Кафизма шестнадцатая
Псалом Давида, 109.650
1651 Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих!»
2652 Жезл власти дарует Тебе Господь с высот Сиона, и господствуй над врагами Твоими!
3653 Ты явишь могущество в день славы Твоей, в сиянии святых Твоих. «Из чрева Моего до зари мироздания рожден Ты».
4654 Клялся Господь и не отречется от слов Своих: «Ты священник навеки по чину Мелхиседекову!»
5655 Господь пред Тобою низверг царей в день гнева Своего;
6 Судить будет Он народы, устелит землю телами павших, сокрушит головы врагов Своих;
7656 Из потока на пути Своем будет пить; и высоко поднимет Он чело Свое.
Аллилуия, 110.657
1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете и сонме праведных.
2 Великие дела Господни, прекрасны все деяния Его;
3 Слава и великолепие присущи делам Его, и правда Его живет вовеки.
4658 Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и щедр Господь.
5659 Пищу даровал боящимся Его; помнит вечно завет Свой;
6660 Могущество Свое явил Он народу Своему, даровал ему достояние язычников.
7661 Дела рук Его исполнены истины и правды, непреложны заповеди Его,
8 Утверждены навеки, сотворены по истине и правде.
9662 Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой. Свято и грозно имя Его.
10 Начало премудрости – страх пред Господом; всем, кто живет в ней, разум светлый дарован. Слава Божья пребывает вовеки.
Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111.663
1 Блажен муж, боящийся Господа, возлюбил он заповеди Его.
2664 Сильны будут на земле потомки его, род праведных благословен будет;
3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает из века в век.
4665 Воссиял во тьме свет праведным. Милостив и щедр праведник.
5 Добрый щедро дает взаймы; будет оправдан он на Суде и вовеки не поколеблется.
6 Навеки памятен будет праведник.
7 Дурной молвы не убоится он.
8666 Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не устрашится он, взирая на врагов своих.
9667 Расточил он имущество свое, раздал убогим; правда его пребудет из века в век; достоинство его вознесется в славе.
10 Грешник увидит это и разгневается, зубами своими скрежетать будет он и чахнуть; надежды его погибнут.
Слава:
Аллилуия, 112.668
1 Восхваляйте, отроки, Господа, восхваляйте имя Господне!
2669 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки!
3670 От востока до запада да восхвалят имя Господне.
4671 Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес.
5 Кто подобен Господу Богу нашему? Он на высотах живет,
6 И взирает на смиренных на небесах и на земле.
7672 Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого,
8 И посадит его с князьями, с князьями народа Своего;
9673 Поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих.
Аллилуия, 113.674
1675 По исходе Израиля из Египта, рода Иаковлева из страны варваров,
2676 Стала Иудея святыней его, Израиль – областью его.
3677 Море, увидев, отхлынуло, Иордан возвратился вспять;
4678 Горы взыграли, точно овцы, и холмы, точно ягнята.
5679 Что стало с тобой, море, что отхлынуло ты, и что стало с тобой, Иордан, что возвратился ты вспять?
6 Что взыграли вы, горы, точно овцы, а вы, холмы, будто ягнята?
7680 От взора Господня поколебалась земля, от взора Бога Иаковлева;
8681 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод.
9682 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей!
10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?»
11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил.
12683 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих;
13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят;
14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют;
15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей.
16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них!
17684 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.
18685 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.
19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.
20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов,
21 Благословил боящихся Его, малых и великих.
22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим!
23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли.
24686 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим.
25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад;
26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки!
Аллилуия, 114.687
1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое,
2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его.
3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне.
4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш.
5688 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня.
6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе!
7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения.
8 Угождать буду Господу на земле живых.
Слава:
Аллилуия, 115.689
1690 Веровал я и говорил себе: «Смирился я глубоко».
2 Сказал я в исступлении моем: «Всяк человек лжив!»
3 Чем воздам я Господу за все, что даровал Он мне?
4691 Чашу спасения приму и имя Господне призову;
5692 Обеты, что дал я Господу, исполню пред всем народом Его.
6693 Честна пред Господом смерть праведников Его.
7694 О Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей! Расторг Ты узы мои.
8 Тебе принесу жертву хвалою и имя Господне призову.
9695 Обеты, что я дал Господу, исполню пред всем народом Его,
10696 Во дворах дома Господня, в ограде твоей, Иерусалим!
Аллилуия, 116.697
1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди!
2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки!
Аллилуия, 117.698
1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и навеки милость Его!
2699 Да скажет так дом Израилев: Он благ, и навеки милость Его.
3 Да скажет дом Ааронов: Он благ, и навеки милость Его.
4 Да скажут боящиеся Господа: Он благ, и навеки милость Его.
5700 В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня и даровал сердцу моему простор.
6701 Господь подает мне помощь, и я не устрашусь: что сотворит мне человек?
7 Господь подает мне помощь, и я буду взирать без страха на врагов моих.
8 Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека;
9 Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей.
10702 Все народы окружили меня. Но именем Господним боролся я с ними.
11 Обступали, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними.
12 Окружили меня, будто пчелы соты, и яростью пылали, точно огонь в терновнике, но именем Господним боролся я с ними.
13 Низринут был я и едва не упал, но Господь поддержал меня.
14703 Крепость моя Господь, Его воспеваю, и был Он мне во спасение.
15704 Клики радостные спасенных слышны в обителях праведников: десница Господня явила силу.
16 Десница Господня вознесла меня, десница Господня явила силу.
17 Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни.
18 Наказывая, поучал меня Господь, смерти же не предал меня.
19705 Отверзите мне врата правды! Войдя в них, я прославлю Господа.
20 Вот врата Господни; только праведники войдут в них.
21706 Прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.
22 Камень, что отвергнут был строителями, встал во главу угла;
23 От Господа был он, и дивен взорам нашим.
24707 Сей день сотворен Господом, возрадуемся же и возвеселимся!
25708 О Господи, спаси нас! О Господи, поспеши помочь!
26709 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня!
27710 Бог наш Господь, и явился Он нам. Соберитесь во множестве на праздник в храме перед жертвенником!
28 Ты Бог мой, и прославлю Тебя; Ты Бог мой, и превознесу Тебя; прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.
29 Прославляйте Господа, ибо Он благ и навеки милость Его!
Слава:
* * *
Мессианский псалом, пророчествующий о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.
Ст. 1. Этот стих цитируется Евангелистами (см.: Мк. 12:36; Лк. 20:42–43), а также в Деяниях святых апостолов (см.: Деян. 2:34–35) и в Посланиях (см.: Евр. 1:13). ...Сиди справа от Меня – образ Господа нашего Иисуса Христа, пребывающего справа от Бога, неоднократно встречается в Новом Завете (см.: Мф. 26:64; Мк. 14:62; Лк. 22:69); вообще, св. отцы этот стих толкуют как пророчество о Восшествии Христа на Небо, под врагами понимаются не признающие Христа иудеи, эллины, еретики и бесы; самый последний враг, подчиняющийся Христу, – смерть (см.: 1Кор. 15:25–26); ...к подножию ног Твоих – древние восточные цари ставили ногу на шею побежденного врага в знак власти над ним (см.: Ис. 51:23).
Ст. 2. Жезл власти – символ силы (ср.: Иер. 48:17). Святые отцы усматривают в этом стихе иносказание о евангельском слове (свт. Афанасий Великий) или о Кресте (свт. Иоанн Златоуст).
Ст. 3. ...в день славы Твоей – пророчество о Пришествии Христа; ...из чрева Моего – по толкованию св. отцов, эти слова произносятся от лица Бога Отца и указывают на то, что у Отца и Сына единое существо и что Сын существует вечно.
Ст. 4. Клялся Господь – выражение, употребляемое Пророками, подчеркивающее непреложность того, что сказано Богом (ср.: Ис. 14:24; Иер. 22:5); ...по чину Мелхиседекову – священник Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима), вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином и благословил его (см.: Быт. 14:18–19). Мелхиседек прообразует собою Господа нашего Иисуса Христа, ибо он священник, предлагающий хлеб и вино (прообраз Тайной вечери) и не имеющий начала и конца, поскольку в Библии ничего не сообщается о его жизни.
Ст. 5. ...в день гнева Своего – в день Страшного Суда (см.: Ис. 13:9–13).
Ст. 7. Из потока на пути Своем будет пить. Поток – искушения; ...поднимет Он чело Свое – жест победителя. Пророчество о земном унижении и прославлении через Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104.
Ст. 4. Памятными соделал чудеса Свои – хранить память о чудесах, которые Бог совершил ради Своего народа, считалось священной обязанностью древних евреев: для вечного воспоминания о том, как Бог вывел древних евреев из Египта, было установлено празднование Пасхи (см.: Исх. 12:14; 13:8).
