Духовное измерение уфологии

Источник

Автор благодарит Наталью Ярасову за ценные советы и дополнения

Содержание

Чувство таинственного Утверждают очевидцы, что видали… Уфология как массовое явление Разные направления поиска инопланетян Религия, подходящая для борцов с религией Инопланетяне как податели вечной жизни Научный и религиозный поиск: проблема разграничения Естественные науки имеют дело с чем-то, что находится ниже человека Наука не отвечает на вопрос о смысле Инопланетяне как предмет религиозного благоговения Религиозные практики уфологии – вызывание пришельцев Аномальные зоны Оккультные характеристики НЛО Уфология как часть общей среды New Age Жак Валле: почему это не пришельцы из космоса Посланцы обмана Как не заблудиться в духовном мире

Чувство таинственного

Интерес к космосу и космическим пришельцам – это то, что я никоим образом не склонен высмеивать, в частности, потому что хорошо знаю это переживание изнутри.

Космос с его непостижимо влекущей глубиной, с тем невыразимым чувством таинственного, которое испытываешь, вглядываясь в звездное небо, был практически единственным источником мистического опыта, доступным советскому школьнику.

Где-то там, непостижимо далеко, были другие планеты с разумными обитателями: иными, загадочными, прекрасными и пугающими.

Конечно, мы до них когда-нибудь должны были долететь – в то время существовал настоящий культ космоса, о каждом запуске космонавтов на орбиту сообщалось с большой торжественностью, – но всегда хотелось, чтобы «прекрасное далёко» с межзвездными перелетами пришло быстрее и мы в нём оказались.

Научная фантастика, которую я глотал томами, сидя в читальном зале городской библиотеки, повествовала об увлекательных космических полетах, и, хотя я довольно рано понял, что попасть в космонавты мне не светит, всегда можно было верить, что космические корабли пришельцев посещают Землю – а значит, можно приобщиться к межзвездным перелетам, если каким-то образом попасть к ним на борт. Это был довольно популярный научно-фантастический сюжет.

Мало что могло волновать сердце школьника так сильно, как мечта встретить «братьев по разуму», вступить в космическое содружество, прорваться в тот мир далекого будущего, где огромные, как летающие города, звездолеты, зависнув на орбите, высылали «челноки» к новым планетам.

Я с жадностью читал всё, что можно было узнать на эту тему – от статей в газетах и журналах, которые публиковались с тем, чтобы высмеять интерес к НЛО, но в итоге только подогревали его, до «слепых» распечаток «лекций по уфологии» Ажажи и других энтузиастов, сделанных на пишущей машинке через пять слоев копирки.

Я охотно принимал каждое лентикулярное (т.е. линзовидное) облако, подсвеченное заходящим солнцем, за летающую тарелку, а однажды – к величайшему своему потрясению и восторгу – наблюдал необычное и поразительное явление в атмосфере, которое уж точно было НЛО! Правда, как потом оказалось, это был запуск ракеты.

Глубоко в нас есть желание чуда и тайны, нежелание мириться с пустой и плоской материалистической вселенной. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Самое прекрасное чувство, которое мы можем испытать, – это чувство таинственного. Это фундаментальная эмоция, которая стоит у колыбели настоящего искусства и настоящей науки».

Стоит добавить: и религии. Наша врожденная тяга к таинственному сама по себе естественна, она имеет свое благое предназначение. Но, как и всё в нас, она может сбиваться с курса, извращаться, запутываться. Поэтому нам всегда важно понимать – во что мы верим и почему.

Утверждают очевидцы, что видали…

Интерес к космическим пришельцам, предположительно посещающим Землю, то обостряется, то затухает. Первый массовый всплеск такого интереса можно отнести к концу 1940-х годов. В 1947 году бизнесмен Кеннет Арнольд заявил, что во время полёта на своём частном самолёте видел группу из девяти двигавшихся с огромной скоростью серповидных объектов. Арнольд описал их движение как «тарелки, прыгающие по воде», и в газетном сообщении ошибочно указали, что объекты имели форму блюдца, – так возник термин «летающая тарелка».

Не так давно – в 2023 году – офицер военной разведки США Дэвид Грашем на официальных слушаниях в Конгрессе заявил, что в распоряжении американских властей есть предметы, созданные внеземным разумом, в том числе транспортные средства инопланетного происхождения, однако правду о контактах с пришельцами десятилетиями скрывают от широкой публики разведка и Пентагон.

Интерес к предполагаемым пришельцам не обошел и нашу страну. Среди достаточно известных лиц, которые верили в то, что землю посещают инопланетяне, можно назвать писателя-фантаста А.П.Казанцева, математика и астронома Феликса Зигеля (оба разделяли идею, что Тунгусский метеорит был на самом деле потерпевшим крушение звездолетом), летчика-космонавта Павла Поповича, утверждавшего, что лично видел НЛО на орбите, и его супругу Марину Попович.

Несмотря на то, что власти (с середины 1970-х) были против интереса к НЛО, он не ослабевал.

Как писал советский поэт Роберт Рождественский:

Чудеса теперь

обыденными стали,

Не фантастика,

не выдумка,

не бред, –

утверждают очевидцы,

что видали

Неопознанный Летающий Объект…

Он в рассветном небе

странный след оставил

в виде длинного прозрачного хвоста.

Повисел чуть-чуть над полем.

И –

растаял.

И, наверно, было это

неспроста…

А после падения коммунизма информация о «пришельцах» хлынула потоком, который не иссякает до сих пор. «Пришельцы» давно и прочно обосновались на телевидении и в книгоиздании. Реальны ли сами НЛО – вопрос отдельный; но как культурное явление «гости из космоса» занимают огромное место.

Уфология как массовое явление

Когда речь заходит об НЛО, люди чаще всего задаются вопросом: что это такое? Корабли инопланетян? Демоническое наваждение? Просто природные явления? Аэростаты или ракеты, которые люди, на фоне разогреваемой медиа истерии, принимают за летательные аппараты пришельцев?

Вопрос об идентичности самих явлений, конечно, важен – и мы его затронем.

Но есть и другой вопрос: что из себя представляет массовая тяга к инопланетянам как социальное, психологическое и духовное явление?

Если, например, некое племя поклоняется могущественному духу, живущему в озере, мы можем поставить вопрос о природе явления, которое они воспринимают таким образом. Это может быть дух, а может быть просто какое-то крупное животное или водоворот, или фальсификация, предпринятая шаманами для укрепления своего авторитета, или вообще ничего. Но вера людей в то, что в озере кто-то есть, – это само по себе важное явление. Она определяет их восприятие реальности, их поведение, их отношение к мирозданию.

Интерес к инопланетянам, который варьируется от сухо-академических статей на тему «одиноки ли мы во Вселенной» до трепетной уверенности, что инопланетяне уже посещают Землю и с ними возможен телепатический контакт, представляет собой заметное явление современной жизни – причем явление, имеющее отчетливое духовное, религиозное измерение.

И вот как на религиозный феномен на него и следует взглянуть.

Часть энтузиастов поисков внеземного разума может отреагировать на определение их деятельности как «религиозной» с недоумением, даже обидой. Они могут определять себя как «атеистов» или «агностиков» и не слишком жаловать традиционную религию.

Если мы определяем религию как «организованное поклонение сверхъестественным силам», то такие силы они, кажется, не ищут – предполагаемые инопланетяне вполне материальны. Или так, по крайней мере, ситуация выглядит на первый взгляд. Но что, если мы присмотримся подробнее?

Разные направления поиска инопланетян

Интерес к предполагаемым инопланетянам проявляется в разных формах, и занимаются этим вопросом разные люди: от почтенных академических ученых до деятелей «желтой прессы». Если попробовать как-то классифицировать искателей инопланетного разума, то их можно, несколько условно, разделить на следующие категории:

1. Сотрудники программы SETI и другие академические ученые, которые пытаются найти в космосе какие-то признаки разумной жизни – будь то намеренно посланные нам сигналы или ненамеренно оставленные свидетельства, вроде того радиошума, который Земля уже примерно сто лет с нарастающей интенсивностью излучает в пространство. Хотя ученые подчеркивают важность своей работы, постоянно говоря о том, насколько грандиозным открытием будет обнаружение внеземного разума, они честно признают, что их многодесятилетние поиски не увенчались успехом.

2. Участники специальных программ по расследованию сообщений об НЛО, которые осуществлялись учеными по поручению различных правительств (США, СССР, Британии). Программы должны были изучить многочисленные сообщения о НЛО (например, о так называемом «Петрозаводском чуде»), и закончились примерно одинаково: ученые пришли к выводу, что сообщения об НЛО объясняются запусками ракет, аэростатами и другими вполне земными явлениями.

3. Добровольцы-энтузиасты, которые по личной инициативе собирают и анализируют сообщения об НЛО. Их можно, опять-таки условно, разделить на две категории.

Первые примерно следуют тому сценарию, который характерен для научной фантастики. У них вполне атеистическая, материалистическая и сциентистская картина мира, в которой инопланетяне возникли в результате безличных процессов эволюции, только раньше, чем мы, они далеко опередили нас в своем технологическом развитии и прилетают на своих суперпродвинутых звездолетах, присматривая за нами, как антропологи за каким-нибудь племенем в джунглях Амазонки.

4. Другой вид добровольцев-энтузиастов придерживается скорее эзотерического и New Age мировоззрения. Они уверены, что телепатически выходят на связь с инопланетянами, проводят «ченнелинги» с представителями внеземных цивилизаций, такими как «кассиопеяне», «арктурианцы» и «плеядианцы». Сообщения от «инопланетян» выкладываются в Сеть. Впрочем, никаких поразительных и переворачивающих мир тайн в них не содержится: «инопланетяне» выдают довольно обычные для New Age разговоры про «энергии» и «вибрации».

При этом грани между этими категориями могут оказываться довольно размытыми – например, можно прочитать о людях, которые начинали с вполне научного сбора данных, а потом перешли к «телепатическим контактам» с предполагаемыми инопланетянами.

Религия, подходящая для борцов с религией

Мы можем начать рассмотрение с атеистической и сциентистской версии уфологии. Живой интерес к инопланетянам характерен, в частности, для вполне атеистических кругов – на тех же сайтах, где высмеивается христианство, вы найдете статьи, посвященные проблемам внеземной жизни. Люди верят, что установление контакта с внеземным разумом покончит наконец с религией, сделав ее притязания совершенно абсурдными и устаревшими.

Как говорит благодетельный пришелец из классического романа Артура Кларка «Конец детства»:

« – Вы ведь понимаете, почему Уэйнрайт и ему подобные меня боятся, так? – спросил он. Голос его звучал теперь мрачно, будто раскатились под сводами собора звуки исполинского органа. – Такие люди есть в вашем мире среди поборников любой религии. Они понимают, что мы – носители разума и знания, и как они там ни преданы своим верованиям, а все-таки боятся, что мы свергнем их богов. Не обязательно с умыслом, нет, способом более тонким. Знание может погубить религию и не опровергая ее догматы, а попросту не придавая им значения. Как я понимаю, никто никогда не доказывал, что Зевс или Тор не существуют, однако им теперь почти никто и не поклоняется. Вот и разные уэйнрайты боятся, что нам известна правда о происхождении их веры. Они спрашивают себя, давно ли мы наблюдаем человечество? Видели ли мы, как Магомет бежал из Мекки и как Моисей провозгласил иудеям их законы? Быть может, мы знаем, сколько лжи в их священных историях?»

В сериале «Конец детства», который был не так давно (2015) снят по мотивам романа, показано, с каким глубоким огорчением религиозные фундаменталисты воспринимают появление инопланетных «сверхправителей» со всеми их благодеяниями – ведь они подрывают претензии проповедников на власть над умами.

Отсутствие инопланетян составляет серьезную проблему для атеистического мировоззрения, которая получила название «парадокса Ферми»1.

А вот их явление (или хотя бы получение достоверных данных об их существовании) ожидается как триумфальное оправдание убеждений атеистов, момент, который можно было бы сравнить со Вторым Пришествием у христиан – мол, не зря мы верили, надеялись и ждали, события подтвердили нашу правоту.

Это одна из причин, по которой явление ожидается с трепетной надеждой – и горячим нетерпением. Но, наверное, не главная. Главная – энтузиасты контакта ожидают от инопланетян примерно того же, что верующие ожидают от Бога.

Инопланетяне как податели вечной жизни

Вера в инопланетян как спасителей живет не только в среде маргинальных культов, но и в среде вполне академических ученых, которые интересуются поисками внеземной жизни.

Многие полагают, что инопланетные цивилизации, гораздо более развитые технологически, чем мы, также будут более мудрыми и нравственными, так что они великодушно помогут нам разобраться со всеми земными проблемами – войнами, болезнями, экологическими катастрофами.

Карл Саган, американский астроном, популяризатор науки и борец с религией, например, утверждал, что послание от инопланетян «может содержать подробные рекомендации или способ избежать техногенной катастрофы, чтобы помочь нам пройти путь от юности к зрелости».

Другой известный астроном, участник программы поиска внеземного разума SETI, Фрэнк Дрейк, в своей книге «Есть ли там кто-нибудь?» (1991), которую он написал в соавторстве с Давой Собел, предположил, что «бессмертие может быть довольно распространенным явлением среди инопланетян». Такие существа, которые устранили смерть от болезней и старости, будут тщательно избегать смерти от неестественных причин – а значит, быть исключительно мирными и благодетельными, и «будут помогать и другим обществам тоже обрести бессмертие».

Как формируются такие верования, понятно. Люди верят во всемогущество науки и технологий, которые смогут решить проблему греха и смерти – то есть сделать людей как добродетельными, так и бессмертными.

Эта вера лежит в основании такого широкого движения, как трансгуманизм2, которое превращает технологию из чего-то чисто инструментального, предназначенного для решения профанных производственных задач, в нечто, насыщенное религиозным смыслом, открывающее, как люди верят, путь к жизни вечной и блаженной.

Трудно, однако, понять, когда это светлое трансгуманистическое будущее наступит – и, похоже, «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

А инопланетяне уже находятся, в смысле технологий, в этом светлом будущем и, значит, уже могут принести нам избавление от греха и смерти.

Однако ученые из программы SETI проявляют определенное трезвение и аскетизм. Подчеркивая, насколько важным будет обнаружение технологически развитой цивилизации в космосе, они с похвальной честностью признают, что пока ничего не нашли.

Ожидаемое пришествие космических спасителей пока еще не состоялось. Однако деятельность SETI вдохновляется тем, что где-то в глубинах Вселенной существует нечеловеческий разум, и контакт с ним может принести знания, мудрость и немыслимо огромные блага – вплоть до вечной жизни.

Такие усилия напоминают что-то очень хорошо знакомое. Попытки выйти на связь с таинственными, могущественными и, как люди надеются, благими и премудрыми существами, которые принесут нам спасение, предпринимались людьми более-менее всегда. Они назывались «религией».

Перестает ли эта деятельность быть религиозной, когда те же попытки совершаются в научном контексте, при помощи радиотелескопов и мощных компьютеров, а занимаются ими дипломированные ученые?

Научный и религиозный поиск: проблема разграничения

В свое время в США гремели судебные баталии, которые касались преподавания в школах теории «разумного замысла». Сторонники теории подчеркивали, что она носит научный, а не религиозный характер – вопрос о том, требовалось ли для развития жизни на Земле вмешательство некоего творящего разума, носит именно научный характер. Один из примеров, который они приводили, – те же предполагаемые сигналы от инопланетян. Ведь отличить сигналы разумной жизни от космического шума – это научная задача, не так ли? Вот и найти в ДНК следы разумного замысла – тоже научная.

Суды они проиграли – их доктрину сочли именно религиозной, – но сам поставленный ими вопрос важен.

Если вы ищете сигналы из космоса, которые должны открыть вам присутствие некоего могущественного нечеловеческого разума, то нет ли в этой научной деятельности явного религиозного оттенка?

Кажется, если какая-то деятельность связана с высокими технологиями, она носит исключительно научный характер. Вовсе не обязательно! Текстологи могут исследовать дошедшие до нас рукописи Библии (и других религиозных текстов), используя новейшие технологии – просвечивая рукописи рентгеном и анализируя их при помощи компьютерных программ. Лишает ли использование такого инструментария их исследования религиозной значимости? Явно нет.

Что делает поиск именно религиозным? Страстная преданность определенной системе убеждений? Еще нет.

Академический ученый может быть глубоко увлечен своей научной теорией, считать, что она открывает чрезвычайно важные перспективы – вылечить рак, или полететь к другим планетам, или открыть неисчерпаемый источник энергии. Но каким бы энтузиазмом он ни был охвачен, как бы фанатично он ни бился над своей проблемой, существуют признаки, по которым его научный энтузиазм можно отличить от религиозного.

Естественные науки имеют дело с чем-то, что находится ниже человека

Ключевое слово научного метода – воспроизводимость. Наука (здесь мы говорим о естественных науках) имеет дело с данными, которые можно получить путем контролируемых экспериментов и воспроизводимых наблюдений. Она объективна – эти наблюдения и эксперименты должны давать одни и те же результаты независимо от гражданства, национальности, нравственного облика или личных убеждений ученого. Такая объективность часто провозглашается главным преимуществом науки – но она же очерчивает область ее применимости.

Наука всегда имеет дело с безличной, инертной и поэтому предсказуемо ведущей себя материей, которая неизменно подчиняется законам природы. Материя не обладает свободой и не принимает никаких решений, не выдвигает никаких требований, не вступает с экспериментатором ни в конфликт, ни в диалог, ни в игру. Он не ожидает от нее ни злой, ни доброй воли, ни мудрости, ни безрассудства – всего этого неодушевленная материя лишена.

Пытаться выйти на связь с разумными, свободными, целеполагающими нечеловеческими существами – это в принципе иной род деятельности, чем проводить эксперименты над материей.

Одно дело наблюдать, другое – стать объектом наблюдения; одно дело – вглядываться в бездну, другое – обнаружить, что бездна вглядывается в тебя. Когда вы полагаете, что на той стороне не безличная материя, а разум, превосходящий ваш собственный, вы уже занимаетесь чем-то, что явно отличается от естественных наук.

У сотрудников SETI есть определенное понимание этого – они подчеркивают, насколько грандиозным событием будет грядущее открытие внеземного разума.

Это будет настолько радикальный переворот, что в мире науки его не с чем сравнить. Его, однако, есть с чем сравнить в мире религии – со Вторым Пришествием.

Наука не отвечает на вопрос о смысле

Другая особенность науки – она не отвечает на вопросы, связанные со смыслом жизни или нашими нравственными обязательствами. Она носит описательный, а не предписательный характер. Еще Дэвид Юм в XVIII веке говорил о том, что из суждений о «сущем» (как обстоят дела) не следует никаких суждений о «должном» – каково наше призвание и как мы должны себя вести.

Наука не делает суждений о «должном». Ричард Докинз выступает как последовательный сциентист3, когда говорит, что «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия».

Научный метод просто не отвечает на вопросы о цели и замысле. Он может объяснить нам, как работает двигатель внутреннего сгорания, но ничего не знает о цели поездки. Однако это не значит, что у поездки нет цели.

Когда вы задаетесь вопросами «в чем смысл и цель мироздания?», «каково наше место во вселенной?», «есть ли у нас надежда перед лицом нашей человеческой деструктивности (если вам не нравится слово «грех») и смерти?» и в глубине небес ищете неких премудрых существ, которые могут дать вам ответ, – вы занимаетесь чем-то очень захватывающим и важным, но явно не наукой.

Инопланетяне как предмет религиозного благоговения

Сдержанность академических ученых, которые не спешат объявить о встрече с инопланетянами, выгодно отличает их от уфологов, которые уверены, что пришельцы давно посещают землю, а многочисленные свидетельства их деятельности можно собирать и анализировать – чем они и занимаются.

Полуофициальным символом уфологии, который часто появляется, например, на майках, является изображение «летающей тарелки» и подпись «I want to believe», «Я хочу верить».

Уфологи хотят удостовериться в существовании могущественных, таинственных, поразительно превосходящих людей существ, которые обитают где-то в глубинах звездного неба и оттуда сходят на землю, где некоторые люди сподобляются видеть их корабли – или даже их самих.

Особенно волнующей мечтой является встретить этих существ, удостоиться их внимания, заговорить с ними и быть услышанным.

Возможно, в восприятии части уфологов эти существа не являются сверхъестественными в строгом смысле слова, то есть выходящими за рамки материи, но переживания, связанные с ними, являются отчетливо нуминозными, если употребить такой религиоведческий термин.

Нуминозное – это то, что вызывает характерное, ни на что другое не похожее переживание mysterium tremendum et fascinans – тайны ужасающей и завораживающей, порождающей «страх и трепет». Это опыт «сверхъестественного» если не в философском, то в эмоциональном смысле.

Карл Юнг говорил о нуминозном как о том, что «безусловно значимо, опасно, табуированно, магично».

Люди с трепетом помышляют о сверхчеловеческих существах, недосягаемых в их могуществе, непостижимых в их знаниях и мудрости, и жаждут услышать их слово. Именно от этих существ ожидается откровение важнейших истин – каково наше место в мироздании, на что нам надеяться и как нам поступать.

Эмоциональная вовлеченность тут несравненно выше, чем в собственно науке. Ученые могут быть глубоко привержены своим теориям, но они едва ли могут связывать с ними то переживание благоговейного трепета, который связан с пришельцами. Уфология – это область узнаваемо религиозных переживаний.

«Научная фантастика» плавно переходит в «мистику». Люди часто описывают свой опыт, связанный с НЛО, как форму религиозного обращения, которая разрушает их прежние убеждения.

Американский религиовед Диана Уолш Пасулка так, например, описывает «обращение», вызванное встречей с НЛО:

«Эти переживания интерпретировались как духовные или религиозные события. Они либо разрушали их традиционные религиозные системы верований, либо, что чаще всего, заставляли их переосмысливать свои традиции с точки зрения библейско–уфологической концепции, в рамках которой они рассматривали библейские и исторические религиозные события как события, связанные с НЛО».

Она приводит пример такой трансформации: «Кристофер Бледсо, баптист из Северной Каролины, был пилотом и владел успешным строительным бизнесом. У него было поразительное видение НЛО, которое он пытался интерпретировать в рамках своей собственной религиозной традиции. Члены его общины отвергли его интерпретацию и назвали этот опыт демоническим. Для Бледсо это привело к мучительному процессу осмысления, который отдалил его от единоверцев и изменил его жизнь. Бледсо боролся несколько лет, хотя сейчас, кажется, смирился со своим обращением».

Она также описывает явление, которое называет «контактом с книгой» (по аналогии с «контактом с инопланетянами»). Человек, увидевший что-то необычное или переживший необычный опыт, ищет, где найти его объяснение, и погружается в книги, посвященные тематике НЛО.

В них он находит уже сложившуюся систему верований, которую и принимает как истинную. И эта система уже довольно далеко отстоит от той сдержанности, которая характерна, например, для сотрудников SETI.

«Инопланетяне» не просто пребывают в глубинах Вселенной, и даже не просто посещают Землю – они входят в таинственный контакт с теми, кто его ищет.

Они являются в виде неких таинственных голосов в сознании – которые сразу опознаются как приходящие извне; происходит то, что «контактеры» описывают как «загрузка», передача больших объемов информации непосредственно в мозг.

Люди рассказывают о мистических совпадениях, через которые некие непостижимые силы направляют их жизнь – например, книга о НЛО попадается человеку в руки как раз тогда, когда он размышлял о только что увиденном им неопознанном объекте, он как бы случайно встречается с другими энтузиастами НЛО, а события во внешнем мире внезапно отзываются на его тайные мысли.

В христианском контексте мы бы назвали такие совпадения «промыслительными», но в данном случае сила, стоящая за ними, – это никоим образом не Бог Библии.

«Инопланетяне», как сообщается, посылают энтузиастам НЛО видения и откровения, сны и другие мистические переживания, которые дают людям чувство посвященности в глубокие тайны и избранности, предназначенности к важному призванию.

Мировоззрение, в рамках которого всё это происходит, уже никоим образом не является материалистическим и сциентистским – оно носит нескрываемо оккультный характер.

Религиозные практики уфологии – вызывание пришельцев

Жажда общения со сверхчеловеческими существами естественным образом приводит к попыткам проявить инициативу, первыми выйти на связь. Мы можем вспомнить, как такие попытки предпринимались в традиционном сциентистском контексте – радиопередачи и записи, которые могли бы в глубинах космоса прочитать инопланетяне.

Это напоминает «записку в бутылке», только вместо огромного океана выступает бескрайний космос, и вероятность, что послание кого-то достигнет, стремится к нулю. Но такое послание имеет скорее мировоззренческое, чем практическое значение. Отправители послания выражают свою веру в существование других цивилизаций и желание выйти с ними на связь.

Однако такое желание контакта демонстрируют и люди, у которых нет технических возможностей отправлять аппараты в глубины космоса.

Им остается только верить в то, что с инопланетянами возможен телепатический контакт.

«Инопланетяне» являются уже не как существа с вполне материальными телами в своих материальных кораблях, а как уже хорошо знакомые по оккультизму и спиритизму духи. Они проникают в человеческую психику и действуют изнутри нее, так, что люди выступают в качестве орудий и глашатаев «внеземного разума».

Существует, например, так называемый «протокол СЕ-5» («Близкие контакты пятой степени»), который описывает последовательность действий, которые требуется предпринять для того, чтобы привлечь внимание пришельцев.

Действия включают в себя медитацию и прямые просьбы о контакте – которые предполагаемые «инопланетяне» могут воспринять телепатически или, как говорят те, кто предпочитает околонаучную терминологию, «на квантовом уровне», когда человеческое тело и мозг работают в качестве «приемопередатчика».

Эта квазинаучная терминология только и отличает подобные практики от уже очень древнего «вызывания духов».

Люди описывают, как НЛО «являлись по вызову», но их почему-то даже сейчас, в эпоху мобильных телефонов, не удавалось заснять – каким-то образом они осуществляли «контроль над разумом» свидетелей, так что только придя в себя, они осознавали, что упустили случай заснять НЛО вблизи и произвести мировую сенсацию.

Впрочем, такое поведение было характерно для пришельцев и в эпоху пленочных фотоаппаратов. Как еще в 1958 году писал Карл Юнг в своей работе «Один современный миф»:

«Любовь американцев к фото- и кинокамере общеизвестна. Тем более удивительным кажется почти полное отсутствие „подлинных” фотографий НЛО – несмотря на то, что часто наблюдения за ними велись подолгу и с относительно близкого расстояния. В свое время я случайно познакомился с человеком, который, находясь в Гватемале, вместе с сотнями других людей видел летающую тарелку. Стоял ясный день, и тарелка была на виду в течение целого часа; тем не менее по причине чрезмерного возбуждения он забыл воспользоваться своим фотоаппаратом. У меня нет оснований сомневаться в честности этого человека, но его рассказ подтверждает мое впечатление о сугубой „нефотогеничности” НЛО».

Такая способность проникать в голову людей и контролировать их действия выглядит очень странной для предполагаемых инопланетных пришельцев. С одной стороны, они не могут как следует замаскироваться, и их «корабли» становятся видимы множеству людей. С другой – они каким-то загадочным образом предотвращают качественную съемку, так что интернет оказывается забит чудовищным количеством подделок, а вот отыскать среди всего этого хлама «реальные» съемки – задача едва ли решаемая.

Аномальные зоны

Другая особенность интереса к НЛО – «аномальные зоны», где, как предполагается, они потерпели крушение или была обнаружена активность «инопланетян».

Идея, что корабли инопланетной сверхцивилизации, которая смогла преодолеть все известные и неизвестные трудности межзвездных перелетов, оказываются ненадежными и терпят крушение, выглядит откровенно странной. Инопланетные космонавты со своей фантастической технологией благополучно преодолели невообразимые межзвездные просторы, чтобы жалким образом грохнуться где-то под Дальнегорском или в Нью-Мексико? Но рассказы о таких крушениях составляют важную часть уфологии.

Утверждается, что в руки ученых попали материальные останки разбившихся НЛО (как на горе Известковой) или даже тела «пришельцев» (как в американской Area 51 или нашей базе Житкур). Власти, конечно, скрывают, но, если очень повезет, на месте предполагаемого крушения можно найти обломок НЛО, который проглядели правительственные агенты.

Так уфология обретает свои «священные объекты», «реликвии», которые обладают непостижимыми свойствами, указывающими на их происхождение из другого мира. Как и в других религиях, трепетный интерес к такого рода предметам вызывает массу подделок.

Впрочем, возможны «аномальные зоны» и не связанные с крушениями – как «М-ский треугольник» рядом с деревней Молёбка.

Представление о том, что место крушения НЛО – или место, где высаживались предполагаемые инопланетяне, – приобрело какие-то устойчивые таинственные свойства, выглядит не слишком понятным, если считать НЛО кораблями пришельцев. Но оно очень хорошо укладывается в религиозный контекст «священных» (в языческом смысле) мест, где обитают духи или некие божества и где с ними можно войти в контакт.

Как рассказывает, например, пермский поэт и журналист Юрий Беликов, на отснятой им в «М-ском треугольнике» фотоплёнке проступили белые полупрозрачные сферы, которые были не видны невооруженным глазом. Позже он обнаружил, что «шары являются в объектив не всякому, а лишь избранному для Контакта».

При этом Беликову пришлось заплатить свою цену: после поездок в «М-ский треугольник» у него испортилось здоровье – глаза отказывались видеть, ноги – ходить… Позже из специальной литературы он узнал, что эти шары-плазмоиды являются «нематериальными энергетическими формами жизни».

Беликов подчеркивает необходимость почтительного отношения к «зоне»:

«Я хотел бы сказать всем, кто ходил в Молёбскую Зону и кто туда ещё неизбежно пойдёт: не обольщайтесь, что она откроется вам, как занавес затрапезного театра. Несущие в Зону корысть и агрессию вряд ли что-то увидят и что-то поймут. Но может случиться и нечто другое… А если Зона начнёт предъявлять векселя, по которым заставит платить? Платить неведомым недугом, телесными и душевными муками и даже жизнью. Поэтому подумайте о моём предостережении, не спешите сюда рваться…»

Это весьма характерное для языческих религий описание «священного места», где следует вести себя почтительно и не шуметь, чтобы не навлечь на себя гнев духов, которые предполагаются существами довольно раздражительными и недобрыми. Но это очень трудно поместить в контекст представлений о сверхразвитой цивилизации, которая добралась до нас на своих звездолетах. Образ «космических пришельцев», как бы сошедших со страниц научно-фантастической литературы, плавно замещается некими «нематериальными формами жизни», которые всё больше напоминают традиционных духов.

Оккультные характеристики НЛО

Читая труды «уфологов», невозможно не заметить, что НЛО ведут себя, скорее, не как инопланетно-технологические, а как оккультные феномены. Например, известный отечественный уфолог Владимир Ажажа пишет:

«Загадочны и психологические эффекты – отпугивание любопытных от совершивших посадку тарелок; способность их пилотов вступать в телепатический контакт с человеком и снова находить его через много лет; умение заставлять людей с отключенным сознанием писать как бы под диктовку... Больше того, феномен, похоже, находится с человечеством в состоянии постоянного одностороннего контакта в течение многих столетий. По отношению к нам он как бы демонстрирует превосходство своих технических и психических технологий».

Практика проникновения в человеческое сознание неких нечеловеческих разумов, передачи контроля над своим телом неким «развоплощенным сущностям», «автоматического письма» и тому подобного действительно известна столетиями. Но до относительно недавних пор ее не ассоциировали с инопланетянами.

«Инопланетные пришельцы» оказываются какой-то плохо закрепленной маской, которую кто-то другой начал носить всего десятилетия назад.

Та же Диана Уолш Пасулка приводит слова одного человека, который сталкивался с НЛО, однако не верит, что это пришельцы:

«Если эти события были контактами с инопланетянами, то почему с ними связаны все эти странные паранормальные эффекты? Когда люди высадились на Луну, я вполне уверен, что они не использовали спиритическую доску для связи с наземными службами управления на планете Земля. Почему никто не избавил изобретателя радио от лишней головной боли и времени, дав ему понять: не нужно изобретать велосипед, у нас есть спиритическая доска?»

Уфология как часть общей среды New Age

Общение с НЛО очень хорошо вписывается в общую среду верований New Age. Весьма иронично, что представления об инопланетянах, первоначально атеистические, сделались частью среды, к которой атеисты относятся с нескрываемым пренебрежением – оккультизма и эзотерики. Этот процесс, однако, вполне объясним. Оккультизм очень легко и охотно мимикрирует под науку, использует научные термины, и, хотя любовь адептов New Age к сциентизму никоим образом не является взаимной, она является крепкой и стойкой.

Есть и еще одна причина, по которой New Age охотно интегрирует элементы научной фантастики – его мировоззренческая всеядность. Оно не предполагает догматики, замкнутого набора священных текстов, организованной иерархической структуры и охотно подхватывает самые разные культурные влияния.

Оно поощряет к поиску духовных (или представляющихся таковыми) переживаний, и было бы просто странно, если бы адепты New Age по какой-то причине сочли бы для себя запретным нуминозные переживания, связанные с инопланетянами.

Более того, по их убеждению, они сами нередко являются инопланетянами – для New Age характерна вера в реинкарнацию, при которой человек последовательно проживает множество жизней, и почему бы ему не проживать часть из них на других планетах? Мне доводилось слушать свидетельства бывших адептов New Age, которые раньше полагали, что являются инопланетянами, специально воплотившимися на Земле, чтобы «содействовать духовной эволюции человечества». Они рассказывают, как общались со своими «инопланетными родственниками» – пока не порвали с подобными практиками.

Жак Валле: почему это не пришельцы из космоса

Одним из наиболее серьезных исследователей НЛО является франко-американский астроном Жак Валле (родился в 1939 году). Валле выпустил ряд книг на темы, связанные с этим феноменом. Первоначально он придерживался общепринятой среди уфологов версии, что НЛО – это космические корабли пришельцев. Но внимательное рассмотрение данных побудило его отказаться от «космической» гипотезы. Он приводит пять причин, по которым она выглядит неосновательной:

1. Количество близких контактов намного превосходит то число, которое необходимо для комплексного физического изучения нашей планеты.

2. Гуманоидный облик предполагаемых «пришельцев» имеет мало шансов на появление на другой планете и с точки зрения биологии мало пригоден для космических путешествий.

3. Поведение «пришельцев» противоречит гипотезе о научных или же генетических исследованиях над людьми, проводимых расой, далеко ушедшей от нас в своём развитии.

4. Присутствие феномена на протяжении всей нашей истории доказывает, что НЛО не является чем-то, присущим только нашему времени.

5. Очевидная способность НЛО манипулировать пространством и временем позволяет выдвинуть принципиально иные, гораздо более плодотворные гипотезы.

Тут особенно интересен пункт 4. Валле обращает внимание на то, что появление объектов, которые в наши дни интерпретируются как НЛО, и существ, которых считают инопланетянами, отмечалось задолго до космической эры, и люди прошлых веков видели в них либо персонажей низшей мифологии (таких, как, например, эльфы или «народ холмов»), либо бесов.

Валле (сам он не является христианином) пишет:

«Вокруг нас, как мне представляется, существует мир, выходящий за пределы пространства и времени…

Мы наблюдаем не нашествие существ, прибывших из далекого космоса, а некую духовную систему, воздействующую на людей и находящую свое применение в людях.

Мы имеем дело с еще неизвестным уровнем сознания, независимым от человека, но тесно связанным с землей.... Я больше не верю, что НЛО – это просто космические корабли какой-то расы внеземных пришельцев. Это представление слишком упрощенно, чтобы объяснить их внешний вид, частоту их проявлений на протяжении всей истории человечества и структуру информации, которой мы обменивались с ними во время контакта… Можно провести впечатляющую параллель между обитателями НЛО и популярными представлениями о демонах… НЛО могут проецировать изображения или сфабрикованные сцены, призванные изменить наши системы убеждений…»

Более того, Валле указывает на параллели между сообщениями о «похищениях» людей НЛО и оккультными инициациями:

«Символическое зрелище, которое видят похищенные, идентично типу ритуала посвящения или астрального путешествия, который присутствует в [оккультных] традициях каждой культуры... структура историй о похищении идентична структуре оккультных ритуалов посвящения... современные НЛО принадлежат к тому же классу проявлений, что и [оккультные] сущности, которые были описаны в прошлые века».

Посланцы обмана

Жак Валле является автором книги с характерным названием «Посланцы обмана». В ней он, в частности, пишет:

«Похожий на сон, галлюцинаторный характер опыта [близких контактов с НЛО] становится более понятным, если мы имеем дело не с инопланетными пришельцами вообще, а с образами, которые транслируются с тем, чтобы изменить систему убеждений человека».

Рассуждая об одном из свидетельств «похищения инопланетянами», исследователь пишет:

«Феномен включает в себя нечто большее, чем летательный аппарат, использующий неизвестную форму передвижения. Он включает технологию, глубоко изменяющую восприятие реальности наблюдателем… „пришельцы” могут оказаться посланцами обмана… Я думаю, НЛО обманывают, представляя людям своих так называемых „обитателей” как пришельцев из космоса, и я подозреваю, что на земле есть группы людей, которые эксплуатируют этот обман в своих целях».

При этом, скажем еще раз, Валле не христианин и совершенно не склонен заранее объявлять «пришельцев» падшими духами – он вообще не верит в христианскую картину мира. Он просто внимательно изучает данные.

Как не заблудиться в духовном мире

Для человека, выросшего, как и многие из нас, в мире, где вообще не предполагалось духовного измерения, открытие, что во вселенной существует чудо и тайна, может быть бесконечно волнующим – более волнующим, чем первая любовь или что бы то ни было еще. Горячий интерес, с которым человек устремляется в «мир непознанного», можно понять.

Но, оказавшись внутри такой реальности, важно разобраться, как в ней ориентироваться, какой из противоречащих друг другу карт духовного мира верить. Иногда людям кажется, что, уходя на поиски чего-то таинственного и потусторонненого, здравый смысл стоит оставить дома. Это очень большая ошибка – здравый смысл в этом путешествии нам особенно понадобится.

Особенно когда мы сталкиваемся с феноменами, которые выдают себя за что-то другое – например, с «инопланетными кораблями», которые вскоре оказываются явлениями оккультного, а не технологического порядка.

«Не-человеческие разумные существа», под влиянием которых мы можем оказаться, действительно реальны. Бог сотворил не только людей – но и ангелов, свободных и разумных духов. Часть из этих ангелов пала. Они восстали против Бога и обратились в бесов. С тех пор они стремятся разрушить Божие творение, и особенно людей. Главное орудие, к которому они при этом прибегают, – обман. Как говорит Господь Иисус о диаволе, «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

И тут вопрос о том, «существуют ли НЛО», оказывается подобен вопросу «существуют ли языческие боги». С одной стороны, нет – «идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Не существует ни Зевса, ни Афродиты, ни Перуна, ни Одина, ни Велеса.

С другой – язычники, совершая служение своим богам, входят в общение с некой духовной реальностью: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор.10:19,20).

Принять этот, библейский, взгляд на феномен «пришельцев из космоса» бывает трудно по нескольким причинам.

Человеку, воспитанному в неверии, но ищущему чуда и тайны, НЛО позволяет оставаться внутри наукообразной картины мира. Оккультные явления вполне могут быть описаны в квазинаучных категориях – с упоминанием «квантовых вибраций», «торсионных полей», «энергетических потоков» и тому подобного.

НЛО обычно не требуют что-то менять в своей жизни – «пришельцы» могут потребовать что-то от человечества в целом, например, передав через «контактера» требования перестать портить экологию, но они не требуют личного покаяния, что выгодно отличает их от представителей традиционной религии.

«Контакт» с НЛО нередко наделяет человека чувством избранности и миссии.

Да и вообще людям бывает очень тяжело признать, что они ошибались и восторженно последовали в расставленную для них ловушку.

Но тут важно помнить, что Евангелие есть поистине Благая Весть. Нам присуща потребность в чуде и тайне – потому что мы созданы чудесным и таинственным Богом для общения с Ним. Существует мир сверхъестественной реальности – мир Бога, ангелов, святых, чудес.

Мы хотим, чтобы нас заметили – и нас видит, помнит и заботится о нас Сам Создатель мироздания. Как говорит псалмопевец, «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:15–16).

Мы хотим, чтобы в нашей жизни была великая и важная миссия – и Христос нам ее дает: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19–20).

* * *

Примечания

3

О сциентизме подробнее, например, здесь Наука, атеизм и сверхъестественное


Источник: Худиев С.Л. Духовное измерение уфологии [Электронный ресурс] // Азбука веры. 21.07.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle