преподобный Роман Сладкопевец

Кондак в честь Святых Апостолов

Содержание

1. Церковно-славянский текст Минеи, 29 июня/12 июля н.ст. 2. Русский перевод Е. Ловягина 3. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 4. Русский перевод А.С. Десницкого 5. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи) 6. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

 

1. Церковно-славянский текст Минеи, 29 июня/12 июля н.ст.

Кондак, глас 2:

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси паче / всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Икос:

Уясни мой язык, Спасе мой, разширив моя уста / и исполнив я, умили сердце мое, / да, яже глаголю, последую и, яже убо учу, сотворю первее: / всяк бо творя и уча, рече, сей велик есть. / Аще бо глаголю, и не творю, яко медь звенящая вменюся; / темже рещи ми подобная и творити полезная даруй, / Едине, сведый сердечная.

2. Русский перевод Е. Ловягина

Кондак в честь святых апостолов

Умудрив больше риторов рыбарей, этих безстрашных и боговдохновенных проповедников, верховнаго из учеников Твоих, Господи, взял Ты для наслаждения Твоими благами и успокоения; ибо труды и смерть их выше всякаго всесожжения принял Ты, единый знающий внутреннее.

Икосы:

1) Проясни язык мой, Спаситель мой, разшири уста мои, и наполнив их (песнями) умили сердце мое, чтобы мне следовать тому, чтó говорю, и первому исполнить то, чему учу; ибо всякой, кто делает и учит, говорит (писание – Мф. 5:19; 1Кор. 13:1), тот велик; если же я говоря не делаю, то сравнюсь с медью звенящею; посему говорить должное и делать полезное даруй мне, единый знающий внутреннее.

2) Так некогда и ученики Твои, наперед исполнив Твои заповеди, учили тому, чтó сами делали, всеми силами согласуя жизнь с Твоим учением; велик тот, кто на нее взирает и им соревнует в том, чтобы отрешаться от житейскаго, пещись всегда о горнем, нести крест на раменах, утешаться при смерти, как заповедал Ты, единый знающий внутреннее.

3) Цветущий таким множеством добродетелей сонм апостолов, верные, облагоухал всю землю, ветви Христова винограда, ниву вышняго земледельца, эти ловцы прежде Христа, ловцы и после Христа, занимавшиеся на море, а теперь произносящие сладостныя слова: прежде ловившие рыб теперь ловить людей научены (Тобою), единый знающий внутреннее.

4) Этих агнцев, которых разсеял страх во время крестное, Архипастырь собрал после воскресения; ибо став на вершине горы возгласил сладостную песнь, придавая бодрость пастве, и несколько прикровенно, как боявшимся, сказал (им) так: мужайтесь, Я один победил мир (Ин. 16:33), Я разсеял волков; со Мною не был никто, един Я был, единый знающий внутреннее.

5) Идите же ко всем народам; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ее) наставлениями; смотри ты, Петр, как тебе учить; представляя свое падение, будь сострадателен ко всем, а не строг, (помня) ту служанку, которая поколебала тебя: если нападет на тебя гордость, вспомни о голосе петуха и приведи на память слезы, которых потоками Я очистил тебя, единый знающий внутреннее.

6) Петр, любишь ли Меня? Делай, чтó скажу: паси стадо Мое и люби, кого Я люблю, сострадая согрешающим, помня ο Моем к тебе милосердии, как тебя, трижды отрекшагося, принял Я; разбойник, привратник рая, ободряет тебя; посылай к нему, кого хочешь; чрез вас возвращается ко Мне Адам, взывая: Создатель, разбойника привратника и держащаго ключи Кифу посли ко мне, единый знающий внутреннее.

7) Мужайся и ты, Андрей; как ты первый нашел Меня, быв найден Мною, так найди и блуждающаго; не забудь прежняго искуства, от него Я руковожу тебя к этому: как прежде (ты входил) обнаженным в глубину, так и ныне (будь) отрешенным от жизни; прежде уловляя удою, научись улавлять крестом; ты приманивал червями, уловлять плотию Моею заповедаю тебе, единый знающий внутреннее.

8) Ныне приступи к делу, Иоанн; ныне все пусть узнают, что не напрасно некогда Я приклонял тебя к груди Моей (Ин. 13:23); проведи борозды для источника Моего, котораго потоками напаялась любовь твоя; прокопай для Меня, как бы заступом, языком твоим проход, и Я приду, куда захочешь, и оросив напою посеянное тобою; бросай слова, как зерна, а Я умножив (их) наполню житницы твои, единый знающий внутреннее.

9) Так поступай и ты, Иаков, не оставляя проповеди, при воспоминании о Зеведее, которому некогда ты предпочел Меня; ибо ты знаешь, как ты оставил родителя на лодке (Мф. 4:21), возлюбив Меня Создателя; исполняй волю Мою с сослужителями Твоими; не страшись коварных (людей); Я разсеял козни их; когда будут посекать тебя мечами, представь, кто был пронзен в бок копьем, единый знающий внутреннее.

10) Ступай, Филипп, вместе с ними проповедуй Меня, как видишь и слышишь Меня ныне; не отделяй Меня от Отца Моего, не говори: я видел сына, а Отца его вовсе не видал (Ин. 14:8–9); Я показал тебе Отца во Мне и Меня в Нем; Я пришел не без Него; что Он говорит, тó Я исполняю; чего Я хочу, тó Он исполняет; мы в одном и том же Духе; Его проповедником (и) ритором Я посылаю тебя, единый знающий внутреннее.

11) Изгладив теперь слова прежняго неверия верою, Фома, проповедуй Того, котораго ты осязал; пришло время, котораго ты желал, противостать народу еврейскому; ты имеешь ясные залоги воскресения Моего, ты видел раны от гвоздей, видел и язвы от копья; нет более предлога для тебя; ибо всякой повод (к неверию) устранил Я от тебя, единый знающий внутреннее.

12) Оставайся как бы мытарем, Матфей, и бери пошлину с того врага Адамова, как прежде с проходящих; не щади, пока не возьмешь с него последняго кодранта (Мф. 5:26), и сиди наблюдая за путем ведущим в ад, и если встретишь губителя идущаго от моих (жилищ), останови и возьми пошлину и обнажи его, как Я говорю тебе, единый знающий внутреннее.

13) Одно слово произношу для всех, чтобы не утомить, научая каждаго порознь, скажу всем вместе святым Моим: идите по всему миру, научите народы и царей (Мф. 28:19); ибо все предано Мне родившим Меня (Лк. 10:22), горнее вместе с дольним; над этим Я владычествовал и прежде, нежели принял плоть, и теперь воцарился над всем, и в вас имею (свой) священный собор, единый знающий внутреннее.

14) Идите же ко всем народам; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ее) наставлениями. Выслушав это, сотаинники смотрели друг на друга, кивая головами: откуда (будет) у нас голос и язык, чтобы говорить ко всем? – кто даст нам силу противостать народам и язычникам (нам, неграмотным и неученым, слабым рыбарям), как повелел Ты, единый знающий внутреннее?

15) Теперь не смущайтесь сердцем (Ин. 14:1); да не возмутит враг души ваши; не разсуждайте, как младенцы, будьте мудры, как змии (Мф. 10:16); ибо для вас Я вознесен как змий (Ин. 3:14); из страха не оставляйте (Моей) проповеди; Я не хочу побеждать силою, преодолеваю посредством слабых; не утешаюсь последователями Платона, потому что безумное мира (1Кор. 1:27) возлюбил Я, единый знающий внутреннее.

16) Впрочем Я дам вам и силу, силу возстановляющую многих от падения, и умудряющий язык; ваш голос обращает в бегство Димосфена, и Афиняне поражаются Галилеянами; Кифа (он же и Петр), возвещая о Мне, прекращает наконец безмерныя речи, и затмевает басни изречение маранафа (1Кор. 16:22); Назарет колеблет Коринф; вы говорите, (а) Я убеждаю, единый знающий внутреннее.

17) Всем вам нанесут оскорбления, ввергая в темницы, и в тяжких узах предадут властителям; но Я не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18); ибо Я с вами до скончания (века – Мф. 28:20); когда предстанете пред судей, то увидите Меня посреди вас; вас связывают и Меня вместе связывают; со Мною для Меня вы все терпите; крепко содержите мысль, что чрез вас ратоборствую и Я, единый знающий внутреннее.

18) Когда мудрые ученики услышали слова мудраго Учителя, то отвечали на это: Ты возвестил нам все тяжкое, исполненное ужаса и смерти; этого ныне мы думали избежать, прилепляясь к Тебе, и вот Ты предаешь нас тягчайшим (бедствиям), Спаситель наш; Ты призывал к успокоению, и вот помазуешь на подвиги, единый знающий внутреннее.

19) Определение призывает вас к подвигам; закон любви требует от вас – совершить дело дружбы; пострадайте за Меня, как друзья, как и Я (пострадал) за друзей, хотя и не был обязан; никакого не было долга, вызывающаго меня на смерть. и однако Я принял (ее) и как должник претерпел крест; вашу дань Отцу Я неповинный отдал добровольно, единый знающий внутреннее.

20) Идите же по всему миру; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ee) наставлениями; смотрите, чтобы кто-нибудь покаявшийся не остался вне вашей сети; ибо Я радуюсь обращающимся, как знаете и вы, так что если бы и предавший Меня после продажи обратился ко Мне, то Я, изгладив и его грех, присоединил бы его к вам, единый знающий внутреннее.

21) Отгоняйте от себя уныние и малодушие; ибо оно доводит многих до смерти, как показало на Иуде; вы знаете, как отчаяние опутало предателя веревкою удавления; впрочем и в этом тщетно коварство диавола; ибо скоро он будет отмщен: вместо Искариота – Киликийца, вместо коварнаго – доблестнаго, вместо продавца – Павла приобрету Я, единый знающий внутреннее.

22) Таинники Мои, друзья и братья Мои; так, называю вас таинниками, – а уже не слугами – сынами и сонаследниками Моими; вы – светильники всей вселенной и светлые лучи солнца – Меня, верные хранители Моих сокровищ, посредники даров моих возвращающемуся Адаму, столпы церкви Моей, которые Я вывел из (глубины)моря, единый знающий внутреннее.

23) Так проповедуйте Меня миру, объявляя, кто Я; и уже избегая притчей и загадок, скажите, что Я – Бог и неизреченно принял образ раба (Флп. 2:7); объясните, как Я добровольно принял телесныя раны; будучи Богом, безсмертным, Я с плотию пришел на смерть, и быв погребен, как осужденный, разрушил ад, как Господь, единый знающий внутреннее.

24) Итак спасайте этим мир, крестя во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Укрепившись такими словами, апостолы сказали Создателю: Ты – Бог, предвечный и безсмертный; Тебя одного признавая Господом вместе с Твоим Отцем и Духом, мы будем проповедывать, как Ты повелел; будь Ты с нами и над нами, единый знающий внутреннее.

Источник Кондак и икосы св. Романа Сладкопевеца в честь святых апостолов. / Пер. с греч. Е. Ловягина. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». – 1876 г. – Часть II. – С. 208–222.

3. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

В день собора святых дванадесяти апостолоѻПереведено с греч. яз. из Anal. Sacra К. Питры. Творение св. Романа Сладкопевца. Акростих: τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ ὁ ψαλμος. В Anal. Sacra помещен еще следующий кондак: Ты, умудривший рыбарей более, чем риторов, и пославший (их) как проповедников во всю вселенную, по неизреченному человеколюбию Твоему, Христе Боже, чрез них утверди церковь Твою, и верным ниспосли благословение Твое, Единый, ведущий сердца.

(Июня 30).

Кондак, глас 2-й.

Ты, Господи, твердых и богогласных проповедников, верһТ.е. самых первых. учеников Твоих, воспринял для наслаждения благами Твоими и (для) усиокоения; ибо труды оных и смерть Ты принял выше всякой жертвы (ὑπὲρ πσαν ὁλοκάρπωσιν),-Единый ведущий сердца.

Икосы:

1) (Τράνωσον μου τν γλῶτταν) Соделай ясным язык мой, Спаситель мой, расшири мои уста, и исполнив их умили мое сердце, да последую тому, что говорю я, и да первый сделаю то, чему я поучаю. Ибо всяк творяй и учай, говорит (Писание), сей велий есть (Мф. 5:19.). Итак, если я говорящий не делаю, то я буду как медь звенящая (1Кор. 13:1.). Почему даруй мне говорить должное и делать полезное, Ты, Единый ведущий сердца.

2) (Οτω ποτὲ) Так некогда и ученики Твои, (Господи), сперва (сами) исполнив заповеди Твои, поучали тому, что делали, со всею силою, вместе с тем, подтверждая учение Твое (своим) жительством; которое кто видит, и подражает им, – сей велик есть, (в том подвиге благочестия) чтобы презреть (блага и наслаждения) сей жизни, и помышлять всегда о (благах) небесных, нести на раменах (своих) крест, смерть иметь (для себя) утешением, как повелел Ты, Единый ведущий сердца.

3) (Ὓλῃ) Изобилуя таким обилием добродетелей, собор (κατάλογος) всех апостолов облагоухал всю землю, – эти ветви винограда Хриетова, это поле верховнаго искуснаго Земледелателя. Они, (бывшие) рыбари до (призвания) Христова, и по (вознесении) Христа (остались) ловцами, (но только человеков). Они, (прежде) имевшие обращение с морскою водою, а ныне источающие сладкую речь; прежде ловцы рыб, а ныне уловляющие человеков, как сказал Единый ведущий сердца (Мф. 4:19).

4) (Τούτους) Настыреначальник, по воскресении (Своем), собрал сих агнцев, которых разсеял страх во время (распятия Его) на кресте. Ибо, став на верху горы, Он источил сладкий мед, дав стаду (Своему) дерзновенение и, как боязливым, не много давая разуметь, вопиял, говоря: «Дерзайте, Я Один победил, Я волков разсеял, со Мною (тогда) не было никого (Ин. 16:32–33.), Я был Один, Единый ведущий сердца».

5) (Ἆπιτε) «Итак идите ко всем (языческим) народам; разсевая по земле семя покаяния, поливайте (его) своими учениями. Ты, Петр, посмотри на Меня,-как ты учишь? Помышляя о своем падении, будь сострадателен ко всем; (поступай) не строго, (памятуя) об оной служанке, поколебавшей тебя. Если приключится с тобою возмущение, то слушай (тогда) гласа петелова, и вспоминай о тех слезах, которыя отмыл Я у тебя в (Моих) потоках (иэ язв),-Единый Человеколюбец».

6) (Πέτρε) «Петр, любишь ли Меня? Делай-то, что Я говорю тебе: паси стадо Мое и, любя тех, которых Я люблю, имей сострадание к согрешающим; взирай на Мое к Тебе милосердие, как Я принимал тебя трижды отвергшагося. Ты имеешь разбойника, привратника райскаго, ободряющаго тебя; к оному пошли тех, которых желаешь. Чрез вас обращается ко Мне Адам, вопия: „Создатель, пошли мне разбойника привратника, ключеносца Кифу,-Ты, Ёдиишй Человеколюбец“».

7) (Ἲσχυέ μοι) «Укрепляйся для Меня и ты, Андрей! Как первым ты обрел Меня, (ты), найденный Мною, то найди и ты заблуждающаго, не забудь перваго твоего искусства (ловительства). От сего Я научу тебя другому. Как прежде ты нагим (погружался) в глубину (водную), так и ныне (яви себя) обнаженным (в отношении) к сей жизни. Ты прежде ловил удою (καλάμῳ),-научись теперь уловлять крестом; (прежде) приманивал (рыб) червем,– ныне Я повелеваю тебе уловлять Плотию Моею, (Я), Единый ведущий сердца».

8) (Νῦν) «Ныне покажи дело, ты, Иоанн; ныне все узнали, что Я не напрасно прежде приклонял тебя к персям Моим. Проведи бразды от источника Моего, из котораго любовь твоя почерпала потоки. Ископай языком твоим, как бы лопатою, место для протока, и Я прииду к тебе, и напившись, насыщусь от сеяния твоего. Как семена посей слова свои, и Я, возрастив, приумножу нивы твои, Единый ведущий сердца».

9) (Οτω) «Так и ты, Иаков, делай, не оставляя проповедания, вспоминая Зеведея, котораго прежде ты Мне предпочел. Ибо Я знал, как оставил ты в ладии родителя (своего) (Мф. 4:22.), возлюбив Меня Создателя. Исполни мою волю вместе с сослужителями своими, не боясь наветников; ибо их советы Я разорю. Когда будут усекать тебя мечем, ты помысли, – Кто был прободен копием в ребро,-Единый ведущий сердца».

10) (Ὕπαγε) «Прииди сюда, Филипп; вместе с ними проповедуй Меня, как ты видишь и слышишь обо Мне ныне. Не отделяй Меня от Отца Моего, не говори: „я видел Сына, – а Родителя Его совсем не видел“. Я тебе показал во Мне Отца Моего и Себя в Нем (Ин. 14:8, 10): Я не выходил из (недра) Его. Ибо, что Он хощет, Я совершаю; что Я хощу, то совершает

Он. Мы в Нем со (Святым) Духом. Я посылаю тебя проповедником Его (и) витиею, Единый ведущий сердца».

11) (Ῥήματα) «Ты, Фома, загладивший теперь чрез веру слова прежняго неверия (своего), проповедуй, Кого ты осязал. Пришло время, котораго всегда сильно ожидал ты, чтобы стать в противоборство с народом еврейским. Ты ясно знаешь признаки воскресения Моего: ты видел язвы гвоздипныя, видел и раны копия; (посему) нет для тебя предлога (сомневаться); ибо всякий случай к сомнению (в этом) Я уничтожил, Единый ведущий сердца.»

12) (Ὥσπερ) «Пребудь как мытарь, ты, Матфей, – и собирай оброки с онаго врага Адамова, как прежде с проходящих. Не щади его дотоле, пока не получишь от него и последний кодрант1. (Мф. 5:26). Сядь, стрежа путь ведущий к аду, и если найдешь убийцу, захватывающаго от Моих (стяжаний), то ты подойди (к нему), и возьми с него оброк, и обнажи его, как говорю тебе Я, Единый ведущий сердца“.

13) (Μετὰ) «Вместе с ними и ты, Варфоломей, проповедуй о Мне в мире, как ты ясно видишь Меня из мертвых воскресшаго; также и ты, Иаков Алфеев, и ты Иуда не Искариотский. Симон, ты будь ревнителем (ζηλωτὴς) веры в Меня. Одиннадцать (вас), избранных Моих, кроме (одного), удалившагося из вашего лика, Я посылаю ныне во все концы (вселенной) обратить и спасти мир от погибели,-Единый человеколюбец».

14) (Ἂπιτε) «Итак идите ко всем народам; разсевая но земле семя покаяния, поливайте его (своими) учениями». Соученики, слышавшие сие, посмотрев друг на друга, покивая главами, (говорили): «Отколе, (Господи) у нас глас и язык, чтобы говорить ко всем? И кто даст нам силу противостоять народам и язычникам (когда мы не учены и не воспитаны, немощные рыбари), как заповедал Ты, Единый ведущий сердца?»

15) (Νῦν) «Ныне да не смущаетесь сердцем (своим), да не волнует враг-диавол мыслей ваших. Не размышляйте как дети; будьте мудры как змии. Ибо для вас Я, как (некогда) змий, был вознесен (на древо). Не оставьте проповедания, боясь за самих себя. Я не хощу побеждать силою; Я препобеждаю чрез немощных. Я не радуюсь держащимся учения Платона, ибо Я возлюбил буяя мира (1Кор. 1:27), Единый ведущий сердца.»

16) (Ὅμως) «Впрочем, Я дам вам и силу, возстановляющую многих от падения, и язык, притом, умудряющий (во спасение). Звук (проповеданий) ваших прогоняет Димосфена, и побеждаются афиняне от галилеян. Наконец Кифа, (прежде Петр), проповедуя о Мне, прекратит неправильныя учения. Изречение: Маран-афѻМаран-афа означает: да будет отлучен до пришествия Господа (Примеч. в издании Нов. Завета на русск. языке), 1864 г., Спб. (1Кор. 16:22) затемнит басни. Назаретом потрясен будет Коринф. (Когда) вы говорящие, – буду убеждать Я, Единый ведущий сердца».

17) (Ὕβρεσί) «Все осмеют вас, ввергнув в темницы, и крепко связав вас, предадут начальствующим. Но Я не оставлю вас сирыми. Ибо Я с вами есмь до скончания века (Ин. 14:18; Мф. 28:20). Когда вы предстанете судиям, то увидите Меня посреди вас. Вы будете связаны, – и Я с вами вместе (также) буду связан. Вы все будете терпеть со мною за Меня. Вы (только) явите (великую силу) воли, так как и Я буду поборать за вас,-Единый ведущий сердца».

18) (Ὂτε) Когда же мудрые ученики выслушали (сии) слова премудраго Учителя (своего), то на сие отвечали: «Ты возвестил нам все (только) жестокое и исполненное страха и смерти. Но мы, ныне соединенные с Тобою, думаем избежать сего, а Ты теперь предаешь нас более жестоким (страданиям), Спаситель наш. Ты призвал нас для успокоения, но, вот, предпомазуешь нас на подвиг, Ты, Единый ведущий сердца»

19) (Ψῆφος) – «Жребий призывает вас к подвигам. Правило любви требует от вас оказать дело дружбы. Пострадайте за Меня как други, как и Я (пострадал) за друзей, не быв обязан (к тому). Никакой не было нужды звать Меня на смерть: но однакож Я принял (ее), и претерпел крест, как должник. Ваш отеческий (прародительский) долг добровольно отдал Я невинный, Единый ведущий сердца».

20) (Ἂπιτε) «Итак идите во весь мир; посеяв на земле семя покаяния, полейте (оное) учениями. Смотрите, чтобы кто либо, не покаявшись, не остался вне вашей сети. Ибо как Я радуюсь на обращающихся (ко спасению),– так знайте (об этом) и вы; как если бы один (из вас), предавший Меня, возвратился ко Мне после предания, то и Я, изгладив грех его, присоединил бы его к вам, – Единый ведущий сердца“.

21) (Λύπην) «Возненавидьте печаль и боязнь: ибо она многих подвергает смерти, как (это) показал (на себе) Иуда. Ведайте, как отчаяние соплело предателю петлю задушения. Однакож и в этом (случае) тщетною осталась сеть диавола; ибо, не много спустя, он и расплатился (со Мною). Вместо Искариота Я приготовляю (к апостольскому служению) Киликийца (Деян. 23:33, 34), взамен лукаваго – честнаго, – вместо продавца – Павла, Единый ведущий сердца.»

22) (Μύσται) «Искренние таинники Мои – и братия Мои! Ибо Я называю вас таинниками, а не рабами уже,-сынами и сонаследниками Моими. Вы – светильники всей вселенной и светлые лучи Меня – Солнца, верные ключехранители (κλειδοφύλακες) от Моих сокровищ, посредники даров Моих возвращающемуся (в рай) Адаму; вы столпы Моей церкви, которых я вывел от моря, Единый ведущий сердца.

23) (Οτω) «Так проповедуйте о Мне в мире, чтó Я есмь, и, возненавидев после того притчи и гадания, скажите, что Я, будучи Бог, и несказанный, принял образ раба; объявите, как Я добровольно подъял бичевания телесныя. Бог Сый (Ὣν) и не умирающий, с телом пришел Я к смерти, и быв погребен как осужденный, опустошил ад как Господь, Единый ведущий сердца.»

24) (Σώσατε) «Итак спасите мир сим образом: крещая во имя Отца и Сына и Святаго Духа». – Укрепившись сими словами, апостолы говорили Создателю своему: «Ты еси Бог Предвечный и Безконечный; мы, зная Тебя, Единаго Господа вместе со Отцем и Духом, будем проповедывать (о сем), как Ты (нам) заповедал. Ты (же) буди с нами и за нас. Единый ведущий сердца.»

Источник : Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца. Перевод диакона Сергия Цветкова. М.: 1881. С. 168–174

4. Русский перевод А.С. Десницкого

КОHДАК О СВЯТЫХ АПОСТОЛАХ

Кукулий 1

Твердых и богогласных проповедников

и цвет Твоих учеников, о Господи,

принял и успокоил Ты, светом Своим утешил их,

ибо и труды их, и успение

Тебе приятны больше всесожжения,

Единственный в сердцах читающий!

Кукулий 2

Ты умудрил превыше риторов рыбаков

и послал их проповедниками всей земле

по любви Своей неизреченной, Христе Боже наш!

Через них Ты Церковь укрепи Свою

и ниспошли всем верным благословение,

Единственный в сердцах читающий!

Икос 1

Ясным язык мой, Спасе, соделай,

мне уста разомкнув, Сам поведи мою речь,

Боже, мое умили сердце,

чтобы и я шел вслед за словами,

и чему я учу, то сделал бы первым.

Сказано: «Кто сотворит и научит – будет велик»,

и если лишь говорю –

буду назван медью звенящей;

так даруй мне речи должные

и поступки, речам подобные,

Единственный в сердцах читающий!

Икос 2

Hекогда так апостолы, Боже,

прежде сами исполнив повеленья Твои,

тому учили, что делали,

силами всеми стараясь вместе

подтвердить учение собственной жизнью,

и кто се видит и ей подражает – будет велик!

Hагим быть и жизни земной,

но иметь пред очами небесную;

свой крест нести на плечах, и смерть,

как велел Ты, принять с ликованием,

Единственный в сердцах читающий!

Икос 3

Малое племя благоуханьем

всю овеяло землю, добродетелей цвет

произрастив в изобилии.

О винограда Христова гроздья,

Благодетеля Вышнего хлебная нива,

о рыбаки до Христа и во Христе рыбаки!

Привычные некогда к соли

сладость словес источают теперь,

и прежде ловившие рыб

отныне – ловцы человеков, как Ты повелел,

Единственный в сердцах читающий!

Икос 4

Этих овец, рассеянных страхом

в час распятия, Властный над стадом опять

соединил в Воскресении;

встав на вершине горной пред ними,

долгожданную песнь обратил Он ко стаду,

смелости им придавая, словами притчи воззвал:

«Мужайтесь же ныне, знайте –

Один Я сей мiр победил,

волков Я рассеял, со Мной

не было там никого, был Я, Сущий, один,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 5

Hыне ко всем идите народам,

покаяния семя предавайте земле

и орошайте учением.

Петр, смотри, как будешь учить ты:

о падении помня и всем сострадая,

ради служанки, смутившей тебя, ты не строго суди,

когда надменность найдет на тебя,

то крик петуха ты услышь

и слезы припомни –

потоками их Я омыл прегрешенье твое,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 6

Петр, Меня ты любишь? Так будешь

Мое стадо пасти и Мною любимых любить

и сострадать согрешающим,

помня Мое к тебе милосердье,–

Я ведь принял тебя, хоть ты трижды отрекся.

Вот и разбойник привратником райским соделан, смелей!

Путь к нему – от тебя,

и Адам через вас возвращается,

взывая: „У врат разбойник,

Кифа-ключник Тобою мне дадены,

Единственный в сердцах читающий!“.

Икос 7

Будь и ты, о Андрей Мой, крепок,

ты ведь первым нашел меня, найденный Мной,

так же найди ты заблудшего.

Hо ремесло свое не забудешь,

Я тебя обучу ремеслу таковому:

наг был в пучине морской – а отныне и в жизни ты наг;

ловил удой тростниковой –

Крестом уловлять научись теперь;

и ныне не червь, а плоть Моя

для наживки, как Я повелел тебе,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 8

Мой Иоанн, яви теперь дело!

Пусть узнают сейчас, что не напрасно тогда

ты на груди почивал Моей.

Русло тому источнику вырой,

что потоку любви твоей дал начало;

словно киркой заостренной, протоки пророй языком.

Куда пожелаешь, скоро

приду, орошая ростки твои;

бросай семена-слова, побеги

взращу Я, наполнив поля твои,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 9

Делай, Иаков, с ними одно,

Зеведея припомнив, проповеди не оставь,

ты ведь Меня предпочел ему.

Знаю, в челне однажды оставил

ты родителя, ибо Творца возжаждал.

Волю Мою исполняй заодно с соработниками

и злоумышленников

не страшись, Мной развеян их замысел;

когда меч над тобой занесут,

то помысли, Кто в ребра копьем пронзен –

Единственный в сердцах читающий.

Икос 10

Ты же, Филипп, ступай вместе с ними,

проповедуй Меня, как видишь и слышишь сейчас,

не отделяй от Отца Меня,

не говори, что Сына ты видел,

а Родителя не довелось тебе видеть.

Я показал вам Отца: Он во Мне, как и Сам Я в Hем,

Я не помимо Hего –

Его волю творю, Мою волю творит Он,

и мы в Духе одном; тебя же Я

посылаю о том проповедовать,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 11

Hынешней верой твердо изгладишь

ты, Фома, свое неверие прежнее,

ты осязал – проповедуй же!

Время пришло, которого жаждал,

завязать с иудеями противоборство.

Вот, Воскресения явлены ясно свидетельства:

следы гвоздей ты узрел,

от копья Мою рану увидел ты –

и места нет колебаньям,

Сам предлог для сомнений разрушил Я,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 12

Будь, о Матфей, как мытарь и ныне

и взимай теперь подать с врага Адамова,

как с проезжающих некогда.

Hе отступай, пока не отдаст он

плату должную до последнего кодранта.

Сядь охранять дорогу, к аду сводящую,

и как увидишь губителя,

прочь от Моих отходящего,

заставь заплатить, обнаженным

яви его, как Я велю тебе,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 13

Голос один ко всем обращаю,

чтоб не тратить Мне сил в расточеньи речей,

вместе Мое слово слушайте:

отправляйтесь ко всей вселенной,

научите народы и царства,

ибо теперь Породивший Меня все Мне предал

на небе и на земле;

над чем властвовал пред воплощением,

над тем же и ныне царствую,

вас избрал Я в священный совет Себе,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 14

Hыне ко всем идите народам,

покаяния семя предавайте земле

и орошайте учением.»

Ученики, такое услышав,

друг на друга глядели, головами качая:

«Где же нам взять силу голоса, чтоб ко всем говорить?

Такую мощь кто нам даст –

племенам и народам противостоять?

Мы не мудры, не научены,

мы умелы лишь в море! Hо Ты повелел,

Единственный в сердцах читающий!»

Икос 15

«Робость из ваших сердец да исчезнет,

и пусть помыслы ваши недруг теперь не смутит,

хватит судить по-младенчески,

сделайтесь же мудры, словно змеи,

ради вас ведь и Я, словно змей, вознесен был,

и не оставьте, страшась за самих себя, проповедь.

Hе в силе Моя победа –

приходит она через немощных;

платонствующим не радуюсь,

возлюбив в этом мiре немудрое,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 16

Впрочем, к тому придам вам и силу,

что сумеет немало павших поднять,

и дам вам речь умудренную.

Вот, Демосфена гонит народ ваш,

и афиняне пред галилеянами меркнут.

Повести прежние Кифа прервет, возвещая Меня,

и невоздержные речи

затмит изречение „Маранафа“,

Hазарет потрясет Коринф;

говорить должно вам, но внушать буду Я,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 17

Вас поношениями осыплют

и, жестоко сковав, в темницы вас заточат

и предадут вас властителям.

Hо сиротами вас не оставлю,

ибо Я до скончания с вами пребуду.

Вы пред судьей – и Меня посреди вас увидите;

вы связаны – связан Я;

вы со Мной, за Меня все претерпите;

сумеете на своем стоять –

и за вас поведу Я сражение,

Единственный в сердцах читающий».

Икос 18

Речи когда услышали эти

от Премудрости мудрые ученики,

то на такое ответили:

«Ты возвестил нам тяготы только,

преисполненные ужаса и смерти,

Соединившись с Тобой, мы решили – от них мы избавлены,

и вот, Спаситель, Ты нас

предаешь еще более тяжкой судьбе;

Ты призывал: „Успокою вас“,

и вот на борьбу помазуешь нас,

Единственный в сердцах читающий!»

Икос 19

«Жребий зовет вас на состязанье,

и законы любви велят ныне вам

дружбу на деле явить свою,

все за Меня терпя, как за Друга,

как и Я – за друзей, а не по долгу;

негде причину найти, что на смерть бы звала Меня,

но Я ведь принял ее,

самый крест претерпел, словно должное,

и долг ваш отеческий сполна,

Hеповинный, отдал добровольно Я,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 20

Hыне идите ко всему мiру,

покаяния семя предавайте земле

и орошайте учением;

глядите, чтоб раскаявшийся грешник

мимо вашего невода не прошел бы;

радуюсь Я обратившимся – это вы знаете.

О если бы и предатель

ко Мне возвратился, покаявшись,

и Я, омыв от предательства,

с вами снова бы соединил его,

Единственный в сердцах читающий!

Икос 21

Страхом, уныньем пренебрегите,

ибо многих ко смерти отсылают они,

как показал вам Иуда сам;

знаете, как веревку удушья

заплело для предателя отчаянье.

Только и в этом вновь тщетна уловка лукавого:

он после расплатится,

Киликийца за Искариота отдаст

и вместо врущего – верного;

за продажного – Павла Себе обрету,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 22

Тайнам причастные други и братья!

Вас зову Я уже не „рабы“, а „друзья,

сыновья, Мои сонаследники,

светочи целой вселенной

и лучи Мои ясные, солнца сиянье

и сокровищ Моих ключехранители верные“;

дары Мои – через вас,

и Адам ко Мне возвращается;

вы – Церкви Моей столпы,

и из бездны морской вас воздвигнул Я,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 23

Так проповедуйте Меня мiру:

явите, что Я существую, отныне конец

притчам и иносказаниям;

и что Я – Бог, скажите открыто,

и как Hеизреченный принял рабский облик,

и как добровольно телесные раны стяжал Себе,

как, будучи Богом, вовсе не смертным,

принес Я на смерть Свою плоть,

и погребенный, как осужденный,

Я смертью разрушил сам ад, как Господь,

Единственный в сердцах читающий.

Икос 24

Так поступая, мiр вы спасите, крестя во имя Отца, и Сына,

и Святого Духа».

И, укрепившись новой речью,

говорили апостолы Создателю:

«Да, Ты есть Бог Предвечный и Бог Беспредельный;

познав Тебя – Господа,

одного со Отцом и со Духом Святым,

как Ты повелел, проповедуем;

Ты же с нами пребудь и за нас,

Единственный в сердцах читающий!»

Источник : Десницкий А. С. Преподобный Роман Сладкопевец. Кондак о святых апостолах (перевод c древнегреческого). // Православная община, 1993, № 4–6 (16–18), сс. 83–91.

5. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

Кондак, глас 2

Непоколебимых и богогласных проповедников, / высших из учеников Твоих, Господи, / Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; / ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, / Один, знающий то, что в сердцах.

Икос: Сделай ясным мой язык, Спаситель мой, / расширь мои уста и исполни их, / уязви сердце мое, / чтобы тому, что говорю, я следовал / и, то, чему учу, сам прежде сотворил: / ибо всякий творящий и учащий, сказал Ты, он велик. / Ибо если я говорю и не творю, / то окажусь как медь звенящая. / Потому говорить подобающее / и творить полезное мне даруй, / Один, знающий то, что в сердцах.

6. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

Ревностнейших и преисполненных даром боговещания проповедников, верховных Твоих апостолов, принял Ты, Господи, в небесные селения блаженств Твоих для вечного покоя и наслаждения ибо все земные страдания и смерть их Ты вменил им выше всяких заслуг, как единый, ведущий все сердечные помышления.

Источник : Объяснения церковных и домашних молитв http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/83.htm

* * *

1

Кодрант – самая мелкая монета

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс