Можно ли отличить замысел Бога от человеческих ошибок?
Содержание
Стоит ли тратить время? Хотим ли мы знать истину? Религия – это действительно опасно Увы, но атеизм от этого не помогает Может быть, вообще не выбирать? Религиозные утверждения и их рациональный анализ О поиске истины
Стоит ли тратить время?
Недавно я прочитал текст одного атеиста, где он поднял хорошо знакомую проблему, скажем так, многообразия религиозных притязаний:
«Как отличить замысел Бога от злонамеренных или ошибочных измышлений людей? Поскольку мы все прекрасно понимаем, что на такой благодатной теме пасутся стада мошенников, психически больных людей или просто доморощенных философов, влюблённых в свои идеи».
Это важная проблема, и её стоит рассмотреть, начав с уточнения самого вопроса. Обычно он подразумевает, что 1) утверждения различных религий одинаково бездоказательны, и поэтому 2) тратить время на выяснение того, какая из них истинная, просто не стоит.
И нам следует опровергнуть оба тезиса: на самом деле истину стоит искать, и её можно найти.
Хотим ли мы знать истину?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, что он означает. Люди могут ставить вопрос с разными целями – и не всегда для того, чтобы получить ответ.
На знаменитой картине Николая Николаевича Ге «Что есть истина?» изображен эпизод из Евангелия – беседа Господа Иисуса и Пилата.
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Ин.18:37, 38).
Пилат задает риторический вопрос, который не предполагает ответа. Он имперский чиновник высокого ранга. Он знает, что Рим покорил множество племен и народов с их разными верованиями, и ему просто неинтересны чьи-то притязания на «истину». Он знает, что жрецы поклоняются своим божествам, а философы спорят об устройстве мироздания, но у него есть другие дела.
Он принадлежит к политической элите, распоряжается судьбами других людей, живет в роскоши – но вместе с тем его жизнь полна трудностей и тревог. Он должен как-то поддерживать порядок в неспокойной провинции, среди людей, склонных к мятежу. Он должен делать это так, чтобы по возможности не спровоцировать слишком настойчивых жалоб в Рим, к императору.
Ему приходится быть человеком хитрым и изворотливым – и одновременно решительным и жестоким, иначе его сожрут.
Странные люди, говорящие об Истине, о Божьих обетованиях, о грядущем Царстве, интересуют его только с одной стороны: как это отразится на текущей политике, не вызовет ли это мятежа или интриг, которые могли бы создать ему проблемы.
Но тот же вопрос «Что есть истина?» можно поставить совершенно по-другому. Не как риторический, но именно как ожидающий ответа. «Я хочу знать, что есть истина. Для меня это очень важно. Я готов приложить к этому серьезные усилия».
Так и вопрос «Как мне понять, где воля Божия, а где – вымыслы человеческие» можно поставить по-разному. Он может подразумевать: «Я понятия не имею, как в этом разобраться. Я подозреваю, что разобраться невозможно, не стоит и тратить на это время и силы. Всё это выдумки каких-то странных людей, от которых лучше всего просто отмахнуться. У меня есть чем заняться в этой жизни».
А можно по-другому. «Я действительно хочу понять, существует ли Бог, сотворивший мироздание и меня самого? Что я могу знать о Нём и Его намерениях? Есть ли Ему дело до меня? Могу ли я установить с Ним отношения?».
Религия – это действительно опасно
Стоит заметить, что религиозный поиск действительно может быть опасен.
Вы рискуете столкнуться с очень порочными людьми и даже кем-то сильно худшим, чем просто злые люди – с само́й той бездной, откуда ложь и зло исходит. Вы можете нарваться и на коварных мошенников, и на искренних ревностных фанатиков, которые еще хуже. Этому есть множество примеров, и те из нас, кто застал смутное время 90-х, хорошо помнят наклеенные на каждый столб приглашения с портретами Секо Асахары, Марии Цвигун и других подобных деятелей.
Священное Писание (и Предание Церкви) полно предостережений против лжеучителей.
Христос говорит о том, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24).
Апостол пишет в послании к Ефесянам: «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).
Он предостерегает против «лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:1,2).
