Азбука веры Православная библиотека преподобный Роман Сладкопевец Кондак "Покайтесь!" (на притчу о девах мудрых и юродивых иной)

Кондак «Покайтесь!» (на притчу о девах мудрых и юродивых иной)

Источник

Пролог.

Нашу душу.

Светоч в век не гаснущий,

Поднесем Жениху Христу,

Да войдем в чертог Его:

Скоро он затворится...

О! не будем вне его,

Вопия: «Отверзи нам»!..1

1.

Чтó бездействуешь, душе моя.

Бедная, несчастная?..

Чтó печешься о ненадобном

Для грядущей вечности,

Неполезным занимаешься,

Ловишь настоящее,

Возлюбив его, как вечное,

Прилепясь, как к вечному?..

Приближается последний час,2

Время – понять суетность...

К Иисусу возведи свой взор,

Снисхождения прося!..

Не сгибай же, не сгибай спины,3

Став свободною от уз:

Ослеплению духовному

Нет освобождения...

Отрезвись же и, как после сна,

Воспряни: Жених грядет...

Да не будем вне чертога мы,

Вопия: «Отверзи нам»!..

2.

Так когда-то девы глупыя

Пострадали, не узнав

Жениха, по глупости своей,

Неожиданный приход...4

Посему, пока день не исчез,5

Выступим, душе моя,

Чтобы наши совершать дела!..6

Ибо подступает ночь,

При которой, как сказал Христос,

Невозможен будет труд,

И останемся мы бедными,

Ибо не работали...

В веке будущем богатые

Бедных не помилуют.

Не помиловали некогда

Глупых девы мудрыя...

Там суров к немилостивому,

Крайне безпощаден суд...7

Поспешим здесь к Милосердому,

Вопия: «Отверзи нам»!..

3.

Предавалась ты, душе моя,

Сну пустому, тщетному...

До сих пор лежишь ты и храпишь

Воспряни: взгляни вокруг...

Посмотри, как грозы лютыя

И землетрясения

Устрашили землю, равно всех,

Обитающих на ней...

В бегство море также привели

Шумы от воюющих...

Устрашись же, устрашись и ты,

Как Иона, и проснись!..8

Оглашают всю вселенную

Звуки разных знамений,

Возвещающие о Христе

Ожидающим Его...9

Он грядет в свое владение

И замкнет ряд знамений...

О, да не останемся мы вне,

Вопия: «Отверзи нам»!..10

4.

Таковое зрим мы днесь, душе!..

Для пришествия Христа

Это двери суть воистинну,

Не при дверях только лишь...11

Появилось и – готово все...

И не укоснит ничто,

Как сказал Христос Спаситель наш,

Все свершится, как Он рек...12

Появились язвы, голоды

И землетрясения,

И народ поднялся на народ...

Внутри ужасы, а вне

Все полно сражений и борьбы...

Нет нигде спасения,

Всюду страшныя опасности...

Бегство предстоит для всех,

А убежищ нет... Дверь замкнута,

Милость запечатана...

Мы не восхотели внутрь войти,

Вопия: «Отверзи нам»!..

5.

Выслушай сие и плачь, душе,

Волей возстени своей

Прежде, чем врасплох застигнута,

Ты невольно возстенешь,

Когда будет уничтожена

Вся земля наша огнем13

И, как свиток, небо согнуто,14

Бездна моря побежит

С основанья самого, следа

Не оставив по себе,

Сгибнут светы,15 ниспадут с небес

Звезды, как листы дерев...16

Столь скорбь будет велика тогда,

Когда все это придет.

Что и силы неба двигнутся,17

В страхе восклицая так:

«Где произойдет падение,

Соберутся и орлы»,18

Позади оставив коршунов

С воплем сим: «Отверзи нам»!..19

6.

О, какую горесть причинит

Оный голос20 леностным

И всем, грешную ведущим жизнь,

Из которых первый я!..

Как безплодную смоковницу,21

Истребит Он с корнем нас

И, как срубленные топором,22

Мы соделаемся все

Адовой геенны пищею

И ея добычею...

Это нам поведал Иисус,

Властелин душам нашим...

Обновимся же, душе моя,

И представим из себя

Доброе растение, как плод

Сеяния добраго...

Ах, когда придет Он в житницу

Добрые плоды собрать,23

Да не будем вне чертога мы,

Вопия: «Отверзи нам»!..

7.

О, как скоро жатвы час настал,

Жатвы той ужасный час...24

Приготовлена для действия

Истребления коса,

И отточена, изощрена...

Как бы огнь сжигающий,

Трусов знойное дыхание

Косит ниву Божию,

И старательные жатели,

Приготовив нужное

Для их дела, ждут веления

Господина жатвы сей...

Что ж, душе моя, мы сделаем....

Плевелами полны мы

И от хлеба отделят они

Нас – траву негодную,

Свяжут вслед за этим узами

И сожженью предадут...

Ах, слезами предварим сие,

Вопия: «Отверзи нам»!..

8.

Наступило время тяжкое:

Что ж мы ждем, душе моя!..

Наступил день воздаяния,

Возгорелся Божий гнев...

Возгорелся он на нас чрез нас:

Сами мы его вожгли...

Огонь будущий на нас от нас...

Дров не видно для него

И соломы также не видать:

Раскаляет огнь в пещи

За преступность воздаяние,

Грешных дел отмщение...

Дела злыя каждаго из нас

Представляются, как куст,

Не сгарающий, хоть весь в огне...25

Вечно пламенен сей огнь,

Никогда не погашается,

Если не предупредят

Слезы тех, чтó здесь, в несчастии,

Вопиют: «Отверзи нам»!..

9.

Прежде ночи вдруг настала ночь,

Мрак объял всех прежде тьмы

И, как некогда Египтяне,

Мы находимся теперь

Под ударами и казнями...

Вихрь землетрясения26

И тьма войн повсюду нас теснят...

Не довольствуется Гнев

Даже сим: как море Чермное,

Некогда объявшее

Египтян – преследователей,

Жадно ждет геенна нас...

Ибо много нами огорчен

Иисус, Спасптель наш.

Так как, не смотря на чудеса,

Веры не встречал у нас...

И теперь уже, взяв в руки бич,

На неправды людей зрит,

Чтоб хоть так27 уверовали мы,

Вопия: «Отверзи нам»!..

10.

Избежавши рабства горькаго

Фараону умному,28

Возымеем ненависть к нему,

Нами обладавшему,

И, став Божиим Израилем,

Не пойдем в Египет вспять:

Разумею я не ту страну,

Чтó посещена Христом,29

Но страну, чтó не поверила

Моисею самому...

Под Египтом разумеем мы

Сердце боязливое,

Когда горестью постигнуто,

А когда она прошла,

Сердце дикое, каким мы все

Обладаем, по плодам

Явственно обозначается,

Что его имеем мы,30

Ибо только в тяжком бедствии31

Вопием: «Отверзи нам»!..

11.

Ах, повис удар над головой,

Сердце ж наше не скорбит.

В муках плоть, а ум не чувствует,

Под бичем все, а из нас

Ни один с любовью не воззвал

К Бичевателю Христу...

И землетрясение Христос

Вновь, как бич, простер на нас,

Древле во святилище бичем

Ревность обнаруживший...32

Мы умом. как дети, сделались:

Лишь заботимся, чтобы

Есть и пить и забавлять себя,33

И сидим на торжищах34

И друг другу возглашаем так.

«Хоть уже и близок суд,

Но, однако, до тех самых пор

Будем забавлять себя,

А затем, когда придет.

Воззовем: «Отверзи нам"»!..

12.

Долу, долу, о душе моя,

Брось слова сии: они

Мучают неверующих ум...

Близок суд, написано Оное...

Отец не судит Сам,35

Чтобы кто-нибудь не рек,

Что Он милует сынов Своих:

Судит Сын, являя нам

Те страдания, которыя

Ради нас Он претерпел.

«Вот чему, не бывши должником» –

Говорит – «подвергся Я...

Пусть бы кто из вас имел любовь,

Каковую явил Я,

Душу за Моих друзей отдав...36

Вместе с тем пред смертию

Я ученикам дал заповедь37

И вручил ключи Петру38

И при сем сказал ему: «Вводи39

Кличущих: «Отверзи нам"»!..

13.

О, какую слово оное40

Налагает мне узду!..

В самом деле, чтó отвечу я?

Если я скажу Христу,

Что Он пострадать Сам восхотел

И что не было нужды

В том, чтоб был Он распят на кресте,

Он на то мне возразит.

«Да, Я пострадать Сам возжелал,

Но тебя для, человек!..

Ты был неоплатным должником.

Я ж совсем не должен был»...

Слово это взвесь, душе моя,

Чтобы привели тебя

К Богу мы и оправдались в Нем...

Не найдем, не взвесивши

Слово то, спасения... Итак

Воззовем Христу Царю:

«Всем Желающий спасенным быть

Твой чертог отверзи нам»!..

14.

О, узнай, узнай, душе моя,

Смысл глаголов Судии!..

О, узнай, чтó Он советовал.

Чтó сказал ученикам.

В заповеди при прощаньи им.

«Пусть из сердца вашего

Не исчезнет ожидание

Моего пришествия!..

Я – Христос есмь с вами до тех пор,

Пока целым мир стоит,41

А затем Я вновь приду с небес,

Облеченный властию»...42

Для чего ж трудиться станем мы?

Для того, чтоб, утрудясь,

Мы ничего не бросили в мешок...

О. когда б он легким был,

Не наполнился нечестием:

Он тогда б не помешал

Мысли быть вполне свободною,

Чтобы звать: «Отверзи нам»!..

15.

Христе Господи! Отверзи мне

Дверь благоутробия

Прежде, чем настал час роковой

Моего отшествия!..

Ибо отойти мне надлежит,

Надлежит придти к Тебе

И отдать отчет за все, за все:

За слова, за действия

И за все, чтó в сердце у меня...

От Тебя не скроется,

Даже самый тихий шёпот мой!..

«Ты создал утробу мне»

Вопиет Тебе Давид; «в Твоей

Книге все написано»...43

В ней начертанными видишь Ты

Скверныя дела мои:

Зачеркни Ты их крестом Твоим:

Он есть похвала моя;

Им я славлюсь и горжусь,44 Тебе

Вопия: «Отверзи нам»!..

16.

Братия мои! То самое

Гласить будем все Творцу

До тех пор, пока дыхание

Сохраняем мы в себе,

Прежде, нежель неожиданно

Нас достигнет Божий гнев.

Как бывают неожиданно

Муки у беременной...45

Тир нас не грешней,46 равно Кармил:

Как они, погибнем мы,47

Ежели не станем мудрыми...

Случай с Птолемеями

Для изобличенья нашего

Грубаго неверия

Есть вполне, вполне достаточен...48

Ах, покаемся скорей,

Видя грозныя события,

Чтоб грядущаго убечь,

Когда в тягости, в несчастии,

Воззовем: «Отверзи нам»!..

17.

В такой мере ум наш огрубел,

Что падения других

Не ведут нас к исправлению...

Нет разумевающих.

И изследующих вовсе нет...

Искривились, сделались

Мы негодны...49 Ниневитяне,

Лишь пророк их обличил,

Покаянье принесли...50 А нас

Ни тот голос. ни гроза

Не приводят уже к мудрости...

Иудейский властелин –

Езекия воплем обратил

Ассириян древле вспять,

Возбудивши небо против них...51

Ассирияне и нас,

Прежде же Измаилитяне,

Поразили, взяли в плен...52

Мы же плачем не восплакали,

Не зовем: «Отверзи нам»!..

18.

Вышний Господи, всех Судия!..

Сколь Ты долготерпелив...

В наших благах нет воистинну

Никакой Тебе нужды...53

Так как все склоняются ко злу

Мыслью и хотением,

То Твоею, Христе, волею

Наши дни располагай

И не дожидаясь нашего

Обращения к Тебе:

Если и является оно,

То не укрепляется,

Как зерно, на камень падшее;54

Как трава на хижине,

Высохло до прорастания...55

Но помилуй, Господи,

И щедроты многия пролей

На нас – грешных чад земли,

И на всех, зовущих своему

Господу: «Отверзи нам»!..

К песни «Покайтесь!»

Песнь в патмосской рукописи имеет такую надпись: Τῇ ἁγίᾳ καὶ μεγάλτρίτῃ. Κοντάκιον δόμενον εἰς τάς δέκα παρθένους, οἡ ἀκροστιχίς: Τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ. Ἦχος πλάγιος ά.56 Из этой надписи видно, что песнь назначена для пения во вторник Страстной седмицы.

Близок Страшный Суд. На это указывают разнообразныя физическия и общественныя бедствия, постигшия людей. Необходимо покаяться, пока еще есть время, пока еще не затворился на веки, как для дев юродивых, небесный чертог Христов.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 110–122.

* * *

1

Припев заимствован из Мф. 25:11.

3

Может быть, образ заимствован из Лк. 13:11. Cp. Krumbacher: Umarbeitungen bei Romanos. München, 1899, p. 131 и 99.

4

Мф. 25и сл.

6

Какия дела? Ср. строф. 1 init.

8

Ион. 1и след.

9

Св. певец знамениями называет здесь физическия и общественныя бедствия, в которых видит предвестие Страшнаго Суда.

10

Последние стихи сей строфы переведены по конъектуре Питра; единственная рукопись, сохранившая песнь «Покайтесь», в этом месте имеет пропуск.

11

В подлиннике: θύραι ἐισὶν, οὐκ ἐπὶ θύραις. Имея в виду Мф. 24(ср. Иак. 5:9), св. певец усиливает значение постигших в то время бедствий, говоря, что ими уже открывается, а не предвещается лишь конец мира. Ср. Krumbacher: Umarbeitungen bei Romanos, p. 133.

15

В подлиннике: φωστῆρες. Разумеются солнце, луна и звезды.

19

Ср. Златоуста: «под орлами он (т.-е. Евангелист Матфей) разумеет ангелов, мучеников и всех святых. (Беседа на Евангелие от Матфея 76-я). – Св. певец не только изъясняет. но и дополняет Евангельское сказание. Под коршунами должно разуметь людей внешне праведных, кои, подобно девам юродивым, не заслужили царства небеснаго.

20

Разумеется голос Сына Божия, пришедшаго на суд. Ин. 5:25–29; ср. Мф. 25:40–41; Мф. 24:30.

22

Образом сим указуется решительность и сила. Лк. 12:46.

24

Жатвою названа кончина мира. Мф. 13и сл.; ср. Мк. 4:29.

25

Чрезвычайно смелое сравнение: грехи наши подобны терновому кусту, который видел Моисей (Исх. 3:2): они полны огня, но не сгарают, не уничтожаются находящимся в них пламенем.

26

Землетрясения очень нередко бывали в Византийской Империи. Землетрясение какого года или каких годов имеет здесь в виду св. певец – сказать трудно, так как неизвестно время жизни св. Романа (существует современное исследование диак. В. Василика – прим. оформителя)

27

Т.-е. образумленные ужасами и казнями.

28

Как в предшествующей строфе геенна сравнена с Чермным Морем, поглотившим Египтян, так здесь диавол назвал Фараоном умным или мысленным. духовным. Ср. в акафисте Божией Матери (икос 6): Фараона мысленнаго.

30

Выражение заимствовано из Мф. 7:16.

31

Не по любви, но по страху, под гнетом бедствий.

35

Ин. 5sqq.

39

Т.-е. в рай.

40

Т.-е. слово Христа о Своих страданиях.

46

Разумеются пророчества Исаии (Ис. 23) и Иезекииля (Иез. 26–28) о Тире.

47

Разумеется умерщвление пророком Илиею жрецов Ваала на горе Кармил (3Цар. 18:20).

48

Какой случай с Птолемеями или Египтянами разумеет здесь св. певец – сказать трудно. Cp. Krumbacher: Umarbeitungen bei Romanos, p. 138 и след.

51

4Цар. 18–19; ср. 2Пар. 32и сл.

52

Какие народы названы здесь Ассириянами и Измаильтянами,– трудно сказать. Ср. Krumbacher: Umarbeitungen bei Romanos, p. 142 и сл. и статью Де-Боора в Bys. Zeitschr., 9 Band, 4 Heft (Lpz. 1900), p. 633 и сл.

56

Глас 5-ый. – Прим. оформителя


Источник: Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе / П. Цветкова - Москва : Унив. тип., 1900. - 212 с. / Покайтесь! 110–122 с.

Комментарии для сайта Cackle