Ст. 5. ...завет Свой – Бог установил Завет с Авраамом, обещая размножить его потомство и отдать ему во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 17:1–8; 22:17–18). Пророчество о потомке Авраама Господе нашем Иисусе Христе, Который приносит благословение всем народам.
Ст. 6. ...достояние язычников – земля Ханаанская, отвоеванная у различных племен.
Ст. 7. ...заповеди Его – см.: Исх. 20–23.
Ст. 9. Этот стих, исторически относящийся к освобождению древних евреев от египетского рабства, св. отцы относят к Новому Завету и к новому народу Божию -христианам.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Пс. 111 построен как параллель к пс. 110 и дополняет его: в пс. 111 возносится благодарение Богу за Его благодеяния, в пс. 111 прославляется богобоязненный человек.
Ст. 3. Слава и богатство считались Божиим благословением за богоугодную жизнь (см.: Втор. 28:1–5; Притч. 3:9–10; 13, 19; 22:4). В ст. 3 пс. 111 – своеобразный параллелизм к ст. 3 пс. 110.
Ст. 4. ...свет – св. отцы подразумевают под этим словом Господа нашего Иисуса Христа; Милостив и щедр – ср.: Пс. 110:4; Притч. 14:21–22.
Ст. 8. ...врагов своих – св. отцы под врагами подразумевают бесов.
Ст. 9. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 9:9); ...достоинство – букв. «рог», символ силы и гордости.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 112 воспевается всеобъемлющее величие Бога: слава Его не знает границ ни во времени (ст. 2), ни в пространстве (ст. 3). Она простирается над всеми народами (ст. 4); это величие проявляет себя и в том, что Бог возвышает самых отверженных, нищих и убогих. Этот псалом – пророчество о вселенском характере Христианской Церкви и призвании к Богу всех народов, об обращении язычников в христианство.
Ст. 2. Свт. Иоанн Златоуст понимает этот стих как призыв к добродетельной жизни – благодаря ей благословляется имя Господне.
Ст. 3. Этот стих перекликается с Мал. 1:11. Святые отцы понимают его как пророчество о призвании язычников в Церковь Христову, о распространении христианства по всей земле.
Ст. 7–8. Эти стихи перекликаются с молитвой Анны, матери Самуила (см.: 1Цар. 2:8). Возвышает Он над землей... – букв. «поднимает с земли»; ...из грязи – букв. «из навоза». Святые отцы понимают под нищим народ, призванный из язычников, под грязью – нашу тленную природу и видят в этих стихах свидетельство о власти и силе Бога изменять природу, возвышать ее; о том, какая слава ждет язычников, обратившихся в христианство.
Ст. 9. ...неплодную – бесчадие считалось проклятием Божиим (см.: Быт. 20:17–18). С этим стихом перекликается Ис. 54:1. Святые отцы понимают под неплодной множество языческих народов, не приносивших духовного плода до того, как они приняли христианство и стали духовным домом, в котором обитает Господь, стали матерью многих спасенных верою о Господе нашем Иисусе Христе.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме Бог прославляется за чудеса, явленные народу после его исхода из Египта, сила и величие Бога древних евреев подчеркиваются сопоставлением Его с бессильными идолами, которым поклоняются другие народы. Пс. 113 разделен в евр. тексте на два псалма: 1) пс. 113:1–8 и 2) пс. 113:9–26.
Ст. 1. ...рода (букв. «дома») Иаковлева – речь идет о древнееврейском народе, который носил имя своего родоначальника Иакова (Израиля); ...страны (букв. «народа») варваров – варварами назывались народы, говорившие на незнакомом языке.
Ст. 2. ...Иудея – территория, которой владели потомки Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова; на ней был расположен Иерусалим. В данном контексте слова Иудея и Израиль употреблены, вероятно, как синонимы. Разделение единого Израильского царства на Иудею и Израиль произошло в конце X в. до Рождества Христова при Ровоаме, сыне Соломона (см.: 3Цар. 12:19).
Ст. 3. Вспоминается переход через Красное море (см.: Исх. 14:21–22) и перенесение Ковчега Завета через р. Иордан (Нав. 3:14–17). В Православной Церкви этот стих поется как прокимен и антифон праздника Богоявления.
Ст. 4. Вспоминается явление Бога Моисею на горе Синай (см.: Исх. 19:18).
