Сергей Васильевич Булгаков

Маркиониты

Последователи Маркиона, сына синопского епископа, еретика II в., одного из наиболее видных представителей Сирийского гносиса. В своем лжеучении Маркион держался того же дуализма, что и у всех других гностиков: с одной стороны – Благой Бог, с другой материя (υλη) с ее властителем, сатаной.

Вместо эонов-творцов, у Маркиона есть среднее между двумя первыми началами существо – Димиург, действовавший в Ветхом Завете, Бог справедливый, но исключающий любовь и милосердие. Мир видимый и его обитатели созданы Димиургом из сущности вещественного хаоса. Душа человека также творение Димиурга и первоначально отличалась свойствами своего творца. Материя постоянно стремится возвратить в свое обладание ту часть человека, которая прежде находилась в ее составе; Димиург борется против нее, но одолевает материя, и человек впадает в грех, вследствие чего его первоначальная природа изменяется в худшую; таким образом, получает бытие мир языческий с его многобожием и идолопоклонством. В обладании Димиурга остается народ еврейский, но и в нем грех возымел господство. При всех своих усилиях спасти человечество от порабощения материи, Димиург не мог ничего сделать. Сжалившись над людьми, Благой Бог посылает Христа миру, который и проявил свойства пославшего Его – любовь и милосердие. Души спасенных Христом будут освобождены от материи.

Отвергая все книги Ветхого Завета, Маркион и из Нового Завета признавал лишь Евангелие от Луки и десять посланий ап. Павла, исключая из них те места, которые противоречат его учению. Он совершенно отвергал также церковное предание. Нравственное учение Маркиона запечатлено характером строгого аскетического ригоризма. Маркион запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия, отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей ее меры, причем безусловно запрещалось мясо и вино. Основанное Маркионом еретическое общество было многочисленнее всех других обществ Сирийского гносиса.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. О падших и отлученных в древнехристианской Церкви и русской архимандрит Августин (Синайский)

2. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями архимандрит Павел Прусский

3. Дохристианский и внехристианский гносис профессор Михаил Эммануилович Поснов

4. О еретиках Новгородских святитель Геннадий Новгородский

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Ересь святитель Тихон Задонский

6. Книги второй против ересей - отделение второе святитель Епифаний Кипрский

7. Ценность религии священномученик Александр Туберовский

8. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола профессор Николай Иванович Ивановский

9. Московские молельни профессор Фёдор Иванович Буслаев

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Докетизм профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс