священномученик Серафим (Чичагов)

Покаяние и плач

Когда к Пимену Великому обратился один из его учеников с вопросом, что ему делать с его грехами, то старец ответил: «Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать в грехи плачем избегает их; это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте, другого пути, кроме плача, нет!» Но что же мне делать со страстями моими, возмущающими меня? – спросил тот же инок. Старец сказал: «Будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворит милости с нами!»

Не понятны эти слова только тем, которые не испытали борьбы со своими грехами и страстями. Но опытные в духовной жизни не примут таких советов с недоумением или осуждением, ибо они касаются вовсе не одних монахов, а всех христиан, стремящихся избавиться от оскорбительных благодатному сердцу страстей своих, прогневляющих Бога, и отвечающих неблагодарностью Тому, Кого нельзя не славить, не благодарить, не любить от всего сердца за непрестанные благодеяния, всепрощение, беспредельное милосердие!

Возлюбленные, не всякое покаяние есть спасительное покаяние, и истинное раскаяние имеет свои отличительные приметы. Так, святые отцы утверждают, что люди, не имеющие слез и плача, но говорящие, что сознают свою греховность и каются, только прельщают себя и других.

Нет в нас покаяния, ни истинного намерения изменить свою жизнь, ни страха Божия в сердце, ни сознания своей виновности, ни самоосуждения, душа наша не была еще в чувстве будущего суда и вечных мук, если мы не плачем. Святой апостол Петр после отречения выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22:62).

Без плача никак нельзя умягчить свое жестокосердие, стяжать духовное смирение и соединиться с Господом освещающею благодатию Святого Духа.

Но бывает плач и без духовного смирения, по жалости к себе, вследствие нервного состояния, и ошибаются те, которые думают, что такой плач очищает грехи. Те люди, которые не имеют смирения, но плачут, легко воспламеняются гневом, раздражаются и не могут совершенно отказаться от мирских увлечений. Такой плач, без духовного смирения, не порождает в человеке сладости и не привлекает Божией благодати.

Помазанник Божий Царь до своего рождения определяется по нравственному состоянию народа. Каковы заслуги народа перед Богом, таков и царь, даруемый Отцом Небесным.

Дальнейшая жизнь Помазанника Божия в той же зависимости от народа, ибо благочестие и добродетели подданных лучше всего украшают царский венец, служат источником силы и крепости для государства и противодействуют опасностям. Чего только не совершали русские цари, опираясь на веру народа, на преданность престолу и Отечеству и готовность ради Христа повиноваться! Если царь огражден молитвами и добродетелями народа, то может ли зло гнездиться у подножия престола?

С другой стороны, неверующий, распущенный и развращенный народ есть тяжелый жребий для царя. Может ли сделать что-либо искусство и усердие самого лучшего кормчего, если ему достается управлять совершенно расстроенным кораблем среди непрестанных бурь и треволнений?

Беззакония народа удаляют от земли благословение Божие, вследствие чего отымается успех у самых мудрых начинаний царя. За грехи народа также сокращаются годы жизни царей, как это известно из истории Израиля. Наконец, состояние народа влияет на судьбу царей и по их смерти, и в жизни вечной, где они должны дать строгий отчет Богу, что сделано ими на земле. Что же значит после этого блеск всех венцов в мире в сравнении с величайшею ответственностью, лежащей на плечах каждого самодержца!


Источник: Твердость духа. Священномученик Се­рафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle