Источник

2. Некоторые возражения

Во время дискуссий в русском интернете чаще всего люди говорят, что коммунизм есть суррогат религии и коммунистов нельзя считать атеистами в точном смысле слова – Священное Писание было заменено трудами основоположников, мученики и святые – павшими борцами за народное счастье, религиозная обрядность – коммунистической. Здесь нам важно избежать путаницы в определениях. Тот же Ричард Докинс является столь пламенным и ревностным миссионером атеизма, что некоторые из его собратьев-атеистов говорят ему:

«Не превращает ли тебя твоя враждебность в “фундамента­лист­ского атеиста”, такого же, как религиозные экстремисты из фундаменталистского “Библейского пояса”»3?

Докинс проявляет некоторые черты, которые мы привыкли видеть в людях религиозных (замечу в скобках, не лучших из них), – перестает ли он от этого быть атеистом? Можем ли мы объявить верующим, скажем, патриота, воздающего почести флагу, или политика, глубоко приверженного своей партии? Являются ли, например, спартаковские болельщики верующими спартак-культа? Теоретически мы можем объявить верующим кого угодно, но тогда потеряется сам смысл слов “религия” и “атеизм”.

Поэтому давайте использовать эти слова в их словарном значении. В словарном значении слова коммунисты были атеистами, приверженцами светской идеологии, включающей в себя в качестве обязательной компоненты самый воинственный атеизм; в том же словарном значении они отнюдь не были религиозными. Как писал 4 декабря 1920 года заведующий секретным отделом ВЧК Т. П. Самсонов председателю ВЧК Ф. Э. Дзер­жинскому, “Тов. Лацис глубоко прав, когда говорит, что Коммунизм и Религия взаимно исключаются, а также глубоко прав и в том, что религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК”.

Если мы используем слова “религия” и “атеизм” в произвольных значениях, мы, разумеется, можем утверждать о коммунистах все, что угодно – но сами эти утверждения по приведенной выше причине окажутся лишены смысла.


Источник: Худиев С.Л. Апологетические заметки // Альфа и Омега. 2005. № 1 (42) - 2009. № 2 (55).

Комментарии для сайта Cackle