Сергей Васильевич Булгаков

Немоляки

Немоляков секта появилась в начале прошлого столетия в недрах старообрядчества как реакция исключительной привязанности старообрядчества к букве обряда. Основателем ее был донской казак, Гавриил Зимин, старообрядец беспоповского согласия. За свои странные толкования Св. Писания он был сослан на Кавказ в 1838 г., где измыслил эту секту. Сектанты получили свое название оттого, что они не совершают молений наружно. Они толкуют, что молитву должно воссылать к Богу не ту, которая написана в книгах, но ту, которая исходит от собственных чувств человека, – произносится духом ума.

Почему теперь возможна молитва только духом, ответом на это служит странное учение сектантов о времени от сотворения мира до наших дней. Это время немоляки представляют себе веком с четырьмя временами года. Период от сотворения мира до Моисея – это весна, век праотеческий; от Моисея до Иисуса Христа – лето, век отеческий; от Рождества Христова до 1666 г. – осень, век сыновний, а с 1666 г. зима и идет век Св. Духа. И так как теперь истина погасла, вера скрылась и настал век Св. Духа, то осталась одна только надежда на спасение души в исполнении тех дел, которые должно совершать в духе, но никак не плотью или какими-нибудь вещественными обрядами и словесным служением Богу. Все Св. Писание должно быть понимаемо, по мнению немоляков, в духовном смысле.

Из таинств церковных сектанты признают только одно крещение, которое совершают у них избранные старухи. Брачный союз заключается у них без всяких чиноположений и молитв, а по одному только обоюдному согласию жениха и невесты и родителей. Умерших хоронят без всяких молитвословий и песнопений, насколько возможно в простом виде, говоря, что это есть труп, земля и в землю идет, посему все совершаемое над умершим отвергают и поминовения о них никакого не делают. Св. Четыредесятницу и прочие посты, а также и праздники немоляки отвергают и различия никаким дням не полагают; вкушают пишу произвольную во всякое время. Отвергши все видимое, наружное в вере, немоляки не признают и священства и старейшин у себя по избранию не имеют, но только уважают более тех, которые каждый текст Св. Писания объясняют духовно.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским – Изыскания великого имени Божия мусульманами Гордий Семёнович Саблуков

2. Средники: к вопросу о происхождении этой старообрядческой секты священномученик Димитрий Лебедев

3. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЕРЕСЬ (См. ЛЖЕУЧЕНИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Георг профессор Александр Павлович Лопухин

5. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Свияжска Святыя Михаил Владимирович Толстой

6. Послания – Послание 300(488). Чаду Протерию преподобный Феодор Студит

7. Богословие обличительное. Том III архимандрит Иннокентий (Новгородов)

8. Библейская энциклопедия – Овиф архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Письма – 315. Старайся открывать все помыслы, не смущаясь. Не завидуй, если кто-то пробудет у Матушки дольше тебя преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Предтеча Господень схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс