Почему мы не верим в реинкарнацию

Источник

Содержание

Популярное верование Реинкарнация чего? Личность в христианстве Со смертью будет покончено навсегда Реинкарнации не будет – потому что Бог нас любит  

 

Бог есть любовь – и, следовательно, реинкарнации не существует

Популярное верование

Реинкарнация, переселение душ – очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. Часто его – на полусознательном уровне – разделяют люди, которых нельзя назвать сознательными адептами какой-либо религии. Представление о реинкарнации часто само собой подразумевается в фильмах или сериалах – что неудивительно, учитывая его популярность среди тех, кто эти сериалы делает.

Как пел Высоцкий:

«Пускай живешь ты дворником, родишься вновь – прорабом,

А после из прораба до министра дорастешь,

Но если туп, как дерево, – родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь».

Иногда о своей вере в реинкарнацию говорят люди, называющие себя христианами и православными. Это часть более широкого феномена – смутной, адогматической религиозности, в которой мирно уживаются обрывки несовместимых представлений о мире, примерно, как на одном столе могли бы уживаться обрывки географических карт.

Это вполне возможно, пока мы просто любуемся картами. Но если мы собираемся отправиться в путешествие, нам понадобится выяснить, какая из карт верна.

Как бы ни складывалась наша жизнь, и что бы нам ни предстояло, одно несомненно – в конце концов мы умрем. Что ожидает нас после смерти? Об этом стоит задуматься заранее, и попробовать разобраться, какое из несовместимых представлений о посмертии – истинно.

Как только мы приглядимся внимательнее, мы обнаружим, что христианство несовместимо с реинкарнацией на самом фундаментальном уровне; вера в реинкарнацию требует картины мира, в самых своих основах противоположной библейской. Если попробовать выразить это одной фразой – Бог есть любовь, и, следовательно, реинкарнации не существует.

Но прежде всего нам стоит внимательнее приглядеться к самой концепции реинкарнации.

Реинкарнация чего?

Реинкарнация понимается большинством наших современников (я не имею виду серьезно практикующих буддистов или специалистов-религиоведов) как форма личного бессмертия – именно ты, как личность, избежишь небытия, ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. У тебя будет возможность завершить начатое, исправить ошибки, продолжить путь духовного развития.

Такая картина возникает из чтения адептов New Age – в прошлой жизни я была жрицей и принцессой, а в следующей тоже будет что-нибудь хорошее.

Но, если мы хотя бы немного задумаемся, то именно того, что привлекает людей – личного бессмертия – в реинкарнации нет.

В самом деле, что именно реинкарнируется? Как и любой человек, я обладаю личной идентичностью. У меня есть четкое сознание того, что я – это я. Конечно, я меняюсь со временем – но я остаюсь собой. Я помню, как в 3 года играл на паркете с игрушечным луноходом, в 10 лет был поражен зрелищем северного сияния, в 20 читал книги по философии, в 23 – женился и крестился в один день. Конечно, я сильно изменился за прошедшие десятилетия – но я помню, что это был я. Я воспринимаю мою жизнь изнутри, от первого лица.

У меня есть характер, который сложился в результате сочетания моих врожденных черт, пережитого мною опыта, общения с людьми, которые были в моей жизни, прочитанных книг, принятых решений. Мои близкие и друзья, мой народ, родной язык и культура, и, конечно, моя вера – это важная часть того, кто я есть. У меня есть опыт и воспоминания, которые определяют, кто я сейчас и на каком фоне принимаю решения.

Теперь предположим, что я умер и «реинкарнировался» в ребенка, зачатого в это время, например, где-то в африканской деревне. Этот ребенок не разделяет со мной ни сознания личной идентичности, ни черт характера, которые ему еще предстоит приобрести в ходе его собственной жизни, ни личного опыта – ни, что особенно важно, воспоминаний. Мои родные, друзья и сослуживцы хотя бы имеют со мной общие воспоминания, а этот ребенок – нет. На каком же основании мы вообще могли бы сказать, что он – это реинкарнировавшийся я? Какой смысл был бы в таком высказывании?

