профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Метафизика света

«МЕТАФИ́ЗИКА СВЕ́ТА», характерный для позднеантичной и средневековой философии комплекс представлений о свете: в онтологическом плане – как о субстанции всего сущего; в гносеологическом плане – как о принципе познания; в эстетическом плане – как о сущности прекрасного. Имеет как библейские, так и платонические и особенно неоплатонические истоки. В Ветхом Завете сотворение света (Быт. 1:3) предшествует всем другим творческим актам Бога; в Новом Завете говорится не только о «неприступном свете» как месте «обитания» Бога (1Тим. 6:16), но и о том, что Сам Бог "есть свет" (1Ин. 1:5). Библейская линия продолжена в традиции христианской мистики, особенно православной, учившей о «невещественном», но совершенно конкретном свете, в явлении которого снимается различие чувственного и нечувственного (Симеон Новый Богослов, исихазм), а также в исламе (т. н. «ишрап»); наличествующий в некоторых новозаветных текстах дуализм света и мрака абсолютизирован в гностицизме, манихействе и некоторых ересях христианства и ислама как противоположность двух первосубстанций. С другой стороны, Платон учил, что солнце есть аналог идеи блага («Государство» VI 508 b-е), которое есть духовный свет (VII 540 а). Учение неоплатоников об эманации поставило сверхчувственный свет единого и чувственный свет как его проявление во тьме материи в отношение иерархии; в христианской теологии этот мотив разрабатывался Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Другим важнейшим представителем «М. С.» в патристике был Августин. Под его влиянием складывается доктрина английского схоласта XIII в. Роберта Гроссетеста, согласно которой свет есть тончайшая, но материальная субстанция, лежащая в основе всех вещей, ибо она одна из всего материального обладает способностью к самопроизвольному возрастанию, неограниченно расширяясь в пространстве. Под влиянием Гроссетеста развивали «М. С.» Р. Бэкон и другие схоласты, в т. ч. Альберт Великий и Бонавентура, настаивавшие, однако, на нематериальном характере света. Отражение «М. С.» ощутимо во всей культуре средневековья (трактовка света в византийских мозаиках, русских иконах и западноевропейских витражах, поэзия света в «Рае» Данте и т. п.). Ее отголоски встречаются в пантеистических мотивах Беме и в натурфилософии Шеллинга.



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Амвросий Серебреников митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Другой Рим – У истоков поэтической образности византийского искусства профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

3. Письма и статьи – МHЕHИЕ О ПРИHЯТИИ В ЦЕРКОВЬ БОЖИЮ ДМИТРИЯ ГАЛИЦКОГО священномученик Онуфрий (Гагалюк)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Епифаний, св. архиепископ кипрский профессор Александр Павлович Лопухин

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Наследство святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Истина святитель Григорий Богослов

7. Sermons – Fr Michael Beaumont Антоний, митрополит Су́рожский

8. Послания – Послание 20(208). К Ликасту консулу преподобный Феодор Студит

9. Письма – 264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

10. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 105. О псалмопении преподобный Антиох Палестинский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс