесь к помазанникам Моим и пророкам Моим не делайте зла!»

16599 И призвал Он голод на землю их; всякий хлебный злак истребил.

17600 Послал перед ними человека; в рабство продан был Иосиф.

18601 Сдавили оковы ноги его, железо вонзилось в тело его.

19602 Но вот сбылось толкование его; слово Господне озарило его.

20603 Послал царь слуг расторгнуть цепи его, властитель народа освободил его.

21 Поставил его правителем дома своего и начальником над всеми владениями своими,

22 Чтоб вразумлял Иосиф вельмож царя, как вразумил его самого, и чтоб старейшин его умудрял.

23604 И вошел Израиль в Египет, Иаков поселился на земле Хамовой.

24 И приумножил Господь народ Свой, и стал он сильнее врагов своих.

25 Склонил Он сердца египтян возненавидеть народ Его, коварство учинить рабам Его.

26 Послал Он Моисея, раба Своего, Аарона, избранника Своего;

27 Поведал им о грядущих знамениях Своих и чудесах на земле Хамовой.

28605 И навел Он тьму и мрак на египтян, ибо отвергли они слова Его.

29 Обратил воды их в кровь и уморил рыбу в них.

30 Вскипела земля их жабами, проникали они даже в сокровищницы царей.

31 Повелел, и налетели песьи мухи и вредные мошки во все пределы их;

32 Наслал на них вместо дождей град и огонь, опаляющий землю их;

33 И поразил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил все деревья в пределах их.

34 Повелел, и появились саранча и гусеницы, не было им числа;

35 И съели всю траву на земле их, и пожрали все плоды земли их.

36 И поразил Он всякого первенца на земле их, начатки всех трудов их.

37606 И вывел народ Свой, обогащенный серебром и золотом; и не было в их коленах больных.

38 Обрадован был Египет уходом их, ибо страх пред ними напал на него.

39607 Распростер Господь облако, как покров над ними, и послал огонь, да светит им ночью.

40 Просили они, и налетели перепела, и хлебом небесным насытил Он народ Свой;

41 Разверз Он камень, и потекли воды, потекли в пустыне безводной реки;

42608 Ибо Он помнил слово святое Свое, сказанное Аврааму, рабу Его.

43 И вывел Он народ Свой в радости, избранников Своих в веселии.

44 И даровал им земли язычников, плоды труда народов унаследовали они,

45 Чтоб сохраняли повеления Его и закон Его соблюдали.

Слава:

* * *

545

Пятый из семи покаянных псалмов (см. пс. 6:31, 37, 50, 129, 146). Псалом делится на две части. В первой (ст. 2–12) Псалмопевец со стоном взирает сам на себя, живописует внешние признаки своего горя, свое одиночество, напоминая этим праведного Иова; свою беду он воспринимает как кару Божию, как гнев Божий. Во второй части (ст. 13 и след.) место самоуничижения заступает восторженный гимн Богу: измученный человек поет теперь о дивном величии Божием, о милости и близости Бога к Своему народу, о Его славе среди всех племен, о его вечности и силе.

546

Ст. 3. Не отвращай лица Твоего... приклони ко мне ухо Твое – образные выражения, взятые из обихода человеческих жестов, придают мольбе Псалмопевца наглядность и напряженность, они превращают просьбу услышь меня в заключительное из трех последовательных действий: обрати внимание, напряги слух, слушай.

547

Ст. 5. ...забывал я вкушать хлеб мой – потерял желание вкушать пищу; похожий образ, олицетворяющий горе, – см.: Иов 33:20; в христианской традиции под хлебом понимается слово Божие, которым питается сердце и без которого сердце засыхает.

548

Ст. 6. ...присохла кость моя – букв. «кость прилипла к плоти»; тот же образ – см.: Иов 19:20.

549

Ст. 7. ...птице пустынной... как филин – Псалмопевец говорит о своем одиночестве и сравнивает себя с птицами, которые по Закону Моисееву считались нечистыми (см.: Втор. 14:12–18); ...птице пустынной –пеликану.

550

Ст. 9. В этом стихе звучит пророчество об отречении апостола Петра (см.: Мф. 26:33–75).

551

Ст. 10. Пепел ел – метафора, означающая, что горе и страдания стали пищей Псалмопевца; пепел считался символом траура и горя (см.: Есф. 4:1; Иов 2:8; Иер. 6:26; Иез. 27:30), а также унижения и раскаяния (см.: Иов 42:6; Дан. 9:4).

552

Ст. 11. Псалмопевец признает, что гнев Божий постиг его за грехи.

553

Ст. 12. ...словно тень – жизнь сравнивается с исчезающей вечерней тенью (см.: Иов 8:9); ...будто сено, иссох – приближается конец жизни.

554

Ст. 14. Надежда на то, что Бог вмешается в судьбу Своего народа и поможет ему, постоянно звучит у Пророков (см.: Ис. 30:18; 49:13; Иер. 30:18); ...Сиону – Иерусалиму; св. отцы объясняют этот стих как пророчество о Церкви.

555

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен.

556

Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19. Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу.

557

Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской.

558

Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих.

559

Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5; Мих. 7:12; Зах. 14:16). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов.

560

Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12).

561

Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4.

562

В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии.

563

Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [Втор. 5:5]).

564

Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор. 8:14), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11).

565

Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни.

566

Ст. 5. ...Обновится, подобно орлиной, юность твоя! – похожий образ см.: Ис. 40:31.

567

Ст. 6. Милость ...правый суд – непременные свойства Божии в Библии (см.: Исх. 34:6–7; 2Цар. 22:26; Неем. 9:17; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1).

568

Ст. 7. ...пути – заповеди, данные Моисею Богом на Синае (см.: Исх. 20).

569

Ст. 8. Ср.: Исх. 34:6.

570

Ст. 13. В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ – сыновьями Бога (см.: Исх. 4:22–23; Втор. 14:1; 32:6; Ис. 1:2; 45:11).

571

Ст. 14. ...прах земной – согласно Библии человек создан из праха земного (см.: Быт. 2:7).

572

Ст. 15. Сравнение с травой подчеркивает краткость человеческой жизни.

573

Ст. 17. С этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:50).

574

Ст. 18. Этот стих перекликается с Втор. 7:9. О Завете Бога со Своим народом см.: Втор. 29:12–14, см. также примеч. к пс. 24:10; о заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай, см.: Исх. 20–23.

575

Ст. 19. ...на Небесах... Престол – ср.: Ис. 66:1.

576

В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия (Быт. 1) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю.

577

Ст. 2. Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1–5). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22).

578

Ст. 3. Вспоминается второй день творения (см.: Быт. 1:6–8).Тот же образ шествия Господа на облаках – см.: Ис. 19:1; Дан. 7:13.

579

Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2.

580

Ст. 5–18. Вспоминается третий день творения (см.: Быт. 1:9–13).

581

Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом.

582

Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом.

583

Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека.

584

Ст. 11. ...онагры – дикие ослы.

585

Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных.

586

Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных.

587

Ст. 25. Пятый день творения (см.: Быт. 1:20–23).

588

Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

589

Ст. 30. Постоянное возобновление жизни – в руках Божиих.

590

Ст. 31–35. Заключительное славословие Богу.

591

Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину.

592

Ст. 1–15. Эти стихи почти дословно совпадают с псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:8–22).

593

Ст. 5. Речь идет о чудесных событиях, сопровождавших исход древних евреев из Египта; ...приговоры уст Его – то, что Бог говорил Моисею (см.: Исх. 6:6–8; 7:1–5; 12:1–20).

594

Ст. 8. ...завет Свой – здесь и в последующих стихах речь идет об обещании Господа дать потомкам Авраама во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 15:18–21; 17:1–21).

595

Ст. 9. ...клятву давал Исааку – см.: Быт. 26:2–5.

596

Ст. 11. ...землю Ханаанскую – первоначальное обозначение Финикии, а затем и всей Палестины.

597

Ст. 12–13. Авраам и его ближайшие потомки были полукочевниками.

598

Ст. 14. Никому не давал Он их в обиду – ср., например, эпизод с Авраамом в Египте (см.: Быт. 12:10–20).

599

Ст. 16–22. Вспоминается судьба Иосифа (см.: Быт. 37:28–41, 44). Ст. 16. См.: Быт. 41:54; ...хлебный злак – букв. «опору хлеба».

600

Ст. 17. Послал перед ними человека – Иосифа, которого задолго до этого братья продали в рабство (см.: Быт. 45:5–7).

601

Ст. 18. Вспоминается пребывание Иосифа в египетской тюрьме (см.: Быт. 39:20). Сдавили оковы – букв. «унизили ноги в его оковах, душа прошла сквозь железо».

602

Ст. 19. Речь идет о снах, которые сумел разгадать Иосиф (см.: Быт. 40:5–23).

603

Ст. 20. Узнав о способности Иосифа толковать сны, фараон освободил его из тюрьмы (см.: Быт. 41:14).

604

Ст. 23–45. Вспоминается переселение семейства Иакова (Израиля) в Египет и исход древних евреев из Египта (см.: Быт. 46Исх. 1–14). Землей Хамовой называли Египет.

605

Ст. 28–36. Перечисляются бедствия (казни), которые навел Бог на египтян за нежелание фараона отпустить евреев (см.: Исх. 7:20–12, 29).

606

Ст. 37–38. См.: Исх. 12:35, 33.

607

Ст. 39–41. Вспоминаются благодеяния Бога Своему народу во время странствования его по пустыне (см.: Исх. 13:21–22; 16:13–18; 17:1–6).

608

Ст. 42. См.: Быт. 22:16.


Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер

Комментарии для сайта Cackle