профессор Сергей Леонтьевич Епифанович

Избранные отцы церкви

Внешним выражением такого разрешения вопроса об авторитетах явилось установление Пятым Вселенским Собором определенного круга «избранных отцов» (έγκριτοι Πατέρες)15. Преимущество этого названия дано было «Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу». Сама практика выделила из числа их знаменитые имена Афанасия Великого, Василия Великого, обоих Григориев, Златоуста и Кирилла Александрийского. Это были наиболее значительные отцы, как писатели. Из них, впрочем, св. Василий Великий и Златоуст имели значение главным образом в аскетике и экзегетике. Аскетика, надо заметить, была единственной областью, в которой через столь великих представителей, как Златоуст и Ефрем Сирин, удержалось «восточное направление». Но даже и в этой области влияние его ограничивалось определенным кругом читателей реалистического склада мыслей, не имевших влечения к утонченностям философского идеализма и готовых удовольствоваться аскетикой моралистического направления. Равным образом, нешироко было влияние и св. Кирилла: он был авторитетом лишь в специальной области христологии. Больше влияния поэтому на образование мировоззрения получили св. Афанасий и оба Григория, дававшие достаточно материала для таких целей. Каждый из них при том стал классическим богословом в одной какой-либо области, именно в той, в которой был систематиком. И это было вполне понятно. Так как с уничтожением оригенизма византийцы лишились цельной системы богословия (а антиохийские систематики стояли под подозрением), то восполнить этот недостаток16 можно было лишь через отдельные систематические трактаты «признанных отцов». Отсюда, по тринитарному вопросу («богословию») получил особенное значение св. Григорий Богослов («5 слов о богословии»), в антропологии – св. Григорий Нисский («Об устроении человека»)17, в сотериологии – св. Афанасий Великий («Слово о воплощении Бога Слова»).

* * *

15

3-е заседание. Mansi IX, 201D-202A; ДВС. V3,32. Греческий текст отчасти сохранился у преп. Максима: Disputatio, PG.91, 300D, p.167.

16

В некотором смысле цельную систему давало «Огласительное слово» св. Григория Нисского, но оно представляло собой скорее богословско-философский, чем догматический трактат.

17

Популярным был в Византии учебник Немезия по психологии «О природе человека».


Вам может быть интересно:

1. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Дорогобужа святыя Михаил Владимирович Толстой

2. Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV вв. – Григорий Нисский мученик Иоанн Васильевич Попов

3. Охридский пролог – 1. Преподобный Патапий святитель Николай Сербский

4. Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара профессор Алексей Иванович Сидоров

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 117. Сочинения нравоучительные. Сочинения подложные. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Введение в святоотеческое богословие – Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. протоиерей Иоанн Мейендорф

7. Святая Потамиена архиепископ Димитрий (Самбикин)

8. Восточные отцы IV века – Учители Крайнего Востока протоиерей Георгий Флоровский

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Марк Подвижник преподобный Исаак Сирин Ниневийский

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл I митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle