Глава 7. Службы в честь икон Божией Матери
Группа праздников в честь икон Божией Матери состоит из восьми дней памяти, отмеченных службами в Минеях. Два дня, посвященные Казанской иконе, при разных поводах празднования имеют одну и ту же службу, также трижды в году повторяется одна и та же служба для Владимирской иконы. Таким образом, по существу, в группу эту входят всего пять отдельных служб.
Служба Смоленской иконе
Служба Смоленской иконе Богоматери-Одигитрии известна у нас с XVI века.639 Икона принесена на Русь в 1046 году черниговскому князю Всеволоду Ярославовичу.640 Эта икона – список с цареградской Одигитрии-Путеводительницы, писанной, по Преданию, евангелистом Лукой.
Наша служба 28 июля представляет мало самостоятельного: в ней много заимствований и подражаний текстам чинов и последований, уже бывших в церковном употреблении на разные случаи. Стихира [на] «Господи, воззвах», на «Славе» – из чина Малого освящения воды [«Еже радость Ангелом приимшая»]; Богородичен – из Октоиха [«Владычице, приими молитву раб Твоих» (глас 8)]; на литии – слегка измененные стихиры [на стиховне] Сретению;641 стихира по 50-м псалме – из Октоиха («Не ввери мя человеческому предстательствуй); оба тропаря – из того же чина освящения воды; кондак – «Предстательство христиан». Остальные стихиры весьма схожи с каноном Игнатия (инока IX века), надписание имени которого стоит в нашей Минее – как в этой, так и в службах Казанской иконе 8 июля и 22 октября.642 Празднование иконе Одигитрии совершалось во вторник на Пасхальной неделе, как затем в этот день совершалось и празднование Иверской иконе на Афоне и в Москве.643 Греческие Минеи не сохранили ни одной службы празднования иконам Богоматери. Такие празднования – наша русская особенность, и, казалось бы, поэтому русскому творчеству представлялось поле для самостоятельности. Несмотря на это, наша служба составлена по уже готовым материалам, заимствованным из особых, не Минейных, греческих последований. Канон инока Игнатия в нашей службе построен по образцу акафиста, с постоянно повторяющимся «Радуйся» после более кратких, чем в акафисте, похвал. По такому же типу написаны и стихиры. Можно думать, что и они писаны иноком Игнатием. Таким образом, наша служба состоит из сложения двух или более отдельных частей Главным ядром являются стихиры и канон инока Игнатия, к которым добавлены, вероятно, на Руси, Богородичны из иных, уже бывших известными последований и чинов. Добавления эти легко переходят затем и в службы другим иконам Богоматери: так, например, все седальны читаются в службе Казанской иконе, более поздней. Вообще, служба Казанской иконе делает заимствования из раннейших служб. В ней, как мы указывали, помещен и канон инока Игнатия, и светилен.
Служба Владимирской иконе
В службе Владимирской иконе (23 июня, 21 мая и 26 августа) самостоятельного материала больше, но все же хвалитные стихиры Владимирской и Смоленской иконам одни и те же. Служба эта, как и служба Казанской иконе (в меньшей мере), связывает прославление ее с историей России, и установления всех трех празднеств имеют основанием события государственного значения: память перенесения иконы из Владимира в Москву при нашествии Тамерлана в 1395 году (26 августа), воспоминание избавления Москвы от нашествия Ахмата Ордынского в 1480 году (23 июня) и празднование избавления ради в 1521 году от нападения крымского хана Махмет Гирея (мая 21).
Икона попадает на Русь в XII веке, в 1155 году св. кн. Андрей Боголюбский берет ее с собой в поход из Вышгорода. Служба же написана была не ранее конца XV века. Хотя и говорится в ней о сретении иконы на Москве, однако трудно предположить за ним самую встречу иконы при перенесении ее из Владимира в 1395 году, так как тексты службы говорят об уже совершившемся избавлении града Москвы (см. тропарь и стихиру по пс. 50) от бывшей опасности: «Пришествием чест наго Ея образа сопротивнии побеждаются, и скиптры царей644 наших утверждаются; нощь упразднися, и день приблизися» (Слава: на Г. В.); «Раби Твои от одержащия нужды избавльшеся, Тебе<, Чистая, > взывают» (стихира 1* [Слава, и ныне:] на стих.); «Да почтится днесь Богомати, <...> победу давшая христолюбивому князю нашему» (светилен). Опасности от агарян (п. 7* [п. 4, тр. 2]) прошли, исмаильтяне низложены, икона возвращается в Москву (см. тропарь и кондак). Правда, есть в службе и молитвенные обращения об избавлении от врагов, еще грозящих граду: «Якоже древле спасла еси Царский град от нахождения поганых, тако и ныне спаси страну Российскую от нахождения вражия, от междоусобныя рати» (стихира 1* [стихира 3] на Г. В.). Переплетаются три мотива: вначале неуверенность, затем радость о победе и, наконец, праздник сретения иконы: «Яко звезда многосветлая взыде от востока к западу» [сед. по 2 стихосл.]. Написана была служба не ко дню самого сретения, а уже в память его, когда икона находилась в Москве: «Яко избавльшеся от злых пришествием <честнаго> Твоего образа, <... > светло сотворяем празднество сретения Твоего» (кондак).
В XV веке составлена была «Повесть о славном чуде Владимирской иконы Божией Матери, или О спасении Москвы от Тамерлана».645 Это избавление и память перенесения и пребывания иконы в Москве, вероятно, и разумеется в текстах нашей службы. Упоминание же о грозящей ныне опасности может относиться ко второму набегу – Ахмата Ордынского. Планы настоящего и прошедшего переплетаются. Нельзя с твердостью сказать, имеет ли служба в виду именно перенесение иконы из Владимира. В истории иконы могло быть перенесение ее из Москвы в более безопасное место, а также возвращение ее из походов, куда имели обычай брать и иконы. Стихира по 50-м псалме приглашает град Москву готовиться «на сретение Девы Богоматере: се бо грядет к тебе светлое великое солнце от врат затворенных. Тма убо скорби твоея отгоняется». Карамзин646 указывает, что празднество установлено было в 1480 года на день 23 июня митрополитом Геронтием. Вернее всего, что к этому времени и надо относить составление службы.647 Автор остается неизвестным. Можно только предположить, что составлялась она не без участия мужа «просвещеннейшего» того времени, архиепископа Ростовского Вассиана Рыло († 1481), примирителя вел. кн. Иоанна и братьев его в их усобицах и составителя жития прп. Пафнутия Боровского648 с описанием нашествия «царя Мамотяка <...> со множеством <безбожных> агарян».649
Служба Казанской иконе
Из службы Владимирской иконе сделаны заимствования для службы Казанской, 8 июля и 22 октября: стихира 1 на «Господи, воззвах» (в малой переделке) и полностью все стихиры литии. О явлении иконы будущий патриарх, свт. Гермоген, тогда митрополит Казанский, составил «Повесть» о Казанской иконе Божией Матери650 со службой, писанной в 1594 году.651 В нашей службе два канона: первый – Одигитрии, иеромонаха Игнатия, и второй – к тем же ирмосам, без имени и акростиха, с тропарями, размер которых не считается с ирмосами (преосв. Филарет652 неверно приписывает оба канона иеромонаху Игнатию). По содержанию и стилю канон очень схож со стихирами, насыщенными догматическим содержанием и примечательными по молитвенной настроенности. Они по-русски обширны, как и тропарь, но язык ясен и не загроможден сложными эпитетами и сравнениями. В каноне только два указания на историческую обстановку: «врагов наших дерзость, яже на ны разори, и выя их под нозе верному императору653 нашему низложи» ([кан. 2,] и. 7, тр. 2) и тропарь, уточняющий, что враги уже не поганые агаряне: «Тя и ныне на помощь призываем, Госпоже, не даждь врагом вознестися на люди Твоя, иже Тебе не хвалят, ни Сына Твоего, Богородице, и Твоей иконе не кланяются» ([кан. 2,] п. 8, тр. 4). Интересен седален по песни 3, передающий содержание апокрифа о постройке храма в честь Богородицы апостолами, приходившими просить Ее на освящение. Уйдя с миром, апостолы по возвращении находят написанную красками на стене церкви икону Богоматери. Это своеобразное славянское преломление сказания о Нерукотворном Образе Спасителя.654
Второй праздник в честь иконы, 22 октября, по определению Дмитриевского,655 есть «церковно-политический», связанный с освобождением Москвы от поляков в 1612 году. На этот день целиком повторяется служба 8 июля, писанная в воспоминание явления иконы, бывшего в 1579 году.656 Никаких добавлений по этому поводу эта служба не получила. Составленная митрополитом Гермогеном служба – произведение чисто молитвенное, как и вторая, им же написанная служба святителям Казанским Гурию и Варсонофию.
Служба Тихвинской иконе
Первый канон службы иконе Тихвинской – явлению ее – на 26 июня напечатан и в (*)Супрасльском каноннике. При сличении канона супрасльского с нашим минейным можно отыскать некоторые стилистические поправки, смысла не меняющие и не нарушающие выдержанного в каноне акростиха.657 Явление иконы в Новгородских пределах было в 1383 году. В 1560* [1510] году великий князь Иоанн Васильевич* [Василий Иоаннович] построил вместо сгоревшей церкви Успения каменную в Тихвинской обители.658 В 1614 году заступлением ее от обители бежали осаждавшие ее шведы.659 В 1617 году заключался перед списком иконы Столбовский мир, после чего был установлен на день 26 июня праздник явления иконы.660 Следовательно, написание службы располагается между 1383 и 1617 годами. Данные текста дают основания отнести это написание ко времени после основания обители, несколько раз упоминаемой в службе. В стихирах [2 и 3 на стиховне] и каноне [втором (п. 8, тр. 1)] говорится о событиях при постройке каменоздателями храма, обвалившегося на строивших. Дата, таким образом, должна быть отнесена, как самая ранняя, к 1560 году, когда была основана Грозным и обитель и построен каменный храм. Но позже 1614 года нельзя намечать дату написания,661 так как нет никаких указаний на осаду обители: опустить такой благодарный материал автор не мог бы. Надо отметить, что он пользуется имеющимися у него сведениями умело: он достаточно самостоятелен, что несколько необычно для наших служб. Хорошо зная историю постройки храма, он рассказывает о ряде чудес при ней: кроме спасения три дня пробывших под обвалившейся постройкой здателей ее, он приводит и сказание о человеке «за преслушание Твоего послушание* [повеления] ужасно <...> с главы церковныя» восхищеннаго [кан. 2, п. 6, тр. 1]. В общей форме он обращает молитву о сохранении «от сопротивных нахождения, и от всех навет вражиих святаго дома662 <...>, <и> всех градов и стран христианских» [кан. 1, п. 6, тр. 2]. Особой опасности, касающейся Руси или обители, он не видит.
В каноне он дает и исполняет акростих, но имя свое скрывает. Во втором каноне акростиха нет, однако сходство стиля, мыслей и даже некоторых выражений дает основание думать, что оба канона суть произведения одного и того же писателя. При сличении канонов, однако, видна разница тонов их. Первый – более радостный, торжественный и славящий, даже изредка высокопарный (дважды [п. 6, тр 1; п. 9, тр. 1] в нем встречается слово «аэр», помещенное и в «Славе»* [стихире 7] на «Господи, воззвах»), молитвенные обращения, за редким исключением, – во множественном числе, тогда как второй явно писан в унынии; личная часть в нем выражена ярче и сильнее. Автор как будто даже намекает на то, что он лишен свободы: «Окаянен убо аз<, Всечистая, > и недостоин таковыя ныне благодати, еже Тя видети: но поне в будущем сподоби мя узрети Тя и Сына Твоего усрести грядуща во славе» (кан. 2, п. 5, тр. 2).
В каноне первом – множественное число в обращениях, и они более общей формы «Даждь нам ненаветно небесную шествовати стезю <...>, яко да <...> злокозненнаго путей уклон<ше>ся» (п. 3, тр. 3); «Отягчихомся грехи <...>. Просвети нас и обогати» (п. 5, тр. 2); «Не забуди, Владычице, Твоих рабов сподобити в будущем веце избранных радости» (п. 9, тр. 4).
Сродство стиля и повторение мыслей, сближающие каноны, можно видеть из следующих сопоставлений:
«Витийствующих уста никакоже возмогают исповедати, мы же, грубии, что возглаголем?» (кан. 1, п. 7, тр. 2); «Проста пути по аэру светоприятному икона Твоя <, Владычице, > стезю проходящи, богодвижимо и светолепно неизследимы стези творящи» ([кан. 1,] п. 9, тр. 1).
«Принесох Ти препростое сие <, Всепетая, > пение: понеже груб есмь многогрешный, <...> но <...> не возгнушайся, <Царице, > приими сие и спаси мя» (кан. 2, п. 9, тр. 4). Этот тропарь повторяет не только слова тропарей первого канона – он отчасти передает акростих первого канона, составленный до песни 9 побуквенно и в песни 9 словами О БЛАГОДАТНАЯ! ТЫ ОБЛАГОДАТИ МИ ПРЕ«проста слова песнь» (заключенное в кавычки дополняет буквенный акростих словами, помещенными в начале тропарей). Такой словесный узор акростиха был на Руси применяем с легкой руки того же иеромонаха Пахомия Сербина.
Приведенный нами тропарь 2 песни 5 канона второго говорит о невозможности автора видеть икону. Стиль канона, с другой стороны, обнаруживает в нем человека высшего класса, образованного и начитанного. Одним из возможных авторов службы можно назвать кн. Симеона Шаховского,663 содержавшегося в Чудовом монастыре за политические какие-то дела и четвертый брак. Он написал похвальное слово святителям Московским, им же канон, слова похвальные двум юродивым Устюжским, свв. прав. Прокопию и Иоанну, повесть о царевиче Димитрии, «Записки о своих страданиях* [несчастиях]» (за 1601–1649 гг.), летопись о царях Иоанне, Борисе и Михаиле Феодоровиче.664
Наш канон первый мог быть им составлен до «страданий»* [«несчастий»] 1606 году, а второй уже в заключении. Князь Шаховской был в Новгороде в ссылке в 1606 году, и с русским ополчением в 1611 году, и новгородскими делами весьма интересовался: см. его службу Софии Новгородской.665
«Повесть о чудесах Тихвинской иконы Божией Матери с описанием некоторых событий 1393–1648 годов и <с пространным> описанием осады Тихвинской обители шведами <в 1613 году>» составил сибирский воевода Феодор Байков* [«сочинение, приписываемое иконописцу Иродиону Сергееву»].666 Часто встречается у нас, что пишущий похвальное слово или повесть составляет и службу святому, о котором пишет. Однако в данном случае трудно предположить, чтобы Байков не использовал для составления службы всего богатого материала о чудесах и осаде обители.667 Служба имеет два ряда стихир на «Господи, воззвах». Первые из них – по-обычному, и часто употребляемому подобну «Киими», вторые же подражательные, по образцу стихир и канона Одигитрии иеромонаха Игнатия. Литийные* [стихира 2 на литии], вставленные позже, взяты из служб Владимирской и Казанской иконам [стихира 3 на литии]. Стихиры на стиховне и хвалитех говорят о тех же событиях, что и каноны: автор их тот же. Можно почесть эту службу творением достаточно самостоятельным.
* * *
Леонид Рукописи Уварова № 633 [. с. 15] Требник нач. XVI в память [–сретение иконы –] на 28 июля
Сергий Месяцеслов], II (1901 г) с. 227].
[Стихира 1 на литии, 28 июля, только в начальных словах («Иже на Херувимех ездяй и певаемый от Серафим») подобна стихире 3 на стиховне Сретению («Носимаго на колеснице Херувимстей и певаемаго в песнех Серафимских»), стихира 2 на литии (отчасти) и стихира 3 на литии (почти полностью), 28 июля, писаны по подобию одной и той же стихиры 1 на стиховне Сретению, стихира 4 на литии, 28 июля, подобна стихире 2 на стиховне Сретению].
Филарет Обзор песнопевцев (1864 г) с. 337–338<*> [(1902 г) § 50 с. 279–280]
Описание явлений чудотворных икон Пресвятыя Богородицы с. 40.
[Было] «князей»
Филарет Духовная литература, I [№ 77 с.] 115
История, VI с. 78*
Строев Рукописи монастырей № CXVI* [№ CXV с. 75] Волоколамского монастыря ркп. XVI века канон сретения иконы на 26 августа, Георгиевский Г. Праздничные службы (1903 г) с. 189(*) [(1995 г) с. 233] московская традиция – крестный ход на 23 июня.
Евгений Словарь писателей духовного чина [, I (1995 г) с. 55]
Филарет Духовная литература, I [№ 103 с.] 152* [с. 153]
Савва, архим. Указатель Синодальной библиотеки [№ 23 с. 149] рукопись, писанная им, находившаяся в Синодальной библиотеке за № 982 [«Повесть и чюдеса Пресвятыя Богородицы, честаго и славнаго Ея явления образа иже в Казани»]
Леонид Рукописи Уварова № 1185 [с. 430] ркп. XVII века с житием свт. Филиппа Московского «с сею рукописью сплетена другая (того же времени) л. 95–174 “Месяца июля в 8 день, повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, иже в Казани Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казаньским <и Астраханьским>, в лето <7102> (1594)<-м году, по явлении ея в 15 лето>”. Впереди служба, в конце чудеса (числом 20), <написано тем же Гермогеном>», Калайдович, Строев Рукописи Толстова с. 470 [–471 Отд. 2 № 337] полууставом XVII века на 177 листах ркп, «принадлежала Казанскому девичьему монастырю, а в 1709 году была прислана из Казани в Богоявленскую церковь села Бисерова, принадлежавшего Московскому Спасо-Андрониеву монастырю». В ней соединены «Служба явлению иконы пресв. Богородицы Казанския», июля 8 повесть об иконе, «Отрывок службы св. Гурию и Варсонофию» и «Вкратце» повесть «о житии и пребывании» свтг Гурия и Варсонофия Рукопись, очевидно, представляет свод творений одного и того же автора – Гермогена митрополита (см. далее [с. 182–186] рассмотрение службы свтт Гурию и Варсонофию), Георгиевский В. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена с. 4 тропарь составлен митрополитом Гермогеном.
Жития святых, X (1892 год) с. 220(*) [(1900 год) с. 158]
Было «царю»
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г)] 11 августа – явление Нерукотворенной иконы Спасителя при императоре Тиверии [(с. 243)(см. то же выше, на с. 55)] 3 мая–Печерская икона «<сама собой образовалась на стене <алтаря> Успенской церкви <в> Киевской Лавре <при создании ее>» [с. 130] 15 мая – Камулианская [икона (с. 144)]
Праздник Казанской иконе [с. 30–31]
Казанская чудотворная икона Божией Матери с 400 до 1649 года праздник совершался только в Казани и Москве. В 1648 году* [«в этом же году», т.е. в 1649] по случаю рождения сына Алексея Михайловича [«дарованного ему 1648 года октября 21 дня»] предписано праздновать по всей России.
Ундольский (Славяно-русская библиография) указывает печатное издание М, 1777 ([с. 250] № 2659) и [СПб,] 1794 ([с. 280–281] № 3095 [№ 3045])
Дебольский Дни богослужения с. 189 [«Усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма < > в 1510 году создан каменный. В 1560 году < > устроен иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича Тихвинский мужской монастырь»]
[Там же с. 191]
Леонид Рукописи Уварова № 1232 [с. 470] сборник XVII века. «В лето 7144 (1636)-го, месяца июня в 26 (день), в пречестней обители пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, на Тихфине, уставися в той день праздновати всечестному святому ея чюдотворному, пречистыя Богородицы образу Одигитрие поновление < > Написано же бысть сие. Сказание < > по благословению и <по> повелению тоя честныа обители духовнаго настоятеля, игумена Герасима, в лето 7144 <(1636)-го>, в двадесять второе лето после Тихфинскаго осаднаго седениа». Перед тем помещено под 15 сентября «Сказание о милости пресвятыа владычица < > како преславно избави обитель свою < > от нашествиа зловерных и поганых Варяг, иже Свияне наричются» Это «поновление» надо понимать, вероятно, как дополнение бывшей в употреблении службы богослужебными чтениями новых сказаний, составленных по благословению игумена Герасима через 22 года по установлении праздника московскими церковными властями как всеобщего [в источнике в 1636 году было поновление образа, составлены сказания и «уставися праздовати». Неясна интерпретация Ф.С.]
Там же повесть об иконе писал и иконописец Иродион Сергеев в 1658 году (№ 1256 [с. 505]). Его же «Служба и чудеса чудотворной иконы <Тихвинския> Божия Матери» (№ 1263 [с. 508])
Храма
Калайдович, Строев Рукописи Толстова с. 512* [с. 511 Отд. 2] № 575* [№ 375/10] ркп. XVII века. В слове похвальном юродивым Прокопию и Иоанну Устюжским кн. С. Шаховской подписался «Дуке» [см. ниже примеч. 5 на с. 237]. Наклонность его к употреблению латинских терминов («аэр») дает некоторое подкрепление в нашем подозрении авторства его в данном случае. Кстати, знакомо ему и исполнение акростиха в службе Софии Премудрости Божией, принадлежащей его авторству, он пользуется им (см. Никольский А. София (1905 г) с. 13–23(*) [(1906 г) Прил. II с. 81–91]). В «Послании к другу» Шаховской жалуется «отлучен от Церкви, лишен лицезрения царского» (см. о нем в экскурсе гл. 13 [на с. 262–281]).
Филарет Духовная литература, I [№ 203 с.]314, преосв. Макарий (История, XI с. 227(*) [VI (1996 год) с. 394]) перечисляет его творения «служба и канон на Положение ризы Господней, канон Софии Премудрости Божией, канон <Христа ради> юродивым Прокопию и Иоанну», Трем святителям Московским, молитвы и акафист прп. Сергию, Платонов Повести о смутном времени [(1888 год) с. 232–233] Шаховской в 1606 году сослан в Новгород и возвратился в Москву в 1608 году, снова сослан в 1610 году [в источнике в 1610 года «изменил царю Василию и отъехал из Москвы в Тушино»]. Службу царевичу Димитрию (см. далее [, на с. 151–152,]) можно относить к этому времени, так же, как и Тихвинской иконе.
В нашем экскурсе в конце книги [с. 276–280]
[Сведения взяты из Филарет Духовная литература, I № 217 с. 331, однако в источнике Феодор Байков, воевода – автор «Путешествия в Китай 1654 г», автор же «Повести о чудесах» – Иродион Сергеев (см. также выше примеч. 2 на с. 132)]
Викторов Описи рукописных собраний № 53 с. 161 в ркпп Кириллова Белозерского* [Новоезерского] монастыря служба Одигитрии, XVII века. В конце рукописи служба и сказание о Тихвинской иконе «7150 (1642) год марта 1-го , сие празднество < > написал бреною своею рукою многогрешный раб Божий, и с сею повестию еже о честнем Ея торжестве, Белоозера посаду Петровской поп Июда Харлампьев сын, а прозвищем Копытов» Июда Харлампиев Копытов был переписчиком. В начале сказания иная подпись «7184 году сие празднество Пресвятыя Богородицы Тихвинские приписано вново с печатных тетрадей приписал (переписал) черной поп Иона, что в мире был поп Июда, Копытов на Новоозерское чюдотворцу Кирилу к прежним тетрадем», Буслаев (Сочинения [гл. 9] Новгород и Москва с. 278–280) отмечает, что явление иконы именно в Новгородских пределах стоит наряду с повестью о Белом Клобуке в Новгородском предании. Падение Рима отмечено передачей Новгороду белого клобука, падение Константинополя – уходом в Новгород же иконы. Князь Шаховской бывал в Новгороде и увлекался новгородскими вопросами (см. [ниже, на с. 262–281,] в его экскурсе, служба Софии Премудрости Божией, на день Успения).