И во времена апостолов, и сейчас, увы, не было недостатка в лжеучителях разного рода.
Из относительно недавних примеров можно вспомнить такую организацию, как «Посольство Божие». Проповедник нигерийского происхождения, действовавший в России и Украине, Сандей Аделаджа, принадлежал к так называемой «теологии процветания» – лжеучению, согласно которому, если человек будет послушен Богу, Бог «благословит его обильно» и при этом материально, причем, разумеется, уже в этой земной жизни. «Обильные благословения», которые изольются на верного, будут носить вполне осязаемый характер – здоровье и богатство. Надо только проявить веру и послушание Богу и положиться на Его обетования. А лучший способ проявить веру – это вложить деньги в «служение» проповедника процветания. Бог обязательно это оценит и воздаст верному многократной (и вполне финансовой) прибылью.
И паства к Аделадже стекалась, несмотря на резкую критику со всех сторон, в том числе со стороны ближайших родственников по вере – протестантов. Люди наполняли огромные залы, чтобы послушать человека, который нёс им весть надежды: вы можете вылезти из бедности, я знаю, как. Посмотрите, какой я богатый и здоровый, вы можете получить такие же «благословения». Люди жертвовали все свои деньги, продавали квартиры, отдавали свои дома и отправлялись в съёмные комнаты. Пастор Сандей умел убедить их, что в этом состоит воля Божья для них, и что Бог, конечно же, вот-вот «благословит» их чрезвычайно «обильно». Люди вкладывали деньги в «King's Capital» – фирму, связанную с Сандеем, ожидая, что они вернутся с огромной прибылью.
Как и следовало ожидать, обещанных было «благословений» пасомые Сандея не получили. Вместо этого они лишились и того скромного достатка, который у них был.
Хуже того, даже в Церкви человек может наткнуться на кого-то вроде бывшего схиигумена Сергия, который, до того, как его разоблачили и лишили сана, успел создать что-то вроде тоталитарного культа с собой во главе.
Бывший схиигумен производил сильное впечатление: величественного вида старец с длинной седой бородой и мудрым властным взглядом, как бы сошедший с картины Нестерова. Людей, которые увидели в нём отца, наставника, человека из святой Руси, из Града Китежа, можно было понять.
У него намного более представительный вид, чем у Секо Асахары, Дэвида Кореша, Марии Дэви, «преподобного» Джима Джонса или тех многочисленных индийских гуру, которые собирали свою паству в 90-е годы. Тем не менее происходившее в монастыре живо напоминало то, что уже много раз имело место и в нашей стране, и в других странах, когда очень яркий и энергичный лидер собирал вокруг себя восторженных последователей.
Когда по Сети стали расходиться проповеди бывшего схиигумена, где он призывает своих адептов быть готовыми «умереть за Россию», власти решили не дожидаться дальнейшего развития событий и арестовали «старца». Наверное, вовремя, потому что в случаях с Дэвидом Корешем, Секо Асахарой или Дэвидом Джонсом из «Народного Храма» всё кончилось очень плохо.
В целом, как только вера становится заметной силой, способной оказывать существенное влияние на общество, находятся люди, которые начинают использовать её в своих целях – политических, коммерческих, психологических.
Как говорит Пророк, «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). Люди и сами не замечают, как ревность о славе Божьей переходит в ревность о личном возвышении или победе какого-нибудь политического дела, которое человек считает богоугодным.
Мир полон как циничных обманщиков, эксплуатирующих веру других, так и искренних фанатиков, о которых Господь сказал: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин 16:2).
Увы, но атеизм от этого не помогает
«Вот поэтому-то надо держаться от любой религии подальше!» – восклицают в таких случаях атеисты. Увы, но атеизм тут не помогает.
История последних двух столетий полна именно атеистических культов, которые воспроизводили всё худшее в религии, но при этом без всякой веры в сверхъестественное. Это могли быть массовые движения, как марксисты-ленинцы, маоисты или «красные кхмеры», или относительно небольшие группы, как «Народная Воля», «Красные Бригады» или RAF, но слепая вера лидеру культа, запрет на всякое инакомыслие, промывание мозгов и жесткая индоктринация, которая доводит людей до тяжких преступлений, тюрьмы или смерти – всё это отлично возможно и в атеистических движениях.
Горячая вера в науку и приверженность её методу тоже не спасает. Коммунисты были совершенно искренне уверены в строгой научности своей доктрины. Национал-социализм определял себя как «прикладную биологию», и многие биологи (причем серьезные ученые, не шарлатаны) его поддерживали1.
Увы, но по прошествии некоторого времени люди, верующие в «разум и науку», могут оказаться не менее жалко заблудившимися, чем приверженцы самых странных религиозных культов.
Конечно, они будут с негодованием против этого возражать, мол, у нас-то достоверная, проверенная истина, но такая кристальная ясность и отсутствие сомнений – это еще один характерный признак идеологического культа.
В наши дни особенное распространение получили так называемые «психокульты», или, как их называют сторонники, «курсы личностного роста», которые обещают людям перестроить их личность и характер так, что они сделаются невероятно успешными в делах и в любви. Стоят эти курсы немалых денег – и люди выкладывают их раз за разом, нередко залезая в долги, чтобы наконец-то сделаться богатыми и успешными.
Речь идет о чисто психологических техниках, которые и не пытаются обращаться к сверхъестественному – люди, которые их практикуют, чаще всего атеисты или люди, безразличные к религии.
Я как-то читал объемный репортаж журналистки, в котором она описывает свой опыт знакомства с психокультом. Она отправилась на тренинги культа из чисто профессионального интереса, готовя материал, и пробыла в культе всего несколько дней – её вовремя выдернули другие сотрудники. Тем не менее для нее это закончилось тяжелейшей психологической травмой, суицидальными мыслями, госпитализацией в психиатрическую лечебницу и долгим периодом восстановления.
Жертвами подобных сообществ, практикующих хорошо разработанные методы разрушения психики, становятся обычные вполне разумные, социально устроенные люди. У тех, кто уже до этого переживает серьезные трудности в общении с реальностью, обычно просто нет денег на тренинги. Чтобы выкладывать десятки тысяч рублей, нужно иметь не самую плохую работу – или, по меньшей мере, хорошую кредитную историю. Более того, желательно иметь определенный интерес к саморазвитию и карьерному росту.
Отметим еще раз: это всё не имеет никакого отношения к религии.
Злонамеренные люди могут ломать своим жертвам психику, порабощать и обирать их как под религиозными, так и под светскими знаменами.
Может быть, вообще не выбирать?
Но стоит ли тратить усилия, чтобы выяснить, какая вера – истинная? Может быть, Пилат со своим усталым безразличием в чём-то был прав? Может, просто отказаться задумываться над вопросами смысла жизни, сосредоточившись на текущих проблемах?
Увы, но это невозможно. Мы неизбежно выбираем – если не на уровне осознанных деклараций, то на уровне повседневных решений. Мы неизбежно исходим из той или иной картины мира, тех или иных представлений о правильном и неправильном.
Если мы не задумываемся об этом, это просто означает, что мы позволяем решать за себя другим: телевизору, интернету, безымянным сценаристам сериалов, сослуживцам и знакомым.
В этом случае мы не принимаем какую-то систему убеждений, хорошо её продумав, а просто подхватываем её из воздуха.
Не случайно в мире, где мы живем, законодателями интеллектуальных мод часто оказываются артисты, а не философы или святые. На атеистических сетевых ресурсах я постоянно встречаю цитаты из Джорджа Карлина – американского комика. Я не знаю, насколько он великий комик. Наверное, в этом отношении он человек талантливый. Во всяком случае, успешный. Но каким бы выдающимся комиком человек ни был, это не делает его мудрым философом, познавшим тайны жизни.
Я помню, как люди в спорах цитировали другого артиста – британского актера Стивена Фрая.
Возможно, он замечательный актер, который завоевал сердца зрителей своим талантом. Я не берусь оценивать его с этой стороны. Но что делает самого выдающегося актера учителем жизни?
То же самое происходит и с нашими артистами – я не буду приводить конкретные примеры, чтобы никого не задеть. Люди подхватывают в качестве учителей жизни тех, чьи таланты лежат в совершенно другой области.
Почему? Очевидно, здесь работает именно умение подавать определённые взгляды с артистизмом, эмоциональной заразительностью, так, чтобы зритель не понял, а почувствовал мысли и эмоции выступающего. Но это умение не имеет никакого отношения к истинности того, что человек говорит.
Проповедники явно ложных, даже совершенно чудовищных воззрений могут обладать прекрасно подвешенным языком и даром убеждения. Они могут создавать мощный риторический поток, который уносит слушателей. Они могут приводить толпы последователей в экстатический восторг – что, увы, мы достаточно видели в ХХ веке.
Если у вас нет продуманных личных убеждений, этот поток легко вас унесет.
Если не отвечать себе на вопрос: «Во что я верю и почему?», готовые чужие ответы будут подхвачены, как инфекция, из воздуха. И если не определять, куда я хочу направить мой корабль, его будет просто уносить наиболее сильное в этом месте течение.
Чтобы обрести устойчивость в мире, где на вашу душу охотятся различные религиозные, нерелигиозные и антирелигиозные обманщики, нужны какие-то прочные убеждения, продуманная и укорененная картина мира.
Я попробую привести аналогию. Существует такое явление, как лженаука.
Есть непризнанные «гении», которые в области физики продвигают торсионные поля, а в области медицины пропагандируют экзотические средства от всех болезней. Есть «историки», уверяющие свою восторженную аудиторию, что «не так всё было».
Часто это люди, вполне владеющие научным жаргоном и способные произвести впечатление и на публику в целом, и особенно на спонсоров.
Вряд ли мы скажем: «В науке столько разных мнений, ученые постоянно разногласят между собой, от науки лучше просто отмахнуться». Мы, скорее всего, сойдемся на том, что научное знание стоит того, чтобы приложить некоторые усилия, понять, как работает наука и как отличить реальных ученых от шарлатанов.
Так, чтобы разобраться в мировоззрениях, нужно проявить некоторые усилия.
Правда, тут в голову может прийти еще один вариант – вообще не думать о том, что связано со смыслом жизни, что выходит за рамки простейших потребностей в безопасности и удовольствиях.
Но такого рода пассивность, нежелание задумываться – это тоже наш выбор.
Решение игнорировать «последние вопросы» – это именно наше решение, и оно едва ли является мудрым. Жизнь, так или иначе, проходит, и, приближаясь к её концу, мы будем вынуждены как-то ответить на вопрос: на что мы её потратили. Можно проиграть, вложившись не туда, но никуда не вкладываясь, мы наверняка проиграем.
Поэтому поиск истины – это то, чем определенно стоит заняться.
Религиозные утверждения и их рациональный анализ
Существует ошибочное представление о том, что разобраться с притязаниями различных учителей и учений невозможно – они все одинаково хорошо или, вернее, одинаково плохо обоснованы.
Одни люди торжественно провозглашают одну религию, другие с ничуть не меньшим пылом – другую. Причем, как предполагается, речь в любом случае идет о чистом фидеизме – приверженности тем или иным представлениям о духовной реальности просто потому, что мы так решили, или нас так воспитали, или нам это показалось привлекательным.
Как любят говорить атеисты, следующие Ричарду Докинзу сотоварищи, любая религия – это «вера без доказательств». Одни люди произвольно выбрали присягнуть одному ничем не обоснованному набору фантазий, другие – другому.
Многие люди, которые вовсе не являются воинствующими атеистами, склонны принимать по умолчанию и не задумываясь представление о том, что вера – это что-то чисто эмоциональное, основанное на вкусах и переживаниях и в принципе не подлежащее рациональному анализу.
Конечно, часто за мировоззренческим выбором людей стоят не только и не столько рациональные соображения. То, как человек был воспитан, какие люди ему понравились, какие, напротив, вызвали отвращение, где ему показалось тяжело и неприятно, а где, напротив, он пережил необычный душевный подъем – всё это может иметь большое влияние на его выбор.
Обычно, рассказывая о своем обращении, люди не говорят, как они тщательно рассмотрели притязания каждой системы взглядов и приняли решение.
Но это не значит, что такой рациональный анализ невозможен.
Религии делают определенные утверждения о реальности. Эти утверждения можно рассмотреть подробно.
И когда мы сопоставляем утверждения разных религий, иллюзия их одинаковой (не)достоверности пропадает очень быстро.
Например, такой текст, как «Велесова Книга» претендует на то, что является древнейшим памятником славянской письменности. Лингвисты, проанализировав текст, пришли, однако, к заключению, что язык, на котором он написан, вовсе не является древним. Это смесь вполне современных славянских языков, то есть «книга» создана в ХХ веке.
В другом религиозном тексте – «Книге Мормона» – тоже можно заметить, что в предполагаемом описании жизни доколумбовой Америки фигурируют животные (лошади, ослы, коровы и т. д.), которые появились в Новом Свете только вместе с европейцами, а лингвистический анализ текста указывает на то, что он не является переводом с какого-либо из древних языков, а написан сразу по-английски, в стиле, подражающем каноническому переводу Библии Короля Иакова.
О Новом Завете мы знаем (от светских ученых), что он написан при жизни первого-второго поколения учеников Иисуса, и отражает реальное свидетельство тех, кто Его знал, о Его смерти и Воскресении.
Уже это ставит христианство особняком. В его основании лежит историческое событие – Воскресение Христово, свидетельства о котором доступны исследованию.
Светские ученые признают, что ученики Иисуса пережили что-то, что убедило их в том, что Он воскрес2.
Конечно, в Сети нет недостатка в материалах, которые критикуют христианство и стремятся подорвать доверие к свидетельству апостолов. Но нам стоит потратить время и силы на то, чтобы разобраться.
Когда мы принимаем важные решения – хотя бы собираемся купить что-то дорогое, например машину или квартиру, – мы обычно тщательно наводим справки, проводим разыскания, выясняем, не имеем ли мы дела с мошенниками и т. д. А ведь речь идет только о деньгах – хотя и больших.
Когда вкладываем не деньги, а всю нашу жизнь, нам стоит тщательно всё рассмотреть и взвесить. Многообразие различных мировоззрений, религиозных и светских, притязающих на наше доверие, – это не повод отмахнуться от всех их, потому что, отмахиваясь, мы неизбежно оказываемся с мировоззрением «по умолчанию», которое мы незаметно для нас самих подхватили из окружающей атмосферы.
О поиске истины
Итак, чтобы найти истину, прежде всего нужно захотеть её найти. Это может потребовать определенного мужества и решимости.
Обычно у нас есть уже сложившиеся представления о мире и нашем месте в нём – и истина может потребовать их пересмотра, «покаяния» в изначальном, библейском смысле этого слова. Соответствующее слово в Библии (μετάνοια – метанойя) буквально значит «перемена ума».
Здесь нам понадобится добродетель надежды – истина существует, её стоит найти. Наша жизнь радикально изменится к лучшему на самом глубоком уровне, когда мы её найдем. Все мы склонны к самообману – с этим связан успех лжеучителей, которые могут предложить людям то, что они хотят. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3).
Лжеучителя улавливают людей, обращаясь к различным их потребностям, например, потребности в одобрении, в принятии, в принадлежности к группе. Нередко они обращаются к гордыне, желая «продать» людям чувство превосходства над другими. Расистские и националистические доктрины внушают людям, что они по рождению принадлежат к особенной, превосходящей других группе. «Научный атеизм» уверяет своих адептов в их интеллектуальном превосходстве. Гностические и эзотерические учения приписывают своим адептам духовное превосходство, знание «тайн», которые сокрыты от всех остальных.
Есть учения, которые оседлывают национальные или политические страсти. Есть те, которые сочетают политический активизм и апелляцию к больным и поврежденным страстям человеческим.
Мы можем вспомнить того же Сандея Аделажду, который улавливал людей, обещая им то, что они хотят – достаток и здоровье. Он предлагал им послание, в которое они хотели бы поверить.
И вот здесь мы можем сделать выбор: я не против достатка и здоровья, но прежде всего меня интересует истина. Что существует на самом деле? Реален ли Бог? Воскрес ли Христос? Если Бог есть, чего Он от меня хочет?
И если вы решитесь искать истину, вы её найдете. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7, 8).
* * *
Примечания
