Источник

Степени веры

Степени веры различны. Как наше тело проходит три возраста: юность, мужество и старость, так три возраста проходит и душа: начало веры, утверждение в ней и, наконец, совершенство веры. Это изобразил святой апостол Иоанн в послании: «Пишу вам, дети... пишу вам, юноши... пишу вам, отцы» (1Ин.2:12–14).

В первой степени, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе. Тогда ум еще не в силах бывает уяснить себе Тайн Божиих, понять учение евангельское в полноте, целиком, во всех его противоположностях земным законам и умозрениям. Но душа уже начинает чувствовать беспредельную любовь Христа Спасителя своею детскою чуткостью и отдается Ему с доверием, ощущая потребность ласки, утешения, жалости и теплоты родительской.

Во второй степени душа уже приобретает сердечное убеждение в истине Евангелия, в том, что спасение человечества устроилось так, как проповедует Евангелие, и что спасения иного нет и не может быть, как в Господе Иисусе Христе. Но это убеждение следует за сознанием своей человеческой немощи и неизбежности осуждения за прошлую греховную жизнь. Церковь, Таинства, все вечное и блаженное, неизъяснимое на словах, становится самым дорогим.

Так душа воспринимает образ возросшего отрока во Христе: познавшего себя, уверовавшего сердцем и умом в Сына Божия, утвердившего истины веры в своем сокрушенном сердце, возрожденного к новой жизни Божественною благодатью и надеющегося только на заслуги и милосердие Спасителя своего. Человек начинает сознательно веровать. А почему? Потому что вера есть дар Святого Духа, и благодать проникает только в сокрушенное сердце, хотя бы оно было еще не очищено, порочно и полно страстей, сама она все это пожигает и очищает, чудесно изменяя человека.

Прежде всего с глаз человека как бы спадает завеса. В одно мгновение отверзается разум, который с ясностью и премудростию начинает различать все духовное; ожившее сердце наполняется духовною радостью. Эта радость о Господе, о благодати тотчас приобретает высшую цену, величайшее значение в самом человеке, и является неотразимая потребность, жажда непрестанного ощущения этой силы, мира, любви и всепрощения, которые даруются благодатью.

Потеря их или временное исчезновение – вследствие того, что благодать по нашей нечистоте и греховности то отходит, то вновь приближается, становится невыносимою скорбью, и, понимая причину этой тяжелой перемены, душа, ум и сердце возбуждают жестокую брань со страстями и искушающими падшими духами.

Эта невидимая брань с небольшими перерывами в дни благодатного состояния продолжается до утверждения человека в третьей степени веры, когда, с помощью Божиею постепенно укрепляясь, он приобретает совершенство веры и непрестанную молитву как потребность непрестанного движения духа.


Источник: Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle