преподобный Роман Сладкопевец

Кондак об отречении Апостола Петра

Содержание

1. Перевод диакона Сергия Цветкова 2. Перевод П.И. Цветкова 3. Перевод архим. Амвросия (Погодина)

 

1. Перевод диакона Сергия Цветкова

Во святый Великий четверток1. (на отрицание ап. Петра).

Кондак, глас 8-й.

Пастырю добрый, душу свою положивший за овцы своя, поспеши, спаси, Святый, стадо Твое.

Икосы:

1) (Τόν νοῦν) Распространим мысль (свою), не угасим духа, воспрянем душею, и поспешим, сколько возможно (σχεδὸν), сострадать Безсмертному. Отложим всякое многосуетное помышление, и пригвоздимся (духом своим) ко кресту. Пойдем все, если угодно, вместе с Петром, во двор Каиафы. Возопиим ко Христу гласом некогда Петровым: «Хотя Ты и на древо восшел, и хотя нисшел во гроб; но мы вместе с Тобою страждем и умираем: поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

2) (Ού μάτην) Не напрасно, христолюбцы, мы вспомянули о Петре, но да поревнуем любви (этого) друга (Христова), и без сомнения-не страшному его отрицанию и бегству. Ибо Петр, прежде горевший любовию, после того, спустя не много, поколебался от страха. Однакож Христос, приняв его доброе расположение, в несчастии сострадал ему, видя немощное и смиренное его естество, (эту) трость, колеблемую каждым (дуновением) ветра, всегда уклоняющуюся от опасности и вопиющую: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Твое.»

3) (Ὑμεῖς ον) Итак вы, любезные слушатели, услышавшие о Петре, – отверзем слухи (свои), послушаем слова евангельския и размыслим о них. Ибо (евангелист) Матфей, в книге, которую написал он, говорит: «После вечери, Христос сказал: чада Мои, любезные ученики, в сию нощь вы все отвергнетесь Меня, и убежите от Меня». И когда они все единодушно ужаснулись, Петр восклицает: «Если и все Тебя отвергнутся, но я не отвергнусь. С Тобою я пребуду, – и воспою, и возопию к Тебе: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

4) (Τί λέγεις) «Что Ты говоришь, Учитель», возразил Петр? «Я Тебя отвергнусь? Я оставляю Тебя и бегу? И я не памятую о Твоем призвании (меня) и о (моем) достоинстве? Кроме сего, я еще сам с собою размышляю, как Ты омыл ноги мои, и Ты говоришь: я отвергнусь Тебя, Искупитель? Еще я помышляю, Спаситель, как Ты приблизился (ко мне), неся умывальницу к ногам моим,-Ты, носящий землю (ξηρὰν) и Содержащий (в Своей власти) небо? У меня омыты ныне ноги (теми же самыми) дланями, которыми я сотворен был, и Ты вопиешь, что я. соблазнившись, не буду восклицать к Тебе: Поспеши, спаси, (Святый), стадо Свое»,

5) (Ἀκμὴν) «Но при всем том, Безгрешне, – при всем том, Безконечне, ужели я, имеющий доселе на устах своих сладость от вечери Твоей, не постыждусь отвергнуть дар Твой? Увы мне! Или я, ученик Твой, буду предателем? Лучше умереть мне, нежели жить, если я подлинно убегу от (спасительнаго) таинства (Твоего), которое я знал, и видел, и опять созерцаю; ибо лучше мне живому сойти во ад. Прильпни язык к гортани моей (Пс. 136:6), если я солгу Тебе, или престану вопиять к Тебе: „Поспеши, спаси, Святый, стадо

Свое“".

6) (Πρός τυτα τὰ ρήματα) На такия слова Создавший всяческая возразил Петру: «Что ты мне говоришь, возлюбленный Петр? Будто ты не отречешься от Меня, не убежишь от Меня, (и) не отложишься? И Я сего желаю: но вера твоя не постоянна, и ты не (можешь) устоять против искушений. Вспомни, как ты едва не поглощен был (волнами моря), если бы Я не подал тебе (спасительной) длани (Своей). Соединившись со Мною (узами веры), ты (ходил) по морю подобно как и Я; но ты скоро поколебался (в вере), и тотчас от Меня отделился. При сем Я пришел (на помощь к тебе), взывающему и глаголющему: „Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое.“»

<Икос, видимо, утрачен>

7) (Ἰδού) «Вот и ныне Я говорю тебе, что прежде нежели петел возгласит, ты три раза обманешь Меня и (подобно как прежде), когда волны морския разбивали и потопляли (твой) дух, -ты трижды отречешься (от Меня). Но тогда ты взывая, а ныне с плачем будешь искать Меня, уже не подающаго тебе (Своей) длани, как прежде; ибо, приняв трость, Я начинаю писать прощение всем сущим от Адама. (Сия) пречистая Плоть Моя будет Мне хартиею, и сия Кровь Моя (будет) чернилом; почему Я погружаю и пишу, непрерывно разделяя дар Свой вопиющим: „Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое“».

8) (Νῦν) – «Поелику Ты сказал мне ныне», возопил Петр, «поелику Ты мне объявил, что я трижды отрекусь от Тебя: то покажу Тебе и я, Спаситель, (твердость) духа моего. Ибо, хотя Ты и знаешь, Человеколюбче, (все) прежде, нежели я скажу; но однако же объясню Тебе то, что помышляю. Ныне пред ангелами и человеками, и пред Тобою, Создателем неба и земли, я исповедую: хотя бы надлежало мне ныне умереть,-я не отрекусь от Тебя, Спаситель: с Тобою я хочу жить,-с Тобою и не жить после Тебя. Ибо для чего я буду созерцать солнце, не взывая к Тебе: „Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое“».

9) (Ὁ Πέτρος μὲν) Между тем Петр был (человеком) усердным, как уже известный друг (Христов); а Создатель был готов опять помочь Петру во всем, как (ясно) созерцающий его (и) немощь, и (вместе) ревность. Но сказав сие, и выслушав его (ответ), Господь поспешал на вольную страсть, быв схвачен беззаконниками, как восхотел Он, – проданный Иудою, как (прежде) знал (об этом). И взошел Он тогда во двор Каиафы: а за Ним последовал Петр, да видит кончину (т. е. чем окончится дело); и узнав ужаснулся, весь затрепетал, и возопил: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

10) ('Yπὸ) Но случаю большой тесноты, апостол вовлекается в средину толпы, и проходит (чрез нее) поспешно; и быв внутри двора, видит там разложенный огонь, толпу, седящую вокруг него, и Христа стоящаго пред первосвященником: и не перенесши сего печальнаго (для себя зрелища), уже плачет, и ударяет (себя) в грудь, и между собою говорит: «Ты связан, Христе, и страждешь Ты, и терпишь! В лице заплеван Ты, пред Которым Херувимы закрывают лица (свои), трепеща, ужасаясь и глаголя: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

11) (’Ραπίζει) «Заушали Тебя, Учитель, а я (все еще) живу, и внимательно смотрю на Тебя. Над Тобою ругаются, Человеколюбче: и видит, и терпит это земля, и не разверзается она, чтобы пожрать (этих) нечестивцев! Над Тобою насмехаются,-и небо, видя сие не колеблется, и живущие на нем не приходят в негодование! Не раздражается Михаил (архистратиг), когда Ты был заушаем, и не сожигает, не попаляет земнородных! И терпит Гавриил, и не попашет (этих) дерзких (беззаконников)! Но хотя и все силы небесныя молчат; а я ужасаюсь и смущаюсь, вопия к Тебе: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

12) (Ὣς ταῦτα δε ἔφησεν) Сказав сие, он немного успокоился, и, стесненный (духом) от ужаса, (начал) говорить (между собою). Но вдруг он (же), хорошо (поступивший в том, что) замолчал, не надлежащим образом (κακῶς) высказался, дабы истинствовал Христос, (Сама) Истина, и дабы оставался лжецом (всяк) земнородный. Что мы, после сего скажем, братие? (То ли), что Христос (явился для того), чтоб Он истинствовал, а Кифа должен отвергать Его? Да не будет того, что а сказал сие так об (одном только) Христе. Но (я высказал сие) именно для того, чтобы возвестить, что Он (Христос) все предвидит, и все (прежде) показует, и предукрепляет взывающих (к Нему): «Поспеши, спаси, Святый, стадо Твое».

13) (Μικρὸν οὐν) Таким образом, как сказали мы, на краткое время Петр умолчал, немного успокоился от своей грусти, и сидел внутри двора, задумчивый и печальный. Между тем одна служанка осматривала его, и ходила кругом около ученика (Христова), внимательно (осматривая) его с верху до низу; а узнавши, и крепко (его) схвативши, восклицает к нему: «Верно и ты был некогда вместе с (этим) Галилеянином». Но Петр сказал ей: «Я не знаю, кто Он; не знаю человека, о котором проповедуют вопиющие: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

14) (Ἀφκας) Скоро ты, апостол, потерял свою силу; и простая служанка тебя сразила. Но возстань и изменись, и восприими прежнюю силу, подобно как подвижник. Ты не можешь бороться с кем-либо сильнейшим тебя. И каким образом ты остался побежденным от (одного) простаго (к тебе) слова? Подошла к тебе простая служанка, но и та, хотя лепечущая, выговаривала скоро то, что сказала тебе; а ты лепет ея принял как бы за скрежетание, когда отвечал к ней: «Не знаю мужа, не ведаю человека, которому говорят восклицающие»: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

15) (Νομίζων) Праведный (муж), думая, что (эта) служанка вынесет (его слова и уверения) наружу, оставляет двор, и наклонившись у врат его, здесь падает. Тут другая служанка, подошедши, как написано, к бешеной толпе (τόις ἐμμαινομένοις), восклицает так: «что и сей муж был вместе с Назореем, это явно». Но и к ней Кифа отвечал, (внутренно) ужаснувшись и убоявшись: «Не ведаю (сего) мужа, не знаю его, не узнаю человека, которому говорят восклицающие: „Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое“».

16) (Οὐκ οδας) О, Петр! Неужели ты не знаешь человека (сего)? Как это ты сказал – не знаю человека? Не так-ли ты хотел сказать, что не знал Его, как человека, но как Бога? Неужели ты не позаботился научить беззаконных, что Распятый есть Бог? Ибо, если и пострадал Он плотию, носящий плоть, рожденный безсеменно от Пречистой (Девы), но Он есть Бог, и Неумирающий, а умирает плотию. Как мы видим Его (телесными очами), Его берут, (Им обладают). Но так как Он (но Божественному существу Своему) не видим, то никому не подлежит, чтобы постичь Его, сколько можно, кроме только тех, которые восклицают: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

17) (Ὑμνοῦμεν) Воспеваем Тебя, Господи, ибо благ псалом. Восхваляем Тебя, Святый, ибо Ты-опора всего (πάντα ὑπέστης). Но и Петр, ничего не поддерживающий, лжет Тебе. Ты Сам принимал бичевания, и Петр отрекался от Тебя, – этот, нисколько не претерпевший, подвижник. Ибо, уже во второй раз посрамленный женщинами, в третий – побеждается от других людей. Ибо, спустя немного, некоторые другие нападают на Петра, и он отрекается с клятвою. И тотчас петел обличил его, и вопиял (как бы следующее): «Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

18) (Ἀκούσας) Услышав пение петела, Петр тотчас возопил со стенанием и слезами: «Увы мне! увы мне! Куда я пойду, куда пристану? Куда явлюсь? Что сказать мне? Что сделать? Что опущу? Что получу? Что скажу, что сделаю? Что поддержу? Какое я буду оплакивать поражение свое? Первое, или второе? Ибо, вот, троякое приключилось со мною несчастие,-трижды враг одолел меня простодушнаго; вдруг я ныне поражен был; явным образом я пал. Как я не возвысил ныне своего духа и не воскликнул: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

19) (Ἰσχύς μου) «Крепость моя и пение (мое) – Ты, Человеколюбче; не остави меня». Так говорил Петр со слезами, когда возвращался к ученикам Искупителя; положив же руки на главу свою, вопиял: «Увы мне, рабы Христовы! Вот исполнилось», говорит он, «проречение о трояком отречении моем. Восплачите о мне, и сетующие скажите мне: Где любовь и ревность? Где вера и бодрствование? Где (был этот) ум мой, когда он блуждал, не восклицая: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

20) (Νικάται) (Господь) Милосердный побеждается слезами Петра, и дарует ему прощение. Ибо Он, беседовавший с разбойником, (таинственно) давал разуметь (и) Петру; – там на кресте (говоря): «возлюбленный (Мой) разбойниче, ты днесь со Мною будеши, поелику Петр оставил меня. Как оному, так и тебе ныне, и (всем) ищущим (Меня), Я подаю щедроты (Мои), Сый Человеколюбец. Ты, разбойник, плачущий говоришь Мне: Помяни мя: и Петр (также) плачущий вопиет (ко Мне): Не остави мене. Почему (одно и тоже) говорю Я вам обоим, взывающим: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

21) (Ούδεὶς) «Никто не безгрешен; нет никого непобедимаго. Не ослабевайте. Я Единый без греха; почему на всех распространяю дары Свои». Но, может быть, кто скажет: Откуда ты, человек, (знаешь), что падший Петр был опять призван (Господом)? Я говорю теперь

(об этом) ясно; почему и ниспослан был тогда Петру дар (от Господа)2 Ибо был (следующий) глас ангела, беседовавшаго с женами: «Когда скажете всем, скажите и Петру: не бойся, говорит Учитель, восклицай: Поспеши, сиаси, Святый, стадо Свое».

22) (Συνάντησον) Изыди в сретение, святый апостоле, и приими Господа, грядущаго к тебе из гроба, как из чертога (Своего). Ибо чрез меня, ангела Своего, Он глаголет к тебе: «Скажи теперь Петру: не отчаявайся в отпущении (тебе греха твоего), но молись, чтобы (еще) не подпасть искушению». Итак да не скажет кто-либо из вас, что Петру никогда не было прощено его падение. Христос, желая даровать (всей) прощение, (для сего) пришел на землю, распялся на кресте и предан был погребению; (по воскресении же Своем), Он подписал возстановление (всем падшим), вопиющим: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

Источник : Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца. Перевод диакона Сергия Цветкова. М.: 1881. С. 111–118

2. Перевод П.И. Цветкова

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА. Первый пролог.

Пастырь Добрый,

Душу за овец Своих

Положивший!..3

Ускори спасти, Святый,

Твое стадо!..4

Второй пролог.

Некогда от страшных волн

Сохраненный5

И служанки речию

Измененный,6

Петр воззвал ко Господу:

«Христе Боже!

Объятый волнением

Ощутил я

Недостойную боязнь

И, быв спрошен,

Отрицаньем согрешил...

Но с слезами

Вопию Тебе теперь:

Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

Третий пролог.

На земле иная есть

Бездна: это – женщина...7

Но, найдя вождя8 себе,

В Твою пристань я бегу:

«Господи! Предстатель мне

Слезы будут пусть мои!..

К Тебе, Боже мой, зову:

Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

1.

О, возвысим мысль горе,

Распрострем крылья ума,

Не угасим духа огнь9

И, душей воспрянувши,

Устремимся ревностно

Сострадать Безстрастному...

Поспешим быть близ Него,

Все многомятежныя

Кинем помышления

И прильнем душей к Тому,

Кто на древе распят был...

А угодно, то с Петром

Двигнемся в Каиафин двор

И Христу речем Петром

Некогда реченное:

«Пусть бы Ты возшел на крест,

Пусть бы ниспустился в гроб.

Вместе страждем мы с Тобой

И умрем,10 Тебе зовя:

Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

2.

Христолюбцы! О Петре

Мы не даром вспомнили,

Но да поревнуем мы

Друга Господа любви,

А не отречению

И не бегству робкому...

Некогда в любви своей

Чрезвычайно пламенный,

Петр был страхом изменен

Чрез немного времени...11

Но Христос, Владыка всех,

Его пылкость возлюбив,

Милосердовал о нем,

Видя, что природою

Немощен своею он.

Как бы трость дыханием

Ветерка,12 колеблется,

Бегает опасности,13

Возглашая вместе с тем:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

3.

Слушатели добрые!

О Петре вам читано...

Уши наши расширим

И весь ум направим наш

К словесам Евангельским...

Так нам говорит Матфей

В книге, им написанной:14

«После вечери Христос

Возгласил ученикам:

„Чада Мои милыя!

Все вы в будущую ночь

Отречетесь от Меня

И Меня покинете“...

Ужаснулись все; тогда

С пылкостию Петр сказал:

„Если отрекутся все,

Я один не отрекусь,

Тебя петь буду, Тебе

Умиленно возглашу:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо““»!..

4.

«О, зачем. Учитель, так

Говоришь» -ответил Петр –

Я ли отрекусь Тебя,

Я ль забуду, что Тобой

Призван и Тобой почтен...

Еще в памяти моей,

Как омыл мне ноги Ты,

И теперь ты говоришь,

Что Тебя я отрекусь!..

Не забыто, Спасе, мной,

Как Ты подошел ко мне

С умывальницей в руках,

Ты – Властитель небесам,

И руками теми же,

Коими я сотворен,

Омыл ноги мне, Благий!..

И теперь Ты говоришь,

Что я буду соблазнен

И не возглашу Тебе:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

5.

«Так недавно, Всесвятый,

Не имеющий конца,

Сладость вечери Твоей

Восприял устами я:

Неужель не устыждусь

Чудный дар отвергнуть Твой?..15

Неужель, увы, увы!

Стану я предателем,

Быв учеником Твоим...

Пусть умру я, ежели

Отрекусь и отчуждусь

Таинства, которое

Я познал и увидал

И еще увижу вновь...16

Лучше в ад живым сойти...17

Пусть к моей гортани, пусть

Прильпнет скверный мой язык18,

Если обману Тебя

И не буду возглашать:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

6.

Манием Создавший все

Так Петру ответствовал:

«Что́ ты, что́ ты говоришь,

Ученик любезный мой!

Что не отречешься ты,

Что не убежишь Меня?..

Мне хотелось бы того,

Но не тверд ты верою

И не устоять тебе

Против искушения...

Вспомни, как тебя вода

Затопила бы совсем.

Если бы в то время я

К тебе длани не простер...

Ввергся в море ты, как Я,

Но тотчас же оробел

И стал в волнах утопать...

Я же поспешил к тебе,19

Ибо ты Мне возгласил:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

7.

«Так и ныне говорю.

Что ты трижды от Меня

Отречешься прежде, нежели

Трижды пропоет петух...

Волны моря разум твой

Вновь, объявши, погрузят...20

И тогда звавший спасти21,

А теперь восплакавший,22

Ты Меня вновь обретешь,

Но не Подающаго

Тебе руку, как тогда...

Взявши этой рукой трость,

Я начну уже писать

Отпущение грехов

Всем сынам Адамовым...23

Будет Плоть бумагой Мне,

Кровь Моя чернилами:

Ими подпишу Я дар

Тем, которые зовут.

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

8.

Тогда Петр сказал Христу:

«Так как ныне Ты изрек,

Что Я трижды отрекусь,

От Тебя, Спаситель мой,

То не утаю и я

Мои мысли тайныя,

Хотя ведомы они

Тебе, Любящий людей!..

Громко исповедую

И пред ангелами я,

И пред смертными людьми,

И Тобой, Творец всего:

Я охотнее умру,

Нежель отрекусь Тебя,

Мой Благий Избавитель!..

Я с Тобою жить хочу,

Без Тебя же не хочу...

Для чего мне солнце зреть,

Если не взывать к Тебе:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

9.

Говорил Петр горячо,

Ибо был отличный друг,

А Творец готов был вновь

Помогать Апостолу,24

Его робость ведая

И горячую любовь...

По беседе с Кифою,

На страданье вольное

Поспешил Христос Господь,

Беззаконными быв взят,

Как Ему изводилось,

И Иудой предан быв,

Что́ Им было сведано...

Вшел Он в Каиафин двор...

Петр за Ним последовал,

Чтоб скончание всего

Видеть25 и, увидевши,

Задрожал, затрепетал

И воскликнул в робости:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

10.

Движимый любовию,

Петр, смешав себя с толпой,

Протесняется вперед

И, вошедши внутрь двора,26

Видит разведенный огнь,

И толпу вокруг огня,

И Христа, Стоящаго

Пред первосвященником...

И не в силах вынести

Злодеяние сие,

Слезы проливает Петр,

Поражает себя в грудь

И в молчаньи говорит:

«Связан, связан ты, Христе,

Терпишь и страдаешь Ты:

И плюют в лице Тебе,

Пред Которым ангелы,

Клонят лица, трепеща,

И глаголют в ужасе:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

11.

«Ты бичуем яростно,

О, Учитель Благостный,

И – я жив и близ Тебя!..

Унижаем Ты, Святый,

И земля то сносит, зря,

И не разверзается,

Чтоб злодеев погубить...

Над Тобою тешатся,

Небо же безмолвствует

И не прогневляются

Обитатели его...

Не ярится Михаил.

Когда Ты бичуешься,

И не губит чад земли...

Равнодушен Гавриил

И не попаляет злых...

Если ж ангелы молчат,

Я – смущеньем одержим

И Тебе теперь зову:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

12.

Ненадолго Кифа смолк.

Высказав сии слова,

С трепетом и ужасом

Им произнесенныя...

Но молчавший хорошо

Вдруг сказал нехорошо,

Чтобы Истина – Христос27

Оказался Истинен.

Человек же смертный – лжив28

Итак, что же, братия!..

Скажем, что отрекся Петр,

Чтоб Христос был Истинен?..

Да не будет, чтоб я так

О Христе моем сказал...

Но то́ правда, что́ скажу,

Что и все предвидит Он

И предъуказует все

И дает крепость и мощь

Тем, которые зовут:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

13.

Как уже сказали мы,

Кифа ненадолго смолк...

Вслед затем от горести

И тоски мучительной

Чуть-чуть успокоившись,

Сел Апостол внутрь двора,

Размышляя и скорбя...

Вдруг служанка некая

Тут увидела его:

Оглядев со всех сторон,

Вызнала его лице

И, потом, схватив, рекла:

«Ясно для меня, что ты

С Галилеянином был...

Петр же ей ответствовал:

«Он совсем не ведом мне:

Мне не ведом Человек,

К Коему с горячею

Обращаются мольбой:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!...

14.

О, Апостол! Скоро же

Мощь оставила тебя:

Побежден служанкой ты!..

Но возстань и, как борец,

Подобающий прыжок

Сделав, тотчас облекись

Прежней силой боевой!..

Помни, что тебе борьба

Не с сильнейшим належит...

Ах, повергнут словом ты,

Словом слабым и пустым...

Выступила девушка

И, чуть-чуть лишь бормоча,

Изрекла, что́ изрекла...

Ты же бормотание

Ревом льва возмнив, сказал:

«Мне не ведом есть Сей Муж,

Мне не ведом Человек,

К Коему взывают так:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

15.

В мысли, что служанкою

На него донесено

Находившимся внутри,29

Кифа оставляет двор30

И, когда стал у ворот,

То еще раз падает...

Новая прислужница,

Подойдя, как сказано,

К бесновавшейся толпе

Так вслух всех произнесла:

«Сей муж, ясно, спутником

Назареянина был...31

Услыхавши оное,

В страхе и смущении

Петр ей так ответствовал:

«Мне не ведом Оный Муж.

Я совсем с ним незнаком...

Мне не ведом Человек,

К Коему возносят глас:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

16.

Незнаком тебе, о Петр,

Человек Сей!.. Так ты рек:

«Незнаком мне Человек»?..

Не сказать ли хочешь ты,

Что Он – Бог, не Человек...

Разве ты не поспешил

Нечестивых научить,

Что Он – Бог есть Истинный,

Хоть и распят на кресте?..32

В самом деле, плотию

Он терпел страдание.

Быв безсеменно рожден

Девою Пречистою,

Но Он – Бог... Безсмертный, Он

Умирает плотию

И, подвластный зримым в Нем,33

Тем. что в Нем незримо есть,34

Недоступен никому,

Разве восклицающим:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

17.

Господи! Поем Тебя,

Потому что благ псалом...35

Тебя славим, Всесвятый,

Потому что перенес

Все Ты!.. Ученик же Твой

Ничего не перенес

И теперь глаголет ложь,

Отрекается Тебя

Не терпевший ничего,

Невоинственный борец...

Дважды женщинами быв

Побежден, он от мужей

В третий раз сражается...

Мужи с обвинением

Наступили на него,

И он с клятвой еще раз

Отрекается Тебя...

Обличила тотчас же

Его птица, возгласив:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

18.

Птицы голос услыхав,

Зарыдал Петр, говоря:

«Горе мне, о, горе мне!..

Что́ скажу? что сделаю?

Что́ оставлю? что приму?..36

Что реку? что совершу?

Какой мукой заплачу

За содеянный мной грех?

Буду ли оплакивать

Нанесенный мне удар

Первый? Иль второй удар?

Ибо троекратному

Бедствию подвергся я:

Простодушнаго меня

Троекратно враг сразил,

Троекратно поверг ниц...

Как я не воздел горе

Ум мой омрачившийся?..

Как я не воскликнул:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

19.

«Любящий людей! Ты-мощь,

Ты и похвала моя!..37

Не покинь меня, Благий»!..

Так глаголал Петр в слезах...

А когда после того

Вновь пришел к ученикам,

Говорит, главу свою

Обхвативши дланями:

«Горе мне!.. Рабы Христа!

Се, исполнилось Христом

Прореченное о мне:

Я отрекся, братия,

Троекратно от Христа...

О, скажите, с плачем, мне:

„Где любовь твоя к Христу

И где ревность? Вера где,

Равно трезвенность твоя?..

Почему не возгласил

Заблудившийся твой ум:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо““»!..

20.

Побеждается Благий

Петра плачем и ему

Подает прощение...

На сие Он указал,

Говоря разбойнику:

«Будешь ты со Мною днесь,

Когда кинул меня Петр:

Он сказал ложь обо Мне,

Но Я – Благ, поэтому

Двери милосердия

Отверзаю, и ему,

И всем ищущим с тобой!..

„Помяни меня, Христе!“

Рек ты со слезами мне...

Со слезами также Петр

Молит. „Не оставь меня“!..

И одно и то же Я

Говорю вам обоим,

Возглашающим ко Мне:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо“»!..

21.

«Нет не согрешившаго,

Нет не побежденнаго:

Не высокомудрствуйте:

Я Един есмь без греха,

Посему и благодать

Всем дается Мной, как дар»...38

Но, быть может. скажут мне:

«Почему ты, человек.

Ведаешь, что падший Петр

Снова призван Господом»...

Я раскрою тотчас же

Чрез кого сей дар Христа39

Петру подан некогда...

Ангел. с неба посланный,

Мироносицам так рек:

„Возвестите громко всем,

Возвестите и Петру:40

Не страшись! Учитель рек:

„Страх откинь, воскликни вновь:

„Ускори спасти, Святый,

Твое стадо““»!..

22.41

«О, возстань, святый, сретай

Господа Христа: к тебе

Шествует от гроба Он,

Как из брачной комнаты...

Чрез меня Он – Своего

Ангела – гласит тебе

Таковое ж иль совсем

То же, что́ женам сказал

Ангел, низлетев с небес.

„Возвестите и Петру“»...

Итак, пусть никто из вас

Не глаголет, что Петру

Не простился грех его...

Чтобы снять грехи с людей

На землю пришел Христос,

Распят был и ко кресту

Пригвожден позорному,

А затем и смерть приял

Ради тех, кои зовут:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

23.42

«Господи! помилуй нас!»

Кликните Создателю

Вы, новокрещенные,

Наслаждающиеся

Сладостным источником

Вашего крещения!..

Нет, не только крещены,

Вы просвещены теперь!

Да не будет всуе дар,

Вами днесь полученный,

Чтобы не сказал вам Бог:

«Землю осквернили Мне

Людие сии, войдя»...43

Да не будет, чтоб так рек

Ты, Христе – Владыко наш...

Но, Создатель наш, приди,

Чтобы взять в веселии

Вместе с нами также сих,

Возглашающих Тебе:

«Ускори спасти, Святый,

Твое стадо»!..

К песни «Отречение Петра».

В рукописи Корсини песнь «Отречение Петра» имеет следующую надпись: ταὐτἡμέρᾳ (т.-е. τη γίᾳ παρασκευῇ; cp. Krumbacher: Studien zu Romanos, p. 114; Piträ Anal. s. t. I. p. 669) εἰς τὴν ἄρνησιν του Πέτρου и т. д. Итак, песнь сия назначена для богослужения в пятницу Страстной седмицы. Но в патмосской рукописи надпись такая: τῇ ἁγίᾳ και μεγάλπέμπτῃ.

Содержанием песни служит Евангельское повествование об отречении Апостола Петра, изложенное в трех картинах. Прежде всего, Апостол представляется в тот момент, немного предшествовавший страданию Господа, когда он на предсказание Господа об его отречении ответствует, что это невозможно, что это было бы, с его стороны, неблагодарностью, мало того, предательством, особенно, после благодеяний ему Христа (строф. 3–8). Затем описывается самое отречение Петра, происшедшее вследствие его боязливости, а не по недостатку любви к Учителю (строф. 9–17). Наконец, представляется сей Апостол скорбящим после отречения и кающимся пред прочими Апостолами в своем грехе (строф. 18–19). Заключением служит утверждение, что Апостол был прощен от Господа.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 153–169.

3. Перевод архим. Амвросия (Погодина)

КОНДАК ПРЕПОДОБНОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА ОБ ОТРЕЧЕНИИ АПОСТОЛА ПЕТРА

Кондак этот написан на 8-й глас и исполнялся он либо в Великий четверг, либо в Великую пятницу.

Кондак 1:

Забыв о страшных волнах (бывшей некогда) бури и поколебавшись вследствие замечания некоей девицы-служанки, Петр сказал: Христе Боже, когда я утопал в волнах моря, я устрашился, и не без основания. Но вот ныне, понадеявшись на тебя, я пал по причине моего отречения от Тебя. Но, плача, взываю к Тебе: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Кондак 2:

Здесь – иная пучина, хотя и на суше, – девица-служанка. Однако отныне, обретя Кормчего, я бегу укрыться у Тебя, как в пристань. Господи, прими в молении слезы мои, и тогда воззову я к Тебе: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Кондак 3:

О, Пастырю Добрый, положивший душу Твою об овцах, поспеши, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 1:

Возвысим наши мысли, воспламеним сердца, не угасим дух, но воспрянем душою и поспешим сострадать с Бесстрастным. Устраним от себя все тягостно-ненужное и будем держаться Сущего на кресте. Если угодно, пойдем все вместе с Петром в дом Каиафы, и с ним воззовем к Христу словами, некогда реченными Петром: Если Ты идешь даже на крест и сходишь во гроб, мы пострадаем вместе с Тобою и умрем с Тобою и воззовем к Тебе: Поспеши, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 2:

О, христолюбцы, не напрасно мы приводим на память Петра, но делаем это для того, чтобы и нам подражать чувству любви его как друга, но – не и отречению и бегству того, кто на деле оказался боязливым. Потому что сначала Петр горел любовью, но страх скоро угасил ее. Однако Христос, приемля его горячую любовь, разумел его немощь. Ибо Он знал его убогую и слабую природу, наподобие трости, колеблемой всяким ветерком, всегда боязливую перед лицом опасности и взывающую: Ускори (поспеши), Святе, спаси овцу Твою.

Икос 3:

Итак, о, христолюбцы, когда слышите о Петре, послушайте меня и услышьте Евангельские слова и внимайте им. Потому что Матфей повествует в Библии следующее: После Вечери Христос сказал: Чада Мои, други и ученики Мои, в эту же самую ночь вы все отречетесь от Меня и покинете Меня. – И в то время, как все громко выражали свое недоумение, Петр восклицает: Если даже и все отрекутся от Тебя, то я никогда не отрекусь от Тебя: я буду с Тобою, и умру вместе с Тобою, и воззову к Тебе: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Икос 4:

«Что говоришь ты, учениче Мой?» Петр воскликнул: Мне ли отречься от Тебя? Мне ли оставить Тебя, и покинуть, и не памятовать, как Ты призвал меня и для чего? До сих пор у меня на сердце, как Ты умыл мои ноги; и Ты говоришь мне: «Ты отречешься от Меня» – о, Искупитель мой! До сих пор перед моими глазами, Спасителю мой, как, держа умывальник, Ты приступил к моим стопам, Ты, Который носишь землю и высоко держишь небо; теми же руками, которыми я был создан, ныне Ты умываешь мои ноги. И, вот, Ты возвещаешь, что я отрекусь от Тебя и не воззову к Тебе: Ускори, Святе, спаси овцу Твою.

Икос 5:

До сих пор, о, Безгрешный, до сих пор, о, Безграничный, я имею в устах вкус Твоей Вечери, и могу ли я отречься от Твоих щедрот? – Если я, Твой таинник, стану изменником, о, увы мне! Лучше мне тогда умереть, чем жить. Если я совершенно не памятую Твое учение, если я вообще не знаю его, если даже и не узнаю его, то лучше мне теперь же сойти живым в ад! Пусть теперь же язык мой прилипнет к гортани моей, если я отрекусь от Тебя или перестану взывать: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Икос 6:

После этих слов Создавший человека ответил Петру: Что говоришь ты, Петре, друже Мой: «Я не отрекусь»? Нет, ты покинешь Меня; ты отвергнешь Меня. О, хотел бы Я, чтобы было правдой то, что ты говоришь: но вера твоя не крепка, и ты не сопротивляешься искушениям. Помнишь, как совсем недавно ты утонул бы, если бы Я не простер тебе руку? Ты шел по морю, как и Я шел; но внезапно ты заметался туда и сюда и сразу же оказался захваченный волнами, и тогда Я достиг тебя, в то время, как ты взывал ко Мне: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Икос 7:

Вот, Я говорю тебе, что прежде, чем запоет петух, ты трижды отречешься от Меня. И когда в душе ты будешь бросаем туда и сюда волнами бури и погрузишься в глубину, ты трижды отречешься от Меня. Тогда ты воззовешь ко Мне; но на этот раз, хотя ты и будешь плакать, ты уже не найдешь Меня, простирающего тебе руку, как прежде, потому что, прияв трость в Мою руку, Я начинаю писать прощение всем потомкам Адама: потому что Плоть Моя, как ты видишь, становится для Меня хартией (бумагой) и Моя алая Кровь – чернилом, в которое макая, и пишу отпущение грехов всему миру и дарую жизнь взывающим ко Мне: Ускори, Святе, спаси паству Твою.

Икос 8:

А теперь, о, Безгрешный, – ответил Петр, – теперь, когда Ты указал, сколько раз я отрекусь от Тебя, я открою мои мысли Тебе, Спасителю мой, хотя Тебе известно наперед то, что я скажу. Человеколюбие; и все же я возвещу, что у меня на сердце. Пред ангелами, и пред смертными, и пред 'Гобою, Создателем моим, и пред всеми сущими наверху и внизу я обещаю, что если мне будет необходимо умереть, я не отрекусь от Тебя, Искупителю Я хочу жить с Тобою, и без Тебя для меня нет жизни! К чему мне солнце, если я не буду взывать к Тебе: Ускори, Святе, спаси овцу Твою?

Икос 9:

Петр был горячим, как преданный друг. И Творец был готов опять помочь ему, потому что Он знал его слабость спотыкаться и знал его неустойчивую природу. Сказав и выслушав сии слова, Господь был уведен по Своей воле на Страдания, когда был схвачен беззаконными, как это было угодно Ему, и предан Иудой, как предведал это; тогда Он вступил в дом Каиафы. И Петр последовал за Ним, чтобы видеть конец. И когда он увидел, что происходит, он убоялся, устрашился, и воззвал: Поспеши, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 10:

В великом смятении Петр был внесен толпой и с готовностью вошел внутрь двора дома Каиафы. Приблизившись к дому, он видит горящий костер и судью, сидящего на дворе, и видит Христа, стоящего перед первосвященником, и не вынося горестного зрелища, он заплакал и ударил себя в грудь и сказал в себе: «Ты связан, Христе, и мужественно терпишь это и пребываешь твердым; они плюют в лицо Того, при зрении на которое серафимы покрывают свои лица, трепеща в страхе и трепете и взывая: Ускори, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 11:

Они бьют Тебя, а я живу и допускаю это? Тебя оскорбляют, Человеколюбце, а земля видит это и переносит и не раскалывается, чтобы поглотить противящихся Тебе? Над Тобою издеваются, а небо взирает и не свивается (в свиток)? Ужели сущие на небе не разгневаны весьма? Ужели Михаил, видя, что Тебя бьют, не придет в гнев и не спалит и не уничтожит людей на земле? Как выносит это Гавриил и не сожжет противящихся Тебе? Если даже все божественные существа на небе молчат, однако я трепещу и плачу и взываю к Тебе: Ускори, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 12:

Сказав это, Петр умолк, и, объятый ужасом, ничего не говорил. Но нежданно, после того, как добрым образом хранил молчание, он заговорил, с дурными последствиями для себя, так, чтобы явила Себя Сама Истина – Христос, всякий же смертный человек показал себя ложью. Что же сказать нам, братие? Ужели Петру надлежало отречься от Христа для того, чтобы исполнилась истина слов Его об отречении оного?! Но мне известно, что Он предвидит все, и открывает все, и наперед говорит об угрожающей опасности для того, чтобы ее остерегались все вопиющие к Нему: Ускори, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 13:

В течение короткого времени, как мы сказали, Петр молчал. Охваченный печалью, он сидел во дворе, задумчивый и скорбный. И вот некая служанка подошла к ученику и бросила на него любопытный взгляд и, поняв ситуацию, сказала ему: Очевидно, что и ты был с Галилеянином. Но Петр ответил: Не знаю, о чем ты говоришь. Я не знаю Того, Кого люди призывают, взывая: Ускори, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 14:

Скоро, о, апостол, потерял ты устой, и служанка-девица сбросила тебя на землю! Но встань, выпрямись и восстанови твои прежние силы, как борец на арене. У тебя не была борьба с кем-нибудь более сильным, чем ты, так как же это ты был повержен некоторыми приветливыми словами?! Девушка подошла к тебе и, возможно, дрожащим от смущения голосом проговорила те слова, которые сказала тебе. А ты, устрашившись ее немощной речи, как будто это был скрежет зубов, резко сказал ей: Не знаю, о чем ты говоришь. Ах, почему девушка-служанка устрашила тебя и почему сразу же не воззвал ты к Спасителю: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою?

Икос 15:

Апостол, заметив, что девица-служанка смотрит на людей, бывших внутри двора, удалился и, добравшись до ворот, остановился там. И, вот, иная служанка, подойдя, как повествует Евангелие, сказала тем, что грелись у костра: Ясно, что этот человек также ежедневно был с Назарянином. Но Кифа, совершенно запуганный, ответил ей: Я не знаю этого Человека; я совершенно не знаю Его; мне неизвестен этот Человек, Которого все знают и к Которому все взывают: Ускори, Святе, спаси паству Твою.

Икос 16:

Итак, ты не знаешь Человека, Петр? Это ты ли говоришь? Ужели действительно ты не знаешь Сего Человека? Может быть, ты хочешь этим сказать, что ты знаешь Его не только как Человека, но и как Бога? Не поспешил ли ты этими словами научить беззаконных, что это – Бог, Кто был распят? Потому что, если Он и пострадал плотью, восприяв плоть, но Он родился от Марии и как Бесплотный Бог, и если Он умирает плотью, то не значит, что умирает Божеством. Представляется, что Он уходит из этой жизни: но невидимым образом Он близок только к тем, кто взывают к Нему: Поспеши, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 17:

О, Владыко, мы воспеваем Тебя, «яко благ псалом», мы восхваляем Тебя, Господи, потому что Ты перестрадал всем, и однако Петр, который ни от чего не перестрадал, отрекается от Тебя. Тебя бичевали, а Петр отрекся от Тебя. И хотя ни от чего не страдал, ученик, после того как два раза был повержен на землю женщинами, в третий раз оказался побежденным со стороны неких мужчин. Потому что спустя короткое время некие мужчины подошли и осадили Петра, и тогда он отрекся от Христа с клятвами. И немедленно петух вынес ему приговор, и он воззвал: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою.

Икос 18:

Как только Петр услышал пение петуха, он воззвал с воплем и плачем: Горе мне! Увы мне! Куда мне идти? Где мне остановиться? Куда явиться мне? Что я скажу? Какое слово могу вымолвить? Что предложу в мое оправдание? Что осталось мне? Что делать мне? Что взять мне на себя? Что перенести для искупления моей вины? Какими слезами оплачу мою несчастность? Первый раз, второй раз, третий раз это несчастье постигло меня! Три раза лукавый низверг меня, простеца! Невидимо была пущена стрела; видимым образом я был поражен ею! Как это потерял я опору и не взываю при этом: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою?

Икос 19:

«Ты, Человеколюбие, Крепость моя и пение мое, не оставь меня». – Это Петр сказал сквозь слезы, когда пришел к другим ученикам Искупителя. Он покрыл голову руками и воскликнул: Увы мне, служители Христовы! Ныне я исполнил предречение Христово о моем троекратном отречении. Восплачьте со мною, и скорбите со мною, и скажите мне: Где твоя любовь и ревность? Где твоя вера и стойкость? Где ум твой был, Петр, когда, сорвавшись с якоря, ты не воззвал: Поспеши, Святе, спаси овцу Твою?

Икос 20:

Милостивый Бог был тронут слезами Петра и дарует ему прощение. Потому что, говоря разбойнику на кресте, Он делает прикровенный намек Петру: «Разбойник, возлюбленный Мною, будь со Мной, потому что Петр покинул Меня. Тем не менее, ему, и тебе, и всем людям я отверзаю Мое милосердие, будучи Человеколюбцем. Ты, разбойник, плача, говоришь: Помяни мя! И Петр, плача, взывает: Не оставь меня! Посему Я вещаю и ему, и тебе, и всем взывающим ко Мне: Ускори, Святе, спаси паству Твою, – ДНЕСЬ БУДЕТЕ В РАИ CО МНОЮ».

Икос 21:

«Никто не без греха, никто не без слабости. Не посчитайте это маловажным. Я – единственный не имею недостатка. Посему всем Я дарую благодать прощения грехов». – Но, может быть, кто-нибудь скажет: откуда, о, человек, это видно, что Петр, который пал, был восстановлен? – Теперь я ясно укажу вам, чрез кого этот дар был послан Петру. Так, ангельский глас, вещая женам-мироносицам, сказал им: «Когда вы возвестите всем, возвестите также и Петру. Не бойся, – сказал Владыка, – но воззови: Ускори, Святе, спаси овцу Твою».

Икос 22:

«Приступи, человече Божий, и прими Господа, потому что Он приближается к тебе, восходя из гроба как бы из брачного чертога. Чрез меня, ангела Его, Он говорит тебе: Возвестите ныне Петру. Не отчаивайся в получении прощения, но молись, чтобы не впасть в искушение». Посему пусть никто из нас не заблуждается, полагая, что преткновение Петрово не было прощено. Потому что Христос пришел на землю именно для того, чтобы даровать прощение. По той причине, что Он желал простить, Он был пригвожден ко крес­ту. И прощая, Он подверг Себя смерти ради тех, которые взывают: Поспеши, Святе, спаси овцы Твоя.

Икос 23:

«Помилуй нас!» – воззовите к Творцу вы, новокрещенные. поелику вы вкусили от Источника сладкой и доброй воды, будьте не только крещенными, но и просвещенными. Примите этот дар не без доброй веры: дабы никогда не сказал Бог: «С тех пор, как Я пришел, они осквернили Мою землю» (Иер. 2:7). Да не будет, Христе, чтобы Ты возмог сказать это; но лучше скорее приди, чтобы возмочь приять вместе с нами всех, где бы это ни было на земле, взывающих к Тебе: УСКОРИ, ПРИИДИ, СВЯТЕ, СПАСИ ВЕРНЫХ ОВЕЦ ТВОИХ!

Источник  Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского / Пер. с греч., предисл. и комм. архимандрита Амвросия (Погодина); вступ. ст. и ред. перевода Г. М Прохорова. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. – 528 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»), ISBN 978–5-903525–01–0 – С. 381–389.

* * *

1

Переведено в первый раз на русский язык с греческаго – из Analecta sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца- Акростих: τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ ανος. Для полноты акростиха, нет икоса, который бы начинался с ε. На сей же день в Analecta sacra помещен еще другой кондак – следующий: Забыв (об избавлении) от страшных волн, и изменившись (ἀλλοιωθεὶς) от беседы с рабынею, Петр говорил: «Христе Боже, я устрашился несправедливым (страхом), потопляемый бурею, и пал чрез отвержение (от Тебя), быв спрашиваем в беседе. Но с плачем вопию к Тебе: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое».

2

Возвращение в звание Апостольскаго служения, дарованное ему Господом по воскресении. Господь троекратно говорил ему: «паси овцы Моя, паси агнцы Моя».

3

Cp. 1Пет. 2и 1Пет. 5:4; Евр. 13(ср. Ин. 10и сл.), где Иисус Христос называется Пастырем или Пастыре­начальником.

4

В припеве св. певец обращается с молитвою к Господу Иисусу о скором спасении овец стада Его. Прегрешение Апостола Петра дало повод к сей молцтве. Таким образом, припев находится в связи с событием. воспоминаемым в песни.

7

Поводы к прегрешениям многоразличны. Так Апостол Петр прегрешил однажды, быв смущен волнением, а в другой раз напуган словами служанки.

8

Т.-е. Апостола Петра, прибегшаго после отречения с мольбою к Господу о прощении.

10

Ср. Мф. 26:31–35 (слич. Ин. 11:16).

11

Отречению Петра лишь немного предшествовало горячее заявление Апостола о невозможности для него отречения от Христа.

12

Образ заимствован из Мф. 11:7.

13

А не борется с ними.

14

Мф. 26:31–35; слич. Мк. 14и сл.

15

Т.-е. дар соединения со Христом в таинстве Евхаристии,

16

Речь также о таинстве Евхаристии. Апостол уверен. что он и впредь будет общником великаго таинства.

17

Выражение взято из Библии (ср. Быт. 37:35).

19

Припоминается разсказанное в Мф. 14:25–32.

20

Т.-е. волны моря житейскаго. Ср. Пс. 41:8; Пс. 68:2, 3.

21

Т.-е. при погружении в волны. Мф. 14:30.

22

После отречения. Мф. 26:75; Мк. 14:72; Лк. 22:62.

23

Т.-е. после предания и суда.

24

Как прежде, когда Петр бросился в море, чтобы приблизиться к Господу (Мф. 14:31).

26

Т.-е. двора Каиафы.

28

Рим. 3:4. Имеется в виду то, что Петр сказал «не отрекусь» и, однако, отрекся, как предсказал Христос.

29

Т.-е. внутри двора Каиафы.

32

Ср. проповедь Апостола Петра в Деян. 2:14 и сл.

33

Т.-е. естеством человеческим.

34

Т.-е. естеством Божеским.

35

Выражение заимствовано из Пс. 146; ср. Пс. 134 и Пс. 135.

36

Т.-е. на каком остановлюсь решении?..

37

Выражение взято из Пс. 117:14.

38

Слова эти направлены против новациан. Питра (Anal. s. t. I. р. 115) говорит. „певец, всегда богослов, обращается к новацианам, долго процветавшим в Константинополе“. Ср. Krumbacher: Studien zu Komanos, 217.

39

Т.-е. прощение, бывшее даром милости Божией.

41

Первые десять стихов сей строфы, изданные Крумбахером по патмосской рукописи, темны, как это признает и Крумбахер (Stu­dien zu Komanos, р. 217), объясняя темноту сию неудовлетворительностию конструкции и пытаясь помочь делу перифразом. Неудовлетворителен текст этих стихов и в рукописи Корсини (см. Piträ An. s. t. I. р. 116). Наиболее вероятно понимать их, как слова ангела, обращенныя к Апостолу Петру.

42

Эта строфа находится только в патмосской рукописи, по которой издал ее Крумбахер в Studien zu Komanos, р. 133. Крумбахер. однако, не решает положительно вопроса о принадлежности ея св. Роману, а только говорит. что она употреблялась при совершении крещения.

Комментарии для сайта Cackle