епископ Серафим (Шарапов)

День Святой Троицы. Пятидесятница

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Деян.2:4

Парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии, Понта, Каппадокии, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, Киринеи, Рима, Крита, Аравии и всех городов иудеи собрались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы.

Настал час утренней молитвы – час третий по еврейскому исчислению, по-нашему – девятый час утра. Масса богомольцев, заполнив улицы города, кинулась ко храму, но вдруг все, пораженные каким–то необыкновенным небесным явлением, застыли на месте с поднятыми вверх глазами, на момент все остановились и быстро потом направились к Сионской горе. Что же произошло? Почему так резко и внезапно изменилось направление многочисленной толпы, шедшей в храм и оказавшейся у Сионской горницы?

Неожиданно для всех послышался сильный шум как бы от очень бурного ветра. Шум этот несся с неба на землю и по мере приближения к земле все усиливался и, наконец, наполнив собою Сионскую горницу, затих. Все недоумевали, что бы это значило.

А в Сионской горнице в это время находились святые апостолы Христовы и другие ученики числом до ста двадцати человек. Апостолов оставалось одиннадцать. Двенадцатый из них – сын погибельный, Иуда Искариотский – погиб, «предав кровь невинную» (Мф.27:4). Вместо него по предложению апостола Петра был избран по жребию и причислен к апостольскому служению апостол Матфей. Все они после Вознесения Христова возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и оставались здесь, как и повелел им вознесшийся Христос.

В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда раздался сильный шум с неба, сошел на них Дух Святой в виде огненных языков. «И исполнились все Духа Святаго, – повествуется об этом величайшем событии в Деяниях апостольских, – и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Вот первое для всех очевидное и поразительное действие благодати Святого Духа, сошедшего на апостолов: они стали славить Бога и проповедовать воскресшего из мертвых Христа на разных языках. Парфяне, мидяне, еламитяне, критяне, фригиане и многие другие, к великому своему удивлению, впервые услышали проповедь апостолов о Христе на своих родных языках и недоумевали, каким образом простые необразованные галилеяне, едва владевшие своим галилейским наречием, вдруг заговорили на иностранных языках.

Как же это могло случиться? Да понимали ли они сами, что говорили на чужом языке? И еще вопрос: на скольких языках мог изъясняться каждый из апостолов – на одном языке или на многих? Все это такие вопросы, на которые пытливый ум человека требует ответов, ищет их в условиях естественной жизни и не находит, – не находит потому, что благодатный дар языков выходит за пределы естественной жизни и дается силою сверхъестественною, силою Духа Святого.

Что человек может говорить на разных языках, в этом нет ничего удивительного. И в наше время, и в прежние века – всегда было много людей, свободно говоривших и говорящих на нескольких языках. Причем русский человек, когда с французом говорит по–французски, то и мыслит по–французски. Англичанин, объясняясь с русским человеком, не знающим английского языка, говорит и мыслит по–русски. Конечно, нельзя владеть языком, не понимая его.

Таким образом, весь вопрос по отношению к апостолам сводится к тому, что они заговорили новыми языками внезапно, без предварительного их изучения, что для обыкновенных людей считается делом невозможным. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27), – говорит Христос. Он же перед Вознесением на небо, посылая апостолов на проповедь Евангелия, предсказывает им: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонятъ бесов; будут говорить новыми языками» (Мк.16:17).

И вот в день Пятидесятницы с Сионской горы впервые в истории человечества раздалась проповедь о Христе Спасителе мира на языках всех народов, пришедших в Иерусалим из разных стран и городов по случаю праздника. А так как представителей разных национальностей, говоривших на разных языках и слушавших проповедь о Христе, было значительно больше, чем апостолов, то, очевидно, под действием Духа Святого каждый из апостолов мог говорить и действительно говорил не на одном каком–либо определенном языке, а на многих языках. Апостол Павел так учит о дарах Святого Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же, ...каждому дается проявление Духа на пользу. ...иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:4, 7, 10).

Итак, в день Пятидесятницы никто не ушел из Иерусалима неудовлетворенным: каждый пришелец, к какому бы племени он ни принадлежал, на каком бы языке ни говорил, получил полную возможность услышать вдохновенное слово апостолов о Христе, о покаянии и Крещении Духом Святым во имя Христа.

Первым проповедником Евангелия в день Пятидесятницы перед многочисленным народом, собравшимся у Сионской горницы, выступил апостол Петр, – тот самый апостол Петр, который во дворе первосвященника Каиафы три раза с клятвою отрекся от Христа «страха ради Иудейска» (Ин.19:38). Теперь же, исполненный Духа Святого, он открыто и смело призывал всех к покаянию, к вере во Христа, распятого и Воскресшего, и к Крещению во имя Его. И слушали его с умилением, и крестились в тот день до трех тысяч человек.

Так было положено основание Церкви Христовой силою, действием и благодатью Святого Духа, Которому и мы непрестанно взываем в своих молитвах: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».


Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle