Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Горский Слово в неделю о расслабленном, при совершении Литургии на греческом языке

Слово в неделю о расслабленном, при совершении литургии на греческом языке

Источник

Произнесено в 1872 г. в академической церкви.

Участники молитв, совершенных ныне на эллинском языке, во свидетельство нашего духовного единения с церковью из эллинов, да позволят нам побеседовать о начале и образовании первой церкви из эллинов. Это событие из времен церкви Апостольской важно не в историческом только отношении, но и в духовно-нравственном.

1). Уже прошло несколько лет после сошествия Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков, предзнаменовавшего соединение в церкви Христовой всех народов, – проповедь христианская распространялась в Иудее, в Галилее, но все между теми, которые принадлежали к религии и церкви иудейской. Возбудилось движение в соседственной с Иудеей Самарии; Господь Сам показал, в примере самаряныни, как надлежит пользоваться этим расположением; последуя Ему, Апостолы поспешили образовать здесь церковь. – Но до язычников, до эллинов, по вере и по языку, не иначе могла доходить проповедь Евангельская, как с условием принятия наперед закона иудейского. Не того желал Господь. He для того дал Он Петру ключи царствия Своего, чтобы он впускал в него только сынов Израиля или приемлющих закон Моисеев. Апостолы не торопились обратиться с проповедью к язычникам, желая сколько можно более привлечь к себе сынов Иакова: но церковь чрез то терпела большое стеснение. Гонение Савлово вывело ее из этого затруднительного положения. – Многие христиане, спасаясь от этого гонения, должны были совсем оставить Иерусалим и даже страну иудейскую, идти в языческие страны, в так называемое рассеяние эллинское. Здесь, они также сначала предлагали учение веры своим соплеменникам, иудеям, но потом стали привлекать к себе внимание и эллинов язычников. Но, что всего было важнее, Господь Иисус Христос, своим Божественным явлением, Сам привлек к Себе и сделал не только своим последователем, но и Апостолом, и Апостолом именно языков, самого виновника гонения, Савла. Видите, как сильно начинает действовать Тот, Который сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин.12:34).

В это-то время, особенно обратило на себя внимание церкви Апостольской значительное число расположенных к Евангелию язычников в Антиохии сирской. Город этот, в свое время бывший столицей царей сирских, своим внешним благоустройством едва уступавший двум-трем другим городам в Империи Римской, с огромным населением, много заключал в себе иудеев, переселенных из Палестины, но главной, господствующей народностью в нем была народность эллинская. Пользуясь благоприятным положением, по близости моря, он находился в торговых сообщениях, как с другими приморскими странами, так и с народами, далее внутрь Азии обитавшими. Коренное, сирское население роднило его с иудеями; новоприбывшее население греческое, – со всеми греческими городами и вообще с образованным миром того времени. Здесь сходились тогда мир восточный и мир западный, первый с своими древними верованиями, второй с своим просвещением и литературой, чтобы меняться друг с другом своими убеждениями и идеями, при посредстве языка эллинов, всюду распространенного в Азии и Европе. Из этого открывается, какую важность мог иметь этот город, для новообразующейся церкви Христовой. – И вот, рассеявшиеся от скорби, бывшие при Стефане, вшедше во Антиохию, глаголаху к Эллинам, благовествующе Господа Иисуса. И бе рука Господня с ними: многое же число веровавше обратишася ко Господу (Деян.11:19–21). Между принявшими слово Господне были и из иудеев, но с большим усердием внимали ему эллины и церковь антиохийская образовалась преимущественно из эллинов, и стала рассадником проповедников собственно в мире языческом.

Благословим Господа, крестом основавшего церковь и крест положившего необходимым условием ее возрастания, очищения и совершенствования на все времена. Его мановением, из среды гонения возникло новое, чрезвычайно важное движение в мире языческом. Тогда, как высшие правители церкви в Иерусалиме медлили призвать язычников, неизвестные нам проповедники Евангелия, мужие Кипрстии и Киринейстии, долго не думая, подошли прямо к делу, – и в успехе их дела тотчас открылось, что рука Господня бе с ними.

Припомним: когда Господь говорил в Иерусалиме: еще мало время с вами есм и иду к Пославшему Мя, – иудеи с насмешками возражали: камо сей хощет ити? Еда в рассеяние Эллинское хощет ити, и учити эллины? (Ин.7:35). В рассеяние эллинское Он не пошел, да и не мог идти; потому что послан был только к овцам погибшим дома Израилева. Но теперь, благовествующие имя Его в рассеянии эллинском, без собственного ведения, были действительно Его посланниками. – Жаловались некогда ученики своему Господу, что видели они человека, который не ходит с ними вслед за Иисусом и однакож изгоняет бесов именем Его; и мы, говорили ученики, запретили ему делать это, потому что Он не ходит с нами (Лк.9:49). Но Господь не одобрил этого запрещения: не запрещайте, сказал Он, кто не против вас, тот за вас (ст. 50). Это слово Господне и пример благовестников антиохийских, кажется дозволяет нам сказать: в нашем обществе, братие, как по другим делам, так и в отношении к делам Церкви, слишком мало самодеятельности; везде ожидаем мы вызова власти, почина и побуждения начальства, тогда, как совесть христианская и закон Евангельский слишком ясно говорят нам, что и как бы надлежало нам делать. Эта неподвижность, эта косность бывает причиной, что мы упускаем благоприятное время для делания. У нас нет благоустроенных миссий, мало заботы о христианском воспитании, нет братского попечения о просвещении неведущих, о воздержании и исправлении наших ближних от пороков. И мы не заботимся. Как-будто не для нас написано, чем мы должны быть: тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе. He так действовали первые ученики Христовы.

2). Значительные успехи проповеди Евангельской между эллинами в Антиохии вызвали собой два важных распоряжения: отправление от церкви иерусалимской в Антиохию сотрудника апостольского Варнавы и приглашение в Антиохию к трудам благовествовательным недавно обращенного Савла.

Церковь иерусалимская, как скоро дошло до нее известие об успехах Евангелия в столице Сирии, не могла оставить этого обстоятельства без внимания. Апостол Петр незадолго пред тем в видении плащаницы, нисходящей с неба с животными разного рода и в обращении Корнилия сотника римского, получил для себя и для других ясное вразумление, что нет лицеприятия у Бога, что не одни израильтяне, но и язычники призываются в Церковь Христову, и при том свободно, без всякого стеснения обрядовыми требованиями прежнего закона. Вместе с тем, раскрылось, что новые общества верующих, образуясь из среды язычников, должны входить в состав единого великого тела Церкви, не должны быть разрозненными членами, но подчиняясь Богоустановленной власти Апостолов, должны были и действовать в согласии и единении с церковью иерусалимской. Един Господь, едина вера, едина должна быть и Церковь. И тогда, как по гражданскому управлению иудеи тогда зависели от главного начальника римского в Антиохии, по новому духовному управлению общество христиан антиохийских должно было признать над собой власть собора Апостольского в Иерусалиме. Таким образом, в этом распоряжении, относительно верующих в Антиохии, Церковь не только получила важное приращение своих членов, но и утверждалась в сознании потребности соединения всех во едино, не смотря на различие национальностей, не смотря на отдаленность расстояний. Церковь в первый раз выступила теперь за пределы мира иудейского, включая в свой организм и членов мира греческого, на которых надлежало действовать несколько иными способами, чем на иудеев.

Избранный от Апостолов св. Варнава, – бе муж благ и исполнен Духа свята и веры (Деян.11:24). Три качества, необходимые в высшем деятеле церковном: благость, вера, просвещение Духом Св., отличали левита Варнаву в церкви иерусалимской. Его преданность делу церкви и высокое самоотвержение еще прежде выразились в том, что он один из первых принес в дар Церкви цену проданной им земли, повергши к ногам Апостолов вырученные за нее деньги (Деян.4:37). Его усердию соответствовало благочестие и близких его сродников: дом сестры его в Иерусалиме был посвящен собраниям верующих для богослужений, а его племянник Марк, сам потом сделался проповедником веры и Евангелистом (Деян.12:12).

Беспристрастным взором, без иудейских предубеждений, без левитских предрассудков, Варнава взглянул на дело Божие в Антиохии. В усердии эллинов, он не усомнился признать плод благодати Божией и своими наставлениями увещевал обратившихся всем сердцем прилежать Господу. Св. Варнава имел особенный дар назидательного слова, так что по нему дано ему и имя Варнавы от Апостолов, что значит: сын утешения или духовного наставления, а прежнее имя его в иудействе было Иосия (Деян.4:36). Трудами своими в Антиохии, он приобрел еще довольно новых членов Церкви. – Но множество обращающихся, новость положения в церкви верующих из язычников, которые требовали более наставлений в вере, чем иудеи и наставлений особенного рода, недостаток новых сотрудников из Иерусалима, – все это заставило св. Варнаву искать себе деятельного помощника. При этом, он вспомнил о молодом Савле, которого сам, после его чудесного обращения на пути в Дамаск и первых успехов проповеди в Дамаске, сам же он представлял церкви иерусалимской, как новопризванного благодатью Божией сына веры. От него не было сокрыто и назначение Савла, указанное Господом чрез Ананию при самом его обращении: пронести имя Господне к языком (Деян.9:15), – подтвержденное новым откровением в Иерусалиме (Деян.22:21). И действительно, он не мог обещать себе лучшего сотрудника в деле обращения язычников. Итак, Варнава сам отправился в сопредельную с Сирией Киликию, отечество Савла, отыскал его здесь и привел его в Антиохию.

Какое единодушие, какое отсутствие всякого ревнования и зависти с одной стороны, какая доверенность и покорность с другой! Оба проповедника дышали одним бескорыстием, на которое можно было указать и в виду других примеров Апостольских. Впоследствии, сравнивая свой образ действования с другими, Павел писал: еда един аз и Варнава не имамы власти еже не делати (1Кор.9:6), т. е. не приобретать средств содержания себе собственными трудами? – Еще более важно было для успехов Евангелия единомыслие Савла и Варнавы в устройстве Церкви из среды обращающихся язычников, в благоразумном выборе для них правил из тех, которых держалась церковь иерусалимская в освобождении эллинов от тяжести закона, лежавшего на иудеях и ими еще удерживаемого в самом христианстве. Требовалось приспособить к потребностям новообращающихся язычников иерусалимское богослужение, дать эллинам книги Писания, переведенные на эллинский язык и указать, как ими пользоваться, ввести в состав литургии проповедь, которой язычники вовсе не знали в своей религии, утвердить управление, которое уже не могло состоять под таким близким надзором Апостолов, как в Иерусалиме. Ап. Павел свидетельствует, что ему с самого его обращения открыто было то Евангелие, свободное от закона, которое он проповедал. Его призвал к Апостольству, если можно так выразиться, не Сын Человеческий, посланный к овцам погибшим дому Израилева, но Сын Божий, Ему же дадеся всяка власть на небеси и на земли, призывающий к Себе все народы; и Варнава, старший член церкви иерусалимской, во всем этом не разноречит с своим молодым сотрудником. И церковь антиохийская вскоре представила необыкновенное зрелище не только для мира язычников, но и для юной церкви христианской.

В самом деле, давно ли было, что Антиохия чрез своих царей хотела свою веру утвердить в Иерусалиме и стереть с лица земли закон и веру в Бога Израилева. Царь Сирский, в деяниях которого ветхозаветный пророк изобразил нам дела и судьбу антихриста последних дней мира, грозными указами и силой военной замышлял обратить Иудею к поклонению богам эллинским, создал в Иерусалиме училище по законам языческим, вниде во святилище с гордыней и взя алтарь златый, и вся сокровища храма, и писа всему царству своему, да будут вси людие едино, и да оставит кийждо закон свой… И что теперь? Два человека, без оружия, даже без книг, с одним живым словом, словом Духа Св., приходят в столицу Сирии с тем, чтобы ниспровергнуть эллинское идолослужение, поддерживаемое здесь и множеством храмов, и ученостью, и властью. И их предприятие не кажется безумием, неосуществимым, потому что они имеют упование на силу истины, на силу Божию, на обетование Иисуса Христа. Не могут они обещать себе, чтобы предприемлемое ими преобразование не встретило возражений, противодействия, – противоречия даже со стороны самих верующих в Иисуса Христа; но с мыслью в сердце: вся могу о укрепляющем мя Господе Иисусе, они смело берутся за великое дело, – и Антиохия должна первая испытать на себе силу десницы Божией, – и оправдать их, или разорить их дело.

Где ныне такая вера? Восемнадцать веков говорят за нас, – и мы с робостью смотрим, что делает, или что сделает нигилизм, новая тюбингенская школа, Штраус, Ренан! – Или, Господи, приближается последнее время, когда наступит царство лжи, когда отец лжи вооружится всеми своими силами, чтобы прельстить, аще возможно и избранные?

3). Но обратимся к проповедникам антиохийским. Что было плодом их проповеди здесь? He говорим об отдаленных последствиях, о целом ряде св. иерархов и мучеников, начиная с Игнатия Богоносца, отсюда вышедших, – об учителях Слова Божия, между которыми сияет Златоустый, об образовании целого округа патриаршего, – о множестве иноков, в окрестностях Антиохии, своими необычайными подвигами просиявших, между которыми высится над всеми Симеон Столпник. – He говорим даже о многих ближайших последствиях во время самих Апостолов проявившихся; о распространении из Антиохии, как из главного центра, миссионерских путешествий в страны языческие, о влиянии церкви антиохийской на решение великого вопроса о свободе обращающихся язычников от закона Моисеева и т. п. Бытописатель времен Апостольских и Евангелист, которого дала нам таже церковь антиохийская, св. Лука, между непосредственными следствиями проповеди Апостолов Варнавы и Павла, упоминает о присвоении верующими имени христиан, и о деятельном вспомоществовании христианам церкви иерусалимской, от христиан антиохийских во время всеобщего голода.

В книге Деяний, мы читаем; целый год собирались они в церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (Деян.11:26). Это свидетельствует, как о быстрых и значительных успехах проповеди Апостольской в Антиохии, так и о существенном отличии новообразующегося общества, которое заключалось в имени Иисуса Христа. – Несте свои, говорит Апостол, куплени бо есте ценою крови Иисуса Христа (1Кор.6:20), – и потому вы, – Христовы, вы, – христиане. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос и потому я, – Христов, я, – христианин. Вот глубокий смысл этого великого именования. Оно не внешний только знак исповедания, но выражение внутренней, неразрывной связи верующего с Иисусом Христом, свидетельство всецелого проникновения Его жизнью, Его силой. – Может быть и справедливо, что имя это изобретено не самими верующими во Христа, но усвоено ими из уст неверующих; но мудрость Апостольская не отринула его, напротив, распространила его на всех верующих во Христа и в Малой Азии, и в Иудее, и в Риме, в целом мире. Мудрость Апостольская указала в нем, как должен вести себя в мире именуемый от мира христианином: Господа Иисуса Христа освятите в сердцах ваших (1Пет.3:15). Если поносят вас за имя Христово, вы блаженны; если кто постраждет, как христианин, да не стыдится (1Пет.4:14–16). – Прежде, верующие назывались учениками, как принявшие все учение от Иисуса Христа, – братиями, как дети единого Отца Небесного, усыновленные Ему Иисусом Христом, – святыми, как освященные благодатью Св. Духа и деятельно стремящиеся к святости. Имя христианина не уничтожило, но совместило силу и значение всех этих именований. Оно показывает, чьи мы ученики? –Христовы; по ком стали между собой братьями? – по Христе; чрез кого единственно можем соделаться святыми? – чрез Иисуса Христа.

Церковь антиохийская подарила и нам это высокое и священное имя. Хорошо ли же мы помним, чьи мы должны быть по этому имени? Истинно ли мы ученики Иисуса Христа? Истинно ли мы братья между собой? Истинно ли мы святые по духу и жизни? – Если же нет, то истинно ли мы христиане? Имеем ли право присвоить себе это имя? – «Христианин своей власти не имеет, – говорит пастырь антиохийский, св. Игнатий, который в каждом послании своем всем напоминает об этом вожделенном имени; – над собой власти не имеет, но Богу принадлежит». Так ли это все в нас?

Другим непосредственным действием проповеди Апостольской в Антиохии были щедрые приношения милостыни в Иерусалиме.

В новообразующейся церкви антиохийской живо сказалось сознание обязанностей, возлагаемых именем христианина, – и вот, когда Палестине угрожал голод, христиане антиохийские каждый, по достатку своему, положили послать пособие братьям, живущим в Иудее (Деян.11:26). Христианство открыло в сердце верующем, в любви, неистощимый источник средств против бедности, нищеты, пролетариата, против насильственного коммунизма, словом, – мирное и всегда готовое врачевство против тяжких недугов социальных. Оно говорит устами Апостола всем имеющим средства помощи: ныне ваш избыток в восполнение недостатка нуждающихся; а после, их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность; только бы эта равномерность достигалась не грабежом насильственным, а рукой милосердия, покорной долгу совести христианской. He требуется, прибавляет Апостол, чтобы другим было облегчение, а вам тягость, но чтобы была равномерность (2Кор.8:13–15). Не засоряйте, не заглушайте, не закапывайте этого источника воды целебной против недугов общественных. Иначе будет то, чем угрожал некогда пророк Божий народу своему: и будут они бродить обремененные и голодные, и будучи голодны воскипят злобой; и восхулят царя своего, и Бога своего (Ис.8:21). Что это, как не отверженники общества и веры, оглашающие криками своими некоторые страны запада.

Вот урок, внушаемый нам примером первой Церкви! – Отвыкли мы углубляться вниманием в историю первых славных времен Церкви Христовой; слишком глубоко заняты интересами современной жизни; слишком мало рассуждаем о том, что полезно и необходимо нам не только для настоящей жизни, но и для вечности. Победим в себе косность в деле веры; возбудим в себе дух ревности и самодеятельности; вооружимся силой имени Христова против греха, живущего в нас, чтобы Господь Иисус Христос не отрекся признать нас своими, пред Отцом Своим Небесным; любовью искренней засвидетельствуем, что мы живые части Его тела. Кратко, при содействии благодати Божией, будем христианами, – по слову Иоанна Богослова, – не словом ниже языком, но делом и истиною (1Ин.3:18). – Аминь.


Источник: Горский А.В., прот. Слово в неделю о расслабленном, при совершении литургии на греческом языке // Богословский вестник. 1895. Т. 2. № 5. С. 169-178.

Комментарии для сайта Cackle