протоиерей Сергей Садковский

Беседа XXIV. О первом члене символа веры. О безропотном перенесении скорбей

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Из слова Божия мы знаем, братие, что Господь промышляет о человеке, и притом более печется о праведниках, нежели о грешниках. Но мы знаем из истории, что многих благочестивых праведников постигали тяжкие бедствия. Посему многие недоумевают и спрашивают: почему праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и наслаждаются счастливою жизнью? Прежде чем ответить на этот вопрос, я обращу ваше внимание на жизнь одного праведника, которого постигли тяжкие бедствия. История этого праведника очень поучительна, – я разумею многострадального Иова. Вот жизнь его:

Иов жил в земле Уц, в Аравии, задолго до Иисуса Христа. Он был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удалялся от зла. Бог наградил его большим богатством и добрыми детьми. У него было семь сыновей и три дочери. Каждый день они собирались вместе и устраивали поочередно друг для друга пиршества. Всякий раз, как оканчивалась очередь пиров, Иов призывал детей и приносил жертву Богу из опасения, не согрешил ли кто из них. Так жил он покойно и счастливо, пользуясь от всех почетом и уважением. Но зависть дьявола подвергла его тяжкому испытанию. Дьявол клеветал на него пред Богом, говоря, что Иов за то чтит Бога, что получает милости от Него и ведет счастливую жизнь, и, если Он отнимет все, что у него есть, то Иов отречется от Бога. Это была клевета. Чтобы показать веру и терпение его, Бог позволил дьяволу лишить его имущества и детей. И вот наступили для Иова несчастные дни.

Однажды дети его пировали в доме старшего брата. К Иову приходит вестник и говорит, что напали савеяне (арабское племя) и увели его волов и ослиц, а слуг убили. В это же время приходит другой и говорит, что молния попалила всех овец и пастухов его. За ним третий доносит, что напали халдеи и угнали верблюдов, а слуг убили. Не успел этот кончить, как пришел четвертый и сказал, что поднялся большой ветер, разрушил дом, в котором пировали дети его, и все они погибли. Иов был поражен этими несчастьями, но не произнес ропота на Бога. От печали разорвал он на себе одежду, остриг голову свою, пал на землю и сказал: «нагим я родился, нагим и умру; Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Но этим не кончились несчастья его. Дьявол продолжал клеветать Богу, говоря, что Иов отречется от Бога, если подвергнется болезни. Бог отдал ему во власть тело Иова, запретив касаться жизни его. Дьявол поразил его страшною болезнью – проказою: тело его подверглось тлению. Болезнь эта – заразительна, и потому прокаженные были удаляемы из города. Иов также, всеми покинутый, сидел на пепле за городом. Однажды к нему пришла жена его, плакала, роптала на него и на Бога. Иов на это говорил ей: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а зла не будем?» Так и в этом случае он не погрешил пред Богом, не произнес ни одного слова ропота на Него.

О несчастье Иова узнали три друга его и пришли, чтобы утешить его. Увидав его, они возвысили голос свой, зарыдали, разорвали на себе одежды свои и в продолжение семи дней и ночей не могли произнести ни одного слова. Наконец Иов прервал молчание. Он в своих словах к друзьям высказывал всю тяжесть своих страданий, которая увеличивалась еще от того, что он не сознавал за собою вины. Тогда стали отвечать ему друзья, думая, что Бог всегда награждает добрых, а злых наказывает, они говорили ему, что он справедливо наказан, что у него есть тяжкие грехи, и убеждали его раскаяться в них. Огорченный их подозрениями, он защищался, говорил, что не знает за собою никаких грехов, и что Бог поступает так, как угодно Его воле. Друзья не верили ему. Тогда Иов молил Бога, чтобы Он Сам засвидетельствовал о невинности его. Бог явился Иову в вихре и указал, что для человека много непонятного в мире и что он не может проникнуть в тайны Божии и разгадать, почему Он поступает с людьми так, или иначе. После этого Бог высказал Свой гнев на друзей Иова за их неправильные суждения и простил их после того, как он помолился за них. Господь наградил Иова за его терпение и благословил его. Богатство его увеличилось вдвое более против прежнего. У него опять было семь сыновей и три дочери. После болезни он прожил еще 140 лет и видел детей и внуков до четвертого рода. Такова история многострадального Иова.

Пример Иова, братие, научает нас, как мы должны вести себя во время несчастий. Мы не должны жаловаться и роптать на Бога, но терпеливо переносить все невзгоды, подобно праведному Иову, который во время несчастий говорил: «Господь дал, Господь и взял: да будет имя Господне благословенно». Известно также, что и Апостолы, претерпевая гонения, радовались, что удостоились пострадать за имя Христово (Деян.5:41). Апостол Павел, как говорит св. Иоанн Златоуст, «претерпевая бесчисленные злые, кораблекрушения, брани, гонения, напасти, беды от разбойников, и прочие злострадания, от коих почти на каждый день он умирал, не только не сокрушался духом, и не роптал, но еще более радовался, хвалился ими и говорил: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас, и восполняю недостаток во плоти моей скорбей Христовых» (Кол.1:24) и еще: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» (Рим.5:3. Сборн. Окт. 21 день).

Из той же истории Иова мы видим, братие, что неправильно думают те, которые говорят, что, если кого-либо постигает несчастье, то его непременно наказывает Бог за какие-либо грехи. Друзья Иова думали, что Бог наказывает его за какие-либо тяжкие грехи и предлагали ему раскаяться, но мы видели, что Сам Господь осудил их за эти неправильные мысли. Известно также, что и во времена Иисуса Христа иудеи считали всякое несчастье наказанием за грехи. Однажды ученики Иисуса Христа, увидав слепого от рождения, спросили Его: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?» Иисус Христос отвечал; «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так, братие, и мы, если кого-либо видим в несчастье, не должны думать, что Господь непременно наказывает за какие-либо грехи.

Наконец, братие, из той же истории Иова мы видим, что для человека много непонятного в мире и что он не может проникнуть в тайны Божии и разгадать, почему Бог поступает с людьми так, или иначе, и не может требовать у Бога отчета в Его делах, напр., в том, почему иногда праведники страдают, а нечестивые благоденствуют. Так объявил, как вы слышали, Сам Господь Иову. И в книге пророка Исаии читаем мы: не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моея (Ис.55:8–9). Это изречение убеждает нас в том, что пути промысла Божия для нас непостижимы.

Итак, братие, не будем малодушны при несчастьях, не будем роптать на Бога, но сами себе друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, в твердой уверенности, что милосердый Господь все устроит к нашему благу, к нашему спасению. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle