священномученик Серафим (Чичагов)

№ 12. Слово в Богородичный праздник. О многословии и молчании

Для светских людей нет ничего труднее, как выучиться управлять своим языком. Каждый сознает вред многословия, но избавиться от столь пагубной привычки нет никаких сил. Почему же это так, возлюбленные? Подумаем и объясним причины. Язык наш приводится в движение ничем иным, как сердцем. Все излишне, накопившееся в сердце, изливается языком и обратно, все недостающее приобретается и укореняется в сердце чрез разговор. Но какие чувства заставляют сердце изливаться чрез слово? Несомненно – недобрые, ибо добрые чувства всегда молчаливы. Наблюдите, возлюбленные, за собою!.. Мы потому многоглагольствуем, что это льстит нашему самолюбию и будто бы выказывает нас с лучшей стороны. Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и воображения, что они умны, многосведущи и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают неудержимое желание высказаться и поэтому, объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло. Пустословием люди уничтожают в своем сердце всякое чувство теплоты, благоговения и добродетели, допуская войти страстям и решениям, пагубным для души. Святые отцы говорят так: «пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. От многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения».

После этого, не трудно объяснить причину многоречия и пустословия в людях. Сердце их пусто, лишено благодати и преисполнено страстей, гордости, самомнения и тщеславия!

Молчание же любят те, которые не надеются на себя, а на одного Бога. Молчание есть великая сила для внутренней борьбы со страстями и верная надежда на одержание победы. Святые отцы прославляют молчание, говоря, что оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, a вместе и признак духовной мудрости.

Величественно было молчание смиренной Мариами! Ныне вспоминается Ее дивное слово, сказанное в ответ Архангелу Гавриилу, но до этого слова Мариам безмолвствовала и после него снова умолкла.

«Вслушаемся в молчание Мариино и поучимся от Нее!» говорит Святитель Митрополит Филарет Московский. Что значит непонятный подвиг этот? То, что Мариам есть совершенный сосуд Благодати. Как не годен употребляемый сосуд, когда он течет, так не имеет достоинств и духовный сосуд, если не хранит полученной благодати в смиренном молчании, но течет и освобождается праздным, не скромным, не терпеливым или тщеславным словом. Как будет совершен сосуд, хранящий без малейшей утраты и содержимое и дух его, не разрушающийся ни от удара, ни от огня, так будет совершен и духовный сосуд, который в таинстве веры, в чистой совести, в покое сердца и безмолвии всего существа своего, хранит вверенную ему благодать с такою твердостью, что никакие удары скорбей и бед, никакая страсть, никакое искушение разрушить не могут. В молчании Мариами совершилась непрестанная, чистая и великая жертва Богу – Слову, ибо Она даже Иосифу не открыла своей тайны. Ни высочайшая радость, ни глубочайшая скорбь не могли изменить этой главной черты Ее духа. Смотрите! Рождается Христос, – ангелы славословят, пастыри проповедуют, а Матерь Божия слагает глаголы в сердце своем. Симеон пронзает душу Ее своим грозным пророчеством, Иисус с юных лет Ее оставляет, а Она соблюдает все глаголы в сердце своем. Наконец, стоит Она при кресте. Что следовало ожидать от Матери, когда все плакали и рыдали? Жалоб, воплей и терзаний! Она молча лишилась чувств».

Таков священный образ духовного молчания в Богородице. Кому, как не нам православным, следует понимать сокровенную и величественную красоту Ее подвига молчания. Наш долг не только познавать, но возлюбить этот подвиг и подражать ему. Так св. отцы учат, что когда встретим что-либо непонятное в вере, то не нужно тотчас любопытствовать и прекословить, но в молчании внимать слову веры и терпеливо ждать времени, когда Дух Святой изъяснит это живым словом или опытом. Замечаем ли в словах и действиях других что-либо странное, неправильное, не следует торопиться обличать и судить, если нет к тому обязанности начальника или пастыря, но быть праведным, как благий и кроткий Иосиф, в молчании хранивший свои подозрения о Мариами. Получаем ли радость, благополучие, не следует открывать всем сердце, но слагать благодарение Богу втайне. Постигает ли нас бедствие, скорбь, нельзя предаваться плачу и стону, ибо в них отголосок непокорности судьбам Вышнего!

О, Пресвятая Богородице! К Тебе прибегаем и молимся Ти: посети немощствующие наши души и испроси у возлюбленного Сына Твоего и Бога нашего дати нам прощение, Едина Пречистая и Благословенная! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle