Источник

2. Об учительном авторитете Церкви

VI. О вещах простых и ясных

1. Об обязательствах христианина

Всякая полемика, тем более полемика в интернете имеет опасное свойство отрываться от своей базы и уходить в неведомом направлении. Почти невозможно вернуть ее на исходные позиции, но тем не менее мы попробуем это сделать, тем более что интернет-полемика с христианством, как представляется, обрела форму порочного круга: по любому информационному поводу оппоненты Церкви включают некоторый набор доводов (точнее, нападок), причем всегда один и тот же. В силу этого достаточно рассмотреть этот набор на одном сравнительно недавнем примере.

Когда протоиерей Всеволод Чаплин сдержанно не рекомендовал ходить на концерт Луизы Чикконе, определенный сегмент интернета взорвался обвинениями в адрес “попов”, которые и табаком-водкой торгуют, и в государстве везде пролезли (как жидомасоны), и власть взяли, и вообще являются людьми столь порочными, что не имеют морального права высказываться.

Я попробую рассмотреть эту ситуацию по порядку. Итак, о чем идет речь? Луиза Чикконе использует символы страданий Христа – Крест и терновый венец – в своем представлении, причем по его ходу изображает себя как бы распятой. Христианин – это человек, верующий, что на Кресте Спаситель ценой муки и смерти спас его для жизни вечной. Относиться с благоговением к страстям Христовым и одобрять (тем более в форме покупки билета) такие манипуляции с символами Страстей христианин не может. Это не вопрос отношения к церковной иерархии; это вопрос отношения к страданиям Спасителя. Верный христианин может критиковать церковную иерархию; протестант вообще может полагать ее излишней; одобрять такое обращение с крестом Христовым – не может. Собственно к священникам, иерархам и их нравственным достоинствам это отношения не имеет. Это имеет отношение к несколько другим вещам:

Стать христианином – это серьезный выбор, это как в брак вступить. В браке есть определенные добровольно принятые обязательства и ограничения; наслаждаться одновременно холостяцкими гуляниями и семейным счастьем не получится – надо выбирать что-то одно. Платить за то, чтобы посмотреть, как певица забавляется с Крестом и терновым венцом, а потом идти в храм и благоговейно молиться пред образом Христа, распятого на Кресте и увенчанного терновым венцом – это одновременно никак нельзя. Надо выбрать что-то одно. Человек волен не быть христианином и не исполнять соответствующих вероисповедных обязательств – но и Церковь в таком случае вольна не считать его своим. Более того, просто обязана не считать – и не скрывать от него этого обстоятельства.

Многие нехристиане относятся к этому совершенно спокойно – в самом деле, меня вот совершенно не беспокоит, что синагога, сангха или умма не считают меня своим, – но часть реагирует довольно болезненно. Я не знаю, зачем людям считать себя христианами (или даже конкретнее православными), при этом отвергая само вероисповедное содержание христианства, но почему-то они очень обижаются, когда христиане отказываются признавать их за своих.


Источник: Худиев С.Л. Апологетические заметки // Альфа и Омега. 2005. № 1 (42) - 2009. № 2 (55).

Комментарии для сайта Cackle