Источник

Беседа IX. О первом члене символа веры

Верую во единого Бога

В первом члене символа веры говорится, прежде всего, о вере в Бога. Эта вера служит основанием, на котором утверждается все остальное учение христианское. Кто не имеет веры в Бога, тот, разумеется, не принимает христианского учения. Что же значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого, т.е. то самое учение, которое открыто в свящ. писании и предании «Без веры», говорит св. апостол Павел, «угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Истинная вера должна быть живою и искреннею, такою, как будто бы человек всегда видел Бога своими глазами, ходил пред Ним и ощущал в сердце своем Его присутствие, она должна иметь характер всецелой преданности Богу, – должна быть верою от всей души. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф.22:37), говорил Иисус Христос. «Веруешь ли от всего сердца?» спросил пред крещением диакон Филипп эфиопского вельможу (Деян.8:37).

Истинная вера необходимо сопровождается исповеданием ее. Исповедовать веру значит открыто признавать, что мы содержим православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мученья, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Без такого исповедания не может быть истинной веры. Если бы кто по каким бы то ни было причинам отрекся от православной веры, то показал бы тем, что он не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую жизнь. От такого человека отречется и Сам Господь. Всяк убо иже исповестъ Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвержуся его и Аз пред Отцем, иже на небесех (Мф.10:32–33). Примерами исповедания веры служат св. мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такою любовью к Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни и за это подвергались тяжким гонениям, какие только могла придумать изобретательность человека. – В наше время, благочестивые слушатели, не приходится жертвовать жизнью за имя Христово; только в далеких странах языческих проповедники св. веры подвергаются преследованиям со стороны иноверных. Но несмотря на это и мы должны исповедовать имя Христово. Исповедовать Его мы можем принадлежностью к Церкви Его, своим христианским поведением и своею борьбою со страстями и похотями.

Веруя в Бога, благочестивые слушатели, мы должны в то же время признавать, что Бог един. В Ветхом Завете Бог говорил евреям: Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные, разве Мене. В Новом Завете ап. Павел писал Коринфянам: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе или на земле, так как есть (у язычников) много богов и господ много; но у нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:4–6). Поэтому в символе веры и сказано: верую во единаго Бога. Это сказано для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые думают, что богов много. Прежде люди знали только единого истинного Бога, но затем, после потопа, когда размножились и рассеялись по разным странам, постепенно стали забывать о Боге. Между тем человек не может жить без мысли о Боге: душе его свойственно веровать в Него. Поэтому-то и народы, забыв истинного Бога, не остались без веры: вместо истинного Бога, они стали поклоняться ложным богам. Некоторые стали признавать за Бога солнце и другие светила, которые своим величием и влиянием на землю вызывали в них благоговение. Другие стали боготворить земные вещи, от которых надеялись получить пользу или опасались вреда, так стали признавать за Бога реки, озера, животных, гадов и птиц. Некоторые же, наконец, сделали предметом поклонения человеческие свойства, напр. мужество, красоту и др. Душе человека свойственно от природы стремиться к Богу, сознавать свою греховность и умилостивлять Его. Поэтому и язычники, желая приблизить к себе своих богов и иметь их всегда пред глазами, стали делать их изображения (кумиры, идолы) из дерева, камня и металла и приносить им в жертву не только животных, но даже и людей. Так появилось идолопоклонство, которое вскоре настолько распространилось между людьми, что только один народ еврейский поклонялся единому Богу. После Иисуса Христа вера в единого Бога опять стала распространяться между людьми, но и теперь еще много язычников-идолопоклонников, даже более чем верующих в единого истинного Бога – христиан. Между ними трудятся многие проповедники истинной веры, дабы и язычники могли покланяться единому истинному Богу.

Будем же, братие, иметь твердую и искреннюю веру в Бога, будем стараться показывать веру и в жизни своей своим христианским поведением, будем благодарить Бога за то, что Он просветил нас, будем молить Его, чтобы Он просветил и язычников светом истинной веры. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle