священномученик Серафим (Чичагов)

№ 40. Слово пред приведением воинов к присяге

Возлюбленные братья! Господь избрал вас для служения в рядах христолюбивого воинства и ныне настало время вам принести присягу на верность Царю, Его Наследнику и отечеству. Каждый христианин знает и понимает, что произношение клятвы есть великое и важное дело, а также что присяга есть клятва Именем Божиим, пред Его святым Крестом и святым Евангелием, в удостоверение даваемого обещания служить верою и правдою, не жалея себя, для пользы Помазанника Божия – Русского Царя и родины.

Однако случается, что люди исполняют положенное законом, как некоторый обряд церковный, не достаточно понимая значение и смысл его, а потому весьма важно мне предварительно объяснить вам основания на которых установлена воинская и всякая присяга. Вам необходимо приступить к исполнению святого долга вполне сознательно, чтобы в вашем сердце не было никакого сомнения, что клятва требуется законом на основании того, что она не только не противна Богу, но и освящена Самим Отцом Небесным и засвидетельствована Самим Спасителем, Иисусом Христом.

Многие смешивают божбу и клятву, произносимую в греховных беседах и строго запрещенную Богом, с клятвой законной, установленной в делах богоугодных, важных, для выяснения правды в судах, для блага и добра ближним. Бог никогда не запрещал клясться Его Именем, но велел людям не злоупотреблять клятвою вообще. Не клянитесь, говорит Бог, Именем Моим во лжи (Лев.19:12). Что же значит клясться Именем Божиим? Это значит призывать во свидетели Самого Бога Вездесущего и Всеведущего. Но мог ли Господь запретить людям, для которых он добровольно принял крестную смерть, брать Его в свидетели и именно ради правды и истины? Истину принес ведь на землю Сам Господь Иисус Христос. Нет, не мог запретить и мы знаем, что святые Апостолы приносили клятву. Так св. Апостол Павел начинает одно из своих посланий – клятвой: Бог свидетель, пишет он, что я люблю всех вас любовию Иисуса Xриста! (Флп.1:8).

Знайте же, возлюбленные, что и Сам Господь Иисус Христос на суде тоже принял присягу. Когда первосвященник, судивший Его, обратился к Иисусу со словами: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий»(Мф.26:63), то Иисус Христос не только не сказал первосвященнику, что он спрашивает не должное, – присягу, но напротив тотчас ответил: Ты сказал! Присягая, евреи всегда произносили слова: или аминь, или – ты сказал, или – да будет так. Следовательно, Христос принял присягу на суде и под присягою показал, что Он действительно есть Мессия, Единородный Сын Божий.

Итак, клятва нам разрешена Господом, но не иначе как для блага, добра и выяснения правды в делах важных и законных. Зная это, мы христиане обязаны относиться к присяге, как к делу божескому и ясно разуметь, на сколько велик грех клятвопреступления или ложной присяги. В священной истории известны страшные наказания за клятвопреступления, ибо обман Самого Бога должен повлечь за собою справедливый гнев Божий, так как Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). О Божиих наказаниях за лживые присяги читаем иногда и теперь. Грех клятвопреступления будет еще понятнее, если вспомним, что лжесвидетели и клятвопреступники, целуя ложно и бесстыдно святой Крест и св. Евангелие, уподобляются Иуде предателю, который предал Спасителя врагам Его коварным целованием.

Приступим же, возлюбленные братья, к исполнению святого долга каждого верноподданного, призовем в свидетели Господа, что любовь наша к законному Царю и дорогому отечеству нелицемерна и, прикладываясь к Святому Евангелию и Кресту Христову, каждый произносите громко: клянусь!


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle