Сергей Васильевич Булгаков

Паниашковцы

Основателем этой секты был крестьянин Покровской слободы Новоузенского у. Самарской губ. Алексей Гаврилов (Паниашка – тож). Возвратившись в конце восьмидесятых годов прошлого столетия с Афона с удостоверением о принятии схимы, он скоро приобрел на родине славу строгого подвижника и начал создавать свою особую секту по образцу хлыстовщины. Выходя из понятия о плоти как греховном начале, Паниашка стал отрицательно относиться ко всем ее потребностям – пище, питию, одежде, считая их требованиями беса.

Когда у Паниашки образовалось большое число последователей, то среди них явились «богородицы» и «пророки». В его доме стали происходить циничные радения, где разврат доходил до чудовищных размеров. Относясь с отвращением к пище и питию и по необходимости их употребляя, паниашковцы приговаривают при этом: «на, бес!» То же самое произносится ими при сажании хлеба в печь, когда наливают воду в посуду, при отправлении естественных потребностей и т.п. Паниашковцы перестали сменять одежду, пока она вся не износится, перестали умываться, вычесываться и повели чисто животную, скотскую жизнь, предаваясь для «замора плоти» самому стадному разврату. Для наиболее преданных последователей Паниашка устроил коммунистическую общину, где у сектантов все было общее и никто не мог иметь личной собственности.

Паниашка умер в 1895 г. Его последователи признают его святым и веруют, что он должен скоро воскреснуть. Не разрывая наружно связи с Церковью, подобно и другим хлыстам, паниашковцы не признают ни Церкви, ни ее установлений. На своих молитвенных собраниях наравне с некоторыми молитвами Православной Церкви они распевают канты собственного сочинения. Иконы они, по-видимому, почитают, но постов не признают и едят все без разбора, говоря: «бесу все равно, что бы ему ни трескать». Так как, по мнению паниашковцев, тело человека есть место пребывания внутри его злого духа, которого можно узнать громким испусканием из себя газов, то поэтому каждый паниашковец после еды непременно должен произвести нескромный звук, затем плюнуть на пол, растереть плевок ногами и сказать: «прекорил проклятого беса». То же самое они должны делать во время молитвы и после нее. Неисполнение этого требования влечет за собой бичевание по спине одержимого бесом, до тех пор, пока ни получится желаемый результат. Освободившийся таким образом от беса считается «святым», конечно, до некоторого только времени.

Секта паниашковцев наглядно доказывает, до какого безумия могут доходить люди, отказавшиеся от руководительства Православной Церкви.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического) Константин Никанорович Плотников

2. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому – II. Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания мученик Михаил Александрович Новоселов

3. Борьба с сектантством – Секты мистические. протоиерей Александр Введенский

4. Христианство и иудейство архиепископ Нафанаил (Львов)

5. Русское сектанство Иван Георгиевич Айвазов

6. Обзор русских сект и их толков протоиерей Тимофей Буткевич

7. Православие и ислам – Как стать православным христианином? священник Георгий Максимов

8. Розыск о раскольнической брынской вере святитель Димитрий Ростовский

9. История религий – Глава 4. Шаманизм митрополит Иларион (Алфеев)

10. Православие и религия будущего – V. «Новое религиозное сознание» Дух восточных культов в 1970-х годах иеромонах Серафим (Роуз)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс