священномученик Серафим (Чичагов)

Монашеская жизнь

Монашеская жизнь – многотрудная, скорбная, подвижническая. Поэтому светские люди редко понимают ее. Мирянам представляется, что мы живем праздно, в довольстве, небрежно, не приносим никакой пользы людям; весьма немногие из них постигают истинное значение молитвенного подвига. Но великие вселенские учители Церкви доказывают, что этот мир держится молитвами иноков. Действительно, молитва есть главное дело монаха, самая важная его забота, самая нужная и полезная его работа для мира.

Любовь к ближним доказывается монахами прежде всего их молитвами, но под словом «молитва» должно подразумевать всю монашескую жизнь по Богу, ибо молитва только тогда полезна и могущественна, когда исходит из чистого сердца, свободного от страстей.

Монахи достигают высоты молитвы ежедневным строгим исполнением молитвенного правила и хождением на все церковные службы. По благоговейному совершению служб судят миряне о монашествующих и располагаются к обители. Нет выше церковного послушания!

Любовь к ближнему требует еще от монаха, как и от всех людей, дел милосердия.

Аскетический, монашеский дух требует первоначального усовершенствования в отрешенной от мира обстановке для того, чтобы человек переродился в этой новой, тяжелой и духовной школе, сам укрепился внутренними силами и только тогда открыл к себе вход ищущим утешения, наставления и руководства или появился вновь в миру для служения людям.

Мир, столь любящий следить за монастырями и строго судить их, смущающий начинающих подвижническую жизнь и стремящийся доказать, что в миру также хорошо можно спастись, как и в монастырях, особенно часто спрашивает иноков: «Счастливы ли вы?»

В таком вопросе отсутствует всякое знание и понимание. Каждый христианин несет свой крест, и каждому он труден, скорбен и тяжел. Но светский человек обыкновенно старается избежать несения креста, что невозможно, и потому считает себя несчастным. А инок вовсе не в поисках счастья и не для того, чтобы избавиться от мирского креста, приходит в обитель. Монашество есть

добровольное мученичество. В миру можно найти себе путь спасения, но никогда не удастся избрать путь к совершенству, на который призываются Господом только немногие могущие вместить его. Поэтому возможно ли спрашивать труженика, падающего под тяжестью ноши: легко ли ему, а также терпеливому мученику: больно ли ему, счастлив ли он?


Источник: Твердость духа. Священномученик Се­рафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle