Сергей Васильевич Булгаков

Коммунизм

Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, т.е. общности не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведенными продуктами или на их потребление, и подчиняя все это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни8. По учению коммунистов, для счастья человечества общим достоянием всех насильственно должно быть все, до жен и детей включительно, так чтобы никто и ничего не мог назвать своим. Проповедуемое общение имуществ коммунизмом не следует смешивать с тем общением имуществ древних христиан, о котором говорится в Деяниях свв. Апостолов. Упоминаемая здесь иерусалимская община христиан была религиозно нравственной, а не экономической, и общение имения в ней не было правилом обязательным для всех, а добровольным пожертвованием во имя Христово людей достаточных, и совершенно зависело от воли каждого; так что здесь не было и тени какого бы то ни было принуждения, и в то время, когда они жертвовали, другие могли оставаться при своем имении и распоряжаться им по своей власти (Деян. V, 4). Но и указанное общение имуществ было явлением исключительным для Апостольской Церкви: оно практиковалось лишь в Иерусалимской Церкви, другие же, основанные апостолами, общины такого опыта не делали, а в них каждый давал по достатку своему (Деян. XI, 29–30, XII, 12), сколько позволяло ему состояние (1Кор. XVI, 1–3; ср. 2Кор. VIII и IX). Будучи не всеобщим требованием христианства, указанное добровольное отречение от собственности в основе своей имело стремление к высшему совершенству (Мф. XIX, 21) и совершенную христианскую любовь, связующую души и сердца людей в одно, плодом каковой любви и было совершенное бескорыстие первых христиан. Имея одно сердце и одну душу, они свое самоотречение добровольно простирали не только на пожертвование своим имуществом, но всегда готовы были отдать даже и свою жизнь ради спасения ближних. Будучи естественным выражением исключительно высоких внутренних переживаний первых христиан, указанное общение имуществ в Иерусалимской Церкви представляло собой кратковременное явление, упразднившись в ней по мере ослабления произведшей его причины. Что такое общение имений могло быть только временной мерой, а не новым постоянным строем жизни христиан, видно из того, что это было общение потребления, а не производства, что христиане продавали средства производства, обращая их в средства потребления, и что, следовательно, сам собою должен был наступить момент, когда все оказалось бы проданным и потребленным. Таким образом, в жизни первых христиан не было намека на то общение имуществ, которое проповедуется коммунизмом, а была только живая, деятельная любовь между верующими, которая не отказывала нуждающимся ни в чем. Коммунизм, уничтожая личную собственность, вместе с этим уничтожает всякую возможность частной благотворительности, потому что собственностью общины частное лицо не вправе распоряжаться; а общение имуществ в апостольское время своим основанием имело именно частную, свободную и бескорыстную благотворительность во имя любви и братства о Христе (Деян. IV, 32–37; V, 4; 1Тим. VI, 17). Сводя вопрос о благе и счастии людей к материальной сытости или несытости, коммунисты материальную бедность считают не только величайшим, но и единственным коренным несчастием в жизни человеческих обществ, с устранением бедности мечтая установить в жизни человеческой счастье. Кроме уничтожения личной собственности, коммунизм вместе с тем подрывает и узы семейственных отношений, установляя, при отсутствии всяких форм брака, самые непринужденные отношения между полами и проповедуя необходимость воспитания детей обществом, вне семейного круга. Хотя не все социалисты – коммунисты, но все коммунисты – социалисты, потому что коммунисты стремятся к самой радикальной реформе экономического быта, к абсолютному уничтожению частной собственности; коммунизм относится к социализму, как род к виду. (См. антаномизм и социализм.)

* * *

8

Коммунистическое общение имуществ в государствах и, вообще, в жизни общественной невозможно. Здесь труды, занятия, служения и должности разнородны до бесконечности, нужды и потребности так разнообразны, неопределенны, разновременны, непредвиденны, что разделы невозможно определить никакими общими постановлениями. Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведет к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного. Тогда все страсти и самые грубые инстинкты получили бы право гражданства, как того и желают крайние коммунисты. Тогда все права собственности были бы ниспровергнуты: богатые невинно бы лишались законной собственности; бедные сделались бы богатыми без всякого права и заслуги; трудолюбие и бережливость потеряли бы всякое значение. Такая система может благоприятствовать тунеядцам и празднолюбцам, а не истинным гражданам. Вместо мнимого общения имуществ Св. Писание представляет нам другого рода общение, состоящее в христианской благотворительности, или добровольном вспомоществовании бедным, больным, престарелым и другим несчастным.


Вам может быть интересно:

1. Справочник по ересям, сектам и расколам – Космополитизм Сергей Васильевич Булгаков 282,8K 

2. Справочник по ересям, сектам и расколам – Материализм Сергей Васильевич Булгаков 282,8K 

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Интердикт профессор Александр Павлович Лопухин 146,5K 

4. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЛИЦЕМЕРИЕ (См. также ЛУКАВСТВО, СТРАСТИ, ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов) 126,4K 

5. Миссионерские письма – Письмо 58. Монахине Варваре в Иерусалим, о трех одеждах Христовых святитель Николай Сербский 140,2K 

6. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЛУКАВСТВО (См. также ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛОЖЬ) святитель Игнатий (Брянчанинов) 126,4K 

7. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – СТРАСТИ святитель Игнатий (Брянчанинов) 190K 

8. Права эмбриона и здравый смысл Сергей Львович Худиев 162 

9. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – СХИМА святитель Игнатий (Брянчанинов) 190K 

10. Опыт православного догматического богословия. Том III – Общее учение О Боге – Творце мира вообще святитель Сильвестр (Малеванский) 4,3K 

Комментарии для сайта Cackle