священномученик Серафим (Чичагов)

№ 33. О борьбе с воображение

Памятью и воображением сохраняется в человеке все чувственное, которое он видел, слышал, обонял, вкушал и осязал. Поэтому в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение, как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим или опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом. Но так как строй светской жизни извращает наши внешние чувства, то не трудно понять какое величайшее зло приносят людям эти могучие силы – память и воображение, сохраняя в уме и сердце столь много греховного, пагубного и так мало светлого и спасительного. В виду этого, человеку необходимо бороться ради спасения, с памятью и воображением, более чем со страстями и своими явными недостатками.

Воображение есть сила неразумная. Оно действует механически, как выражаются св. отцы картинно, искусственно по законам сочетания образов. Эта деятельность соответствует только такой светской жизни, которая сама искусственна и не имеет свободы. Воображение отвлекает людей от Бога, направляя внимание на все суетное, греховное и возмущает в человеке мирный дух и доброе настроение. От воображения мы страдаем не только на яву, но и во сне. Таким образом, сохраняя в уме и сердце нашем все чувственное, плотское, воображение препятствует восхождению к Богу в духовной жизни, рассеивает мысли и оскверняет их нечистыми помыслами, воспоминаниями о прошлых падениях и наслаждениях. Это раздражает, отымает покой и лишает благодати. Для духовной жизни воображение есть сила вредная и пагубная.

Однако если в светской жизни воображение приносит не только вред, но и добро, когда оно направляет человека к представлению о блаженстве будущей жизни, помогает перенестись в небесный мир, то почему же в духовной жизни воображение только вредно?

Потому, что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог – превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой диавол пользуется для погубления людей. Святые отцы говорят, что демоны чрез воображение входят в человеческие души и превращают их в жилища злых и богопротивных помыслов. Ум первого человека, пишет св. Максим, был чистый, безвидный и чувственные предметы на него не действовали, но человекоубийца – диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать о том же. После того, как человек ниспал в такое мечтательное состояние, всякие страсти родились в нем и он погряз во лжи. По выражению св. отцов, человек «наполнил нравоучение разными обольщениями, физику – многими лжеучениями, богословие – непотребными и нелепыми догматами и баснями. В человеке должна работать высшая сила души – ум, который и следует прежде всего очистить от страстей и воображаемых образов. И что особенно многобедственно, что они эту свою ложь заключили в объятия, держат крепко, как истину, выражающую действительность.

Возлюбленные! Не ясно ли, что не только духовные люди, желающие быть свободными от страстей, заблуждений и козней врага, должны мужественно бороться с воображением, но все люди – светские, двигатели наук, воспитатели юношества и государственные деятели, должны также вести внутреннюю брань с памятью и воображением всего чувственного дабы обнажить умы от нечистоты и воспринять истину, чрез озарение божественным светом! Свет Христов просвещает всех! Как учат св. отцы: «подвизайтесь хранить свой ум бесцветным, безобразным, безвидным и чистым, как создал его Бог»

Это достигается только одним: заключением ума в своем сердце. Надо возвратить ум, витающий в внешнем мире, в прежнее и естественное свое жилище для того, чтобы он исполнял свое назначение, молился вместе с сердцем, внимал действиям сердца, созерцал Бога, успокоился в Нем и таким образом, избавился от страстей, грехов и лжи. Для этого требуется заключить ум в тесное место, внутрь человека, дабы он не мог рассеиваться и развлекаться. Когда змий собирается сбросить с себя кожу, то он идет в тесное место и пробирается с усилием сквозь него. Так и ум, стремясь на путь спасения, пробирается сквозь сердце, с помощью непрестанной молитвы, совлекает с себя одежду воображения и делается чистым, светлым и годным к единению с Богом. Как лучи солнца бывают ослепительнее и более жгучи, когда их собирают в одну точку, так и ум, сосредоточенный в своем сердце, делается светоносным и пожигающим воображаемые образы. Этим путем, многие неученые и неграмотные сподобляются даров Св. Духа, ибо Сам Христос сказал: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил eси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Лк.10:21), т.е. славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам.

Что ум наш должен быть заключен в сердце, это ясно потому, что страсти и помыслы кроются, по слову Христа, в сердце, откуда исходят и борют нас. Св. Григорий Богослов и многие другие св. отцы учат, что враги наши укрываются около сердца, ибо Господь Сам сказал, что после крещения нечистый дух исходит из человека и опять возвращается в него, когда находит сердце свободным от благодати.

Итак, непрестанная молитва, помышление о Боге, о Царствии Небесном и пребывание человеческого ума в своем сердце, способствуют очищению его и души от страстей, просвещению истинным светом, приобретению положительных знаний и помогает работе, добыванию средств к жизни, исполнению хотя бы многочисленных обязанностей. Если же ум витает во внешнем мире, увлекается воображаемыми образами и чувствами, то он бесполезен ближним, вреден себе и бесплоден в жизни.

Имеющие уши да слышат, умом да разумеют и сердцем да познают великую истину, раскрытую Духом Божиим для всех, желающих сознательно следовать по указанному Господом пути.

О, Боже! Правда Твоя – правда во век и закон Твой – истина! (Пс.118:142) Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle