Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Смолин Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений
Распечатать

протоиерей Иоанн Смолин

Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений

Содержание

Введение

I. О Церкви Христовой II. О соборах Церкви III. О Священном Предании IV. О церковном учительстве V. О Священном Писании Ветхого и Нового Завета VI. О чтении Священного Писания VII. О толковании Священого Писания VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой IX. О поклонении Богу X. О почитании Пресвятой Богородицы XI. О почитании святых Ангелов XII. О почитании святых угодников Божиих XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих XV. О молитве и милостыне за умерших XVI. О законе христианском (нравственном) XVII. О вере и делах XVIII. Об оправдании XIX. Об искуплении XX. О возрождении XXI. О спасении XXII. О христианском единении XXIII. О чудесах и знамениях XXIV. О монашестве XXV. О священстве (Иерархии) XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства XXVII. О недостойных пастырях XXVIII. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия XXIX. О таинствах Христовой Церкви XXX. О Крещении младенцев XXXI. О таинстве Крещения XXXII. О таинстве Миропомазания XXXIII. О таинстве Причащения XXXIV. О таинстве Покаяния XXXV. О таинстве Брака XXXVI. О таинстве Елеосвящения XXXVII. О церковном богослужении XXXVIII. О жертвоприношениях (новозаветных) XXXIX. Об обрядах XL. О посте XLI. О праздниках Православной Церкви XLII. О почитании храмов Божиих XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме XLIV. О почитании святых икон XLV. Различия между кумиром или идолом и священным изображением XLVI. О почитании Святого Креста XLVII. О крестном знамении и о крестных ходах XLVIII. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям XLIX. О клятве и присяге L. О судах и судьях LI. О Войне Заключение LII. Об антихристе LIII. О кончине мира и страшном суде LIV. Сущность сектантства LV. О вероотступничестве и разделениях LVI. О лжепророках и лжеучителях LVII. Об отношении к сектантам LVIII. Об отлучении от Церкви (Анафематствование) LIX. О любви к Богу и ближним LX. О различных религиозных вопросах Приложение Симфония на Новый и Ветхий Завет Отзывы Из письма свящ. с. Новой Яблонки Саратов, губ. о. Александра Соловьева, от 9 июня 1910 г. Из письма И. А. Кудина, Павловский посад Москов. губ. от 18 апреля 1910 г. Из письма крестьянина Ивана Стороженко от 17 мая 1910 г. (Передаем так, как писано) Из отзыва священ. Г. Корсун (напечатанного в Полтавск. Епарх. Вед. 1910 г. № 2). Из письма Д. Г. Стрельникова. г. Царицын Саратов. губ. от 16 Июля 1910 г.  

 
Введение

«Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:19–20). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Казалось бы, одних этих апостольских слов достаточно было для того, чтобы православному христианину всегда быть готовым на спасение духовно погибающих в еретических заблуждениях близких ему людей. Но действительность показывает иное: у некоторых из нас, быть может, и является иногда желание спасти духовно погибающего брата и как его, так и себя утвердить в истинах православного учения, да беда в том, что не велик и, пожалуй, ничтожен у нас самих запас знаний этих истин, а подчас мы не можем не только спасти или вразумить заблуждающегося, но не можем дать ответа и о нашем уповании. Всё это происходит от нашего нерадения к делу спасения своей души и душ близких нам людей. Нерадение это заключается главным образом в том, что очень мало мы трудимся над собою для этого святого дела. В чём же должен состоять этот труд? Конечно, прежде всего в исполнении заповедей Господних, сокращённо выраженных словами Спасителя о любви к Богу и ближним, а затем Сам Господь говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5:39–40). Так вот, чтобы избежать такого справедливого укора, мы должны каждый день заглядывать в словеса жизни, в книги Священного Писания, а чтобы знание Слова Божия не скоро испарялось из нашего сознания, необходимо при чтении Слова Божия придерживаться какой-либо системы, так, например, кроме чтения по указателю евангельских и апостольских ежедневных чтений, не бесполезно было бы придерживаться ещё и следующего правила: после прочтения того или другого места Писания размыслить:

1) О ком или о чём читал и что читал?

2) Могу ли рассказать прочитанное?

3) Есть ли тождественные места или тексты, которые могут проливать более света на прочитанное? (Нужно смотреть параллели, а при возможности и толкования.)

4) Что из прочитанного относится к испорченной натуре человека?

5) Есть ли в прочитанном обязанность, которая относится и ко мне, или пример, которому я обязан следовать, или же обетование, которое я могу принять?

6) В каком отношении полезно прочитанное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

7) Который стих служит ключом прочитанной главы или части? Могу ли этот стих выучить наизусть?

Если сказано в Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20), то отсюда естественный вывод о полезности и крайней необходимости, по нашим «лукавым дням» (Еф.5:16), организации «кружков ревнителей Православия». Кружок этот под руководством или с благословения своего приходского пастыря общими усилиями и при посредстве миссионерских пособий, занимаясь изучением Священного Писания, тем самым будет выполнять здесь упомянутые заповеди Господни и апостольские.

Проект устава (или правил) для «Кружков ревнителей Православия»

1) Состав «Кружка» количественно не определяется, а лишь разграничивается на две категории: а) члены постоянные обоего пола православного вероисповедания, изъявившие желание регулярно посещать занятия «Кружка» по изучению истин Православия и разбору возражений против этих истин со стороны иномыслящих с Православной Церковью, и б) члены обоего пола православного же вероисповедания, по рекомендации постоянных членов, – посещают собрания «Кружка» на правах вольнослушателей. Учредителем «Кружка» должен считаться приходский священник, получивший на то благословение епархиального преосвященного.

2) Основное учение об истинах Православия преподаёт «Кружку» приходский священник или лицо, им уполномоченное, при помощи миссионерских руководств; по тем же пособиям делается и разбор сектантских лжеучений.

3) Цель «Кружка»: выработать из своих членов армию духовных борцов за идеалы чистого Православия, попираемого ныне всевозможными еретическими и атеистическими лжеучениями, дабы, по слову апостола, член «Кружка» научился «безчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, быть долготерпеливым ко всем» (1Фес.5:14).

4) Задачи «Кружка»: изучение Священной Библии по предметам, пререкаемым иномыслящими с Православной Церковью, напр. о Церкви Христовой, Священном Предании, Писании, церковном учительстве и т.д., о всех пререкаемых предметах религиозной жизни.

5) Порядок занятий: каждое занятие предваряется и заканчивается священным песнопением. Делается доклад о положительном учении Православной Церкви на основании Священного Писания по вопросу, стоящему на очереди, затем разбираются возражения иномыслящих с Православной Церковью по данному вопросу, далее прочитывается взгляд или рассудочное учение сектантское на рассматриваемый вопрос с критическим его разбором, и наконец

Живая беседа постоянных членов «Кружка» в следующем порядке: лицо, руководящее «Кружком», приглашает высказаться тех членов «Кружка», кому довелось в последнее время при каких-либо обстоятельствах (на работе, в дороге или в обществе) услышать возражения или издевательства от иномыслящих по отношению к вопросу, стоящему на очереди. Сообщающий «Кружку» о слышанном им возражении и т.п. здесь же докладывает и о том, что он ответил на это возражение, если же член «Кружка» не имел возможности ответить или же ответил неудовлетворительно, то «Кружок» общими усилиями для будущего вырабатывает удовлетворительный ответ. Рекомендуется просить членов «Кружка» записывать главные положения и тексты по рассматриваемому вопросу, дабы они в свободное время дома, хотя бы отчасти, могли повторить пройденное.

1) Звание члена «Кружка ревнителей Православия» налагает заботу на него о предупреждении уклонения от Православия близких ему лиц, начиная со своих семейных, памятуя при этом слова апостола Иакова: «Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:19–20) и слова апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

2) Во избежание материальных расходов по найму помещения для собраний «Кружка» члены могли бы собираться раз или два в неделю по вечерам в школе или церковной сторожке, а за неимением того и другого, в крайнем случае, могли бы собираться по очереди в домах или квартирах постоянных членов «Кружка».

3) Каждый член «Кружка» обязывается иметь книги Священного Писания, а если кому позволят средства, то и миссионерские пособия, рекомендуемые руководителем «Кружка».

4) Пособием миссионерским для критического разбора сектантских возражений от разума рекомендуется кн. П.Оболенского «Критический разбор сектантских лжеучений», а для сообщения положительного учения от слова Божия по предметам, пререкаемым сектантами, книга «Меч духовный» для отражения сектантских лжеучений. В основу этой книги ложится Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью, сгруппированных по предметам православного вероучения. При этом, все тексты, относящиеся к тому или другому предмету и извращаемые сектантами, напечатаны полностью, но, во избежание соблазна, без тех комментариев, какими обыкновенно они сопровождаются сектантами. Каждому тексту дано краткое объяснение лишь с православной точки зрения, а в заключение напечатаны также полностью основные тексты Священного Писания, на которых, главным образом, зиждется православное учение о том или другом предмете. Одновременно с печатанием книги «Меч Духовный», напечатаны под тем же заголовком отдельные брошюры по каждому предмету, затронутому в книге. Сделано это для того, чтобы руководитель кружком ревнителей Православия, после сообщения членам православного учения по известному предмету, тотчас мог бы раздать и брошюрки-копии пройденного, дабы члены кружка, не ограничиваясь одними общими занятиями, могли бы и дома повторить пройденное, а вместе с тем всегда бы имели при себе «Меч Духовный» для отражения сектантских лжеучений.

Вообще же содержание настоящей книжки преследует такую цель: дать практичное пособие руководителям и членам кружков ревнителей Православия для прохождения курса миссионерских познаний по обличению сектантской неправоты.

Считаем не лишним упомянуть здесь и о прочих миссионерских пособиях, составленных нами и уже выдержавших по несколько изданий.

Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими параллелями.

Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений. Издание 4-е, с добавлением голоса истинной науки в обличение «философского» безбожия.

Путеводитель по Святой Библии (миссионерский). Изд. 2-е.

Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью. Изд. 2-е.

Библия компактн. на русск. языке (мелк.шрифт), в 16 долю, изд. Спб. Син.типогр. 1908 г., переплетённая вместе с Крат.Толков. и составляющая миссионерскую Библию. (Подробное объявление об этих книгах, как равно и список других миссионерских пособий, смотри в конце.)

 

 


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle