профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Захария и Елисавета

ЗАХА́РИЯ И ЕЛИСАВЕ́ТА (Захария – греч. Ζαχαρίας, евр. zeḵaryā или zeḵaryāhû, «Яхве вспомнил»; Елисавета – греч. Ἐλισάβετ, евр. ’ĕlis̄eḇa‘ или ’ĕlis̄eḇa‘ṯ, «Бог Завета»), родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). В Новом Завете рассказ о 3. и Е. содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма «из Авиевой чреды» (Лк. 1:5), т. е. принадлежал к одной из 24 наследственных групп, поочередно исполнявших свои культовые обязанности; средневековые легенды иногда делали его первосвященником. Елисавета тоже была из священнического рода потомков Аарона. Они были «праведны пред Богом», однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей, до старости не было детей (Лк. 1:6–7). Когда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у 3. и Е. родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать «предтечей» Мессии. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (срв. такое же сомнение Авраама, Быт. 17:17, и Сарры, Быт. 18:12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (Лк. 1:36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та по радостному «взыгранию» сына в ее чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвращается в Назарет, а Елисавета рождает сына; семья намерена назвать его именем отца, но немой Захария пишет на дощечке для письма: «Иоанн имя ему» (Лк. 1:63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи; «по всей нагорной стране иудейской» (Лк. 1:65) взволнованы этим знамением, а Захария в ветхозаветных метафорах пророчествует о приходе мессианского времени и о призвании своего сына (Лк. 1:67–80). Византийские легенды, получившие широкое распространение в средневековом мире, повествуют далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребенка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала. Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына убит людьми Ирода в храме; его кровь превратилась в таинственный камень.



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоанн Герасимович Харламов митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Акакий Птолемаидский профессор Александр Павлович Лопухин

3. Письма – 459. Страсти смущают за осуждение других. Смеяться в церкви грешно преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. Библейская энциклопедия – Шуал архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

6. Послания – Послание 100(288). К Тимофею сыну преподобный Феодор Студит

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Вятки Святыя Михаил Владимирович Толстой

8. Отечник Проповедника – Трезвение игумен Марк (Лозинский)

9. Письма – 189. О послушании преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

10. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Чувственное преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс