священномученик Серафим (Чичагов)

№ 35. О непрестанной молитв

Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: Бдите убо на всяко время, молящеся (Лк.21:36), т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Святой же апостол Павел писал Солунянам: Непрестано молитеся (1Сол.5:18).

Непрестанная молитва есть наилучшее оружие против врага, искушений его и доставляет человеку высшее, духовное наслаждение. Пусть не думают мирские люди, что это занятие сверхъестественное, отстраняющее от работы, исполнения обязанностей и потому вредное. Во все времена были споры о непрестанной молитве и многие впадали в ошибки. Некоторые, как Ориген, признавали добрые дела за молитву; другие укоряли монахов, уклоняющихся от труда, под предлогом молитвы; третьи судили о молитвенном подвиге, смотря на так называемых Евтихов, которые образовали секту и тщеславились тем, что непрестанно молятся. Эти сектанты действительно избегали труда, питались милостынею и сонными бродили по улицам. Разумеется, всегда было довольно людей, неправильно и бессмысленно исполнявших мудрую апостольскую заповедь о непрестанной молитве.

Но во все времена в христианстве обретались и настоящие молитвенники, которые именовали непрестанную молитву умной молитвой. Кроме церковных молитвословий, установленных для поддержания и возбуждения молитвенного бодрствования, святые старцы, живущие созерцательною жизнью постановили в известные часы дня произносить возможно чаще одну излюбленную каждым молитву. Так Палладий рассказывает о монахах, которые совершали молитву до 100 раз в день, а авва Павел, живший в пустыне, совершал ежедневно 300 молитв и, чтобы не ошибиться в счете, клал за пазуху 300 камней и при совершении каждой молитвы выбрасывал по камню. Однако, этот подвижник Павел узнал что в соседстве с ним проживала благочестивая дева, которая пять дней в неделю постилась и ежедневно совершала 700 молитв. Были святые, которые молились кряду несколько суток или проводили на молитве все ночи, в продолжении недели, до восхода солнца и потом только отдыхали. В древние времена в Египте жил преподобный Лукий, отличавшийся строгостью жизни, трудолюбием и ясным пониманием слова Божия; к нему пришли однажды люди, которые все спасение полагали в одной молитве и Лукий, между прочим, спросил их: «каким они занимаются рукоделием?» Они ответили, что не занимаются работой, но непрестанно молятся по заповеди апостольской. «А вы едите?» спросил старец. «Конечно,» – ответили они. «А вы спите?» – еще спросил Лукий. «Как же не спать!» воскликнули молитвенники. «Кто же за вас молится, когда вы едите и спите?» – продолжал говорить старец. Они, конечно, не могли дать ответа. Тогда преподобный объяснил им, что они проповедуют неправду и можно непрестанно молиться, занимаясь рукоделием. «Например, я плету корзины из камыша, сказал Лукий, и читаю: помилуй мя, Боже... Разве это не молитва?» – «Молитва», ответили слушатели. «Так я провожу день в труде и молитве, пояснил преподобный, зарабатываю деньги, из которых половину даю нищим; они же за меня молятся, пока я ем, или сплю».

Непрестанная молитва есть наивысшая премудрость и она не заключается в словах, в чтении вслух, или в поклонах, в стоянии перец иконами, а требует только, чтобы мы везде и всегда помятовали о Боге, все предпринимали с мыслью о Нем и все совершали во славу Божию; тогда вся наша жизнь будет непрерывною и непрестанною молитвою. Эта молитва необходима каждому христианину для спасения, а не только одним монахам, как это понимается в миру. Кто хочет отрешиться от греха, стремится к уединению в своем сердце, с любовию ко Христу, кто добивается устроить монастырь или пустыню в себе самом, тот всего этого не достигнет без навыка в непрестанной молитве.

Чтобы заставить ум и сердце непрестанно памятовать о Боге, опытные духовные старцы избрали одну молитву и установили правила для ее произношения. Это установление весьма просто: надо стать своим умом в сердце, т.е. сосредоточить свои мысли и желания в собственном сердце, лишить ум рассеянности и заставить его предаться сердечным чувствам и тогда, став пред Господом, произносить Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Так молиться всюду, у себя дома, в пути, во время работы, в храме, всегда и везде, весь день.

На первый взгляд, подобное правило кажется неисполнимым, но непрестанная молитва зависит только от навыка и тогда она не препятствует никаким обязанностям и занятиям, потому что молиться можно мысленно и еще лучше иногда, чем устно.

Святые старцы, да и многие живые молитвенники, свидетельствуют, что это дело благое и стоит потрудиться над обучением себя непрестанной молитве. Отец Парфений Киевский, известный в свое время подвижник, картинно объяснил, что эта спасительная молитва бывает сначала трудовая, делательная, но если кто не поленится над нею, то она становится и самодвижною, начинает сама твориться и походит на ручеек, журчащий в сердце. Словом, непрестанная молитва приводит молящегося к тому, что сердце само молится, a тело трудится и совершает свое дело. Нужна привычка и потребность в непрестанной молитве, а сердце начинает жаждать такого подвига, как своей сладчайшей пищи. Подобная молитва очищает сердце человеческое от всего греховного и привлекает в него благодать Божию, вследствие чего весь человек перерождается и становится духоносным, просвещенным истиною Христовой и имеющим духовное зрение.

Возлюбленные братья и сестры! Ведь это блаженное состояние для человека! Так жить и трудиться всегда весело и отрадно, но уразуметь все сказанное могут только те, которые на опыте убедятся в справедливости слов и показаний христианских подвижников. Ни от кого не отнята возможность достигнуть непрестанной Иисусовой молитвой этого блаженного одухотворения и вкусит сладость приближения сердцем к Господу Христу. Да поможет и нам Сын Божий решиться на подобную молитву, чтобы познать истину и не разлучаться во временной жизни на земле с Ним, Сладчайшим Иисусом, по предстательству Владычицы нашей Богородицы и Небесных Сил. Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle