Святоотеческие мысли

Источник

Содержание

К чистоте душевного здоровья Справедливость. Честность Грех. Исповедь. Причастие Ктиторство. Одаривание Ктиторство Преподобного Симеона Мироточивого Ктиторство Святителя Саввы Одаривание О больных О пище О литургии и псалмопении  

 

К чистоте душевного здоровья

Ибо путь краток, братья мои возлюбленные, которым мы идем. Дым есть жизнь наша, пар, земля и прах. На малое время появляется, а быстро проходит. В нашей жизни труд малый, а велико и бесконечно благо как награда.

Карейский устав1

* * *

Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Хиландарский устав2

* * *

И перед смертью я мертвый, и перед судом сам себя осуждаю, и перед бесконечными муками сам себя мучаю отчаянием.

Житие Святого Симеона3

* * *

Не пускаться в зависть, в неприличную любовь, или незаконное сборище или расколы, беречься первых мест и мирских почестей.

Хиландарский устав

* * *

Что лучше этого: не вкусить смерти вовек? Ибо только то не вкушение смерти, что далеко от греха. Ибо вкушением греха вкус смерти (Мк. 16:28) вошел в весь род человеческий до Христа. Поэтому, чада мои боголюбивые, мы, которые Его любим, должны совершать дела веры во Христе Иисусе Господе нашем, мы, которые приняли от Него бессмертную веру, таковой дар – да не умрем никогда!

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере4

* * *

Ибо никто, будучи ленивым, не достиг победы, и никто, пребывая во сне и дремоте, не победил своего врага. Победные венцы принадлежат делающим добро, трудящимся, борющимся, выдерживающим труды, неизбежные при борьбе.

Хиландарский устав

* * *

Но знай, любимец, что пострадавшим честь и слава, а ленивым и непотребным после телесного покоя мука вечная.

Указ как держать Псалтирь5

* * *

Только не имейте недостатка из-за лености – этого бойтесь, на это обращайте внимание!

Хиландарский устав

* * *

Есть будешь от плодов трудов своих. Блажен ты, хорошо тебе будет. Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага.

Хиландарский устав

* * *

Подобает или говорить из Божественных Писаний, ибо они полезны для души, или молчать. «Сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).

Хиландарский устав

* * *

Свободную беседу пресекайте, насколько возможно.

Хиландарский устав

* * *

Ум наш, таким образом, пусть будет на небесах в созерцании райских красот, вечных обителей, хоров ангельских, тамошней жизни.

Житие Святого Симеона

* * *

Какое совершенное тело получит душа в тот час? Каково будет собрание множества людей от Адама до конца света? Каково будет Христа страшное и Солнца светлейшее лицо? Каков Его голос услышим? Будем ли праведниками, которых принимает в Царство Небесное или грешниками, которых отправляет на вечные муки?

Житие Святого Симеона

* * *

А благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и приобщение Святого Духа да будет всегда со всеми вами, аминь!

Письмо студеницкому игумену Спиридону6

* * *

И мы, сотворившие Его волю, получим от Него спасение в сем веке и в будущем, если верно сохраним Его заповеди, которые Сам Господь заповедовал соблюдать и обещал нам небесную награду за них, молвив: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51).

Письмо студеницкому игумену Спиридону

* * *

И помышляйте доброе перед Богом и людьми. Полагайтесь всем сердцем на Бога, а своей премудростью не величайтесь. На всех путях своих знайте, что если правыми будут пути ваши, то ноги ваши не споткнутся. Не будьте мудрыми для себя, но бойтесь Господа и уклоняйтесь от любого зла, тогда дано будет исцеление телу вашему и покой костям вашим.

Житие Святого Симеона

* * *

Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, случилось и мне, наихудшему из всех, а вместе с тем и грешному, написать вам по порядку (Лк. 1:1–3), как от лица того, кто болеет и желает, чтобы вы, любимцы мои, приняли устанавливаемый вам устав сих богопреданных служб с умилением и молитвами, покорностью и терпением, благодаря которым сотворите Господа милосердным.

Хиландарский устав

* * *

И прошу всех вас, братия и возлюбленные о Господе чада моя, чтобы вы Господа ради ничего не нарушили и неизменно во всем хранили то, что я, ваш смиренный отец, заповедал вам. Храните мою волю, и принятое, и совет, и заповедь, которые всем вам на пользу, и служат к душевному спасению, утверждению и смирению всех, а моему отцу – скажу так пред Господом – на похвалу и украшение.

Хиландарский устав

* * *

«И сия есть победа, победившая мир» (1Ин. 5:1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого – ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие.

Хиландарский устав

* * *

Во Христе братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину – Христа (Мф.13:45).

Хиландарский устав

* * *

Ибо, будучи в зрелом разуме, никогда не предпочитайте быть мерзостью для Бога, но вместо этого примите Его благодать и имейте Его близ себя, как смиренные сердцем или, скажу правду, кто Его хранит в себе, будет возлюблен.

Хиландарский устав

* * *

А Бог мира, призвавший вас к Своей вечной славе ради многих Своих неизреченных доброт, да усовершенствует и утвердит вас в Своей святой воле, ради Единородного Сына Своего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятого Животворящего Духа. Ему же подобает всякая слава, честь, поклонение и послушание ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хиландарский устав

* * *

Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2Кор. 12:2). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает!

Хиландарский устав

* * *

Ибо мое слово обращено к вам, принявшим на себя суд: пусть отступит от вас зависть, пусть отступит всякая суетная любовь и неразумный дар, пусть соберутся суд праведный, точное внимание, мерило правды и точность истины, словно надзирает Своим всевидящим оком «Испытующий сердца и утробы» (Иер.11:20).

Хиландарский устав

* * *

Скажу коротко: надо отгонять все, что не ведет ко спасению. О чада и братия, никогда не посмеем почитать приносящее вред, а спасающее обходить, ибо нет ничего из переданного нам, что было бы немощно или неспособно исправлять.

Хиландарский устав

* * *

Мир Божий да изольется в сердца ваши, и благословляю того кто вас благословляет, а тех кто вам зло чинит, проклинаю, да не будет на них милость Божия, ни на домах их, ни моя молитва, и да погибнут как безумный Арий!

Письмо студеницкому игумену Спиридону

* * *

Не дружи с безумными. Возжелай пожить в премудрости. Исправь свидетельства разума. Ибо тот, кто укоряет злых, примет на себя уныние, а тот, кто укоряет нечестивцев, будет противоречить сам себе. Не укоряй злых, чтобы они не возненавидели тебя. Укоряй премудрого, и он тебя полюбит. Укажи премудрому на проступок, и он станет мудрее, а праведнику поучение, и он будет его всегда принимать.

Житие Святого Симеона

* * *

Ибо Бог, когда Его исповедуют и молятся Ему, Сам вселяет веру в людей, и духовно входит в сердца тех, кто старательно слушает Его науку. Ибо духовная наука не игра, ни слова безумия человеческих мыслей, но проповеданная святая вера Божия, на которой основаны все поступки в Иисусе Христе Боге нашем.

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере

* * *

Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное (Фил.4:8), стараясь исполнять, насколько возможно.

Хиландарский устав

* * *

Блажен человек, который обретет премудрость, и смертный, который внемлет разуму.

Житие Святого Симеона

* * *

Ибо много ереси в разные времена и эпохи выдумал дьявол. И многие плевелы зловерия через его слуг, беззаконных начальников ересей, посеял во вселенной ради искажения и смущения правой веры. Мы их проклинаем, а с ними и тех, кто выдумывает злые догматы, и мы гнушаемся всякой нечестивой ереси. Мы же стремимся ко всякой большей набожности, которой нас учат слуги Божии: Пророки, Апостолы и Святые, как и Сам Господь наш Иисус Христос Сын Божий молвит.

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере

* * *

Неприятель посрамится, обнаружив вас вооруженными и укрепленными. Тщетно и напрасно будет он разевать рот, постыдится и, ничего не достигнув, будет далеко от вас отогнан. Вы же спасайтесь и возвеличивайтесь, будьте смиренны, и все будут завидовать вам ради ваших добрых дел. И пребудете в честной жизни во вся дни живота вашего.

Хиландарский устав

* * *

Но вы все, просвещенные Божественной благодатью, знаете его ловушки и знаете, как надо от них уклоняться. Знаете это из Божественных Писаний и непрестанного чтения поучений, и из самого искушения, и из того, чему вы сами в искушении научились. Твердо противостаньте злу, имея великую и неразрушимую помощь Божию теплыми молитвами Пречистой и Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы.

Хиландарский устав

* * *

При этом не надо впадать в обиды друг на друга или гнев. Таковой да будет отлучен, поскольку не кается и не просит прощения с сокрушенным сердцем. Желаем мы, чтобы вы всегда имели мир и любовь друг к другу. Вместо обиды и гнева научитесь говорить: «Благослови и прости, брат».

Хиландарский устав

* * *

Храните доверие и честь к вашим игуменам, любите друг друга и старайтесь друг друга превзойти в смирении, сочувствии в беде, как члены одного тела, и восполняйте взаимные недостатки.

Хиландарский устав

* * *

Отклони от себя резкие уста и оскорбляющие губы отбрось далеко от себя. Да смотрят твои глаза прямо и брови твои да указывают право. Правые пути твори твоими ногами и пути свои исправляй.

Житие Святого Симеона

* * *

Если же будучи людьми, что-то не сможете рассудить сами собой свои согрешения, то придите к тому, кто может рассудить злые обычаи, приносящие нам погибель души. А оправдание каждого слова взыщет от вас Праведный и Нелицеприятный Судия, и не знаю, кого бы вы смогли взять тогда в адвокаты, чтобы избежать осуждения.

Хиландарский устав

* * *

Найдя это место, о котором я молюсь, прошу Владычицу мою и Госпожу мою преславную Наставницу, да не будет так, что после нашего ухода враг душ наших Сатана поколеблет вас от первого помысла и пращей разобьет то, над чем я так тяжело тружусь во имя спасения душ, что уже от Бога хорошо утверждено.

Хиландарский устав

* * *

А ты, чадо, не грусти, видя мой переход, ибо эта чаша для всех общая. Ибо если здесь расстаемся, то там снова встретимся, где нет больше разлуки.

(речь святого Симеона на смертном одре)

Житие Святого Симеона

* * *

Открыв гроб блаженного старца (Симеона), нашел его честное тело, которое лежало в гробу восемь лет, целым и невредимым. Ибо так случается с теми, которые угодили Богу, что они после смерти прославляются. Исполнит Бог волю тех, которые Его боятся и молитву их Он услышит, ибо «хранит Господь вся кости их, ни едина от них не сокрушится» (Пс. 33:21).

Житие Святого Симеона

* * *

И только об одном подобает заботиться: о том, чтобы жить по добродетели; если возможно – дышать спасительным словом и всем, что служит для созидания души и пользы.

Хиландарский устав

* * *

И пусть будут слова сии, которые вам сегодня заповедоваю, написаны в ваших сердцах и в душах ваших: да бойтесь Господа Бога Вседержителя, и Ему одному служите со страхом и трепетом (Втор. 6:13), и Ему одному приносите честь и славу, и к Нему одному привязывайтесь, и не клянитесь Его именем, но да будут слова ваши по Апостолу: да да, и нет нет (Мт. 5:37). И да не вспоминается совсем у вас другой Бог, кроме Того, Кто сотворил небо и землю.

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере

* * *

Ибо лучше один, исполняющий волю Господню, чем множество беззаконников.

Хиландарский устав

* * *

Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага.

Хиландарский устав

* * *

Ибо преблагой Бог желает, чтобы ни один из нас не погиб. Он по сей же первой заповеди и тем же способом – по научению и проповедям святых Апостолов, возвысил меня на сие святительство, намереваясь через меня «восполнить недостатки» наших отцов, и Духом Своим Святым внушил мне, чтобы вам объявил сие слово о вашем спасении. Вы, его услышав, с любовью сохраните, чтобы и мы были причастниками собора святых.

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере

Справедливость. Честность

Ибо я вам даю сею заповедь: и да любите брат брата, не нося между собой никакой злобы. И тебе повторяю: властвуя, не обижай брата своего, но будь с ним в почести.

Житие Святого Симеона

* * *

А вы, имея между собой правду и любовь, милостыню не забывайте.

Житие Святого Симеона

* * *

Надо иметь в виду и следующее: пусть новопришедший повинуется тому, кто пришел прежде, неграмотный – грамотному, неученый – образованному, и младший – старшему.

Хиландарский устав

* * *

И ты, духовный отец и наставник этого освященного стада, будь смиренным и милостивым к братии, показывая все отеческое благоволение. И прошу тебя: обо всем пекись, все храни и все терпи, помогай, поучая, напоминая, уча и утешая, больных исцеляя, немощных утверждая, малодушных ободряя, согрешающих обращая, семьдесят семь раз прощая – по слову Господню (Мф.18:22).

Хиландарский устав

* * *

Заповедаю, чтобы никто, даже игумен или эконом, живя в монастыре, не смел о том, что стяжал, сказать: «Это мое», но каждому пусть будет достаточно того, что дает монастырь.

Хиландарский устав

* * *

А ты, игумен, не смей раздавать родственникам и своим друзьям монастырское имущество, а также не смей ничего собирать и брать себе, говоря: «Если не буду снова игуменом, то хоть у меня будет это».

Хиландарский устав

* * *

Сею заповедь даю вам от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и от Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы Благодетельницы, да не будет игумен поставлен здесь по какой бы то ни было уловке или подкупом, или да не будет недостойный.

Хиландарский устав

* * *

И да не вносится сие злое и проклятое слово: «мое» и «твое», «большее» или «меньшее», и не надо думать, что тот, кто принес больше, лучше не принесшего ничего. Такого никогда да не будет между вами, никогда!

Хиландарский устав

* * *

Не устремитесь в борьбу, творя по своей воле, но общим рассуждением и советом выберите достойного.

Хиландарский устав

* * *

За подкуп да не будет никто поставлен в келию, недостойный духовного порядка.

Хиландарский устав

* * *

Слушая сие, подобает убегать от зла и более подвизаться в добре. Если же время покажет его как неспособного и не приносящего пользу, как ленивого к службе и бесплодного, или выявит, что он дает своим родственникам или крадет из монастыря, или развращает братию, соблазняя на что-то, вне указанного уставом, или отрекается от мудрых заповедей игумена, или рассказывает какую-то монастырскую тайну, или нарушает что-то в уставе и устанавливает своеволие, или ясно обнаруживает некие телесные страсти, и если он делает нечто подобное и не оставляет этого, но еще более укрепляется в этом – посовещайтесь сообща и вместе решите, что лучше, и уберите этого неподобающего с попечения о вас, будь он игумен или эконом. Введите того, кого вы избрали, а этого оставьте: пусть покорится.

Хиландарский устав

* * *

Да не будет никого, кто, как выскочка, недостойно игуменствует или экономствует, ссылаясь на старость, или на дело, или на благородное происхождение, или знатность, или приношение какого-то имения или денег.

Хиландарский устав

* * *

При всем этом должно заботиться и о монахах, приходящих со стороны. Их надо принимать с испытанием и не принуждать отречься от чего-то или что-либо пожертвовать. Ибо не подобает благодать Божию преподавать в долг или продавать для прибыли, чтобы от этого не было нам срама или не пала укоризна на нас, здесь постригшихся.

Хиландарский устав

* * *

На новичков, если они ленятся, не следует налагать епитимью, ибо и находящиеся в монашестве много лет пребывают ленивыми и сонными, как сказал Лествичник.

Хиландарский устав

* * *

Заповедую еще вам, чтобы записывалось все, что касается монастырских прав, и приходы служащих подробно переписывались: выдачи – когда и кому, а приходы – когда и откуда.

Хиландарский устав

* * *

Но отвращаю вас и от тайного, темного, скрытого дела, если не сказать – от воровства. Разве не темное это дело, если творится оно скрыто?

Хиландарский устав

* * *

А тот, кто что-либо крадет из монастыря и не исправляется, да будет изгнан отсюда.

Хиландарский устав

* * *

Если же кого ухватят в какое-либо время, что берет из монастыря или от церковного, от святых икон или честных сосудов, или занавеса, или книг, или от имущества, будь то какую-либо иную вещь, с желанием отнять из монастыря, или, навеваемого искушением демонским, осуществить что-либо подобное, будь то владелец этой земли, или епископ, или сам игумен, или его братия, движимая сим же демонским искушением – связываем такового силой Отца и Сына и Святого Духа и проклинаем. Да не будет причастен святой крови Господа Бога. Трижды несчастен и трижды проклят, кто бы то ни был, кто нарушит свободу и не задумается.

Студеницкий устав7

* * *

Если же давший, будучи искушаемым, что весьма не нежелательно, захочет уйти из монастыря, желая унести и дарованное, – то откажите ему, о чем бы ни шла речь. Ибо, что однажды даровано Богу – не взыскивается. Берущий же – священнокрад, а творящий кражу священного навлекает на себя наказание.

Хиландарский устав

* * *

Изгоните от вас источник всех зол – сребролюбивые мысли. И богатейте тем, что монастырское, или каким-либо иным способом. Или если по небрежности что-либо монастырское пропадет, что равно первому, сие станет причиной таковой же вины пред Богом.

Хиландарский устав

Грех. Исповедь. Причастие

Истинное исповедание есть причина стольких многих благ. Без него, думаю, никто не достигнет спасения.

Хиландарский устав

* * *

А если нужно сказать о каком-то гневе, то всю вину и причины греха, каков бы он ни был, поспешите приписать себе. Если же вы обнаружили и некие другие страсти, то и их чисто исповедуйте, чтобы и это принесло плод, чтобы почерпнуть двойную пользу: прийти в чистое душевное здравие и облечься в смирение, которое возводит ко спасению.

Хиландарский устав

* * *

А исповедующиеся пусть не скрывают ничего, ложно опасаясь, что из-за своих откровений не вымолят прощения. Но пусть все чисто открывают тому, кто будет принимать откровение помыслов. Спешно присоединитесь к этому доброму и спасительному пристанищу и чисто и неприкрыто откройте каждое движение вашего ума и душевную сердечную мысль, исповедуясь как перед Богом, а не перед человеком.

Хиландарский устав

* * *

Не смейте исповедоваться лукаво, но исповедуйтесь, уклоняя свои мысли от всякого препирания разума, всякой нечистоты, всякого беспокойства и печали.

Хиландарский устав

* * *

Настолько полезно исповедание своих грехов. Ободряемые в дальнейшем все смело будем прибегать к нему. Заповедуем, чтобы исповедание было ежедневным игумену или тем, кого сочтет подходящим для принятия помыслов.

Хиландарский устав

* * *

Исповедуйтесь, не обвиняя один другого, когда впадаете в некую малую злобу или другие распри, не показывайте себя невинными и не ищите осуждения другим, как будто находитесь не на исповеди, и не говорите о ваших телесных нуждах.

Хиландарский устав

* * *

Советую всем, братия, после того, как будет поставлен над вами игумен, поспешить рассказать ему обо всех движениях своих душ и исповедать ваши вредные для души помыслы, чтобы таким образом он сразу запечатлел в себе вашу любовь и расположение. Мы говорим не о ранее исповеданных помыслах, но о тех, которые досаждают вам каждый день и час. Ибо совершенно невозможно, чтобы вы, как люди, никогда не помышляли ничего злого. Не откладывая творите добро, но с благим расположением и поспешностью стремитесь, чтобы все мы были как одно целое, едино мудрствующие, едино помышляющие.

Хиландарский устав

* * *

Ибо «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27), – говорит божественный и духоречивый верховный между апостолами Павел. Страшное это слово, братия, и указывает на то, что надо трепетать Причащения не только грешникам, как я, но и тем, кто более обуздал себя. Ибо они должны причащаться три раза в неделю, если знают, что очистились от срамных мыслей и сосложения с ними, от гнева и ропота, печали и осуждения, лжи, и непристойного смеха, и лукавых помышлений, а также от ярости, срамных речей, и тому подобного. А впадающие в эти страсти пусть поспешат через исповедь и покаяние отступить от них и пусть причащаются один раз в неделю, или же не причащаются.

Хиландарский устав

* * *

По всему вышесказанному, заповедуем от Господа Бога Вседержителя: не исповедующийся да не причащается, пока не придет в себя и не исповедует все грешные и пагубные дела.

Хиландарский устав

* * *

И не похвально, чтобы кто-то пребывал без Причастия без ведома игумена. Таковые будут осуждены как исполняющие свою волю.

Хиландарский устав

* * *

Непричащающегося необходимо ради его пользы как неразумного подвергать осуждению. Какая ему польза от пребывания здесь? И какая ему польза от неисповедания? Разве от этого нет вреда и пагубы? Разве от этого не происходит всегдашнее научение злу и все, ввергающее душу в пропасть? Это подобно тому, как если бы больной или раненый скрывался от врача. Как тяжело таковой приходит к выздоровлению, так – и намного тяжелее – не исповедующемуся достигнуть здоровья души. Поступая так, братия, мы не только освободимся от своих грехов, но и в дальнейшем будем твердыми.

Хиландарский устав

* * *

Ктиторство. Одаривание

Ктиторство Преподобного Симеона Мироточивого

Ибо как его назовем? (святого преподобного Симеона Мироточивого). Господином или, скорее, учителем? Во-первых, своим примером благоверие показал, а после, во-вторых, церкви освящал, монастыри созидал, святых с упоением слушал, к иереем был уважителен, а к монахам великое почтение и любовь имел, безнадежным был надежда, убогим заступник, нищим питатель, ногих приводил в свой дом и одевал, сирот напитал, вдовиц оправдал, слепым, хромым и немощным воистину был матерью. Второй Авраам был, странноприимец, земной ангел, небесный человек.

Житие Святого Симеона

* * *

Сам же созидал монастыри: сначала в Топлице, посвященный отцу Николе, второй там же Святой Богородице, потом святому Георгию в Расе. И для всех монастырей оставлял управление, как этому подобает. А после тех, сей монастырь созиждил (Студеницу), который посвятил имени Пресвятой Владычице нашей Богородице Благодетельницы, создавая от малого и до великого. И села передавал со многими правами монастырям, иконы, честные сосуды, книги, ризы и завесы.

Житие Святого Симеона

* * *

Наш сей святой монастырь (Студеница), как, наверно, знаете, был основан на пустом месте – было охотничье угодье. Выйдя же на охоту, господин наш и самодержавец, властитель всей сербской земли, Стефан Неманя, здесь охотился, понравилось ему здесь, и на пустом месте воздвигнул сей монастырь на вечный мир и умножение монашеского чина.

Житие Святого Симеона

* * *

И испросил у царя его величества Алексия, своего друга, место для устроения монастыря на Святой Горе (Хиландара). И взявши меня грешного из Ватопеда на сие место, и мы поселились. И провел преподобный отец наш со мной на Святой Горе год и пять месяцев. Кто может рассказать о всех подвигах и трудах сего блаженного человека?

Житие Святого Симеона

* * *

Ибо вышел из отечества своего на сей святой луг, то есть Святую Гору, нашел бывший монастырь Милие, посвященный Введению Святой и Преславной Владычицы нашей Богородицы, разрушенный от безбожных воинов. И следующий большой подвиг предпринял, потрудившись в старости своей. И меня, аще и недостойного, с собой имел соработника. Как и здесь обновил все (Студеницу), так и то святое место возвысил (Хиландар), чтобы нас там ни возрождения, и поминовения, ни прибежища не лишили.

Житие Святого Симеона

* * *

Ибо многим потом и трудом обновилось и устроилось это запустевшее место (Хиландар), и восстановившими его было заповедано, чтобы было оно свободно. Если же случится, что злом и лукавой волей оно подпадет под власть испорченных и лукавых людей, не взирающих ни на что, кроме пагубной корысти, несчастный несчастье сделает!

Хиландарский устав

* * *

Место, на котором находится наш святой монастырь (Хиландар), как вы знаете, было в запустении из-за безбожных разбойников. А оно не может сравниться ни с чем на земле. И однажды ко мне пришел триблаженный наставник, отец наш Симеон-монах, который пламенно искал добродетели и ради этого хотел принять наш монашеский образ. Уязвленный такой горячей любовью и обращенный Божественным Духом, услышав пресладкий голос, говорящий: «Кто не оставит все и не идет за Мной, тот не достоин Меня» (Мф.19:29, 10:38), – он оставил царство отечества своего и все земное и, убежав из мира, порабощающего душу, пришел в эту пустынь. Возжелав найти для вас место спасения, он вымолил у царя эту пустынь и взял меня, грешного, из Ватопеда.

Хиландарский устав

* * *

В 6708 (1200) году в 13-й день месяца февраля, перешел в вечное блаженство отец наш Симеон, завещав мне этот монастырь (Хиландар).

Хиландарский устав

* * *

Ибо не только в монастырь свой (Студеницу), но и на Святой Горе и всем монастырям здесь месте оставил преобильную милостыню на поминовение себя и для своего наследства.

Житие Святого Симеона

Ктиторство Святителя Саввы

Потому и я, от всех последний и грешный, всегда слабый и медлительный на духовное подвизание, придя на Святую Гору, нашел богоизбранные святила. Там разными путями поспешают на духовный подвиг. Так и я, укрепивши свою немощь, потрудился на сколько мне хватало сил, воздвиг святой монастырь (Хиландар), дом Пресвятой Владычицы нашей Богороицы, Приснодевы Марии, святого общежития.

Карейский устав

* * *

Потом, также, воздвиг здесь в Ораховице8 место для исихазма, посвященное Святому и преподобному отцу нашему Савве, дом для двоих или троих, по словам Господним: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мт. 18:20). Поэтому сию заповедь даю вам, да все о ней знают: нет власти над сей келией ни у прота9, ни у игумена святого нашего монастыря, ни у кого иного от братии, чтобы не беспокоили тех, кто живет в келии Святого Саввы10.

Карейский устав

* * *

И подумал: «Когда, желая вас собрать или послужить вам, я пребывал с вами в монастыре, то из любви к вам забывал о многих своих согрешениях, содеянных мною пред Богом». Поразмыслив в себе, что надо позаботиться и о своих согрешениях, я вышел и устроил себе жилище для двоих или троих, и воздвиг церковку, посвященную святому и преподобному пустынножителю отцу Савве, чье имя ношу и я, недостойный.

Хиландарский устав

* * *

Но как соблаговолилось по святым молитвам и по любви Богоматери и Наставницы нашей, и господина Симеона, сей храм (Хиландар) от незначительного и маленького вознесся в великолепную форму. И собрал в коротко время братство из девяноста монахов. И я установил управление, в котором нуждается монастырь.

Житие Святого Симеона

Одаривание

Хотим мы, чтобы никто не брал ни приобретенные священные сосуды, ни иконы, ни завесы, и вообще ничего из церковного имущества. И чтобы не только не брал, но чтобы и не передвигал оттуда, – никогда и никто.

Хиландарский устав

* * *

Нагих и босых надо одевать и обувать в вашу старую одежду и обувь. Между тем, не разрешаем, чтобы давали вы сами, но должен давать игумен.

Хиландарский устав

* * *

Если же постриженник что-то принес, то надо принять, ибо это добровольно и не через силу; это дело боголюбия и милостыни.

Хиландарский устав

* * *

Заботу о нашей странной братии надо оказывать наиусерднейше, чтобы принять нам ради них чистую и богатую милость от Бога. Ибо не отпустим никого от наших ворот несолоно хлебавши.

Хиландарский устав

* * *

То, что будет сказано, и то, что вы будете хранить, весьма умножает вашу пользу и служит ко спасению. А что же это? Подаяние на вратах, предоставление отдыха и призрение странников и немощных, ради которых и построили мы странноприемницу.

Хиландарский устав

* * *

Когда придет новичок, пусть ему дастся ряса и рубашка, а всей братии на год давать по перперу11, чтобы покупали себе одежду, по литру елея для освящения келии. И каждому нужно давать шерсть – по руну на год, даже если ее придется покупать.

Хиландарский устав

* * *

А праздник Святого Ее Преставления, который назван Успением, празднуйте светло и торжественно, ибо это праздник над праздниками и торжество из торжеств. В этот день, заповедую вам, давайте на вратах сколько можете, и наша рука вам в этом поможет.

Студеницкий устав

* * *

А когда наступит День Святого Филиппа, пусть игумен или эконом соберет всю братию и разделит одежду по порядку, по степени старшинства. Так, пусть им выдается на год: ряса, кожух, постель в достатке, клашня12 и мантия – если старая порвется, на обувь по пятьдесят монет.

Студеницкий устав

О больных

В 1207 году Святитель Савва основал больницу при монастыре Студеница. Немного ранее он основал больницу при монастыре Хиландар.

Заповедуем, чтобы для больных была выбрана келья, имеющая вид больницы, были поставлены постели для лежания и отдыха, и был дан брат, во всем обслуживающий их.

Хиландарский устав

* * *

Если же, по моим грехам, заболеют многие, то надо дать им двух братьев и большую арулу, т.е. переносной очаг, выкованный из меди, на котором будет растапливаться укроп. И в утешение, по возможности, необходимо обеспечить и все остальное, что касается пищи, пития и других нужд.

Хиландарский устав

* * *

А тем, кому нужно какое-то особенное лечение и забота, пусть их приведут к игумену те, кому они вверены, а он даст необходимое к исцелению.

Хиландарский устав

* * *

И пусть игумен не редко, а всегда приходит в больницу и посещает братию, от всего сердца принося каждому необходимое. А наша больная братия, надеясь на это, да не распускается, ища что-то излишнее и то, чего никогда не видели, не слышали, не вкушали, но пусть воздерживается и будет скромна, и довольна только тем, чему время и что монастырь может доставить.

Хиландарский устав

* * *

Тем, которые пали в болезнь, необходима лучшая еда и питье. Им следует давать все это по причине состава их немощного тела.

Хиландарский устав

О пище

Ибо как мы состоим из души и тела, так можно сказать и о монастыре. Под душой монастыря можно подразумевать всю боголепную службу в пении, а под телом – сам монастырь и то, что необходимо нашим телам.

Хиландарский устав

* * *

Заповедую вам, да будет у всех вас одинаковая пища и питие. И не стряпать отдельно – ни самому игумену, ни эконому, ни экклесиарху13 – никому из братии, пребывающей в нашем стаде.

Хиландарский устав

* * *

Поэтому мы, пресекая своеволие, при этом искореняем и ненасытность многих и учу вас быть удовлетворенными малым и необходимым, а заодно и сплетаю вам венцы воздержания.

Хиландарский устав

* * *

Когда вы едите, не надо давать друг другу какую-либо еду или питие, ни малой капли, чтобы смешать с вином. Если же кому-то часто требуется что-то из этого, то пусть он, немного привстав, очень вежливо и благочестиво попросит игумена.

Хиландарский устав

* * *

Войдя в трапезную, после окончания упомянутого псалма (Псалом 144), с малой молитвой, все садятся по порядку, определенному игуменом, и едят то, что поставлено, хваля Бога.

Хиландарский устав

* * *

Да не будем мы подобны тем, которые не сохраняют порядка, невоспитанны и неблагочестивы, и когда пьют, произносят тосты прежде пития и после пития.

Хиландарский устав

* * *

И трапезник должен внимательно смотреть, чтобы по своей лености не поставить на трапезу что-либо непригодное из еды и не вызвать этим роптания братии. Не должно быть немытой посуды, или чего-либо гнилого, или делить пищу неодинаково.

Хиландарский устав

* * *

На ужин же ставится только хлеб, и то немного. А если имеются и какие-то фрукты, по соизволению игумена, то следует брать с благодарностью.

Хиландарский устав

* * *

А если случится, что к тебе дорогой гость придет в утешение, тогда может нарушиться пост – кроме среды и пятницы.

Карейский устав

* * *

Также непохвально не являться к трапезе без уважительной причины. Это, хотя и тяжело, по возможности, надо устранить.

Хиландарский устав

* * *

А голодных нужно кормить, как мы сказали, но узаконенными вином, хлебом и каким-либо сочивом от вашей предшествовавшей трапезы. Это должно быть даром вашего воздержания. А если это невозможно, подавайте даже от излишка, ибо это и Богу мило.

Хиландарский устав

О литургии и псалмопении

Ибо блага молитва, и весьма блага. Она делает нас беседующими с Богом и возносит нас от земли на небо. А лучше ее и больше ее – любовь. Ибо молитва есть часть добродетели и совершеннее всего самого совершенного в теле, как некий отрезок и член, а любовь есть глава и совершенство.

Хиландарский устав

* * *

Вонмем сказанному и начнем с того, что лучше, т.е. с того часа, когда рассветает, – с первого часа дня. Мне кажется, что творящие толкование дел света (добродетелей), должны начинать службу засветло.

Хиландарский устав

* * *

После утреннего славословия вам следует всем вместе совершать первый час, по обычаю.

Хиландарский устав

* * *

А в Господни великие праздники нужно хранить пение и ночное бдение, помня слова: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мт. 26:41, Мк. 14:38).

Карейский устав

* * *

Так, да при каждом коленопреклонении и вставании приносятся сказанные ранее молебные слова, но чтобы было ровно, ни один не спешит перед другими так, что остальные отстают.

Хиландарский устав

* * *

После этой молитвы должны быть коленопреклонения: те, кто может, преклоняются низко, до земли, а немощные делают малые поклоны. Три коленопреклонения необходимо совершать медленно, потом нужно произносить про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», – при этом распростирая руки. Когда преклоняем колена и главу до земли, надо говорить: «Согреших Ти, Господи, прости мя», – три раза.

Хиландарский устав

* * *

А после указанной молитвы и после того, как иерей скажет обычную молитву, все падают ниц, слушая игумена, который должен просить нас с мольбой: «Молитесь за меня Господу, братия, да избавлюсь от страстей и соблазнов лукаваго!» А вы отвечаете: «Да спасет тебя Бог, честный отче!». И опять с умилением говорите: «Молись и ты за нас, честный отче, да избавимся от страстей и соблазнов лукаваго!» И опять игумен просит и говорит: «Молитвами Святых Отец наших Бог да спасет вас!» И затем встаете и идете в свои кельи, оставив всякое собрание, и суетные ответы, и праздные слова, и распутный смех, от чего можно впасть и в срамной разговор, и в укорение, и в осуждение. От этого ум расслаблен, и забудешь то, что благо.

Хиландарский устав

* * *

Подобает сказать и о Божественной Литургии, которая обязательно должна совершаться в церкви. На Литургии, братия, надо твердо хранить себя, ибо совершающееся свято и страшно. Только на Литургии совершается страшное и превеликое Таинство нашей православной веры, т.е. Божественное и всечестное Таинство Пречистого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как сказано, вы должны тщательно хранить себя. Более того, надо отгонять от себя всякую сорную и нечистую мысль, недостойную страшной службы и всяким способом очищаться.

Хиландарский устав

* * *

После поклонов все должны, как положено, с воздетыми руками возгласить молитву: «Боже Вечный и Царю всякого создания». Сразу после молитвы должно следовать и малое оглашение, т.е. поучение из отеческих слов, читаемое игуменом.

Хиландарский устав

* * *

Между тем, надо, чтобы было и обычное чтение за трапезой. Пусть никто не ропщет и не мечется; пусть никто не смущает пользу мирскими разговорами и празднословием. Если только сам игумен захочет сказать что-то кратко. А также и те, кого он вопрошает, пусть дают ответ, если возможно, кратко и сжато.

Хиландарский устав

* * *

Бдения должны совершаться по уставу в воскресные дни, и в Господские праздники, и в дни памяти святых.

Хиландарский устав

* * *

Если священник грешен, молитва его не грешна, то и узы его есть сила от вышней благодати.

Письмо студеницкому игумену Спиридону

* * *

1

Карейский устав (Карейский типик) – первый письменный труд Святителя Саввы Сербского, относится к 1199 году. Посвящен отшельническому и монашескому жительству. По церковно-правовому содержанию, представляет самостоятельное литературное и нормативное сочинение. Был образцом для сербского отшельнического монашества, регламентировал жизнь в отшельничестве.

2

Хиландарский устав (Хиландарский типик) – написан в 1200 – 1207 гг., значительно большего объема, чем Карейский устав. Имеет сорок три главы. Как основа для написания, использовался Евергетидский устав Цареградского монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). Содержит правила духовной жизни в монастыре и организации церковных служб.

3

Житие Святого Симеона – написано в 1208 году, непосредственно и просто, без излишнего красноречия. Из-за оригинального содержания и темы, по литературной ценности считается самым лучшим, что было написано в Сербии в Средневековье.

4

Жичская беседа Святого Саввы о правой вере – важное произведение в развитии сербской средневековой литературы, представляет беседу Святителя Саввы, одержанную в Жичском монастыре в 1221 году на поместном соборе.

5

Указ как держать Псалтирь – представляет сборник правил дневных богослужений. Имеет три части: в первой похвала иночеству и подвижничеству, во второй устав как держать Псалтирь, в третьей ободрение держащим Псалтирь с описанием наград, которые, которые ожидают отшельника и молитвенника. Этот указ, как и Карейский устав, принадлежат великим «Скитским уставам», из которых ясно, как проходили богослужения в Сербской церкви той поры.

6

Письмо студеницкому игумену Спиридону – это Письмо является старейшим сохранившимся эпистолярным произведением древней сербской литературы. Савва послал его студеницкому игумену Спиридону во время одного из двух своих паломнических путешествий в Святую Землю, более вероятно, что во время второго. По всей видимости, данная структура возникла позднее в результате соединения двух Саввиных посланий игумену Спиридону. Содержащий в себе немало лирического, текст емко свидетельствует об отеческих чувствах Саввы по отношению к игумену Спиридону. Вещи, которые ему посылает – это крестик, поясок, ручничок и камешек, – имеют сакральное значение, так как их Савва возлагал на гроб Христов. Хотя письмо составлено на сербско-славянском языке, черты языка народного выразительнее во второй половине его. Произведение находилось в единственном списке ХV века в Отечнике монастыря Велика Ремета, но он в настоящее время неизвестен.

7

Студеницкий устав (Студеницкий типик) – написан Святителем Саввой в 1208 году, представляет большей частью копию Хиландарского устава.

8

Ораховица – словенское название Кареи, административного центра Святой Горы.

9

Прот – настоятель Святой Горы.

10

Келия Святого Саввы – келия посвящена преподобному Савве Иерусалимскому – Освященному, по которому святитель Савва получил свое монашеское имя.

11

Перпер – название золотой монеты.

12

Клашня – чулок.

13

Экклесиарх – монах, ответственный за точное проведение службы.


Источник: Перевод из книги «Свети Сава. Светоотачке мисли», Петар Станковић, Крагуjевац 2012

Комментарии для сайта Cackle