На каком основании мы могли бы вменять ему мои грехи, за которые он будет страдать, или заслуги, за которые он будет вознагражден? В чем вообще смысл награды или наказания за деяния, которые человеку вообще неизвестны – как будут неизвестны моему реинкарнанту мои поступки?

Как этот реинкарнант сможет «продолжить мою духовную эволюцию» (что бы это ни значило) если между нами нет преемства личной идентичности, знания и опыта? Он не сможет ни покаяться в моих грехах (которые ему неизвестны и которые не являются частью его личной истории) ни продолжить мой духовный рост (решения, бывшие частью этого роста – не его решения, знания, обретенные мной – не его знания).

Даже если мы допустим, что когда-то в будущем этот ребенок «вспомнит», что в прошлой жизни был мной – он все равно останется другой личностью, с другой историей, другим характером, которому в голову каким-то образом попали воспоминания совсем другого человека – меня.

Фактически, доктрина реинкарнации означает, что моя уникальная личность с ее памятью и опытом просто навсегда исчезает в момент смерти – а потом на свет появляется какой-то другой человек, который будет страдать из-за моей «кармы». Никакого «я» которое бы дорастало «из прораба до министра», просто не существует.

Надо сказать, что Буддизм – который, в отличие от Теософии и различных форм New Age обладает продуманной философией – и не утверждает бытие некоей «души», или «личности», переселяющейся из тела в тело. Как пишет известный отечественный буддолог Е.А. Торчинов, «Отрицается ….. индивидуальное “я”, личность как сущность, простая и вечная тождественная самой себе субстанция. Таковой буддизм не находит в нашем опыте и рассматривает ее как иллюзорный продукт ментального конструирования… Но если такой сущности, как душа нет, то что же такое личность? буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов.

В знаменитом буддийском философском памятнике “Вопросы Милинды” (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н. э.) … Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно, как и совокупность всех этих элементов, не являются личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно также и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта»

Несколько иначе дело обстоит в Индуизме – который признает «атман», то есть то, что можно было бы (несколько условно) назвать «индивидуальной душой». Но «атман» – это, на самом деле, не вы, не ваша личность, которую вы сознаете сейчас и которую знают и любят ваши близкие. Это некое незнакомое ни вам, ни вашим родным и друзьям «подлинное я», которое и проходит через различные перерождения. Но если вы – не в неком уникальном мистическом опыте, а прямо сейчас – не осознаете это «подлинное я» своим, то в каком смысле можно было бы говорить о том, что бессмертие этого предполагаемого «подлинного я» – это ваше бессмертие?

Бессмертия в смысле продолжения именно вашего личного бытия реинкарнация не обещает – и не может.

Личность в христианстве

Христианство имеет совершенно противоположный взгляд на реальность человеческой личности – и ее отношения с Абсолютом. Библия открывает личностного Бога, который проявляет глубоко личное отношение к Своему творению, и, особенно, тем творениям, которые созданы по Его образу – людям. В прямой противоположности с Буддизмом, который полагает любую привязанность чем-то плохим, источником страдания, Бог проявляет глубокую привязанность к человеку. Язык, которым Писание говорит об отношении Бога к людям, ярко эмоционален. Бог помнит о Своих людях, как Мать о ребенке: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15) Он сожалеет о грешниках, как Отец, оскорбленный неблагодарными сыновьями: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис.1:2), как любящий и заботливый муж, удрученный изменой жены: «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» (Иер.3:20)

Он оплакивает Свой неверный народ, вспоминая время счастливой любви «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер.2:2)

Причем речь идет не только о народе в целом – но и об отдельных людях. Как говорит псалмопевец, «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:13–16)

В Новом Завете эта личная любовь Бога к каждому человеку подчеркивается самим Господом Иисусом: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10)

В Евангельских притчах говорится о том, что Бог настойчиво ищет вечного спасения каждого грешника – потому что каждый ему бесконечно дорог.

«кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15:4–10)

По словам святого Апостола Павла, эта любовь Христа к нам простирается до того, что Христос умирает на Кресте ради каждого человека лично: «[я] живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20)

Благая Весть говорит о том, что Бог знает вас лично – с вашим лицом и именем, характером и памятью, радостями и бедами, персональной историей и отношениями с другими людьми – и именно вас лично Он хочет привести к жизни вечной и блаженной. Потому что Он любит Вас, как Отец (и Мать) ребенка, или как Жених – невесту.

Бог хочет, чтобы жизнь будущего века унаследовали именно Вы, с Вашей памятью и уникальными личными чертами. Как святые, которые уже пребывают на небесах, не растворились в Абсолюте – но просияли в Боге. Пронизанные Его славой и Его светом, они только больше стали самими собой.

Более того, Бог заповедует нам любить друг друга. Наши человеческие отношения – брак, верная дружба, духовное братство – имеют значение в Его очах. Мы призваны видеть в ближнем (и ближней) уникальное существо, созданное для вечной жизни. Реинкарнация сделала бы все человеческие отношения чем-то неизбежно преходящим, как и сами личности, которые в них вовлечены.

Со смертью будет покончено навсегда

Реинкарнация противоречит теизму как таковому – то есть вере в личностного Бога, который создал людей по Своему образу и который любит и ценит каждого из их. Но она особенно несовместима с Христианством – той благой Вестью, которую проповедовали Апостолы.

Прочитав Новый Завет, мы обнаружим, что абсолютным центром проповеди Апостолов – вокруг которого строится все остальное – является смерть и телесное воскресение Иисуса Христа. Сам Христос говорит о цели своего прихода: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45)

Как говорит Апостола Павел, когда ему нужно кратко напомнить содержание проповеди Апостолов, «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, И что явился Кифе, потом двенадцати; Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; Потом явился Иакову, также всем Апостолам; А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» (1Кор.15:1–11)

Все остальное в нашей вере – христианская этика, христианская надежда, христианское богослужение – строится на том, что Христос умер на Кресте за наши грехи, воскрес из мертвых и этим даровал нам жизнь вечную и блаженную – которую каждый из нас призван воспринять покаянием и верой.

В рамках представлений о реинкарнации телесное воскресение было бы абсолютно бессмысленным – и просто сбивающим с толку. Воскресение Христа – то есть возвращение Его души в то же самое тело – совершенно никак не согласуется с идеей, что после смерти душа воплощается в другом. Воскресение предполагает, что душа связана с конкретным телом – а не переходит из одного в другое.

Более того, Воскресение Христа – это прообраз того, что произойдет с нами. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор.6:14) Наступит день, когда наши души воссоединятся с телами. Вот как посмертную участь христиан описывает Апостол Павел:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:51–55)

Апостол здесь прямо цитирует ветхозаветного пророка Осию: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13:14)

Косвенно его слова перекликаются со словами другого пророка, Исайи: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис.25:8)

И во многих других местах Писание говорит о том, что мертвые воскреснут, чтобы больше никогда не умирать – со смертью будет покончено навсегда, она больше никогда не вернется:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19)

Христиане восстанут в нетленных – то есть не подверженных болезни или смерти – телах, чтобы войти в жизнь преображенного и исцеленного мироздания, о котором пророк говорит: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6–9)

Библия видит посмертную участь спасенных совсем не как колесо перерождений, в котором мы будем умирать и рождаться много раз, но как «жизнь и нетление» (2Тим.1:10), «жизнь вечную» (Иоан.3:15), в которой уже не будет места смерти.

Реинкарнации не будет – потому что Бог нас любит

Итак, почему мы не верим в реинкарнацию? Потому что мы верим в Бога, который создал каждого нас из любви для вечной радости.

Именно вы, как уникальная личность, с вашим лицом, именем, памятью, любимы Богом. Именно Вас Он призывает к жизни вечной и блаженной, которую мы обретаем в Господе нашем Иисусе Христе, через покаяние и веру, пребывая в Церкви, которую Он создал.

Как говорит Иов, «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25–27).


Источник: Худиев С.Л. Почему мы не верим в реинкарнацию. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 05.03.2022.

Комментарии для сайта Cackle