Ст. 5. В Православной Церкви этот стих поется как антифон праздника Богоявления.
Ст. 7. От взора (букв. «от лица») – от присутствия.
Ст. 8. Речь идет о чуде в пустыне Син, когда по повелению Бога Моисей ударил жезлом о скалу и из камня потекла вода (см.: Исх. 17:5–6; Чис. 20:11).
Ст. 9. Противопоставление своего недостоинства и милости Божией перекликается с молитвой пророка Даниила (см.: Дан. 9:18).
Ст. 12. Описание того, как художник делает идола, находим у пророка Исаии (см.: Ис. 40:19–20; 44:9–20).
Ст. 17. Дом Израилев – народ, потомки Израиля.
Ст. 18. Дом Ааронов – священники, потомки Аарона, брата Моисея.
Ст. 24. ...сынам человеческим – людям.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В евр. тексте пс. 114 и 115 объединены в один псалом.
Ст. 5. ...младенцев – букв. «несмысленных», отсюда синодальный перевод: «простодушных».
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104.
Ст. 1. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 4:13).
Ст. 4. Чашу спасения – чаша была одним из священных предметов в храме, из нее совершалось благодарственное возлияние (см.: Исх. 37:16). Этот стих прообразует, с одной стороны, мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа, с другой – евхаристическую Чашу, из которой Господь наш Иисус Христос дал пить Своим ученикам на Тайной вечере (см.: Мф. 26:27). Этот стих вошел в чин православного богослужения в качестве запричастного стиха в Богородичные праздники.
Ст. 5, 9. Обеты – соответствующее греч. слово имеет два значения: «обеты» и «молитвы».
Ст. 6. Этот стих вошел в православное богослужение в качестве прокимна.
Ст. 7. ...сын рабыни – Твой слуга, последний из Твоих слуг; ...Расторг Ты узы мои – освободил от смерти.
Ст. 5, 9. Обеты – соответствующее греч. слово имеет два значения: «обеты» и «молитвы».
Ст. 10. Во дворах дома Господня – во дворе Иерусалимского храма.
Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется в Послании к Римлянам (см.: Рим. 15:11).
Мессианский псалом. Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме возносится ликующая хвала и благодарение Богу. Упоминаемые в псалме подробности заставляют вспомнить время, когда вернувшиеся в Иерусалим после указа царя Кира (538 г. до Рождества Христова) вавилонские пленники восстанавливали свой город и святилище. Псалом перекликается с пс. 114 и поется как бы от лица группы верующих, шествующих к храму. Многие стихи этого псалма входят в чин православного богослужения. Из стихов 27, 26, 1, 11, 17, 22 составлена торжественная молитва – одно из песнопений утрени.
Ст. 2–4. Эти стихи близки к ст. 17–19 пс. 113. Под боящимися Господа толкователи понимают прозелитов – иноплеменников, принявших Моисеев Закон; таким образом, к прославлению Бога призывается весь народ в целом.
Ст. 5. ...простор – в этом слове толкователи видят намек на освобождение древних евреев от плена.
Ст. 10. ...народы – внешние враги. В Книге Неемии рассказывается, с каким напряжением сил и при какой угрозе со стороны неприятелей жители заново отстраивали разрушенную стену Иерусалима (см.: Неем. 3–6).
Ст. 15–17. Прославление победы.
Ст. 19–20. ...врата правды... врата Господни –ворота, в которые входит праведник – ср. у пророка Исаии: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину» (Ис. 26:2). Слова этого стиха произносит группа верующих, которая подошла к храму, в ответ люди слышат слова священника (ст. 20).
Ст. 22. Камень – прообраз Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; 1Пет. 2:7; Еф. 2:20). Образ камня – твердого основания, которое положено Богом во главу угла на Сионе, находим также у пророка Исаии (см.: Ис. 28:16).
Ст. 24. Этот стих входит в православное молитвословие Светлой седмицы.
Ст. 25. ...спаси нас – евр. «осанна».
Ст. 26. Подобными словами священник благословлял входящих в храм (см.: Чис. 6:24–26). Благословен грядущий во имя Господне! – этим восклицанием народ встречал Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме за пять дней до Его распятия (см.: Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38). Эти слова вошли в текст Евхаристического канона Православной Церкви.
Ст. 27. ...перед жертвенником – букв. «к рогам жертвенника». В ветхозаветном храме (скинии) на каждом из четырех углов жертвенника был рог (см.: Исх. 27:2).