Письмо № 95. Н.С. Фуделю
6 VI [1952, Усмань] 535
Дорогой Николаша.
Мы прожили здесь 2 1/2 блаженных месяца 536. Был отдых за несколько десятков лет – так было хорошо. Теперь предстоит опять странствие в новые места и некоторая неизвестность. «Жизнь прожить – не поле перейти» – на все надо терпение, и если могло быть так хорошо сейчас, то, значит, может быть еще лучше в будущем. Я так рад, что мамины глаза были здесь спокойные и веселые, что она отдохнула – это такая для нее редкость. Теперь перед нею опять труднейшие дела, неопределенность, физическое изнеможение, безденежье. Единственно, что ей обещает полное утешение, – это богослужение в Лавре.
Я ездил в Лебедянь 537. Там город похуже, но все же больше расчета ехать туда, чем сидеть здесь, где нет ни работы, ни домов. Твою записочку получил, приехав. Может, в Лебед<янской>, в библиотеке будет что-нибудь – не надо ли просмотреть «Звенья», «Литератур<ное> наследие» (ведь там Боткин о Рудине?) или старые журналы – напиши. В «Русской Старине» 1881 г. есть воспоминания Як. Неверова, где он описывает свое посещение Сарова и преп<одобного> Серафима. Неверов, кажется, больше
всего влиял на Станкевича 538.
О тебе по-прежнему часто думается. Конечно, жизнь твоя будет трудная внутренне, но ведь «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» 539. Против этого закона ничего не сделаешь. Ищи только всегда и неустанно духовного утешения, чтобы ум и сердце были не сухими, а точно напоены вином. Пути к этому давно указаны. Вот – пережить в церкви Троицын день, – пройти по дороге цветов, когда в окна видна уже летняя лазурь, когда кругом тепло от свеч и людей, когда чувствуешь себя в человечестве, уже обретшем свое торжество, в человечестве, торжествующем сошествие Духа.
7 VI
Церковь и есть это торжествующее человечество, и если идти последовательно дорогой любви к человечеству, то обязательно придешь к Церкви.
Апостол говорит, что Церковь есть «полнота Наполняющего все во всем» 540 – т<о> е<сть> полнота всенаполняющей бессмертной жизни, о которой догадываешься, когда среди тепла церковной молитвы вдруг увидишь в окно голубое небо.
Ищи Церковь! Ищи счастливое человечество. Оно начинается в духовном общении между двумя-тремя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» 541. Вот почему так драгоценна пчелиная ячейка семьи, если только она собирает мед вечности.
Как только из сытости материи человек начинает вырываться в простор духовности, его сейчас же ожидают духовные встречи с людьми, он начинает вступать в человечество, торжествующее в Церкви.
Много есть разных как будто дней в Церкви. Но в день Сошествия Св. Духа, т<о> е<сть> в Троицын день, прежде всего ощущается торжество человека, природы и мира и о нем только и говорится. И тебе мне хочется только о нем сейчас говорить. Мне хочется, чтобы в этот день и ты, забыв о делах, о ложном стыде, о грехах своих и чужих, стоял в солнечной церкви вместе с народом на коленях, с цветами или березкой в руке и слушал Троичные молитвы.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Да будет на тебе благословение Божие и цветы земли – Церкви Божией – да цветут в тебе и ныне и вовеки.
Твой п.
11 VI
Николаша. Среди моих оставшихся книг есть «Добротолюбие» 542 – несколько томов. (Один из них, кажется, на самом верху полки, остальные в самом низу налево?) Прошу при возможности переслать их мне. Маму я тоже о них просил.
* * *
Датируется по обстоятельствам жизни в Усмани.
То есть с марта, когда к С.И. Фуделю приехали жена и младшая дочь. См. письмо 85.
Поездка (первая) в Лебедянь состоялась, возможно, во второй половине мая, когда из Усмани в Москву уехали жена и дочь Варя.
См. примеч. 14 к письму 54.
«Добротолюбие» – пятитомное собрание аскетических творений христианских подвижников, переведенных на русский язык в конце XIX в. епископом Феофаном Затворником (1815–1894), причисленным позднее к лику святых.