профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Ансельм

АНСЕ́ЛЬМ (Anselmus) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, – 21.4.1109, Кентербери, Англия), первый представитель зрелой схоластики. В 1060 г. вступил в бенедиктинский орден в нормандском монастыре Бек, где испытал влияние Ланфранка; с 1063 приор, с 1078 аббат этого монастыря (в этот период А. написаны его основные труды). С 1093 г. архиепископ Кентербери; проводя в жизнь программу папы Григория VII (утверждение верховенства церковной иерархии над светской властью), вступал в конфликты с королями Англии. Причислен к лику святых Католической Церкви; в 1720 г. объявлен «учителем Церкви».

Формула А. «верую, чтобы понимать» утверждает одновременно примат веры над разумом и незыблемость прав разума в отведенных ему пределах: разум должен своими силами пройти путь, предварительно показанный ему верой. Такая позиция, восходящая к Августину, противостояла как крайнему интеллектуализму «диалектиков» (Беренгар и др.), так и иррационализму фидеистов (Петр Дамиани и др.). Подобно Августину, Ансельм не знает введенного схоластикой XIII в. различения между доказуемыми духовными истинами как предметом философии и недоказуемыми истинами Откровения как предметом догматической теологии, в связи с чем границы рационального рассмотрения богословских тем раздвинуты у него шире, чем это допускалось ортодоксальной нормой позднее: напр., он пытался в трактате «Монологион» («Monologion», 1076) доказать, что Бога возможно мыслить лишь единым в трех Лицах, а в диалоге «Почему Бог стал человеком?» («Cur Deus homo», закончен в 1098) – логически обосновать из общих онтологических и морально-юридических положений необходимость воплощения Бога и страданий Иисуса Христа как единственно представимого пути спасения людей и восстановления всеобъемлющего нравственного порядка. Здесь же сформулирован принцип: «мы не допускаем в Боге ни малейшей несообразности и не отклоняем ни малейшего довода, если на него нет довода более сильного» (I,10). А. стоит на рубеже эпох и является фигурой противоречивой: если отсутствие резкого различения между естественным и сверхъестественным познанием духовных реальностей, склонность объединять мистическое созерцание и дискурсивное рассуждение в цельном акте умозрения сближает А. с Августином и вообще с патристикой, то еще невиданная жесткость логической аргументации и энергия, с которой проблема вычленяется для обсуждения, характерны для схоластики. В историю философии А. вошел также как создатель Классического варианта т. н. онтологического доказательства бытия Бога («Прослогион», 1077–8).



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Тихон Малинин митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Ансельм Кентенберийский профессор Александр Павлович Лопухин

3. Послание к смирнянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

4. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Углича Святыя Михаил Владимирович Толстой

5. Собрание сочинений. Том 5 – Речь при открытии двух домов для семейств погибших воинов при Мариинском благотворительном приюте Братолюбивого Общества, 14-го... архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Послания – Послание 76(135). К Стефану, магистру преподобный Феодор Студит

7. Многоценная жемчужина – СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДАНИЯХ, С КОТОРЫХ ВЫПОЛНЕНЫ ПЕРЕВОДЫ профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ИСКУПЛЕНИЕ (См. также ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, ДУХИ ПАДШИЕ, ЕСТЕСТВО ПАДШЕЕ, ПАДЕНИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Письма – 246. Господь попускает немощь и леность к нашему смирению. Самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца. Без терпения никакая... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Начало утрени в первый день Пасхи и крестный ход кругом храма пред этим началом профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Комментарии для сайта Cackle